Методическая разработка устного журнала «Творчество Гёте»
методическая разработка по немецкому языку по теме
Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, завершающих общеобразовательную подготовку (в разделе «Литература» учебника Г.И. Ворониной для 10-11 классов обучающиеся знакомятся с творчеством великих поэтов и писателей немецкоговорящих стран).
Цели :
► знакомство с жизнью и творчеством великого
немецкого классика И.В. Гёте;
► развитие навыков художественного чтения;
► расширение знаний о культуре страны изучаемого языка;
Форма: устный журнал
Оснащение :
1. Портрет И.В. Гёте
2. Плакат со словами
Свободу смелую приняв себе в закон,
Всезрящей мыслею над миром он носился.
И в мире все постигнул он –
И ничему не покорился.
(В.Жуковский, стихотворение «К портрету Гёте»)
3. Выставка произведений И.В.Гёте
4. Презентация о И.В.Гёте, Веймаре
5. Макет журнала с названиями страниц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_-tvorchestvo_gyote.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ СПО «Старооскольский техникум технологий и дизайна»
Методическая разработка
устного журнала
«Творчество Гёте»
Подготовила
преподаватель немецкого языка
Хлебникова М.Н.
г.Старый Оскол
Пояснительная записка.
Многообразные формы и приёмы внеклассной работы способствуют как совершенствованию умений и навыков обучаемых в устной речи, так и повышению их интереса к изучаемой дисциплине. Правильно организованная внеаудиторная работа позволяет развивать активность и самостоятельность обучающихся. Кроме того, организация внеаудиторной работы способствует расширению общего кругозора обучаемых.
Очень важным фактором успеха проведения внеклассного мероприятия является подготовительная работа, и в первую очередь подбор материала. Этот материал должен быть интересным, увлекательным и вместе с тем соответствовать возрасту обучающихся.
Проведение данного внеклассного мероприятия направлено на формирование навыков художественного чтения, памяти, навыков общения в коллективе во время подготовки мероприятия, творческой инициативности обучаемых, умения найти заданную информацию.
Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, завершающих общеобразовательную подготовку (в разделе «Литература» учебника Г.И. Ворониной для 10-11 классов обучающиеся знакомятся с творчеством великих поэтов и писателей немецкоговорящих стран).
Цели :
► знакомство с жизнью и творчеством великого
немецкого классика И.В. Гёте;
► развитие навыков художественного чтения;
► расширение знаний о культуре страны изучаемого языка;
Форма: устный журнал
Оснащение :
1. Портрет И.В. Гёте
2. Плакат со словами
Свободу смелую приняв себе в закон,
Всезрящей мыслею над миром он носился.
И в мире все постигнул он –
И ничему не покорился.
(В.Жуковский, стихотворение «К портрету Гёте»)
3. Выставка произведений И.В.Гёте
4. Презентация о И.В.Гёте, Веймаре
5. Макет журнала с названиями страниц.
Ход мероприятия:
Преподаватель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами откроем
самые интересные страницы немецкой литературы, на
которых тесно переплетаются судьбы великих немецких и
русских поэтов. Мы услышим лучшие поэтические
произведения на языке автора и в русском переводе. Итак,
внимание, мы начинаем! Слушайте внимательно, в конце
повествования мы предложим вам викторину по
материалам журнала, а победителя ждёт приз.
( 1-я страница журнала –
«Солнце» немецкой поэзии.)
1 – й ведущий: Гёте – это не просто имя. Это часть истории и культуры
Германии, это «солнце» немецкой поэзии, это часть
мирового наследия. Иоганн Вольфганг Гёте был не только поэтом и писателем, но и художником, исследователем природы, государственным деятелем. Он разбирался во всех областях знаний и в жизни, относясь к тем немногим, кого мы называем универсалами или гениями.
