Методические рекомендации по написанию исследовательских работ обучающимися
консультация

Боброва Татьяна Владимировна

Методические рекомендации по написанию исследовательских работ обучающимися позволят ребятам представить свой проект по всем требованиям, предъявленным к исследовательским работам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по написанию исследовательских  работ учащимися

Выделяют несколько типов творческих работ учащихся, работа над которыми позволяет поэтапно развивать проектно-исследовательские навыки учащихся.

Классификация творческих работ учащихся.

  • Устное сообщение по теме.
  • Реферат (от латинского refero - докладываю, сообщаю) – это «краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления и определения целесообразности обращения к нему» ( ГОСТ 7.9 - 77 «Реферат и аннотация»);

Цель реферата - дать полное объективное представление о характере освещаемой работы по данной теме в компактной, экономной форме.

  • Реферативная работа - это разновидность реферата, представляющая собой аналитическое исследование описательного характера, включающее обзор нескольких литературных и иных источников информации с целью оценки уже имеющейся научной информации. Реферативная работа подразумевает не просто осмысление существующего текста, а  преобразование информации и создание собственного текста.

Реферативная работа - это творческая работа, написанная на основе нескольких научных и литературных источников. Она предполагает сопоставление данных разных источников и на основе этого выработку собственной точки зрения на  проблему. Главной целью реферативной работы является представление максимально полной информации по избранной теме, при этом автор должен выработать и представить собственную точку зрения на проблему.

  • Проектные работы - творческие работы, связанные с планированием и достижением заранее спланированного результата.
  • Исследовательские работы. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования. Эти работы можно назвать самыми сложными, т.к. они вбирают в себя практически все виды ранее названных:
  1. это творческие работы, имеющие полученный с помощью научной методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления;
  2. исследовательские работы обязательно включают реферативную часть;
  3. результатом исследовательской работы может стать оформление проекта.

Реферативная работа

Реферативная работа является важным этапом любого научного исследования и представляет собой проблемно-ориентированный анализ имеющихся информационных источников по избранной теме, без которого невозможно правильно сформулировать проблему, а значит, и поставить цель научно-исследовательской работы, направленной на ее решение.

Традиционный реферат, выполненный учеником в 8 классе, может быть через год с успехом дополнен небольшим экспериментом с использованием анкетирования, опросов общественного мнения учащихся школы и т. п. и «превратиться» в работу ученика 9 класса с элементами учебно-исследовательской работы.

Работа над рефератом состоит из трех основных этапов:

I этап - подготовительный, посвященный выбору темы, поиску и отбору нужной литературы по теме;

II этап - исполнительский, целью которого является чтение и анализ текстов первоисточников;

III этап - заключительный, в ходе которого осуществляется обработка первичного текста, первоисточников и составляется текст реферата (вторичный текст) в соответствии с его структурой и требованиями к оформлению, а также готовится устное сообщение (доклад) по выполненной реферативной работе.

Реферативная работа  - это самостоятельная научно-исследовательская работа, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Исследовательская работа (научно-исследовательская, учебно-исследовательская)

Исследовательская работа отличается от реферативной постановкой исследовательских целей и задач.

В понятии «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из следа, т.е. восстановить некоторый  порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Уже здесь заложено понятие об анализе фактов и прогнозированию ситуации.

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проводимых на его основании новых выводов.

Структура  исследовательской работы

Исследование носит  целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научно – исследовательской деятельности – её объекта и предмета.

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике,  биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.

С понятием объекта тесно связано понятие предмет  исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.  Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследованию (описанию) в рамках темы работы. Именно предмет исследования определяет тему работы.

Тема - это основное содержание будущей работы, выраженное в одном предложении. «Тема работы, - пишет В. С. Безрукова, цитируя одного известного ученого, - подобна шляпе: она может украсить даму, а может ее изуродовать».

Тема работы должна быть краткой. Формулировка темы всегда содержит в своем составе предмет и объект предстоящей творческой  работы.

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

Для того чтобы выбрать тему необходимо учитывать ее основные критерии:

  • желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
  • хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;
  • тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Алгоритм формулировки темы работы

В окончательном варианте тема работы должна:

  • включать ключевые слова, точно отражающие предмет исследования и обозначающие объект исследования;
  • содержать форму связи между первым и вторым;
  • отражать проблемность связи первого и второго.

Ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной.  Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и  необходимости проверки новых методов и т.п.

Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений».

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

Гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач.

Как правильно определить цель и задачи реферативной работы?

