Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
методическая разработка на тему
Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.
Статья размещена на сайте www.convenok.ru/koncept.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_voskhozhdenie_k_kulture.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 136
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГИМНАЗИИ
«Восхождение к культуре» на 2012-2017 годы
АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ:
Николаева В.В. – заместитель директора по ВР, высшая категория
МЕСТО РАБОТЫ:
Г. Нижний Новгород ул. Дьяконова 1б т. 2-53-29-46
МБОУ гимназия № 136
Нижний Новгород
2012 год
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая концепция «Восхождение к культуре» воспитательной системы гимназии (далее - Концепция) является результатом теоретической подготовки и практической деятельности педагогического коллектива гимназии и имеет своей целью определение ценностных и нормативных основ взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития и воспитания.
Концепция – стержень воспитательной системы гимназии, она разработана в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Указом президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Таким образом, воспитание, реализующееся посредством ВСГ, регламентированной Концепцией, - есть целенаправленный процесс по созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и общественных ценностей, оказанию им помощи в нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ
1) Проблемы развития школы в современных условиях сложны и объемны. Ныне действующая система образования создавалась давно, и не отвечает сегодняшним запросам. Изменилась социальная ситуация развития детей: имеет место социальный инфантилизм, упрочивается «антикультурный синдром» как питательная почва для антисоциальных подростковых субкультур. Стали более хрупкими связи родителей и детей: дети не получают в семьях тех социальных, культурных, бытовых знаний и навыков, которые бы помогли им в дальнейшей интеграции в социум. Не учитывать вышеперечисленные моменты при планировании процесса воспитания было бы ошибочным.
2) Для традиционной воспитательной системы характерен принцип бессознательного приспособления воспитанника системы к миру, но нам видится, что проводником общения с миром может стать культура личности как к способ жизнедеятельности человека, позволяющему личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
3) Мы знаем, что у каждого подростка в процессе становления формируется свой собственный культурный опыт. Путь формирования опыта – это соприкосновение с большим разнообразием субкультур – от элитных до преступных, а также с достаточным набором национальных культур.
Нельзя не учитывать влияние среды как источника формирования культурного опыта. Она включает условия и окружение жизнедеятельности ребенка в семье, взаимоотношения и действия в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативное поведение вне семьи и групп. Еще один из средовых факторов развития ребенка - разнообразные детские общности, неформальные группы и коллективы. В пору отрочества они играют более значимую роль, чем семья. Также выход подростка в более широкое социокультурное пространство обусловлен его взрослением.
4) Следовательно, требуется определенная система, формирующая не готовые знания, навыки и умения, но культуру их формирования и изменения.
Именно поэтому решением проблемы станут такие цели образования и реализация их посредством воспитательной системы, которые обеспечат базисные качества развития подростка на определенном этапе.
Символом базисных качеств в данном случае является понятие «базовая культура личности».
Воспитание же базовой культуры – воспитание необходимого минимума общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, - поможет развиваться в гармонии с общественной культурой (а не конфликтовать с ней), даст умение корректировать и обновлять умения, навыки трансформации и переформирования навыков.
Предполагаемый результат воспитательной деятельности – сформированность базовой культуры личности.
Теоретические основы разработки:
- Научные труды отечественных и зарубежных ученых гуманистического направления В.А.Караковского, И.П. Иванова и Ф.Я.Шапиро, Я. Корчака, Ш.Амонашвили)
- Научные труды отечественной психологической науки М.Бахтина, Л. Выготского, В. Библера
- Научные труды культурологической педагогической парадигмы Е.В. Бондаревской, А.С. Макаренко, Е.А.Ямбурга
Ценностная основа воспитательного процесса:
- Идея перехода от «образованного человека» к идее «человека культуры».
- Идея коллективного творческого воспитания через методику организации коллективной познавательной деятельности (КПД) на уроках и во внеучебное время.
3) Идея соуправления и самоуправления как способа организации жизнедеятельности коллектива.
4) Идея перехода от личностных смыслов к личностным ценностям.
