ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья

Рева Дарья Михайловна

Актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy._reva._gbpou_ktsit.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Д. М. Рева,

преподаватель дисциплин профессионального цикла,

ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий»,

г. Курган

Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы

Карлейль

Актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения у подрастающего поколения целесообразна всегда, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало обучающихся имеют вредные для здоровья привычки, что пагубно сказывается как на духовном, так и на физическом состоянии здоровья.

В качестве наставника совместно со своей группой разработали проект, реализация которого занимает весь период обучения в техникуме.

Цель проекта: формирование в сознании обучающихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

Задачи:

  1. Создание программы, направленной на позитивное изменение у всех обучающихся, педагогов, здоровью.
  2. Сформировать заинтересованное отношение у участников целевых групп к теме здоровья, совершенствование поведенческих навыков и ответственного отношения к своему здоровью.
  3. Создание зоны отдыха для улучшения здоровья обучающихся, преподавателей.
  4. Формирование культуры здорового образа жизни.
  5. Активная пропаганда здорового образа жизни.

6. Популяризация здорового образа жизни в среде техникума

Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше. Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье подростков.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашего техникума  действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации данного проекта.

По мнению ученых, наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% определяется наследственностью, на 20% - окружающей средой, и только на 10% зависит от медицинских факторов. Поэтому необходима смена оздоровительной парадигмы, самого подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Общественное внимание должно переместиться на формирование и пропаганду способов здорового образа жизни, основанных не столько на медицинских, сколько на культурных, социальных и экологических факторах. Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.

Что же такое здоровый образ жизни? По мнению ортопеда В.Я. Виленского, «здоровый образ жизни - совокупность типичных форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности, которые укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют полноценному, неограниченному выполнению учебно-трудовых и социально-бытовых функций».

Образ жизни личности задан от рождения, а стиль жизни, ценностное отношение к здоровью личность формирует сама, поскольку имеет возможность самостоятельно действовать в границах имеющегося образа жизни, который допускает широкий диапазон индивидуальных различий, позволяет активно менять сложившиеся обстоятельства, строить свою жизнь творчески, с учетом максимального самовыражения в ней.

Реализация проекта осуществляется по трем направлениям:

1.«Здоровый я - здоровая страна»

Задачи

  1. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни и повышению уровня культуры здорового образа жизни среди обучающихся и педагогов техникума.
  2. Вовлечение всех категорий участников образовательного процесса (педагогических и иных работников образовательных учреждений, обучающихся, родителей) в мероприятия по пропаганде основ здорового образа жизни.

Формы работы: классные часы, беседы, дебаты, викторины, конкурсы рисунков, видео, смотр - конкурс утренней зарядки, тренинги, акции, разработка буклетов

Мероприятия: классный час: «Мы за ЗОЖ», «Режим дня», театрализованное представление: «Уроки полезных привычек», беседа: «Мое здоровье - клад бесценный», тренинг «Здоров ли Я», встреча со специалистами, викторина: «О правильном питании подростка», конкурс: «На зарядку становись!», дебаты: «Береги здоровье смолоду».

2. «Я - Человек»

Задачи:

  1. Обучение навыкам самопознания, саморазвития и самосовершенствования;
  2. Формирование у обучающихся знаний о себе, своих индивидуальных и личностных особенностях;
  3. Развитие коммуникабельности обучающихся.

Формы работы: игры, вечера, тренинги, дискуссии.

Мероприятия: Вечер общения: «Я - Человек», конкурс видеороликов: «Здоровье и болезнь», тренинг коммуникативных способностей: «Искусство общения», «Вечный конфликт «хочу» и «надо», дискуссии, КВН «Наше здоровье»,

3. «Мое здоровье»

Задачи:

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  2. Формирование основных знаний о здоровом образе жизни и о вредных привычках, которые пагубно влияют на здоровье людей.
  3. Формирование умений потребления медицинских услуг, навыков оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях.
  4. Формирование умений потребления медицинских услуг, навыков оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях, знаний об основных гигиенических правилах поведения, питания, труда и отдыха, о механизмах защиты организма от различных болезней и правил употребления лекарственных препаратов.

