Программа по внеурочной деятельности " Ритмика"
рабочая программа
Программа по внеурочной деятельности " Ритмика" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в развитии( 3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika.docx | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 173 от 17.08.2023 года
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(Ритмика)
для обучающихся 3а класса
срок реализации: 1 год
Учитель-дефектолог:
Титова Н.А.
г. Нефтеюганск – 2023
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
1.1. | Основные задачи | |
1.2. | Основные направления и формы занятий | |
2. | Планируемые результаты | |
3. | Календарно-тематическое планирование |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы( вариант 1) КОУ « Нефтеюганска школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Нормативное обеспечение программы включает:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599
1.1 Основные задачи
Программа разработана для обучающихся 3а класса с легкой умственной отсталостью; составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности.
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся( см . таблицу 1)
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся на 2023-2024 учебный год.
Класс | Ф.И. обучающегося | Задачи |
3а | Долганов Иван | Образовательная : сформировать доступный образовательный уровень по предметам учебного плана Коррекционно-воспитательная: сформировать умение слышать учителя и выполнять пошаговую инструкцию |
3а | Ибаев Юсиф | Образовательная : сформировать навыки письма Коррекционно – воспитательная: сформировать правила поведения на уроке и перемене. Коррекционно–развивающая: развивать графо-моторные навыки |
3а | Кравченко София | Образовательная :формировать каллиграфические навыки. Коррекционно – воспитательная: способствовать формированию усидчивости. Коррекционно – развивающая: сформировать умение ориентироваться на плоскости тетрадного листа. |
3а | Олбут Владимир | Образовательная: сформировать умение решать арифметическую задачу. Коррекционно – воспитательная : сформировать умение выполнять пошаговую инструкцию. Коррекционно – развивающая: сформировать умение ориентироваться на плоскости книжного листа. |
3а | Осипов Александр | Образовательная: способствовать формированию графическому образу букв. Коррекционно – воспитательная: сформировать правила поведения на перемене, в столовой. Коррекционно – развивающая :развитие графо моторных навыков. |
3а | Прискока Артём | Образовательная: формировать вычислительные навыки. Коррекционно – воспитательная: сформировать умение слышать учителя и выполнять пошаговую инструкцию. Коррекционно – развивающая: сформировать умение ориентироваться на плоскости альбомного листа. |
3а | Скоморохов Руслан | Образовательная: формировать вычислительные навыки. Коррекционно – воспитательная: способствовать положительной мотивации к учебе. Коррекционно – развивающая: способствовать развитию памяти с помощью заучивания стихотворений. |
3а | Сунагатов Азамат | Образовательная: формировать вычислительные навыки Коррекционно – воспитательная : способствовать положительной мотивации к учебе. Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику |
3а | Уморина Анна | Образовательная: формировать вычислительные навыки Коррекционно – воспитательная: сформировать умение слышать учителя. Коррекционно – развивающая: коррекция поведения |
3а | Фатаев Чингиз | Образовательная: формировать вычислительные навыки. Коррекционно – воспитательная: формировать правила поведения на уроке. Коррекционно – развивающая: развивать мелкую моторику |
Цель обучения:
-Коррекция двигательных недостатков учащихся
-Совершенствование координации движений, улучшение осанки.
-Развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений
Общая характеристика учебного предмета
Характерные для детей особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и физическом развитии. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие, активизации различных активизаторных систем. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
1.2 Основные направления и формы занятий
Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:
-ритмопластика и ритмическая гимнастика,
- логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),
-психогимнастика под музыку,
-корригирующие игры с пением,
-коррекционные подвижные и пальчиковые игры,
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На уроках ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Программа по ритмике состоит из нескольких разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения», «Логоритмические упражнения».
В соответствии с Базисным учебным планом 3 класса на учебный предмет «Ритмика» отводится 68 занятий (из расчета 2 занятия в неделю.)
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальноритмическому искусству и различным видам (или какому-либо виду) творческой деятельности;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии.
Предполагается, что к концу обучения в 3 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
Достаточный уровень:
самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз;
четко, организованно самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев
Основное содержание учебного предмета
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки. Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.
Игры под музыку.
