Методические рекомендации к оформлению индивидуального проекта
методическая разработка (11 класс)
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1-2 курса всех специальностей/профессий очной формы обучения.
Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г. и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России №06-259 от 17 марта 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_proektnoy_deyatelnsti.docx | 993.78 КБ |
kriterii_otsenki_individualnogo_proekta.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации проектной деятельности в образовательных организациях среднего профессионального образования
(для студентов)
ст. Брюховецкая
Рассмотрено на заседание УМО Протокол № 1 «31» августа 2023 г. | Утверждаю и.о зам. директора по учебной работе С.Н. Пелипнко «31» августа 2023 г. |
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1-2 курса всех специальностей/профессий очной формы обучения.
Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г. и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России №06-259 от 17 марта 2015 г.
Разработчик: Шеремет Е.Э., преподаватель естественнонаучных дисциплин ГБПОУ КК «БАК», первая квалификационная категория
___________ (Подпись)
Рецензенты:
Н.И. Пирогова, учитель биология
МАОУ СОШ № 2 А.П. Маресьева ……… ___________ (Подпись)
О.А. Агеева, учитель химии
МБОУ СОШ № 15 И.Ф. Масловского ___________ (Подпись)
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………. | 4 | ||
1. | Понятия и организация проектной деятельности ………………………………… | 6 | |
1.1 | Основные понятия ……………………………………………………………. | 6 | |
1.2 | Типология проектов …………………………………………………………... | 7 | |
1.3 | Требования к проекту ………………………………………………………… | 9 | |
2. | Реализация проектной деятельности ……………………………………………..... | 10 | |
2.1 | Структура и содержание индивидуального проекта ………………………… | 10 | |
2.2 | Оформление индивидуального проекта ……………………………………… | 13 | |
2.3 | Подготовка к защите ………………………………………………………….. | 21 | |
Приложение А ……………………………………………………………………….. | 22 | ||
Приложение Б ……………………………………………………………………….. | 23 | ||
Приложение В ……………………………………………………………………….. | 24 | ||
Приложение Г ……………………………………………………………………….. | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
Любая наука, и биология в том числе, занимается поиском ответов на вопросы, касающиеся нашего мира. Научные проекты – это инструменты, с помощью которых можно найти решение той или иной проблемы. Поскольку проблем в окружающем нас мире предостаточно, с выбором темы исследования у вас затруднений не возникнет. Независимо от того, какую проблему вы выберете для решения, проведенные исследования обогатят ваши представления о химии, научат вас планировать свою работу, самостоятельно принимать решения и работать в коллективе.
Если ваш проект носит экспериментальный характер, при планировании и осуществлении собственного эксперимента используйте навыки, полученные ранее в школе. Если вы предпочитаете теоретическую работу, она будет основываться на анализе информации по теме исследования. В любом случае прежде всего определите цель исследования, т.е. проблему или вопрос, решение которого вы ищите. Предположите, каким может оказаться ответ на поставленный вопрос, т.е. сформулируйте гипотезу.
Проверяя свою гипотезу экспериментально, не забывайте о правилах техники безопасности! Желательно, чтобы экспериментальная часть вашей работы проводилась под наблюдением руководителя.
Сделайте вывод, подтверждают ли вашу гипотезу полученные результаты. Обоснуйте также результаты эксперимента, противоречащие гипотезе.
Итак, для того чтобы найти решение поставленной проблемы, работу лучше осуществлять в несколько этапов:
- Сформулировать цель исследования;
- Продумать возможные варианты и методов исследования (составить список всех необходимых материалов и реактивов и дать пошаговое описание эксперимента);
- Изучить возможную информацию по теме исследования (книги, газеты, журналы, интернет-ресурсы);
- Распределить обязанности (при работе в группе);
- Провести исследование;
- Проанализировать полученные результаты (причины получения именно таких результатов, их соответствие ожидаемым и т.д.) и сделать заключение, в котором вы должны ответить на поставленный вопрос;
- Подготовить письменный текст работы (не больше 15 страниц) и еще презентацию (она должна длиться не более 15 минут).
При выборе темы исследования и его осуществления вам поможет преподаватель. Тема проекта должна перекликаться с тем материалом, который вы изучали ранее. Например, вы можете вырастить кристаллы какого-либо вещества и определить влияние температуры, скорости испарения и чистоты раствора на формирование кристалла.
Если ваш проект основывается на анализе данных той или иной проблеме, интересно будет попытаться рассмотреть вопросы, на которые наука пока не может дать однозначных ответов. Например, можно проанализировать роль парникового эффекта в глобальном потеплении или влиянии деятельности человека на существование и размеры озоновых дыр.