Формы работы: беседы, агитбригады, классные часы, просмотры кинофильмов, викторины, встречи с спортсменами, конкурсы рисунков, спортивные соревнования, творческие проекты

Мероприятия: театрализованное представление «Парад вредных привычек», конкурс плакатов: «Чистота - залог здоровья», тестирование: «Отношение к своему здоровью», интеллектуальная игра «Наше здоровье в наших руках», беседа:«Десять заповедей», дискуссия «Компьютер - друг или враг?», дебаты «Вредно ли смотреть телевизор?», агитбригада «Сквернословие - смерть души», беседа: «Я выбираю спорт», Веселые старты»,

Этапы реализации проекта

I этап - начальный - сентябрь - октябрь 2023 года

а) подготовительный блок: инициативная группа провела организационное собрание по разработке проекта и определила план работы;

б) диагностический блок: в результате диагностики нужно выявить проценты формирования навыков ЗОЖ преподавателей, обучающихся, провести социологический опрос «Для чего стали вести ЗОЖ».

в) реализация проекта: составление плана работы; установление связей с социальными партнерами; разработка программы «Здоровье»

II этап - основной - ноябрь 2023 - апрель 2024 года    

а) теоретический блок:

  • информирование участников учебно-воспитательного процесса о ЗОЖ.

Мероприятия:  акции, изготовление плакатов, буклетов, памяток.

  • обучение подростков, молодёжи навыкам ЗОЖ:

Мероприятия: тренинги, беседы, деловые игры, круглые столы.

  • вовлечение преподавателей и родителей в профилактический процесс:

Мероприятия: родительские собрания, тренинги, беседы.

б) практический блок:

  • создание зоны отдыха - комнаты для релаксации преподавателей и

обучающихся.

III этап - заключительный - май-июнь 2024 года

  • диагностика на выявление успешности выбранных технологий для решения обозначенной проблемы и основных задач.
  • определение перспектив по формированию здорового образа жизни у

подрастающего поколения.

Проект можно считать успешным, если будут решены следующие проблемы:

  1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся и преподавателей.
  2. Повышение у участников образовательного процесса интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры.
  3. Создание действующей системы работы с социумом и социальными партнерами по формированию здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками.
  4. Организация массовых спортивных соревнований среди обучающихся и преподавателей техникума.
  5. Формирование здорового образа жизни в семье.
  6. Создание комнаты отдыха для релаксации преподавателей  и обучающихся.

Методика оценки эффективности реализации проекта: основные результаты реализации проекта оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики  травматизма обучающихся; утомляемости обучающихся и т.п.

Инструментарий проведения контроля: мониторинг результативности выполнения проекта; степень участия обучающихся техникума в акциях по пропаганде ЗОЖ (количественный показатель); анализ статистических показателей и мониторинговых исследований; опросы обучающихся, родителей, педагогов; общественная оценка качества реализации проекта – анкетирование всех участников образовательного процесса, социума.

Для оценки результатов реализации проекта определены следующие направления деятельности:

  1. Вовлечение обучающихся и педагогов в общественную, спортивную, творческую жизнь. Проведение большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни в техникуме.
  2. Исследование факторов влияния на ценностные ориентации обучающихся и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
  3. Повышения информационной осведомленности обучающихся техникума о социально - значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, игромания, ВИЧ - инфекции, алкоголизм, девиантное поведение.

Ожидаемые результаты (позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта)

  1.  Увеличение количества молодежи, вовлеченнной в мероприятия проекта.
  2. Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
  3. Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
  4. Увеличение количества обучающихся, занятых физической культурой и спортом.
  5. Улучшение знаний детей о здоровом образе жизни.
  6. Повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков.
  7. Увеличение количества обучающихся, соблюдающих правила личной гигиены.
  8. Увеличение количества обучающихся, соблюдающих режима дня, занятий физической культурой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий;— планируемые ...

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

«Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»

Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность у...

Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Урок  с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует ...

«Проектная деятельность как элемент системно - деятельностного подхода».

laquo;Проектная деятельностькак элемент системно - деятельностного подхода»....