2 – й ведущий: Немцы почитают Гёте не только как литератора, но и как
государственного деятеля. Гёте чтят как учёного,
который оставил после себя работы по геологии, минералогии,
метеорологии, оптике и акустике, ботанике и анатомии (открыл до того неизвестную кость!) А вот восторженная оценка из «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона: «редко соединимые дарования художника и общественного деятеля осложнялись в нем талантом натуралиста, способного среди дилентатических работ делать открытия и пробивать новые пути»
1 – й ведущий: Свободу смелую приняв себе в закон,
Всезрящей мыслею над миром он носился.
И в мире все постигнул он –
И ничему не покорился.
2 – й ведущий: Гёте оставил после себя богатое культурное наследие: много драм и романов, а также почти 1600 стихотворений. В его честь назван институт. Он – один из самых знаменитых людей Германии. Его произведения ещё при жизни переводились на многие языки.
( 2-я страница журнала –
Детство и юность Гёте.)
1 – й ведущий: Наиболее значимый представитель немецкой классической
и национальной литературы Иоганн Вольфганг Гёте родился в городе Франкфурт-на-Майне 28 августа 1749 года. Великий гений родился в доме богатого патриция. Его родители принадлежали к состоятельной буржуазии. Отец был императорским советником, путешествовал по Италии, Франции и Голландии. Мать Гёте была жизнерадостной женщиной, её забота о своих родных была практически образцовой.
2 – й ведущий: У Гёте были счастливое детство и юность. Он получил в
родительском доме основательное и многогранное образование. Отец сам обучал его и его младшую сестру истории, литературе и иностранным языкам. Гёте прекрасно владел латинским, греческим, итальянским, английским и французским языками. По естествознанию, математике, рисованию и музыке дети занимались с приглашёнными учителями.
( 3-я страница журнала –
Годы учёбы в университете.)
1 – й ведущий: Уже в 12-летнем возрасте Гёте писал маленькие театральные
пьесы. Но его отец видел будущее сына только в качестве юриста и поэтому он отправил его на учёбу в Лейпциг. Так, осенью 1765 года 16-летний Гёте выезжает в Лейпциг изучать правоведение. Здесь появились его первые стихотворения. А в 1768 году он переезжает в Дрезден. Там он тяжело заболевает и в августе едет во Франкфурт. Выздоровление оказалось длительным. До конца 1769 года Гёте работает над натурфилософскими и мистическими произведениями.
2 – й ведущий: Изучение права Гёте закончил в Страсбурге. Там он учился на протяжении 1770-1771 годов. В это время он пишет «Розочку», «Лесной царь» и другие стихотворения, которые быстро стали известными повсюду и сделали знаменитым поэтом самого Гёте.
(далее предлагается послушать некоторые стихотворения)
1 – й ведущий: Учёба в Страсбурге ознаменовалась ещё одним важным
событием. Однажды во время прогулки по окрестностям Страсбурга Гёте познакомился с 18-летней Фредерикой Брион, дочерью священника. Благодаря переживаниям и чувствам этого периода у поэта появился целый цикл стихотворений, самое известное из которых «Майская песня». Оно проникнуто радостью любви и весны юного поэта. Это стихотворение появилось в 1771 году, когда Гёте был 22-летним студентом.
( стихотворение «Майская песня»)
2 – й ведущий: После окончания учёбы он работал адвокатом во
Франкфурте, однако работа не доставляла ему удовольствия. Он был бы охотнее независимым писателем. К тому времени он уже написал многие стихотворения и в 1774 году появился его роман в письмах «Страдания юного Вертера», который сделал его всемирно известным.
( 4-я страница журнала –
Веймар в жизни Гёте.)
1 – й ведущий: Важную роль в жизни великого классика сыграл город
Веймар. С 1775 года до самой смерти Гёте жил при дворе герцога Веймарского. Обладая универсальными способностями Гёте находился у него на службе в качестве министра. Кроме того он был самым известным директором Веймарского театра. Под его руководством здесь впервые поставлены его «Эгмонт» и драмы Шиллера.