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
3.Тематическое планирование
3 а класс
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
1 | Шаг с носка, ходьба на полупальцах, высокий бег, высокий бег с чередованием выбросов ног вперед. | 2 | Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. | |
2 | Элементы классического танца. | 2 | Элементы классического танца: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. | |
3 | Эстрадный танец: положение рук, корпуса, ног. | 2 | Элементы классического танца: движения парами: боковой галоп, поскоки. | |
4 | Игра на детских шумовых инструментах. | 2 | Исполнение гаммы на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике в пределах одной октавы в быстром темпе. | |
5 | Пальчиковая гимнастика. | 2 | Отстукивание простых ритмических рисунков на трещетке и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них. | |
6 | Перенос тяжести тела с одной ноги на другую. | 2 | Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. | |
7 | Полька. | 2 | Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. | |
8 | Композиционная работа. Полька. | 2 | Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. | |
9 | Подвижные музыкальные игры. | 2 | Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. | |
10 | Шаг на носках, шаг польки. | 2 | Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. | |
11 | Элементы народного танца: положение рук, ног, головы, корпуса. Моталочка – вперёд, назад. | 2 | Знакомство с танцевальными движениями. Прямой галоп. Маховые движения рук. | |
12 | «Ковырялочка», притопы (одинарные, двойные, тройные). | 2 | Знакомство с танцевальными движениями. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. | |
13 | Закрепления танца «Ковырялочка». | 2 | Закрепить танец. | |
14 | Присядка для мальчиков, хлопки со скользящим ударом, рука об руку, по бедру, голени. | 2 | Упражнения на координацию движений. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в быстром темпе с музыкальным сопровождением. | |
15 | Игра: «Четыре шага». | 2 | Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. | |
16 | Шаг на носках, шаг польки. | 2 | Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. | |
17 | Подвижные игры на внимание. | 2 | Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. | |
18 | Передача ритмических рисунков на ложках (4 приёма игры). Свободные импровизации. | 2 | Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. | |
19 | Музыкальная игра «Угадай-ка» (пантомима персонажей песен). | 2 | Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. | |
20 | Игра «Мы сейчас пойдем направо». | 2 | Исполнение движений пружиннее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. | |
21 | Танец-игра «Ходим кругом». | 2 | Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. | |
22 | Русская пляска. Композиционная работа. | 2 | Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев. | |
23 | Разучивание танца «Летка-енка». | 2 | Разучивание танца. Шаг на носках, шаг польки. | |
24 | Различные виды перестроений. | 2 | Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. | |
25 | Русский хоровод: постановка корпуса, головы. | 2 | Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. | |
26 | Ходьба вправо, влево, не сужая круг. | 2 | Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. | |
27 | Передача ритмических рисунков хлопками, притопами. | 2 | Упражнения на выработку осанки. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь. | |
28 | Положение рук, ног, корпуса в танце. Поскоки. Прыжки по 6 позиции ног. Хлопки в ладоши. | 2 | Упражнения на выработку осанки. Выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полу пальцы. | |
29 | Модели перестроений (круг, полукруг, линия). | 2 | Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. | |
30 | Выполнение упражнений в заданном темпе и после остановки музыки. | 2 | Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). | |
31 | Парный танец. Русская пляска (повтор – закрепление). | 2 | Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. | |
32 | Развитие эмоциональной сферы в процессе инсценировок. | 2 | Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. | |
33 | Подвижные музыкальные игры. | 2 | Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. | |
34 | Урок – концерт. | 2 | Повторение пройденных танцев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "РИТМИКА"
рабочая программа по внеурочной деятельности с УУД...
Программа внеурочной деятельность "Ритмика и танец" 1-4 классы 2014-2015 уч. год
Программа внеурочной деятельность "Ритмика и танец" 1-4 классы 2014-2015 уч. год. 1 час в неделю, 34 часа в год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Ритмика" 1 - 4 классы
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетн...
Программа внеурочной деятельности "Ритмика"
Ритмика – азбука танца, включающая в себя несложные элементы классического, историко-бытового и бального танцев, а так же народного. В основе обучения детей младшего школьного возраста лежит игр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности коррекционно - развивающей области «Ритмика»
Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический тренинг, музыкально- ритмические рисунки, импрови...
Рабочая программа по внеурочной деятельности( "Ритмика")
Рабочая программа по внеурочной деятельности расчитана на один год обучения для учащтхся 7 классов....
Программа по внеурочной деятельности " Ритмика"
Программа для 3 класса по внеурочной деятельности " Ритмика" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в развитии....