План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому и речевому развитию детей подготовительной группы Тема: «Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша»
план-конспект
Цель: создание социальной ситуации для речевого развития детей подготовительной группы посредством познавательно-исследовательской деятельности о картофеле.
Задачи:
Образовательные:
-Стимулировать речевую активность, развивать связную речь, логическое мышление посредством выполнения эксперимента, высказывая детьми своих мыслей и предположений («речевое развитие»);
- Формировать умение рассуждать, отвечать полным предложением на вопросы («речевое развитие»);
- Расширять и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по (клубни, крахмал, рассыпчатая) («речевое развитие»);
- Формировать и закреплять представления у детей о происхождении картофеля;
- Познакомить детей с историей появления картофеля в России, а также познакомит с основным компонентом, который входит в состав картофеля («познавательно-речевое»);
- Расширять кругозор детей о пользе картофеля для человека («познавательное развитие»).
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление посредством активного слушания и высказывания своих мыслей («познавательно-речевое развитие»);
- Развивать самостоятельность при работе друг с другом («социально-коммуникативное развитие»);
- Развивать зрительное восприятие через работу с карточками («познавательное развитие»);
-Развивать творческое воображение при создании образа знакомого предмета («художественно-эстетическое развитие»);
Воспитательные:
- Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия при работе в парах, совместно, обсуждая решение поставленной задачи, отвечать за общий результат («социально-коммуникативное развитие»);
- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца («художественно - эстетическое развитие»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_iisledovatelskoy_deyatelnosti_kartoshka.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Курагинский детский сад №15
План-конспект
организационной интегрированной образовательной деятельности
по познавательно-исследовательскому и речевому развитию детей
подготовительной группы
Тема: «Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша»
Разработала:
Учитель-логопед
Курзакова Анастасия Анатольевна
Пгт. Курагино 2020 г
Цель: создание социальной ситуации для речевого развития детей подготовительной группы посредством познавательно-исследовательской деятельности о картофеле.
Задачи:
Образовательные:
-Стимулировать речевую активность, развивать связную речь, логическое мышление посредством выполнения эксперимента, высказывая детьми своих мыслей и предположений («речевое развитие»);
- Формировать умение рассуждать, отвечать полным предложением на вопросы («речевое развитие»);
- Расширять и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по (клубни, крахмал, рассыпчатая) («речевое развитие»);
- Формировать и закреплять представления у детей о происхождении картофеля;
- Познакомить детей с историей появления картофеля в России, а также познакомит с основным компонентом, который входит в состав картофеля («познавательно-речевое»);
- Расширять кругозор детей о пользе картофеля для человека («познавательное развитие»).
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление посредством активного слушания и высказывания своих мыслей («познавательно-речевое развитие»);
- Развивать самостоятельность при работе друг с другом («социально-коммуникативное развитие»);
- Развивать зрительное восприятие через работу с карточками («познавательное развитие»);
-Развивать творческое воображение при создании образа знакомого предмета («художественно-эстетическое развитие»);
Воспитательные:
- Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия при работе в парах, совместно, обсуждая решение поставленной задачи, отвечать за общий результат («социально-коммуникативное развитие»);
- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца («художественно - эстетическое развитие»).
Организация детских видов деятельности:
-коммуникативная деятельность (общение ребенка со взрослым, сверстниками);
- самостоятельная деятельность (выполнения заданий в подгруппах);
- познавательно-исследовательская деятельность;
-познавательно-продуктивная деятельность.
Организация рабочего пространства: ёмкость с крахмалом, йод (4 шт.), пипетки (8 шт.), овощи – дольки кабачка, моркови, редьки; картофель, салфетки бумажные, нож, разделочная доска (4 шт.), клей (4 шт.), бумага А 4 (2 штуки), воздушные шары, степлер, конверт с изображением Лунтика от детей подготовительной группы «Почемучки», презентация «Происхождение картофеля», «Блюда из картофеля», «Картофель – лучшее лекарство»; одноразовые тарелки, карточки с символическим изображением методов исследования по методике Савенкова А.И., картинки-схемы зарисовки выдвинутой гипотезы и картинки для выводов по экспериментированию, записанный перечень вопросов детей о том, чтобы они хотели узнать о картофеле, различные карточки по теме исследования и не только.