Реферативная (исследовательская) работа  всегда создается с определенной целью, которую принято формулировать во введении.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель легко сформулировать, если известна тема предстоящей работы.

Целью любой научно-исследовательской работы, если говорить обобщенно, является изучение влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью средств достижения цели (методов) в рамках сформулированной гипотезы.

Структура цели реферативной работы

Действие

Предмет

Объект

Изучить . . .

динамику изменения интересов ...

в малой группе учащихся в условиях школы

Выявить ...

соотношение фантастического и реального . . .

в   повести   А. Матвеевой «Перевал Дятлова»

Проанализировать. . .

возможности кинофильма как  способа интерпретации ...

повести          А. П. Чехова «Драма на охоте»

Определить ...

мифологические     традиции ...

в современной литературе

Раскрыть ...

новые возможности . . .

компьютерных     технологий для публичных выступлений    

Действие в структуре цели может быть описано глаголами, например: обеспечить, критически осмыслить, рассмотреть, выявить, установить, обосновать,  уточнить,  разработать, определить,  объяснить, подробно охарактеризовать, доказать, осуществить критический анализ, сопоставить (сравнить), дать оценку, обобщить, представить точки зрения,  изучить влияние,  оценить эффективность различных методов, определить характеристики явлений, не изученных ранее,  выявить взаимосвязь неких явлений,  обобщить выявленные закономерности и т. п.  ...;

Пример

Тема: «Изучение взаимосвязи строения и основных свойств поверхностно-активных веществ».

Гипотеза: основные свойства существующих поверхностно-активных веществ определяются их строением.

Цель: изучить взаимосвязь строения и основных свойств серии поверхностно-активных веществ.

В данной формулировке цели предметом исследования является строение, а объектом - свойства поверхностно-активных веществ.

После цели формулируются задачи реферативной (исследовательской) работы, которые представляют собой этапы ее выполнения, обозначающие то, в каком порядке и каким образом достигается цель реферативной работы.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Задачами любой научно-исследовательской работы обычно являются:

  • проблемно-ориентированный анализ информации (литературных данных) по избранной актуальной научной проблеме;
  • разработка гипотезы исследования - научного предположения, связанного с объяснением выявленных противоречий и выбором возможных путей решения актуальных проблем в данной работе;
  • теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;
  • обобщение полученных результатов и оценка их научного и практического значения.

Задачи показывают последовательность действий при работе над исследованием.

Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулировки

Класс задач и его

отличительные

особенности

Глаголы, с которых начиняются формулировки задач

Пример

1. Задачи, связанные с изучением теории вопроса

Изучить (проблему), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность), обобщить, проанализировать, выявить, описать и т. п.

«Провести феноменологический анализ понятия ....»

2. Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования

Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п.

«Описать опыт использования теории (методики) структурного анализа текста для ...»

3. Задачи, связанные с созиданием новых теорий, идей, учений, преобразованием предмета исследования

Усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить подготовить, создать, разработать, сформулировать, определить, выработать и т.п.

«Разработать классификацию методов определения ....»

4. Задачи, связанные  с проведением эксперимента      и доказательством гипотезы

Проверить (экспериментально),
установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно-
экспериментальным путем), изучить (экспериментально)

«Выполнить экспериментальную проверку предлагаемого способа...»

5. Задачи, связанные с разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования

Разработать (программу), составить (рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п.

«Составить рекомендации по применению полученных закономерностей по … в практической деятельности»

6. Прочие задачи по созданию, разработке, изучению чего-то нового

Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п.

«Разработать    методику оценки ....»

В тексте исследовательской работы должны преобладать  сложные союзные предложения с оборотами:

  • благодаря тому, что...
  • в силу того, что...
  • после того как...
  • в то время как...

В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого исследования, пользуясь оборотами:

  • как было показано выше...
  • в рамках нашего исследования мы считаем целесообразным...
  • в дальнейшем перед нами стоит задача...
  • ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в теоретической главе, является...

Не рекомендуется использовать

Рекомендуется использовать

повыше
побыстрее
суффиксы -айш, -ейш

наиболее...
наименее...

кое-что
что-нибудь
какой-то

нечто
что-либо
некий

Приемами написания единого по стилю научного текста является использование клише.