Не беритесь за проект, осуществление которого требует сложного оборудования или дорогих реактивов, - интересные результаты можно получить и с помощью того, что находиться под рукой.
Желаем успехов!
- Понятия и организация проектной деятельности
- Основные понятия
Проект – форма организации совместной деятельности преподавателей и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленная на анализ и решение практической проблемы.
Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), выполняемая обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя.
Практикум (тренинг) – форма учебной работы, основная цель которой –обеспечить практическое усвоение отдельных умений проектной деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, планирование, оценка и т.д.
Продукт – конечный результат проектной деятельности обучающихся, выраженный в материальной или интеллектуальной форме, выполненный в рамках достижения поставленной цели для решения проблемы, актуальной в современном обществе или научной сфере.
Проектная сессия – групповая деятельность под руководством преподавателя, во время которой происходит поиск и структурирование проблемных вопросов заданной тематики, формируются проектные инициативы, происходит активный диалог между участниками, принимаются совместные решения выявленных проблемных точек, генерируются новые подходы к получению проектного продукта.
Проектное обучение (или метод проектов) – это образовательная технология, направленная на приобретение обучающимися знаний, умений и практического опыта в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Специально организованная проектная деятельность студентов ограничена во времени, нацелена на решение определенной проблемы и имеет в качестве результата конечный продукт деятельности.
Проектный семинар – учебная форма организационной и образовательной поддержки проектной работы, направленная на формирование у студентов навыков целеполагания, проектирования, взаимодействия в команде и управления проектами.
- Типология проектов
Проекты классифицируются по типу получаемого продукта.
Исследовательский проект направлен на решение исследовательской задачи. В основе проекта лежит гипотеза, которую необходимо доказать или опровергнуть. Ведущей деятельностью является исследовательская, направленная на продуцирование нового знания. Продуктом таких проектов является теоретическое знание, верифицированное посредством научных методов, характерных для научных дисциплин, в рамках которых реализуется конкретный проект, с целью выработки умения выдвигать и проверять гипотезы, а также вести научноисследовательскую деятельность.
Инженерно-конструкторский проект представляет собой конструирование нового инженерного продукта или технологии. Ведущая деятельность – инженерное проектирование, конструирование. Продукт – инженерное решение, технология, устройство или технологическая цепочка, которые можно использовать или поставить в производство, созданные в ходе изобретательской и конструкторской деятельности, в целях внедрения инноваций в существующие производственные механизмы, цепочки и схемы для повышения их эффективности.
Организационный проект предполагает разработку пакета документов, направленного на совершенствование или создание организационной структуры и системы управления организацией. Ведущая деятельность – организационное проектирование. Продукт – организация в целом, ее структурные подразделения, организационные процессы. Комплект документов включает схематическое изображение структуры организации, проекты положений о подразделениях, должностных инструкций и др.
Инфраструктурный, или отраслевой проект направлен на создание или реконструкцию конкретного объекта или технологического комплекса инфраструктуры, результат проекта может быть использован для улучшения социально-экономической ситуации территории. Ключевым значением является наличие общественного блага для отрасли и пользователей. Ведущая деятельность – стратегическое проектирование. Продукт – инфраструктурное решение, включающее в себя организацию структуры процессов, направленных на решение той или иной системно значимой проблемы. Основной тип деятельности – проектирование процессов и взаимодействия организаций.
Творческий проект подразумевает создание творческого продукта, тесно связан с креативными индустриями. Продукт – произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства, литературы, видеофильмы и др. Ведущая деятельность – художественное творчество.
Социальный проект направлен на решение социальной проблемы. Продуктом является модель предлагаемых изменений. Особенность социального проекта состоит в социальной значимости. Ведущая деятельность – социальное проектирование. Социальный проект направлен на решение проблем общества: социально-экономических, экологических и других, например, связанных с загрязнением окружающей среды, безработицей, бедностью.
Бизнес-проект (предпринимательский, стартап) представляет разработку бизнес-плана деятельности предприятия и запуск конкретного коммерческого начинания, собственного дела, способствует формированию навыков предпринимательской деятельности.
По длительности различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты. По степени участия они делятся на групповые, парные и индивидуальные (личностные).
Чаще всего проекты бывают смешанного типа: могут выполняться в рамках одной учебной дисциплины или быть междисциплинарными представляют несколько продуктов (например, знание и инновация), выполняются как в аудитории, так и вне ее.
Любой из перечисленных выше проектов может быть инновационным. Инновационный проект представляет создание новой или изменение существующей системы в целях улучшения качества продукции, услуги посредством снижения затрат ресурсов, применения эффективного, в том числе цифрового, решения практической задачи, приводящего к инновации. внедрения продуктов креативной индустрии. Ведущая деятельность – инновационная.