Деятельность взрослого | Деятельность детей | Дидактические задачи/условия |
Введение в ситуацию | ||
- Здравствуйте, ребята! Я вас очень рада видеть. Ребята, мне сегодня позвонил Лунтик и сообщил о том, что он нашел удивительный куст. «Он спросил у бабы Капы, что это за куст? Она ответила, что это картофель». Лунтик сначала обрадовался находке, а потом загрустил, так как ничего не знает об этом растении. Для чего он нужен? Чем он полезен? Поэтому, он просит помощи у вас. Как мы можем помочь Лунтику? Что будем делать? С чего начнем? | Дети заходят в группу. Отвечают на вопросы, высказывают свое предположение, анализируют проблемную ситуацию, намечают путь решения. | Условия для: -привлечение внимания; -мотивации детей на совместную деятельность с педагогом; - выражения детьми своих мыслей; - стимулирования речевой активности; - побуждение детей к дальнейшей поисковой деятельности. |
Актуализация знаний | ||
-Для начала вспомним, какой картофель по цвету? По форме? По размеру? - Картофель всегда ли выращивали в нашей стране? Откуда он родом? А привёз картофель в Россию кто? - Назовите блюда из картофеля, которые вам готовит ваша мама или бабушка? -Можно ли его использовать в качестве лекарства? Как можно лечиться картофелем? | Предполагают, рассуждают, вспоминают. Рассматривают презентацию. Отвечают на вопросы. | Условия для: - мотивации детей на проявление познавательного интереса; - актуализации представлений детей о картофеле, откуда он, кто его завез в Россию; - выражения детьми своих мыслей и предположений; - стимулирования речевой активности. |
Открытие нового знания | ||
- Ещё в картофеле содержится очень интересное вещество, кто знает, как оно называется? (крахмал. Логопед показывает его). Потрогайте его, какой он на ощупь? Какого он цвета? | Слушают, осматривают крахмал. Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают. | Условия для: - развития внимания у детей; - развития мелкой моторики рук; - стимулирования речевой активности; - высказывания детьми своих мыслей. |
Затруднение в ситуацию | ||
- Ребята, как мы проверим наш картофель на наличие крахмала? (Логопед показывает карточку с символическим изображением «провести эксперимент» по технологии Савенкова А.И.). - Правильно, ребята! Для того, чтобы нам провести эксперимент нам нужно пройти в нашу лабораторию. Но для начала повторим правила поведения в лаборатории: - аккуратно обращаться со стеклянными предметами; - не брать в руки вещества без разрешения; - быть предельно аккуратными. А сейчас проходим и присаживаемся за столы. | Отвечают на вопросы. Предполагают, рассуждают. Вспоминают правила поведения в лаборатории. Рассматривают карточку с символическим изображением «провести эксперимент».