2 – й ведущий: Крепкая дружба связывала «князя поэтов» Гёте с Фридрихом Шиллером, который переселился в Веймар в 1799г. и прожил здесь последние 16 лет своей жизни. Оба поэта создали в этом городе свои лучшие произведения. Об этой удивительной дружбе свидетельствует памятник Гёте и Шиллеру в центре Веймара.
1 – й ведущий: В доме Гёте можно увидеть многие рисунки, скульптуры, которые он собирал. Также здесь находятся научные коллекции по геологии, минералогии, ботанике. Ещё при жизни Гёте хотел создать в своём доме музей.
2 – й ведущий: Но самым любимым местом для Гёте был всё же садовый дом в прекрасном парке. Именно здесь были написаны многочисленные произведения. Именно здесь Гёте работал особенно охотно и продуктивно. Интересно, что его рабочее место располагалось так, что он всегда видел в окно идущего к нему гостя с любой стороны дома.
1 – й ведущий: Великий поэт обожал Веймар и его окрестности. И ему хотелось сделать город ещё прекраснее. Гёте очень любил фиалки. Он мечтал, чтобы они в изобилии росли вокруг его родного города Веймара, и потому, гуляя в пригороде высеивал их семена. Вскоре все окрестности утопали в фиолетовых цветах.
2 – й ведущий: Растут там фиалки и до сих пор, их в память поэта называют «фиалками Гёте», а местные садоводы в честь гениального «Фауста» вывели новые сорта фиалок : Доктор Фауст – чёрного цвета, Мефистофель – ярко-красного, Маргарита - нежно голубого.
(на экране панорама города )
1 – й ведущий: Каждую весну окрестности Веймара превращаются в роскошный цветущий ковёр из фиалок – это память о нём, которая сохранится ещё на многие десятки лет и которая, кто знает, быть может, переживёт даже славу его творений…
( 5-я страница журнала –
Гёте – путешественник и художник.)
2 – й ведущий: Великий поэт много путешествовал. Свои впечатления, мысли, чувства он выражал в новых стихах. Дважды он посетил Италию, трижды был в Швейцарии, путешествовал вдоль Рейна , Некар, Майна. Часто был в Тюрингском лесу, в Берлине, Ильменау…
1 – й ведущий: Ильменау – одно из любимейших мест поэта. Отсюда он часто бродил до горы Кикельхан, там был маленький лесной домик, где Гёте создал некоторые свои стихи. Причём работал он здесь не за письменным столом, а стоя за пультом/бюро. На стене лесного домика до сих пор сохранилась доска с прекрасным стихотворением.
„Über allen Gipfeln
ist Ruh,
in allen Wipfeln
spürest du
kaum einen Hauch.
Die Vöglein schweigen im Walde,
warte nur, balde
ruhest du auch.”
2 – й ведущий: Мало кому известна огромная любовь и глубокое понимание Гёте музыки и изобразительного искусства. Первые попытки Гёте в изобразительном искусстве относятся к 1770 году. Его рисунки появились после путешествия по Италии (Неаполь, Сицилия) вместе с живописцем Кристианом Книпом весной 1787 года. Книп рисовал много и охотно. В своём дневнике Гёте писал: «Я не вижу больше ландшафтов, только рисунки, которые Книп с большой точностью производит на бумаге».
1 – й ведущий: В Таормине Гёте понравился вид на горный массив Этна, он сел и начал рисовать. Готовые рисунки он отсылал в Германию. Известны более 2000 рисунков Гёте. Их достоверность установлена с помощью его своеобразной подписи под ними.
(далее можно показать подборку рисунков, если есть возможность)
(6-я страница журнала –
Гёте и русские поэты.)
2 – й ведущий: Гёте был знаком с Жуковским, Пушкиным. М.Ю. Лермонтов сделал перевод стихотворения «Горные вершины…». Вообще многие русские поэты переводили стихи Гёте на родной язык. Немецкий поэт даже подарил А.С.Пушкину своё перо.