Продукт проекта – инновация. Выделяют пять стадий инновации: инициация (научно-исследовательская работа, макет или концепция новшества), разработка, реализация или производство инновационного продукта, распространение, потребление – завершение (потребление продукта, снижение потребности, необходимость создания новой инновации). В образовательных организациях среднего профессионального образования могут быть реализованы все типы проектов. Наблюдается определенная зависимость типов проектов от профиля осваиваемой профессии или специальности: для технического профиля наиболее распространенным является инженерно-конструкторский, для естественнонаучного – исследовательский, для гуманитарного – творческий, для социальноэкономического профиля – бизнес-проект. Организационный, инфраструктурный (отраслевой) и социальный проекты могут разрабатываться в любом профиле.
- Требования к проекту
Основными требованиями к проекту являются:
− наличие социально значимой исследовательской, информационной, практической задачи или проблемы;
− постановка проблемы или задачи, требующей интегрированного знания и поиска ее решения;
− практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
− самостоятельная деятельность обучающихся;
− последовательность выполнения этапов проекта с указанием результатов;
− соблюдение правил оформления результатов и презентации проекта, разрабатываемых образовательной организацией самостоятельно с учетом отраслевой специфики.
- Реализация проектной деятельности
2.1 Структура и содержание индивидуального проекта
Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
Исследовательская работа выполняется обучающимися самостоятельно, с привлечением специальной литературы, использованием нормативно-правовых источников, принятых стандартов, разработок в области выбранной тематики.
В работе должны присутствовать таблицы и рисунки, в которых группируются данные и наглядно представлены тенденции, позволяющие оценить различного рода процессы в их динамике.
Изложение темы должно быть подчинено единой логике, работа должна быть написана простым понятным языком, в изложении красной нитью должна проходить тема исследования. В конце работы должны быть представлены полученные выводы и выработанные автором предложения по повышению уровня финансового планирования и бюджетирования как в обществе, так и на исследуемом предприятии.
Серьезное внимание должно быть уделено оформлению работы, стилю изложения, общепринятым правилам грамматики и орфографии.
Состав и объем исследовательской работы
Структурными элементами исследовательской работы, как правило, являются:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- разделы основной части;
- заключение;
- перечень использованных информационных ресурсов;
- приложения (при необходимости).
Объем должен составлять 20-25 страниц печатного текста стандартного листа белой бумаги (формат А4). При написании исследовательской работы обучающийся должен иметь в виду, что цель работы строится исходя из темы исследовательской работы, а задачи исходя из содержания (названия) глав. Например, тема исследовательской работы «Влияние алкоголя на белковые структуры клеток», тогда целью исследовательской работы будет «изучение особенности влияния алкоголя на животные белки».
В содержании работы должны быть выделены: введение, два раздела с подвопросами, заключение, список использованных источников, при необходимости – приложения.
В тексте обязательно должны делаться ссылки на источники при их цитировании или использовании. Должны присутствовать грамотно оформленные таблицы, рисунки (графики, диаграммы, схемы). Необходимо использовать данные предприятия, а в некоторых темах – статистические данные по РФ. Работа должна заканчиваться списком использованных источников в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Список составляется в алфавитном порядке.
Во введении характеризуется и обосновывается выбор темы, актуальность проблемы, определяют объект, предмет исследования, цель, задачи, методы исследования. Кратко характеризуют современное состояние проблемы.
Степень разработанности проблемы по теме исследования должна показать основательную осведомленность обучающегося о том, какие аспекты ее изучены достаточно хорошо, какие частично, какие нуждаются в дальнейшем исследовании.
Материалы обзора рекомендуется систематизировать в хронологическом либо понятийно-логическом порядке. Целесообразно при этом обобщать различные точки зрения авторов по одному и тому же вопросу. При этом не следует подробно излагать прочитанное, необходимо выделить главное и дать краткую оценку публикациям по теме исследования.
Цель исследовательской работы состоит в рассмотрении наиболее важных дискуссионных вопросов темы исследования, либо наименее изученных проблем, имеющих важную теоретическую и практическую значимость. Цель должна быть определена ясно и конкретно, и вытекать из формулировки поставленной научной проблемы либо темы работы.
Задачи исследовательской работы тесно связаны с целью исследования. Их решение ведет к достижению поставленной научной цели. Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий, как-то: изучить…, установить…, исследовать…, систематизировать…, разработать классификацию, практические рекомендации и т.д.
Указанные во введении задачи должны найти свое отражение в содержании основной части работы (параграфы содержания).