Ценностно-ориентационное поле (ключевые понятия моделируемой воспитательной системы)
1 группа – «общечеловеческие ценности» (Россия, Родина, Родной язык, Семья, Знания, Земля, Природа,)
Базовая культура личности включает в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности в области интеллектуальной культуры, культуры здорового образа жизни, культуры общения, культуры жизненного определения, позволяющих развиваться в гармонии с общей культурой.
2 группа – ценности, отражающие культурно-историческую память
(Традиции, Культура, Народ, Толерантность, Память)
3 группа – «личностные ценности» (Личное Самоопределение, Достоинство Личности).
Переход от личностных смыслов к личностным ценностям предполагает осуществление субъектом специальной деятельности одновременно познавательного и личностного характера. Путь к осмыслению собственной траектории - это Самопознание, Самообразование, Самовоспитание.
Системообразующая деятельность: познавательная
Приоритетные направления базовой культуры – приоритетные направления деятельности
- Интеллектуальная культура
- Духовная культура и культура общения
- Культура жизненного самоопределения
- Правовая культура
- Культура здорового образа жизни
Главные качества человека, обладающего базовой культурой личности:
- Владение основами интеллектуальной культуры
- Обладание мировоззренческими и поведенческими навыками здорового образа жизни
- Признание ценности другой личности
- Осознание себя гражданином другого государства
- Обладание основами демократической и правовой культуры.
Каждое из этих качеств предполагает наличие определенного уровня знаний, практических умений, сформированных привычек. Создавая условия для реализации воспитательной системы «Восхождение к культуре»на всех ее этапах: моделирование, построение, оптимальное функционирование мы исповедуем следующие принципы:
- Принцип деятельности – воспитывает организация жизни детей.
- Принцип сотрудничества и поддержки – взаимодействуя друг с другом субъекты взаимоообогащаются. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается использованием в педагогической деятельности гуманистических личностно-ориентированных технологий учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации должны лежать в основе деятельности.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет выявить и развить индивидуальные способности учащихся. Достижение успеха способствует формированию положительной Я-концепции. Личности учащегося и педагога, стимулирует мотивацию к дальнейшей работе по самосовершенствованию и строительству собственного Я.
Механизм функционирования воспитательной системы
Цель ВС гимназии: постоянное воспроизводство образовательной и развивающей среды для формирования базовой гуманитарной культуры личности, позволяющей воспитаннику достичь компетентности в способах жизнедеятельности, максимально развить его индивидуальность.
Реализация цели возможна при наличии следующих условий:
- Обеспечения готовности личности учащегося и педагога:
- формирование позитивной Я-концепции
-актуализация потребности в самоактуализации
- обеспечение формирований умений у педагогов и учащихся быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в гимназии
2) Формирование в школе воспитывающей среды, содействующей усвоению базовой культуры личности:
- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в гимназии, наличие у учащихся и педагогов чувства комфортности и защищенности
- восприятие детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности в своей жизни
- моделирование и построение воспитательных систем классов, сориентированных на содействие личности деятельности по освоению базовой культуры
- - создание системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;
3) Осуществление государственно-общественной поддержки гимназии в реализации концепции ее развития;
- установление научно-методических контактов со специалистами НИРО
-обсуждение и решение важнейшего вопроса жизнедеятельности гимназии с родителями учащихся и общественностью микрорайона.
Основные виды деятельности, направленные на на мотивацию к овладению базовой культурой:
Для педагогов – разработка авторских программ, освоение новых технологий обучения, использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий;
Для учащихся – создание условий для успешной социализации в познавательной, коммуникативной, спортивной, трудовой, эстетической деятельности в сооответствии с целевыми программами.