1 – й ведущий: Гёте относительно поздно оказал влияние на духовную жизнь России. Наряду с его размышлениями о чистом, не рассчитанное на социальное воздействие, искусстве большое впечатление производил «Фауст», переводившийся с 1838г. по меньшей мере 17 раз на русский язык, в том числе Борисом Пастернаком.
2 – й ведущий: В. Жуковский выразил в своё время важность творчества Гёте в своём гимне «К Гёте» (1827г.)
Творец великих вдохновений!
Я сохраню в душе моей
Очарование мгновений,
Столь счастливых в близи твоей!
Твоё вечернее сиянье
Не о закате говорит!
Ты юноша среди созданья!
Твой гений, как творил, творит.
Я в сердце уношу надежду
Ещё здесь встретиться с тобой.
Земле знакомую одежду
Не скоро скинет гений твой.
В далёком полуночном свете
Твоею Музою я жил,
И для меня мой гений Гёте
Животворитель жизни был!
Почти судьба мне запретила
Тебя узреть, в моей весне?
Тогда душа бы воспалила
Свой пламень на твоём огне.
Тогда бы вокруг меня создался
Иной, чудесно-пышный свет,
Тогда б и обо мне остался
В потомстве слух: он был поэт!
1 – й ведущий: Ну, вот пожалуй и всё, что мы хотели вам сегодня рассказать. А теперь предлагаем ответить на вопросы нашей викторины.
Вопросы для викторины:
1. В каком городе родился И.В.Гёте?
2. Какие иностранные языки знал Гёте?
3. Где учился Гёте?
4. Когда родился великий поэт?
5. Какой подарок получил Пушкин от Гёте?
6. Какое вы знаете произведение Пушкина, одноимённое с трагедией
Гёте?
7. Сколько лет жил Гёте?
8. Кто написал перевод стихотворения Гёте «Über allen Gipfeln…»?
9. Кто написал музыку к переводу стихотворения Гёте «Über allen
Gipfeln…»?
10. В какой форме написан роман «Страдания юного Вертера»?
11. Где писал Гёте стихотворение «Über allen Gipfeln…»?
13. В каком городе Гёте был министром?
14. Сколько иностранных языков знал Гёте?
15. Кто из русских поэтов перевёл многие баллады Гёте?
16. Сколько рисунков создал Гёте?
17. Что изучал поэт в университете?
18. Как называются любимые цветы Гёте?
19. Как звали живописца, с которым путешествовал Гёте по Италии?
20. Кто обучал Гёте иностранным языкам?
Литература:
1. Иностранный язык в школе. Mетодический журнал-М. «Просвещение» -
1997г. № 6
2. Журнал « Книжный клуб Терра»-зима-весна 2001, с. 27
3. Т.Г.Коноплёва. Весёлый немецкий.-Ростов/н/Д- Феникс, 2008г.
4. Г.Дуда, О.Розе под научн.рук.проф.Б.Бонвеча.каталог «Они были не
только противниками»- Москва.,- «Международные отношения» -
Эрланген. – «Штраубс». -1990г. с.19.
5. Н.Ф.Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях. Репринт.изд. –
Мн.БелЭн, 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой
Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ....
Учебно-методическое пособие по творчеству А.Ахматовой
Пособие содержит методические указания по изучению творчества А.Ахматовой в 11 классе средней общеобразовательной школы, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ...
Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...
Хадиева Г. И. Коллективизация сельского хозяйства: за и против // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2861–2865. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85573.htm.
В работе рассматриваются вопросы, связанные с важным этапом в жизни крестьянства страны – коллективизацией. На основе архивных материалов, других источников автор последовательно показывает поло...
Методическая разработка "Журнал классного руководителя"
Данная разработка поможет классным руководителям систематизировать все данные по классу....
Литературно-музыкальная викторина "Творчество Гёте"
Данная викторина подходит для внеклассных мероприятий по немецкому языку...
Методическая разработка : "Журнал "Современник". И.Тургенев - сотрудник журнала "Современник"
И.С. Тургенев стоял у истоков журнала "Современник", сотрудничество с которым длилось 15 лет....