Проектная деятельность как результат системно-деятельностного подхода
методическая разработка (английский язык) на тему
презентация и сообщение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как результат системно- деятельностного подхода в обучении английскому языку.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая (запоминание и воспроизведение материала), мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Задачи системно- деятельностного подхода.
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Дидактические принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе- самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Приоритетной целью учителя английского языка в условиях модернизации общего образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А так же формирование у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.(Технология проблемного обучения)
Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
К обязательным этапам учебной деятельности относятся система зачетов:
контрольная работа – чтение, аудирование;
зачет – по лексике, теоретической грамматике, практике речи;
тестовый контроль по лексике и грамматике;
разработка и защита творческого проекта.
Система зачетов - обязательное условие для каждого учащегося. Это и стимул для учебной работы, и одновременно выработка навыков работать регулярно.
Положительный настрой, и атмосфера сотрудничества позволяют создать эффективное взаимодействие в ходе урока и психологически комфортную среду.
Оптимальное использование время урока один из основных принципов работы с учащимися. Для этого эффективными являются следующие приемы:
- обучение по принципу “все, что могут делать ученики, не должен делать педагог” позволяет развивать у учащихся черты победителя, лидера.
- взаимооценка и самооценка учащихся учит детей ответственности и собранности. А также обеспечивает немедленное подкрепление правильной реакции с помощью процедуры “контроль-коррекция”.
- рефлексия способствует формированию коммуникативной и эмоциональной культуры, рефлексия – осмысления своей практической деятельности.
Таким образом, системность в обучении английскому языку определяется синтезом всех слагаемых овладения английским языком. Обучая английскому языку, следует уделять внимание именно синтезу разносистемных факторов и признаков. Системность лично-ориентированного, деятельностного, коммуникативного, а также компетентностного подхода ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами английского языка.
Рассмотрим систему формирования навыков проектной деятельности на уроках английского языка, которая является эффективным способом оптимизации учебной деятельности. Эффективность формирования навыков проектной деятельности достигается через системность, рациональное использование времени, контроль знаний лексических единиц, контроль объема монологической речи.
Метод проектов становится интегрированным компонентом в структурированной системе обучения английскому языку. Значимость метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Рассмотрим систему формирования навыков проектной деятельности.
I этап. Организационный.
Данный этап проводится на вводном уроке при изучении новой темы
Анализируются этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта. Определяются количество участников и тип проекта.
Выдвигаются возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем). Эффективными приемами работы являются “мозговая атака”, brainstorm с последующим коллективным обсуждением.
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
II этап. Подготовительный.
Система проектной деятельности по английскому языку предполагает формирование лексических навыков по теме, совершенствование речевых навыков, работу с тематическим текстом.
1. Формирование лексических навыков. Особую значимость имеет работа над лексикой, так как словарный запас определяет уровень владения языком. Рассмотрим систему работы с лексическими единицами:
Дается высокий уровень лексических единиц;
- лексика вводится блоками;
- разрабатывается словарь по теме, подбираются фразы, стихи, пословицы, поговорки.
- отрабатываются лексические единицы через активные формы обучения;
Проводится зачет по лексике, который предполагает три уровня знания лексики:
- первый уровень контроля – чтение и перевод в парах, режим работы Р1-Р2, прослеживается количество знания слов и устанавливается пороговый уровень знания ЛЕ;
- второй уровень контроля знаний ЛЕ – работа на слух, перевод с русского на английский язык, режим работы Т- Р1, Р2;
- третий высокий уровень – письмо, диктант.
2. Совершенствование речевых навыков. Обсуждаются проблемных ситуаций – задания типа Why do you think so? prove. Активизировать учащихся на уроке помогают приемы игровой технологии: ролевые моменты, драматизация, диалог, ролевая игра.
3. Работа с тематическим текстом. Текст как система речевого продукта носителей изучаемого английского языка представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы. Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. В нем как бы материализуются все другие системы. С позиций систем, в учебных целях моделируются такие тексты, которые являются образцами англоязычного общения и управляют процессом овладения и практикой англоязычного общения.
Как показывает опыт, обучаемые часто испытывают затруднения в том, чтобы составить содержательный диалог или целевое монологическое высказывание к определенной ситуации общения, однако систематизация текстов помогает снять определенные трудности.
Отправной точкой погружения в проектную деятельность, на наш взгляд, является текст, как источник создания собственного оригинального. На начальном этапе отрабатывается лексика из учебного текста (не через автоматическое заучивание, а путём изучения и толкования лексического значения слова), затем из текста извлекаются авторские идеи, выбираются личностно-значимые. На следующем этапе происходит адаптация изученной лексики к аналогичным текстам. Тщательная работа над лексикой по тексту позволяет учащимся в ходе презентации проектов активно участвовать в разворачивающихся дискуссиях, свободно выражать свои мысли на иностранном языке, т.к. языковой барьер преодолён.
II этап. Технологический
Работа с проектами занимает особое место в системе работы приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становиться возможным потому, что ученики делают свой выбор и проявляют инициативу. На данном этапе при разработке проекта учащиеся:
проводят самостоятельное исследование;
решают актуальные проблемы;
учатся в соответствии с его способностями;
проявляют способности при решении задач более широкого спектра;
устанавливают взаимодействия между собой.