Базовые ценности | Целевые программы (основные направления развития личности) |
СЕМЬЯ – дом СЕМЬЯ – гимназия (принадлежность к ее традициям, ее образовательной среде) СЕМЬЯ – город (социальная и духовная жизнь родного города) СЕМЬЯ - Россия | Духовно-нравственное развитие личности Программа «Начало начал» |
ПОЗНАНИЕ – обновление знаний ПОЗНАНИЕ – способ организации пространства ПОЗНАНИЕ – оценка мира и окружающей действительности ПОЗНАНИЕ – самопознание | Культура научного познания мира Программа «Профессия – ученик» |
ПАТРИОТИЗМ – национальные традиции и национальная культура ПАТРИОТИЗМ – сопричастность к судьбам народа ПАТРИОТИЗМ – национальная толерантность | Гражданско-патриотическое воспитание Программа «Гражданин России» |
ТВОРЧЕСТВО – процесс созидания ТВОРЧЕСТВО – процесс открытия нового в окружающем мире ТВОРЧЕСТВО – улучшение мира (социальное проектирование) | Культура творчества Программа «Взлетная полоса» |
ЗДОРОВЬЕ – особый образ жизни ЗДОРОВЬЕ – разумное потребление и самоограничение ЗДОРОВЬЕ – культура спорта ЗДОРОВЬЕ – экология среды, жилища, рабочего места. | Культура здоровья Программа «Быть здоровым – это здорово!» |
Программы дополнительного образования
Нижегородский краевед
Юный политолог
Юный философ
Латинский язык и античная культура
Школа юного историка и правоведа
Умелые руки
Хозяюшка
Занимательная информатика
Авиа-киберспорт
ЮИД
Сценическая речь
Сам себе МЧС
Берегиня Ансамбль «Волжане»
Спортивные игры
Подвижные игры
Хореография
Этапы построения воспитательной системы
1 этап – организационный (2012-2013)
В ходе данного этапа предполагается:
- Разработка и написание концепции воспитательной системы
- разработка и написание программы, развивающей базовую культуру личности)
- разработка символики и атрибутики гимназии
- разработка комплекса интегрированных воспитательных обязательных и дополнительных образовательных программ, соотнесенных со школьной традицией
- разработка механизма реализации программы
- разработка плана мероприятий программы
2 этап – содержательный (2013-2015)
В ходе этого этапа предполагается:
Осуществление воспитательной работы по 5 направлениям:
Духовно-нравственное развитие личности Программа «Начало начал» |
Культура научного познания мира Программа «Профессия – ученик» |
Гражданско-патриотическое воспитание Программа «Гражданин России» |
Культура творчества Программа «Взлетная полоса» |
Культура здоровья Программа «Быть здоровым – это здорово!» |
3 этап – рефлексивно-аналитический (2015-2016)
В ходе этого этапа предполагается:
- разноуровневый мониторинг 5 направлений Программы
- обобщение результатов реализации программы за 5 лет
- выявление проблем и корректировку содержания Программы и всех ее составляющих
- разработку рекомендаций и всех составляющих программы
- этап - этап обновления системы
Обновление системы за счет инноваций, ведущих к изменению системы
ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Для учащихся- уровень достижения модельных качеств, зафиксированных в Образе гимназиста
Для учителей-уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности:
- умение ставить цели совместной деятельности
-умение подбирать технологии социально-педагогического проектирования
Для администрации – уровень управления системой качественных изменений:
- умение проектировать измененеия
-- умение проводить контрольно-оценочную деятельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности
Для школы в целом-
- Содержательная , технологическая организационная целостность реализации целей гимназии;
- Педагогически целесообразная организация среды, проектирование новых результатов деятельности гимназии;
- Положительная динамика развития каждого воспитанника
- Удовлетворенность запроса учащихся на внеурочные формы развития;
- Отсроченный результат;
- Наличие педагогов-выпускников школы;
- Положительная динамика правонарушений;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....
ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.
Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях".
Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного к...
Уроки физической культуры в коррекционной школе (из опыта работы)
Цель моей профессиональной деятельности - поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание благоприятных условий для формирования у детей положительного ...
"Некоторые варианты групповой работы на уроках физики в основной школе. Из опыта педагогической деятельности"
В статье приводятся примеры организации работы в парах и группах на уроках физики в основной школе.В книге Анатолия Гина, разработчика и популяризатора ТРИЗ, «Приемы педагогической техники»...