Объект и предмет исследования. Под объектом понимается процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и необходимость ее изучения.
Предмет исследования – это та часть объекта или его свойства, которые задействованы в появлении проблемной ситуации, следовательно, выбор предмета исследования в каждом случае будет продиктован формулировкой проблемы (темы).
Содержание первой главы имеет научно-теоретический характер.
В первой главе рассматриваются основные положения выбранной темы: понятие, сущность, подходы к изучению, современный уровень разработки, анализ существующего положения на сегодняшний день, основные нерешенные вопросы, достоинства и недостатки исследования данной тематики по отношению к практическим разработкам, существующие подходы к исследованию.
В данной главе, как правило, рассматриваются теоретические вопросы, отражающие сущность экономических категорий, понятий, относящихся к теме исследования.
Вторая глава как правило, носит практический характер. В ней раскрываются приложения того аппарата, который рассмотрен в первой главе работы. Осуществляется эмпирический анализ темы: либо по временным интервалам (годам, периодам), либо сравнительный анализ проблемы (по странам, регионам), либо комбинация этих двух видов анализа. Обучающийся должен продемонстрировать (при выдвижении курсовой работы на отличную оценку) умением систематизировать, анализировать и представлять в табличной форме и графически статистический материал, точки зрения экономистов и т.д.
Заключение. В заключении кратко и логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, они должны вытекать из содержания работы и носить обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи исследовательской работы полностью выполнены. Последовательность изложения выводов должна соответствовать порядку представления материала в тексте работы.
В приложение выносятся большие таблицы, диаграммы, графики, схемы, текстовый материал с методиками и расчетами, которые использованы при написании работы. На них в тексте обязательно должны быть ссылки. В курсовой работе должна присутствовать расчетная часть.
Перед защитой работы автор должен представить научному руководителю сведения о проверке степени оригинальности работы через систему отчета «Антиплагиат» (оригинальность текста должна быть не менее 60% объема работы).
2.2 Оформление индивидуального проекта
Письменные работы обучающихся оформляют:
- в печатном виде на одной стороне листа белой бумаги формата А4;
- без рамок, соблюдая следующие размеры:
- расстояние от левого края страницы до границ текста –30 мм;
- расстояние от верхней и нижней строки текста до верхнего и нижнего краев страницы – 20 мм;
- расстояние от правого края страницы до текста – 10 мм;
- гарнитура шрифта – Times New Roman;
- размер шрифта для основного текста – 14;
- междустрочный интервал – 1,5
- размер шрифта для примечаний, ссылок – 12;
- абзацный отступ –1,25 мм;
- выравнивание основного текста – по ширине страницы. Перенос в словах допускается использовать, кроме заголовков.
- Наименование структурных элементов: «Содержание», «Введение», «Заключение», «Приложение», «Перечень использованных информационных ресурсов» пишут с новой страницы, с прописной буквы, полужирным шрифтом, размером 16, без точки в конце, располагая по центру.
Заголовки разделов (подразделов) основной части пишут, с прописной буквы, полужирным шрифтом, размером 16 (для подразделов размер шрифта – 14), без точки в конце, с абзацного отступа, равного 1,25 мм. Заголовки разделов пишут с новой страницы.
Если заголовок раздела (подраздела), приложения, таблицы, рисунка занимает две строки и более, то его следует записывать через одинарный межстрочный интервал. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Не допускается размещать заголовки подразделов в нижней части листа, если под ними помещается менее двух строк текста.
Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и предыдущим или последующим текстом, а также между заголовками раздела и подраздела должно быть равно двум межстрочным интервалам, применяемым в основном тексте.
Рисунки, таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах текста работы, приводя их номера после слов «рисунок», «таблица». Допускается нумерация рисунков и таблиц в пределах раздела.
На все рисунки и таблицы должны быть приведены ссылки в тексте, при этом следует писать слова «рисунок», «таблица» полностью с указанием номера.
Примеры
Правильно:
- «…данные приведены в таблице 4» (при сквозной нумерации по всему тексту работы).
или
- «… в соответствии с таблицей 3.2…» (при нумерации в пределах раздела 3). 3 «… как указано на рисунке 2».
Неправильно:
4 «…в соответствии с табл. 3.2…». 5 «… как указано на рис. 2».
Нумерация страниц работы сквозная, начинается с титульного листа. Титульный лист, включают в общую нумерацию страниц, начиная с титульного листа, но номер страницы на нем не проставляют. Таблицы объемом больше одной страницы допускается приводить в приложении.
Листы работы оформляют с нижним колонтитулом, в котором в скрытой таблице (из двух граф) пишут вид и обозначение письменной работы обучающегося, размер шрифта – 10; номера страниц арабскими цифрами, размер – 14 с выравниванием по правому краю.