Написание отдельных разделов реферативной (исследовательской) работы

Во введении, по существу, описывается вся работа, но только в сильно сокращенном виде. Не случайно этот раздел пояснительной записки пишется после основной текстовой части реферативной (исследовательской) работы, составления списка использованной литературы, заключения и приложения, т. е. в самом конце работы. Структура этого раздела включает:

  • обоснование актуальности изучаемого в работе вопроса;
  • описание противоречий и проблем;
  • тему работы;
  • цель работы;
  • объект и предмет работы;
  • задачи;
  • описание используемых  методов;
  • этапы работы (они могут совпадать с задачами);
  • краткое описание структуры реферативной работы, раскрывающее содержание каждой части (чему посвящены) и основные выводы (теоретические или научные и практические результаты) всей работы;

Ниже приводится перечень таких клише из работы Нифонтова В. И.:

  1. Описание темы:
  • Настоящая реферативная (исследовательская)  работа посвящена (актуальному вопросу..., характеристике проблемы ..., решению вопроса ..., анализу литературных данных по проблеме ... и т.п.).
  • Темой реферативной (исследовательской) работы является ...
  • В работе (рассматривается ..., говорится о ..., дается анализ и оценка ..., обобщаются данные о ...).
  1. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена  работа:
  • Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как..., чрезвычайно актуальна в последние годы, так как ..., привлекает внимание многих ученых, так как является актуальной для ...).
  • Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что ...
  • ... Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной ...
  • Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как ...
  1. Характеристика первоисточников, используемых в работе:
  • Материалом для исследования послужили ...
  • Для анализа литературных данных нами были использованы…
  • В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили...
  1. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:
  • Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее решению…
  • Существует несколько подходов к решению указанной проблемы. Первый, описанный в работах ..., предполагает ..... Второй подход прослеживается в исследованиях ... и заключается в .... Третий, описанный в публикациях ...., основан на ….
  • В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
  1. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):
  • Первая точка зрения заключается в том, что ... Вторая точка зрения, представленная в работах ..., сводится к тому, что .... Сущность третьего подхода раскрывается в работах ... и состоит в том, что ...
  1. Выражение отношения к различным точкам зрения:

а) согласие:

  • Мы разделяем точку зрения автора ...
  • Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...
  • Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как ...
  • Заслуживает внимания точка зрения автора ...

б) несогласие, критика:

  • Трудно (нельзя) согласиться с тем, что ...
  • Нельзя принять утверждения ... о том, что ...
  • Спорной представляется точка зрения ... на ...., так как ...
  • Недостаточно аргументированным представляется суждение автора о том, что ...
  • Недостаточно четко сформулировано положение о ...
  • Автор упускает из виду ..., не подтверждает выводы о ..., необоснованно утверждает то, что ...
  1. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:
  • Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что ...) наиболее обоснованную точку зрения ...
  • Таким образом, есть все основания полагать, что ....
  • Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения ...
  • Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной, убедительной) является точка зрения ...
  • В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ....
  • На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том...

Одновременно с написанием черновика работы следует сразу правильно (т.е. по Государственному Всероссийскому Стандарту (ГОСТу) оформлять список использованной литературы, точно отмечая местоположение каждой ссылки на первоисточник в тексте реферата).

Заключение - это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.

Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ......... можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).

Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи ... с ... осуществлен анализ литературных данных по ...».

Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:

  • Показано, что ...
  • Исследовано...
  • Впервые установлено, что ...
  • Изучено...
  • Впервые обнаружено противоречие ...

Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без порядкового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».

Руководствуясь этими правилами, написать заключение к выполненной работе не составит особого труда.

Список использованной литературы и информационных источников:

1. Нифонтов В. И., Козымина Е. Ю.

От реферата - к научно-исследовательской работе. Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. - 88 с.

  1. http://www.researcher.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

в данной методичекой разработке Вы сможете найти основные разделы по написанию курсовой работы, а также материал для решения задач, созданию проекта и т.д....

Методические рекомендации к написанию курсовой работы (шаблон для преподавателей)

Данное методическое пособие представляет собой шаблон к разработке методических рекомендаций по написанию курсовой работы....

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по профессиональному модулю 5 «Предоставление экскурсионных услуг»

Данные методические указания  помогут студентам  выполнить курсовую работу, т.е. закрепить полученные теоретические знания и практические умения по профессиональному модулю 5 «Предоставление...

Презентация к методическим рекомендациям по написанию исследовательских проектов

Презентация логично сопровождает  доклад "Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите исследовательских проектов....

Рекомендации по написанию исследовательской работы школьниками.

Теория . Подготовка к научно-исследовптельской работе школьников....

Рекомендации по написанию исследовательской работы

в данной статье приводятся конкретные подробные рекомендации по написанию научно-исследовательских работ учащихся...

Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта обучающимися

Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта...