Развитие универсальных учебных действий
статья
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть , то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий .
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга , уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД.
Основные функции УУД Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания Создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности
Основные виды УУД ВИД СОДЕРЖАНИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ РЕЗУЛЬТАТ Л И Ч Н О С Т Н Ы Е самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности); смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него); нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события; дневники достижений развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование готовности к сотрудничеству, оказание помощи; формирование самооценки
Основные виды УУД ВИД СОДЕРЖАНИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ РЕЗУЛЬТАТ Р Е Г У Л Я Т И В Н Ы Е преднамеренные ошибки; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; «ищу ошибки» диспут способность к организации своей деятельности; умение действовать по плану; у мение контролировать процесс и результат своей деятельности Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий ); прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения ); волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)
Основные виды УУД ВИД СОДЕРЖАНИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ РЕЗУЛЬТАТ П О З Н А В А Т Е Л Ь Н Ы Е общеучебные (формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические; моделирование); логические (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных; синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование); действия постановки и решения проблем (формирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно строить речевые высказывания; выбор наиболее эффективных способов решения задач
Основные виды УУД ВИД СОДЕРЖАНИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ РЕЗУЛЬТАТ К О М М У Н И К А Т И В Н Ы Е планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); управление поведением партнера точностью выражать свои мысли ( контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). составь задание партнѐру ; отзыв на работу товарища; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание; «подготовь рассказ…», «опиши устно…» «Объясни…» умение вступать в диалог, доказывать свою позицию; согласование усилий по достижению общих целей; понимание возможности различных позиций
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-65227-1366296343.png)
Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.
В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-520318-1415905648.jpg)
«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-708497-1669024140.jpg)
Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе .
Работа посвящена теоретическому рассмотрению проектирования конкретных учебных ситуаций как необходимого условия развития универсальных учебных действий в средней школе .и их реализации на уроках техн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-139344-1352572444.jpg)
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/28/picture-941609-1503930288.jpg)
Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика
Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика...
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/02/picture-804272-1470150655.jpg)
Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития универсальных учебных действий в учебном и воспитательном процессах школы.
Статья, раскрывающая суть технологии образовательного путешествия....