Наименование темы исследовательского проекта (работы), на титульном листе, бланке задания должно полностью соответствовать теме, утвержденной приказом заведующего отделением, которая, в свою очередь, в полной мере согласуется с базой программы и объектом исследования (изучения).
В тексте письменной работы не допускается применять:
- сокращения обозначений единиц величин, употребляемых без цифр, за исключением таблиц и расшифровок формул и рисунков;
- математические знаки величин без числовых значений, например, «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно), «>=» (больше или равно), а также знаки «%» (процент), «№» (номер);
- индексы стандартов, технических условий, например, (ГОСТ, ОСТ, СТО, ТУ и т. д.) без регистрационного номера.
Пример
Правильно:
«…определяется отношением фактического числа техники к нормативной потребности в ней, выраженный в процентах».
Неправильно:
«…определяется отношением фактического числа техники к нормативной потребности в ней, в %».
В тексте работ допускается использовать сокращения в соответствии с ГОСТ Р 7.0.12, например, так далее – т.д.; тому подобное – т.п.; и другие – и др.; в том числе – в т.ч.; прочие – пр.; так как – т.к.; страница – с.; годы – гг.; смотреть – см.; включительно – включ; автор – авт.; библиотека – б-ка; включительно – включ.; диссертация – дис.; доцент – доц.
При необходимости сокращений полное название следует приводить при его первом упоминании в тексте и в скобках – сокращенное название или аббревиатуру. При последующем упоминании употребляют сокращенное название или аббревиатуру.
Пример – Люминесцентный магнитный порошок (ЛМП)…
Допускается вносить исправления в тексте подчисткой или закрашиванием корректором белого цвета и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черной пастой рукописным способом.
Иллюстративный материал (рисунки, диаграммы, графики и т.д.) должны быть расположены как можно ближе к тексту документа, например, рисунок 1.
Рисунок 1 – В каком возрасте Вы первый раз попробовали алкогольную продукцию?
Небольшие по размеру рисунки допускается размещать по горизонтали рядом друг с другом. При этом каждый рисунок должен иметь свой заголовок и номер.
Диаграммы могут иметь поясняющие надписи, которые размещаются под диаграммой в виде подрисуночного текста или на свободном месте поля диаграммы.
Пример – На основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что произошло увеличение количества спортивных объектов учреждений, что проиллюстрировано на рисунке 3.
1 – 2011 г.; 2 – 2012 г.; 3 – 2013 г.; 4 – 2014 г.
Рисунок 3 – Темпы роста профессиональных образовательных организаций за 2010-2014 г.
Пересечение надписей с диаграммами, линиями графиков и линиями координатной сетки не допускается.
Табличную форму целесообразно применять, если различные показатели можно сгруппировать по какому-либо общему признаку, а каждый показатель имеет два и более значения. Наименования частей таблицы приведены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Наименование структурных частей таблицы
Таблицы оформляют в соответствии с рисунком 5. Слева над таблицей, без абзацного отступа, размещают слово «Таблица», номер, без точки в конце. Наименование таблицы приводят при необходимости, его записывают с прописной буквы после номера, через тире, без точки в конце. Если наименование таблицы занимает две строки и более, то его следует записывать через одинарный межстрочный интервал.
Таблица 1 – Наименование таблицы (при наличии). Если наименование таблицы занимает две и более строк, то его записывают через одинарный межстрочный интервал
На все таблицы приводят ссылки в тексте работы или в приложении (если таблица приведена в приложении), при ссылке следует писать слово «таблица» полностью с указанием ее номера.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают непосредственно после текста, в котором впервые дана ссылка на нее или на следующую страницу, а при необходимости, в приложении к работе.
Примеры
Правильно:
- «…данные приведены в таблице 4» (при сквозной нумерации по всему тексту ПЗ). или
- «… в соответствии с таблицей 3.2…» (при нумерации в пределах раздела 3). 3 «… как указано на рисунке А 2» (при нумерации в приложении).
Неправильно:
4 «…в соответствии с табл. 3.2…». 5 «… как указано на рис. А 2».
Для таблиц разрешается применять гарнитуру шрифта Times New Roman (10, 12, 13), интервал – одинарный.
Если объем таблицы больше одной страницы, то ее рекомендуется помещать в приложении.
