ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья
Актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения у подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy._reva._gbpou_ktsit.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Д. М. Рева,
преподаватель дисциплин профессионального цикла,
ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий»,
г. Курган
Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы
Карлейль
Актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения у подрастающего поколения целесообразна всегда, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало обучающихся имеют вредные для здоровья привычки, что пагубно сказывается как на духовном, так и на физическом состоянии здоровья.
В качестве наставника совместно со своей группой разработали проект, реализация которого занимает весь период обучения в техникуме.
Цель проекта: формирование в сознании обучающихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.
Задачи:
- Создание программы, направленной на позитивное изменение у всех обучающихся, педагогов, здоровью.
- Сформировать заинтересованное отношение у участников целевых групп к теме здоровья, совершенствование поведенческих навыков и ответственного отношения к своему здоровью.
- Создание зоны отдыха для улучшения здоровья обучающихся, преподавателей.
- Формирование культуры здорового образа жизни.
- Активная пропаганда здорового образа жизни.
6. Популяризация здорового образа жизни в среде техникума
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше. Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье подростков.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашего техникума действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации данного проекта.
По мнению ученых, наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% определяется наследственностью, на 20% - окружающей средой, и только на 10% зависит от медицинских факторов. Поэтому необходима смена оздоровительной парадигмы, самого подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Общественное внимание должно переместиться на формирование и пропаганду способов здорового образа жизни, основанных не столько на медицинских, сколько на культурных, социальных и экологических факторах. Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
Что же такое здоровый образ жизни? По мнению ортопеда В.Я. Виленского, «здоровый образ жизни - совокупность типичных форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности, которые укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют полноценному, неограниченному выполнению учебно-трудовых и социально-бытовых функций».
Образ жизни личности задан от рождения, а стиль жизни, ценностное отношение к здоровью личность формирует сама, поскольку имеет возможность самостоятельно действовать в границах имеющегося образа жизни, который допускает широкий диапазон индивидуальных различий, позволяет активно менять сложившиеся обстоятельства, строить свою жизнь творчески, с учетом максимального самовыражения в ней.
Реализация проекта осуществляется по трем направлениям:
1.«Здоровый я - здоровая страна»
Задачи
- Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни и повышению уровня культуры здорового образа жизни среди обучающихся и педагогов техникума.
- Вовлечение всех категорий участников образовательного процесса (педагогических и иных работников образовательных учреждений, обучающихся, родителей) в мероприятия по пропаганде основ здорового образа жизни.
Формы работы: классные часы, беседы, дебаты, викторины, конкурсы рисунков, видео, смотр - конкурс утренней зарядки, тренинги, акции, разработка буклетов
Мероприятия: классный час: «Мы за ЗОЖ», «Режим дня», театрализованное представление: «Уроки полезных привычек», беседа: «Мое здоровье - клад бесценный», тренинг «Здоров ли Я», встреча со специалистами, викторина: «О правильном питании подростка», конкурс: «На зарядку становись!», дебаты: «Береги здоровье смолоду».
2. «Я - Человек»
Задачи:
- Обучение навыкам самопознания, саморазвития и самосовершенствования;
- Формирование у обучающихся знаний о себе, своих индивидуальных и личностных особенностях;
- Развитие коммуникабельности обучающихся.
Формы работы: игры, вечера, тренинги, дискуссии.
Мероприятия: Вечер общения: «Я - Человек», конкурс видеороликов: «Здоровье и болезнь», тренинг коммуникативных способностей: «Искусство общения», «Вечный конфликт «хочу» и «надо», дискуссии, КВН «Наше здоровье»,
3. «Мое здоровье»
Задачи:
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Формирование основных знаний о здоровом образе жизни и о вредных привычках, которые пагубно влияют на здоровье людей.
- Формирование умений потребления медицинских услуг, навыков оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях.
- Формирование умений потребления медицинских услуг, навыков оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях, знаний об основных гигиенических правилах поведения, питания, труда и отдыха, о механизмах защиты организма от различных болезней и правил употребления лекарственных препаратов.
