Методическая разработка "Бортовой журнал"
методическая разработка
Методическая разработка Бортовой журнал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkabortovoy_zhurnal.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Бортовой журнал»
Это один из видов самостоятельной работы с поддержкой и под контролем (причем самоконтролем, взаимоконтролем, контролем со стороны учителя). Этот приём хорош на этапе отработки навыков.
Идея приёма описана Анатолием Александровичем Гином в пособии для учителя «Приёмы педагогической техники». Сильная сторона этого приёма в том, что происходит не только отработка предметных результатов, но и формирование и развитие всех четырёх видов универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Цель данной формы работы: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.
Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то выше будет их активность и самоорганизация. Они сами будут стремиться узнать: а что дальше? Если согласуем темп и сложность обучения с возможностями учеников – тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить.
Суть приёма. На доске записаны номера заданий, которые нужно выполнить. Задания расположены по уровню сложности, сначала идут простые задания, затем задания усложняются. Рядом с этими номерами появляются ответы по мере того, как кто-то выполнит их. Параллельно учащиеся по одному выходят и, комментируя, решают задания по порядку.
Те из ребят, кто уже решил пример, выходят и записывают ответы в «Бортовой журнал». Другие решают на месте, следят за выполнением заданий на доске, появляющимися ответами и при появлении ошибки должны отреагировать. Они активно участвуют в управлении своим коллективом, сами обучают друг друга. При организации соответствующей деятельности учащиеся приобретают коммуникативные умения. Они учатся совместно искать способ выполнения задания, излагать и аргументировать своё мнение, оценивать ответы друг друга.
При этом речь не идет о «натаскивании», здесь основная цель состоит в том, чтобы показать значимость (и полезность) математики не только для изучения её ради самой математики и других, смежных с ней предметов, а для решения реальных проблем, возникающих в жизни, для принятия важных личных решений, в том числе и для продолжения образования.
Параллельно, ведется «Банк пробелов» выполненных заданий, позволяющий учителю выявить проблемы. Банк пробелов можно вести в электронной таблице (например, программе Excel) либо на бумажном носителе. Если задание выполнено верно, обучающийся в таблице напротив задания ставит единицу, если допустил ошибку ставит нуль, если не приступал к выполнению задания клетка остаётся пустой. В электронной таблице удобно быстро подсчитать количество выполненных заданий и увидеть, над чем нужно работать. Для наглядного представления уровни А и Б в электронной таблице выделяем цветом.
Перед началом работы обговариваем с ребятами, решать все задания подряд или можно выбирать посильные, интересные, можно ли пропустить уровень А и сразу начать решать задания уровня Б. Озвучиваем критерии оценивания.
| Зачёт | «4» | «5» |
Задания уровня А | 3 задания | 3 задания | 3 задания |
Задания уровня Б |
| 1 задание | 2 задания |
В ходе заполнения «Бортового журнала» или «Банка пробелов» ребята встают с места, передвигаются по классу, тем самым происходит валеологическая пауза.
В данном классе условно можно разделить ребят на три группы: сильные учащиеся (мы говорим «ребята, которые могут выполнять задания уровня Б»), средние и слабые («учащиеся, которые могут выполнять задания уровня А»). Такой прием позволяет сильным учащимся решать самостоятельно, соревноваться в скорости решения. Отстающие и средние ученики получат возможность осуществлять самопроверку, взаимопроверку, исправлять ошибки, находить свои ошибки, спорить, устранять пробелы в знаниях. Слабым учащимся дается возможность следить за ходом решения.
Учитель имеет возможность поставить отметки тем, кто работает у доски, тем, кто активно выносит ответы на доску или находит ошибки, объясняет. Или отметки можно выставить всем по факту выполненных заданий (исходя из результатов банка пробелов). Обучающиеся имеют возможность оценить свою работу и работу друг друга.
Учитель при такой работе «остается за кадром», управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И делает, потому, что хочет этого сам. (А.Гин, «Приемы педагогической техники)
Кроме того, на письме процесс мышления становится видимым. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА
Методические рекомендации по ведению классного журнала...
Методическая разработка устного журнала «Творчество Гёте»
Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, заверш...
Статья в научно-методический журнал "Чтение с увлеченим".
В данной статье предложены некоторые приёмы работы с книгой....
Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Методическое мастерство – основное слагаемое успеха" (№ 5-6, 2015)
В статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в подростковой школе. Автор приводит яркие примеры интересных внеаудиторных мероприятий. В статье подчеркивается, что от методическ...
Хадиева Г. И. Коллективизация сельского хозяйства: за и против // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2861–2865. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85573.htm.
В работе рассматриваются вопросы, связанные с важным этапом в жизни крестьянства страны – коллективизацией. На основе архивных материалов, других источников автор последовательно показывает поло...
Методическая разработка "Журнал классного руководителя"
Данная разработка поможет классным руководителям систематизировать все данные по классу....