Заголовки граф (столбцов) и строк таблицы следует писать с прописной буквы, в единственном числе, без точки в конце, подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение в соответствии с таблицей 2. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Заголовки граф, как правило, записываются параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Таблица 2 Уровни организации живых систем
Уровень организации | Биологическая система | Элементы, образующие систему | Значение уровня в органическом мире |
1.Молекулярно-генетический | Ген | Макромолекулы нуклеиновых кислот, белков, АТФ | Кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии |
2.Клеточный | Клетка | Структурные части клетки и биологические молекулы | Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов, биосинтеза белка. |
3.Тканевый | Ткань | Совокупность клеток и межклеточного вещества | Разные виды тканей у животных и растений отличаются строением и выполняют различные функции. Изучение этого уровня позволяет проследить эволюцию и индивидуальное развитие тканей |
4.Органный | Орган | Клетки, ткани | Позволяет изучить строение, функции, механизм действия, происхождение, эволюцию и индивидуальное развитие органов растений и животных |
5.Организменный | Организм (особь) | Клетки, ткани. Органы и системы органов с их уникальными жизненными функциями | Обеспечивает функционирование органов в жизнедеятельности организма, приспособительные изменения и поведение организмов в различных экологических условиях |
6.Популяционно-видовой | Популяция | Совокупность особей одного вида | Осуществляет процесс видообразования |
7.Биогеоценотический | Биогеоценоз | Исторически сложившаяся совокупность организмов разного ранга в сочетании с факторами окружающей среды | Круговорот веществ и энергии |
8.Биосферный | Биосфера | Все биогеоценозы | Здесь происходят все круговороты веществ и энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле. |
Перечень использованных информационных ресурсов приводится в конце работы после Заключения, в него включаются только те источники, которые непосредственно изучались при написании работы.
Источники должны располагаться в следующем порядке:
- нормативные правовые акты;
- специальная литература;
- ресурсы Интернет.
Нормативные правовые акты должны приводиться в следующей иерархической последовательности:
- конституции (Российской Федерации, субъектов РФ);
- законы (федеральные, субъектов РФ);
- указы (Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ);
- постановления (Правительства РФ, высших исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ);
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- письма, инструкции, распоряжения, приказы министерств и ведомств.
В Перечне использованных информационных ресурсов нормативные правовые акты одинаковой юридической силы располагаются строго в хронологическом порядке по мере их принятия (от ранее принятых к более поздним принятым документам).
При библиографическом описании нормативных правовых актов сначала указывается название документа, затем его статус (например, Федеральный закон, Указ Президента РФ и т.п.), после чего приводятся дата принятия документа, его номер и дата последней редакции.
Специальная литература включает монографии, диссертации, авторефераты диссертаций, книги, учебники и учебные пособия, статистические сборники, статьи в периодических изданиях.
В Списке использованных источников специальная литература располагается строго в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы.
Информация, размещенная в сети Интернет, является электронным ресурсом удаленного доступа и может также использоваться при составлении Перечня использованных информационных ресурсов. Специальная литература на иностранном языке размещается в алфавитном порядке в конце Списка использованных источников.
Нумерация в Перечне использованных информационных ресурсов должна быть сплошной – от первого до последнего названия. Описание каждого источника составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов. В конце описания источника ставится точка.
Пример оформления Перечня использованных информационных ресурсов
1. Гражданский кодекс РФ. / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №31.
2. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1987 года № 7104-XI). URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 09.04.2023г.)
3. Австриевских, А.Н. Продукты здорового питания: новые технологии, обеспечение качества, эффективность применения / А.Н. Австриевских, А.А. Всковцев, В.М. Позняковский. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2021. — 416 с.
4. Бобров, Н.Б. Сухие законы в российском государстве // Общество, наука и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 76-77.
5. Реутов, О. А. Органическая химия: в 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин. — 4-е изд. (эл.). — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 567 с.: ил. — (Классический университетский учебник). ISBN 978-5-9963-0808-8 (Ч. 1) ISBN 978-5-94774-611
6. Парламентская газета. В Госдуме планируют обсудить проблему алкоголизации населения // Издание Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://www.pnp.ru/social/v-gosdume-planiruyut-obsudit-problemu-alkogolizacii-naseleniya.html (дата обращения 08.04.2023)
Иллюстрации, таблицы, тексты вспомогательного характера могут выноситься в приложения, которые оформляются после Перечня использованных информационных ресурсов. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы (нумерация страниц при этом не проводится) с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
Приложения, если их больше одного, должны обозначаться заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность.
Если приложение расположено на странице, имеющей альбомный формат, то слово «Приложение» и его порядковый номер располагают в правом верхнем углу альбомного листа.
Каждое приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту отдельной строкой в верхней части листа. Обозначаются приложения в той последовательности, в которой их данные используются в работе.