Формы работы: беседы, агитбригады, классные часы, просмотры кинофильмов, викторины, встречи с спортсменами, конкурсы рисунков, спортивные соревнования, творческие проекты
Мероприятия: театрализованное представление «Парад вредных привычек», конкурс плакатов: «Чистота - залог здоровья», тестирование: «Отношение к своему здоровью», интеллектуальная игра «Наше здоровье в наших руках», беседа:«Десять заповедей», дискуссия «Компьютер - друг или враг?», дебаты «Вредно ли смотреть телевизор?», агитбригада «Сквернословие - смерть души», беседа: «Я выбираю спорт», Веселые старты»,
Этапы реализации проекта
I этап - начальный - сентябрь - октябрь 2023 года
а) подготовительный блок: инициативная группа провела организационное собрание по разработке проекта и определила план работы;
б) диагностический блок: в результате диагностики нужно выявить проценты формирования навыков ЗОЖ преподавателей, обучающихся, провести социологический опрос «Для чего стали вести ЗОЖ».
в) реализация проекта: составление плана работы; установление связей с социальными партнерами; разработка программы «Здоровье»
II этап - основной - ноябрь 2023 - апрель 2024 года
а) теоретический блок:
- информирование участников учебно-воспитательного процесса о ЗОЖ.
Мероприятия: акции, изготовление плакатов, буклетов, памяток.
- обучение подростков, молодёжи навыкам ЗОЖ:
Мероприятия: тренинги, беседы, деловые игры, круглые столы.
- вовлечение преподавателей и родителей в профилактический процесс:
Мероприятия: родительские собрания, тренинги, беседы.
б) практический блок:
- создание зоны отдыха - комнаты для релаксации преподавателей и
обучающихся.
III этап - заключительный - май-июнь 2024 года
- диагностика на выявление успешности выбранных технологий для решения обозначенной проблемы и основных задач.
- определение перспектив по формированию здорового образа жизни у
подрастающего поколения.
Проект можно считать успешным, если будут решены следующие проблемы:
- Снижение уровня заболеваемости обучающихся и преподавателей.
- Повышение у участников образовательного процесса интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры.
- Создание действующей системы работы с социумом и социальными партнерами по формированию здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками.
- Организация массовых спортивных соревнований среди обучающихся и преподавателей техникума.
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Создание комнаты отдыха для релаксации преподавателей и обучающихся.
Методика оценки эффективности реализации проекта: основные результаты реализации проекта оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики травматизма обучающихся; утомляемости обучающихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля: мониторинг результативности выполнения проекта; степень участия обучающихся техникума в акциях по пропаганде ЗОЖ (количественный показатель); анализ статистических показателей и мониторинговых исследований; опросы обучающихся, родителей, педагогов; общественная оценка качества реализации проекта – анкетирование всех участников образовательного процесса, социума.
Для оценки результатов реализации проекта определены следующие направления деятельности:
- Вовлечение обучающихся и педагогов в общественную, спортивную, творческую жизнь. Проведение большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни в техникуме.
- Исследование факторов влияния на ценностные ориентации обучающихся и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
- Повышения информационной осведомленности обучающихся техникума о социально - значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, игромания, ВИЧ - инфекции, алкоголизм, девиантное поведение.
Ожидаемые результаты (позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта)
- Увеличение количества молодежи, вовлеченнной в мероприятия проекта.
- Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
- Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
- Увеличение количества обучающихся, занятых физической культурой и спортом.
- Улучшение знаний детей о здоровом образе жизни.
- Повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков.
- Увеличение количества обучающихся, соблюдающих правила личной гигиены.
- Увеличение количества обучающихся, соблюдающих режима дня, занятий физической культурой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как результат системно-деятельностного подхода
презентация и сообщение...
«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
В статье автор акцентирует внимание на ФГОС второго поколения, в основу которых положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий;— планируемые ...
Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения
Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...
«Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»
Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность у...
Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует ...
«Проектная деятельность как элемент системно - деятельностного подхода».
laquo;Проектная деятельностькак элемент системно - деятельностного подхода»....