Для выполнения проекта очень существенным является вопрос систематизации практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Система оформления проекта способствует развитию навыков письменной речи, использованию ИКТ
IV. Заключительный этап
На заключительном этапе проводится презентация и защита проекта, также предусматривается конкурс на лучшего оратора. Критерии по выявлению лучшего оратора:
контроль объема монологической речи,
темп речи,
целенаправленность, логичность, структурность, продуктивность, выразительность речи,
содержательность речи.
Стимулирующим фактором развития устной речи является диагностика объема монологического высказывания, о чем свидетельствует анализ развития объема высказываний.
Оценка качества выполнения проекта предусматривает:
оформление конечных результатов;
подведение итогов, корректировка, окончательные выводы,
выбор лучшего проекта.
Анализ выполнения проекта показывает:
анализ полученных данных по представленной теме;
формулирование выводов по проблеме;
активизацию речевых навыков;
расширение лексического запаса;
развитие навыков общения;
совершенствование навыков письменной речи;
снятие психологического барьера при публичной защите проекта.
Результаты проектирования используются:
- на выставке проектов в классе,
- используются на уроках в качестве дидактического материала
- демонстрируются перед родителями;
- используются в научной конференции в масштабе школы.
V этап. Ведение портфолио
На данном этапе учащиеся оценивают свою работу. Одним из методов оценивания деятельности учащихся является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
Учащиеся всех классов проявляют заинтересованность к ведению своего портфолио, используют информационные технологии, творческие способности, средства массовой информации, фотографии. Важно, что школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивают свои возможности и видят способы преодоления трудностей и способы достижения более высоких результатов.
Таким образом, коммуникативный системно- деятельностный подход к обучению английского языка позволяет вырабатывать у детей умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, формирует навыки систематической работы, что способствует повышению качества обучения английскому языку и образования.
Список используемой литературы.
1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы. - М.: АСТ, 2004
2.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ, – М.: Просвещение, 2005.
3. Михалева Е.Ф. http://festival.1september.ru/articles/617113/
4. http://tulaschool65.ru/klassnym-rukovoditelyam/sistemno-deyatelnostnyj-podxod.html
Во время презентации проекта предлагаю систему презентации и специальную терминологию для дискуссии.
Giving talks and presentations
Introducing the topic:
- Today…
- I’m going to
- I’d like to
- First after that
- Then
- Finally
Introducing each section:
- So, let’s start with
- Now let’s move to
- I’d like to turn your attention to
- Finally
Referring to common knowledge:
- I think you know
- I’m sure you are aware of the fact that
Concluding:
- So, to summarize
- TO sum up
- In conclusion
- In general
- That concludes my presentation
- If you have any questions I’ll be happy to answer
Для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия:
а) Согласие: Yes, I think so too; I (absolutely) agree with you; I have the same problem.
б) Несогласие: No, I can’t say (that); I’m not sure (that); Sorry, I don’t think so.
При этом ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному изложению мыслей, проводят рефлексию проделанной работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Системно-деятельностный подход- основа стандартов общего образования нового поколения. Цель-развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Дидактические принципы. Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Проектная деятельность -эффективный способ оптимизации учебной деятельности. достигается через системность, рациональное использование времени, контроль знаний лексических единиц, контроль объема монологической речи.
система формирования навыков проектной деятельности I этап. Организационный- проводится на вводном уроке при изучении новой темы: определяются количество участников и тип проекта распределяются задачи по группам
система формирования навыков проектной деятельности II этап. Подготовительный 1. Формирование лексических навыков 2. . Совершенствование речевых навыков 3. Работа с тематическим текстом
система формирования навыков проектной деятельности III этап. Технологический учащиеся: проводят самостоятельное исследование; решают актуальные проблемы; учатся в соответствии с индивидуальными способностями; проявляют способности при решении задач более широкого спектра; устанавливают взаимодействия между собой. Система оформления проекта способствует развитию навыков письменной речи, использованию ИКТ
система формирования навыков проектной деятельности IV Заключительный этап презентация и защита проекта конкурс на лучшего оратора. Критерии по выявлению лучшего оратора: контроль объема монологической речи, темп речи, целенаправленность, логичность, структурность, продуктивность, выразительность речи, содержательность речи.
Результаты проектирования используются: - на выставке проектов в классе, - используются на уроках в качестве дидактического материала - демонстрируются перед родителями; - используются в научной конференции в масштабе школы .
система формирования навыков проектной деятельности V этап. Ведение портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
Спасибо за внимание. 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...
Проектная деятельность учащихся как способ реализации системно-деятельностного подхода.
Автор: Усманова Р.Г....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...
«Проектная деятельность как элемент системно - деятельностного подхода».
laquo;Проектная деятельностькак элемент системно - деятельностного подхода»....
«Создание проектного урока в рамках системно -деятельностного подхода».
Педагогическое проектирование урока есть деятельность по преподаванию разработке системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на освоение (овладение) учебным материалом в соответстви...
Исследовательская деятельность, как метод системно-деятельностного подхода в преподавании физики
Современные исследования в области школьного естественнонаучного образования говорят о существующих проблемах и сложностях в этой сфере, касающихся как теоретической, так и практической подготовки обу...