Если в одно приложение входит несколько логически связанных структурных элементов, например, ряд таблиц или рисунков, то в пределах данного (т.е. одного) приложения они должны быть пронумерованы, например, «Таблица А.1», «Таблица А.2» или «Рисунок А.1», «Рисунок А.2». При этом каждая таблица должна иметь свой заголовок, а рисунок – свое наименование; общий заголовок приложения в данном случае может отсутствовать.
2.3 Подготовка к защите
Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.
Подготовив индивидуальный проект к защите, обучающийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.
Текст выступления должен быть кратким. Составляется по схеме:
1) почему выбрана эта тема (актуальность);
2) цель проекта;
3) задачи;
4) гипотеза;
5) методы и средства исследования;
6) полученные результаты;
7) каков продукт проекта;
8) какие сделаны выводы;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Для выступления основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 5-7 минут. После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка по итогам защиты индивидуального проекта может быть засчитана в качестве промежуточной аттестации по дисциплине.
Оформление презентации для проекта: основные требования
К презентации на защиту проекта предъявляется много требований:
- Мультимедийное слайд-шоу надо выполнять в программе PowerPoint.
- В презентации должен быть титульный лист, который не включают в общий объем слайдов.
- Объем презентации для колледжей и вузов составляет 10-20 слайдов. Это рекомендуемый объем, можно включить в работу и больше слайдов.
- Текст для презентации проектной работы должен хорошо читаться и выделяться на фоне слайда.
- Оформление слайдов и размер шрифта должен быть одинаковым на всех слайдах. Размер шрифта заголовков должен быть 24-28 pt, а самого текста — 18-20 pt.
- Слайды не должны содержать слишком много текста. Помните, что вся информация на слайдах не дублирует речь выступающего, а ее подкрепляет.
Структура презентации проекта
Перед тем как делать презентацию для проекта, надо знать ее структурные элементы:
Титульный лист. Начать презентацию надо с титульного листа, это обязательный элемент презентации. Он должен содержать информацию об учебном заведении, типе работы и ее теме, данные об авторе и его руководителе;
Введение. В этой части презентации надо скопировать разделы введения с самого проекта. Это будет актуальность темы, цели и задачи проекта;
Теоретическая часть. В этой части надо написать краткие выжимки из теоретической части проектной работы. Главная составляющая этой части презентации — текст;
Практическая часть. Тут надо показать результаты проекта. Главная составляющая этой части презентации — изображения. Это могут быть диаграммы, фотографии, схемы, таблицы;
Заключение. В этой части нужно подвести итоги и провести связь между целями презентации и выводами. Их можно скопировать из заключительной части проекта, но только не все. Некоторые выводы выступающий может озвучить сам, когда будет защищать работу, а некоторые показать в тексте презентации.
Требования к визуальному оформлению презентации проекта
В школе к оформлению презентации не предъявляются такие строгие требования, как в колледже или в вузе. Вузовская презентация — это совсем другой уровень работы и подготовки, поэтому оформлять ее надо по правилам:
- Цветовое оформление презентации должно быть выдержано в двух-трех основных цветах, которые гармонируют между собой.
- Текст должен хорошо читаться даже с дальних мест аудитории, поэтому надо следить, чтобы фон слайда и шрифт не сливались.
- Изображения и анимация должны быть хорошего качества.
- При оформлении презентации лучше не использовать стандартные готовые шаблоны PowerPoint. Такие презентации часто воспринимают как устарелые и однотипные.
Примеры оформления приведены в приложении
Пример титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность «___________________________________________»
Наименование специальности
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема «_________________________________________________________________»
Дисциплина «___________________________________________________________»
Наименование учебной дисциплины
Наименование подготовки/специальность ______ ________________________
Код наименование направления подготовки
Группа______________
Обучающийся ________________ ________________________
Подпись, дата И.О. Фамилия
Исследовательский проект защищен с оценкой ___________
Руководитель проекта (работы) _________________ __________________
Подпись, дата должность, И.О. Фамилия
Брюховецкая
20
Пример оформления содержания
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….. | 3 | ||
1. | Теоретическая часть | 5 | |
1.1 | 5 | ||
1.2 | 10 | ||
1.3 | 12 | ||
2. | Практическая часть | 13 | |
2.1 | 13 | ||
2.2 | 15 | ||
2.3 | 17 | ||
Заключение ………………………………………………………………………………. | 18 | ||
Список информационных ресурсов ……………………………………………………. | 20 | ||
Приложение А ………………………………………………………………………. | 21 | ||
Приложение Б ……………………………………………………………………….. | 22 | ||
Приложение В ……………………………………………………………………….. | 23 | ||
Приложение Г ……………………………………………………………………….. | 24 |
Далее вы выделяете таблицу и делаете все ее границы невидимыми, «Нет границ».
