«Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»
статья по музыке (5, 6, 7, 8 класс) по теме
Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют за определенное время.
На уроках музыки проектной деятельности я отвожу особенное место. Проекты ребята выполняют в рамках творческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_doklad.docx | 25.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Проектная деятельность на уроках музыки как инструмент реализации системно-деятельностного подхода»
на Круглом столе ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ »
Алексеева Надежда Григорьевна, учитель музыки, педагог дополнительного образования МБОУ г. Иркутска СОШ №38
В последние годы в Российском образовании происходят множество изменений. Многочисленные реформы проводит Правительство в сфере образования. Увеличился объем информации, которую получают учащиеся, меняется методологическая основа педагогики.
В учебных заведениях стали применятся интерактивные методики, широко использоваться современные средства получения информации: интернет, компьютеры, интерактивные доски и многое другое. Становится важно уметь применять на практике новые подходы к обучению. Самый зарекомендовавший и подтвердивший свою эффективность в образовании – это системно-деятельностный подход. Именно он сейчас взят за методологическую основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Системно-деятельностный подход, обеспечивает:
∙ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
∙ разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
∙ развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
∙ признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
∙ учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
∙ разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
∙ обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют за определенное время.
На уроках музыки проектной деятельности я отвожу особенное место. Проекты ребята выполняют в рамках творческой работы.
В восьмом классе на защите своего проекта ребята показывают свои работы в рамках исследовательских, информационных, межпредметных, творческих проектов. Но этому итоговому моменту предшествует большая работа на протяжении всех лет обучения в виде системы творческих заданий.
Начинается работа с первого класса, когда мы учим ребят устно высказывать свои мысли по прослушанным музыкальным произведениям.
Во втором классе задания усложняются: надо найти сообщение на заданную тему. Конечно, с учетом возраста детей, задания небольшие и ребятам можно прочитать свое сообщение либо рассказать его.
В третьем классе сообщения становятся более подробными и акцентируется внимание учащихся на умение рассказать о найденных интересных темах.
В четвертом классе учащиеся учатся писать доклад на заданную тему (в соответствии с программой – это биография композитора). Доклад учатся ребята правильно оформлять и составлять. Объем доклада небольшой – один рукописный лист формата А4. Поэтому здесь отрабатывается очень важное умение: найти самое главное в информации. Ребята на уроке учатся выступать с докладом и хорошо ориентироваться в представленном материале.
В пятом классе большое значение имеет поисковая работа по произведениям основных видов искусств (музыке, изобразительному искусству, литературе). Учащиеся представляют свои находки в виде найденного стихотворения о музыке; программы концерта «Природа в искусстве»; стихотворения, которое может стать песней; стихотворения, которое может стать романсом; доклада (сообщение) «Пейзаж в музыке», «Музыкальные инструменты в изобразительном искусстве», «Музыкальный портрет героя»; а также представляют свои работы-рисунки «Эскиз декорации в опере», «Эскиз костюма в балете «Петрушка», «Звучащая природа», «Мой любимый персонаж музыкальной сказки».
В шестом классе продолжая работу ребята представляют сочинение-воспоминание «Моя любимая игрушка», мини-сочинение «Так музыка объединила людей», «Гармоничные и дисгармоничные явления окружающей жизни»; представляют рисунок «Фуга», «Канон», «Прекрасный город»; ищут и находят «громкое» и «тихое» стихотворение; создают кроссворд «Основные средства музыкальной выразительности».
В седьмом классе учащиеся представляют свои проектные работы в виде презентаций «История создания песни «На безымянной высоте», «Композитор-песенник», «Жизнь и творчество композитора», «Моя любимая песня».
В восьмом классе подходим к защите проектной работы – доклад+презентация+публичное выступление. Работа делится на этапы: в 1четверти выбирают тему и готовят доклад, во 2 четверти - по докладу готовят презентацию, а в 3 и 4 четвертях идет защита проекта.
Нужно отметить важность публичного выступления как докладчика. По опыту своей многолетней работы много раз встречались учащиеся, которые до 8 класса ни разу не выступали публично с самостоятельно подготовленным сообщением. И этот их первый опыт оказывается самым трудным. Обязательно во время слушания докладов присутствуют другие ученики. Тем самым достигается цель и по развитию кругозора учащихся – сами рассказали и других послушали. Проводя рефлексию по итогам защиты проекта, ребята отмечают, как они научились исследовать выбранную тему, оценивают итоги своей работы. А также говорят о том, что теперь они могут подготовить рассказ о любом интересующем их композиторе или исполнителе.
Итак, Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.
Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"
В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации. Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...
Проектирование современного урока биологии в условиях реализации системно- деятельностного подхода
В работе рассказывается о проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ООО. Приведен конспект урока биологии в 8 классе по теме "Движение крови по сосудам. ...
Особенности организации уроков обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной де...
Технология активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно – деятельностного подхода.
статья с технологическими картами этапов урока, представленных в виде активных методов обучения....
Реализация проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста»
Рассматривается опыт работы по реализации проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста» на базе МКОУ "Бураацовская СОШ"...
Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного подхода
Сообщение и презентация, которую можно использовать в рамках методического семинара, выступление на педагогическом совете школы....
"Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно-деятельностного подхода"
Презентацию можно использовать для выступления на методическом семинаре, на методическом совете по теме "Формирующее оценивание"...