Присаживаются на стульчики. | Условия для: - формирования опыта фиксации затруднения и понимания его причины; - побуждение детей к решению проблемной ситуации; - выражения детьми своих мыслей; - стимулирования речевой активности; - развития инициативности и самостоятельности, - формирования навыков конструктивного решения проблемной ситуации. |
Открытие нового знания | ||
- Что у меня в руке? (логопед держит в руках йод). Йод – что это такое? Он поможет нам узнать есть ли в картофеле крахмал. Мы должны взять небольшое количество йода при помощи пипетки и капнуть на картофель. При этом место, куда капнули йод, окрасится в темно-синий или фиолетовый цвет. - Что мы наблюдаем? В какой цвет окрасилось место, куда капнули йод? - Какой мы можем сделать вывод? (логопед вызывает ребенка к доске, и он делает вывод об эксперименте по схеме. Схема зарисовывается заранее, когда выдвигаем гипотезу). Если картофель – овощ и в ней содержится крахмал, то как проверить есть ли он в других овощах? (дети проводят эксперимент, также капают йод на овощи – морковку, кабачок и т.д.). - Кто скажет мне, что произошло с овощами? В какой цвет они окрасились? (педагог совместно с детьми проходит к доске и делают вывод по заранее зарисованной схеме). | Рассматривают материал. Обсуждают действия дальнейшей работы, проводят эксперимент совместно с педагогом и делают вывод у доски по заранее зарисованной схеме. Рассматривают, предполагают, отвечают на вопросы. Сравнивают овощи, изменился ли их цвет, когда капнули на них йод. | Условия для: -формирования опыта самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия; -формирования опыта преодоления затруднения способом проведения исследований; - формирования способности выстроить и мотивировать свои предложения; - формирования умения анализировать результаты своей деятельности, делать умозаключения; - выражения детьми своих мыслей; - стимулирования речевой активности, отвечать полным предложением на заданный вопрос; - взаимодействия детей между собой; -развития инициативы; - развития мыслительной активности; -закрепление умений составлять целую картинку из отдельных частей. |
Включение нового знания в систему знаний | ||
- Ну, вот ребята, мы много чего узнали о картофеле. Как сообщим Лунтику об этом? (воспитатель подводит к тому, что нужно составить письмо и отправить Лунтику). - А писать вы умеете? (рисовать и лепить долго). Как еще можно сообщить? - Перед вами лежат различные картинки, как мы при помощи них донесем информацию о нашем овоще? (педагог делит детей на 2 подгруппы). Будьте внимательны, картинки перепутались, вам нужно отобрать и приклеить на листок только те, которые относятся к картофелю. - Отлично, вот мы и составили письмо Лунтику. А как его отправим? Лунтик то у нас живет на Луне, а туда почта не ходит. Каким ещё способом можно его отправить? (педагог вносит в группу воздушные шары, а дети прикрепляют свое письмо к ним). - Ребята, а отправим мы его тогда, когда пойдем на прогулку. | Рассматривают, отвечают на вопросы. Собирают всю необходимую информации о картофеле при помощи картинок. Составляют письмо Лунтику. Рассуждают, предполагают. | Условия для: - побуждения детей к дальнейшей поисковой деятельности; -формирования опыта самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия; - мотивации детей на проявление познавательного интереса; - закрепление умений составлять целую картинку из отдельных частей (картинок); - взаимодействия детей в подгруппах; - стимулирование речевой активности; -развития мелкой моторики рук; -развития внимания. |
Осмысление | ||
-Что мы сегодня делали? -Какой эксперимент с картофелем мы провели? - Зачем мы узнавали и исследовали овощ? Мы справились с заданием? Ребята, вы очень хорошо поработали, помогли Лунтику, до свидания! | Анализ и оценка детьми своей деятельности. Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают. Дети выходят из группы. | Условия для: - восстановления в памяти детей того, что они делали; - стимулирование речевой активности; - выражения детьми своих мыслей; - обращения детей к своему опыту; - развития умений анализировать результаты своей деятельности, делать умозаключения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника Часть -I.
Презентация будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений .Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.В основе экспериментальной деятельности дошкольников...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника/ Часть-II/
Презентация Часть-II...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией по речевому развитию в группе младшего дошкольного возраста № 2 Тема: «Мои любимые игрушки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграциейпо речевому развитию в группе младшего дошкольного возраста № 2Тема: «Мои любимые игрушки»Автор разработки: Галеева Т. Г., воспитате...
"Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития экологического мировоззрения дошкольников при реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ"
"Выполнение ФГОС невозможно без освоения современных образовательных технологий, где главным фактором развития дошкольников выступает характер их деятельности "...
План-конспект открытого занятия интегрированного объединения «Фантазеры». Тема: «Аппликация-мозаика из различного бросового и природного материала»
Занятие разработанно для детей с ОВЗ....
План-конспект открытого занятия интегрированного объединения «Живопись иглой».
Тема: «Вышивка атласными лентами. Вышивка панно «Иван-чай». Цель занятия: научить вышивать атласными лентами цветок иван-чай....
План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему:"Путешествие в страну сказок"
Цель: создание социальной ситуации для познавательно-речевого развития детей старшей группы посредством арт-гимнастики и организации продуктивной деятельности.Задачи: Образовательные: -Стимулиров...
- Мне нравится (1)