"Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития экологического мировоззрения дошкольников при реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ"
консультация по экологии на тему
"Выполнение ФГОС невозможно без освоения современных образовательных технологий, где главным фактором развития дошкольников выступает характер их деятельности "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_pozn_issled_deyat.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»
структурное подразделение «Детский сад №5»
Консультация
«Познавательно-исследовательская деятельность
как направление развития
экологического мировоззрения дошкольников
при реализации ФГОС
в образовательном процессе ДОУ»
Подготовлена: Решетниковой Л.А., педагогом дополнительного образования
2016 - 2017 учебный год
Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, что бы его поведение было экологически целесообразным. Решение этой задачи возможно при условии формирования нового мировоззрения - экологического, воспитания экологической культуры личности.
По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности - проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Предъявляются все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологического мировоззрения.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей».
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Развитие дошкольника во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Организацию познавательно-исследовательской деятельности можно вести по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек;
- рукотворный мир
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»:
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений. В процессе познания происходит получение (прием) и осмысление информации с помощью познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, речь), являющихся неразрывными частями единого процесса отображения объективного мира и его преобразования в субъективный образ (опыт).
Виды познавательно-исследовательской деятельности:
- исследование;
- экспериментирование;
- моделирование.
Исследование – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В результате ребенок приобретает новое знание. Этот вид деятельности предполагает высокую степень познавательной активности ребенка, большую роль отводит самостоятельной работе.
Исследовательская деятельность может быть реализована в процессе специально организованной образовательной деятельности с детьми, во время совместной деятельности взрослого и детей, во время самостоятельной деятельности детей и в семье.
Исследовательская деятельность может быть реализована в различных формах: занятие, экспериментирование, сбор коллекций, наблюдение, труд в уголке природы, целевые прогулки, продуктивная деятельность, создание проекта.
Этапами исследовательской деятельности являются:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ);
- защита.
Экспериментирование (детское) — вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации.
Экспериментирование как вид познавательно-исследовательской деятельности является второй ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, способствует мощному проявлению собственной активности детей, направленной на получение новых знаний (познавательная форма) и продуктов детского творчества (продуктивная форма). Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Моделирование — вид познавательно-исследовательской деятельности, который предполагает опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Доступность метода моделирования для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Классификация моделирования по специфике действий включает:
- замещение;
- составление моделей;
- деятельность с использованием моделей.
Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности
В младшей группе
- формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
- обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
- способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.
В средней группе
- обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
- формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
- продолжать формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру.
В старшей группе
- систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
- формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
- развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.
Формы работы с родителями
1.Анкетирование с целью выявить степень участия родителей в познавательно-исследовательской деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса. (Например, по результатам анкетирования на тему «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков).
2. Привлечение родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях).
3. Привлечение родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке.
4. Консультирование.
5.Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организация фотосессии).
6.Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
Вывод
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность – это направление развития экологического мировоззрения дошкольников, в процессе которого формируются у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…». Современные проблемы взаимоотношений с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Методическое обеспечение
Литература:
1..Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
2..Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
4. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду, пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
Материалы Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная площадка "Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей через экологизацию образовательного процесса "МИР ВОКРУГ НАС"
СТАТУС: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника Часть -I.
Презентация будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений .Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.В основе экспериментальной деятельности дошкольников...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника/ Часть-II/
Презентация Часть-II...
Дополнительное образование, как одно из основных направлений внедрения ФГОС в образовательный процесс в военном учебном заведении
Внедрение ФГОС в особых условиях образовательного процесса в военном учебном заведении. Использование игровых технологий в образовательном и воспитательном процессах....
Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся
Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся (из опыта работы)...
«УМК Spotlight для старшей школы как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе»
Презентация...
«Формирование экологического мировоззрения и этических ценностей через экологизацию образовательного процесса»
Методическая разработка интегрированного курса по экологии «Формирование экологического мировоззрения и этических ценностей через экологизацию образовательного процесса» это документ, раск...