Выравнивание № страниц по правому краю.
Пример оформления приложений
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Исследуемый объект до проведения эксперимента
Титульный лист презентации к проекту
ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Предварительный просмотр:
Критерии оценки индивидуального проекта
Результаты выполнения и публичной защиты индивидуального проекта определяются оценками:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оцениваются: пояснительная записка, проектный продукт и сам процесс защиты. Оценка выставляется в ведомость и зачетную книжку в раздел «курсовые проекты (работы)», дата защиты соответствует дате сдачи дифференцированного зачета
Обязательный критерий для оценки 4-5 является вовремя сданный и представленный к защите проект. Защита проекта - на последней паре по индивидуальному проекту
Примерные критерии оценки (преподаватель (руководитель проекта) может самостоятельно разработать критерии оценки)
Критерий | Балл |
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации | |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 1 |
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 1.2. Постановка проблемы | |
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный | 1 |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный | 2 |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы | 3 |
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта | |
Актуальность темы проекта и её значимость для обучающегося обозначены фрагментарно на уровне утверждений | 1 |
Актуальность темы проекта и её значимость для обучающегося обозначены на уровне утверждений, приведены основания | 2 |
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для обучающегося, но и для населенного пункта, региона, страны | 3 |
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы | |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий 1.5. Полезность и востребованность продукта | |
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно | 1 |
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта | 2 |
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению | 3 |
Критерий 1.6 Качество проектного продукта | |
Проектный продукт не соответствует большинству требований (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
Критерий 1.7 Соответствие требованиям оформления пояснительной записки | |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 1 |
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий 1.8 Защита проекта, грамотное построение доклада | |
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов | 1 |
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий 1.9 Качество ответов на вопросы | |
Нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения | 1 |
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения | 2 |
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения | 3 |
Критерий 1.10 Оформление проектного продукта | |
представлен плохо оформленный проектный продукт, | 1 |
проектный продукт хорошо оформлен, но есть отдельные претензии | 2 |
к проектному продукту нет претензий | 3 |
30-25 баллов – «5»;
- – 20 баллов – «4»;
19– 15 баллов – «3»;
- баллов и менее «2».
ФИО студента ____________________________________________________
Критерий | Балл |
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации | |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | |
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников | |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | |
Критерий 1.2. Постановка проблемы | |
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный | |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный | |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы | |
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта | |
Актуальность темы проекта и её значимость для обучающегося обозначены фрагментарно на уровне утверждений | |
Актуальность темы проекта и её значимость для обучающегося обозначены на уровне утверждений, приведены основания | |
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для обучающегося, но и для населенного пункта, региона, страны | |
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы | |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | |
Критерий 1.5. Полезность и востребованность продукта | |
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно | |
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта | |
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению | |
Критерий 1.6 Качество проектного продукта | |
Проектный продукт не соответствует большинству требований (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | |
Критерий 1.7 Соответствие требованиям оформления пояснительной записки | |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | |
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении | |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | |
Критерий 1.8 Защита проекта, грамотное построение доклада | |
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов | |
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | |
Критерий 1.9 Качество ответов на вопросы | |
Нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения | |
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения | |
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения | |
Критерий 1.10 Оформление проектного продукта | |
представлен плохо оформленный проектный продукт, | |
проектный продукт хорошо оформлен, но есть отдельные претензии | |
к проектному продукту нет претензий | |
Итого |
30-25 баллов – «5»;
24– 20 баллов – «4»;
19– 15 баллов – «3»;
14 баллов и менее «2».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта, созданы в помощь студентам....
методические рекомендации по написанию индивидуального проекта
Методические рекомендации составленыв помощь студентам для написании индивидуального проекта...
Методические рекомендации по оформлению творческого проекта
Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:– пояснительная записка,– творческая работа (изделие),– защита твор...
Методические рекомендации по оформлению творческих проектов технической направленности
Рекомендации отражают основные требования к проектам технической направленности представляемых к участию в конкурсах, выставках и других мероприятиях в области научно-технического творчества учащихся....
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ."
Написание докладов, рефератов, творческих, олимпиадных и исследовательских работ является неотъемлемой частью учебного процессов в школе. Помимо создания основного текста, в котором представляется ори...
Методические рекомендации для написания индивидуального проекта по истории
Паспорт методических рекомендаций Методические рекомендации содержат указания для работы над индивидуальным проектом по дисциплине «История (в т.ч. индивидуальный проект)» для обучающихся ...
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта обучающимися
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта...