Обобщение опыта «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу»
методическая разработка

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opytom_shchetinnikova.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу»

ВВЕДЕНИЕ

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, или чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».

В.А.Сухомлинский.

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника. 
         Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. 
         Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным. 
        Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
        К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
          Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). 
           Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными 
нормами поведения в процессе различной деятельности.
          На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием. Это Я.А. Коменский, 
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др.- они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

ТЕОРИЯ

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». 
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф
          В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. 
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». 
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 
         Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. 
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. 
            Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. 
           Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним. 
В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. 
          Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. 
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживания радости, а потом уже сопереживание горя. 
         Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А.Аркин, причем подчеркивал, что ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью.           Дети часто смеются без повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили его душевное состояние, разделили его радость. 
        На развитие у ребенка представлений о морали, нравственном поведении оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной 
кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей.

         Воспитывая у ребенка сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, а затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться. 
          Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. 
          В настоящее время начался процесс возвращения забытых имен выдающихся русских педагогов - ученых и учителей. Современный педагогический опыт и специальные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. Нравственные качества личности начинают складываться очень рано, уже в первые годы жизни. От того, как будет воспитан маленький ребенок в нравственном отношении, во многом зависит его будущее, его взаимоотношения с окружающими людьми, выполнение им своих обязанностей перед обществом и государством.

     Вопросам воспитания детей 
в духе коммунистической морали советская дошкольная педагогика всегда 
уделяла большое внимание. Громадный вклад в разработку этих проблем 
внесли Н. К. Крупская и А. С. Макаренко. 

Процесс формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника является значительно более сложным по своему составу и зависит от значительно более широкого круга условий, чем ход усвоения каких-либо частных умений или знаний. Здесь перед воспитателем ставятся задачи управлять глубинными процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Для успешного решения этих задач необходимо усилить научную работу в области нравственного воспитания детей, организовать углубленные педагогические, психологические и этические исследования.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка.

   Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
           Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.
          Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино Горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
            Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе. 
            На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
           В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.
          Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
           Планируя работу по «Нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу ставила перед собой следующие задачи:
    Воспитательные:
1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
    Развивающие:
1. Содействовать развитию речи детей.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
    Обучающие:
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Знакомить детей с художественной литературой.
3. Расширять представления об окружающем мире.
4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

  В начале учебного года была проведена педагогическая диагностика детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. Мной была выбрана методика Космачевой Натальи Владимировны. 
        Методика представляет собой описание показателей и критериев формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Когнитивный уровень выявляется путем проведения беседы с детьми о таких ценностях, как доброта - злоба, честность - лживость, справедливость, жадность - щедрость, трудолюбие - лень. Эмотивный и поведенческий уровни выявляются путем целенаправленного наблюдения за эмоциональными и поведенческими проявлениями детей.
       По итогам педагогической диагностики детей на начало учебного года 20% детей имели высокий уровень освоения программы, 47% - средний уровень, 33% детей – низкий уровень. 
      В результате наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу. 
     Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
     В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказывала сказки, показывала настольные кукольные театры, читала книги с иллюстрациями. Формировала у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). 
     При реализации перспективного плана важными методами считала использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и так далее.
     Беседуя с детьми, побуждала их думать и говорить. В совместной беседе дети учились справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учились понимать, что хорошо, что плохо.
     В образовательной деятельности я использовала следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.

При подготовке к беседе и её проведении учитывала следующие требования:
- содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту;
- дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение;
- после беседы создавала условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами ребенка.
      Для воспитания сочувствия к старшим, ко всему живому (растительному и животному миру), к игрушкам и разным предметам использовала достаточное количество разнообразных произведений художественной литературы.
     Во время беседы с детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», обращала внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость. 
     Для реализации цели деятельности использую стихи Е. Благининой «Посидим в тишине». В беседе с детьми подтверждаем проявление заботы дочери об уставшей маме.
        Обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик семицветик», обращала внимание детей на то, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика.        Подводила детей к выводу: делая добро другому человеку, сам становишься счастливее. 
      Включала детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисовали по мотивам сказок, рассказов, стихов. Работами детей оформляла выставки детского творчества. 
    В образовательной деятельности использовала игры и упражнения:  

-направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др:
       - направленные на развитие способностей детей познать себя и других людей («Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т.п.);
       - направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Мы артисты», «Маски» и т.п.);
       - направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай, кто я», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т.п.);
      - направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Молчанка», «Подари цветок», игра интонациями и т.п.);
       - направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть» и т.п.). 
        Использовала воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
         Большое внимание уделяла использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
        Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечивала благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оценивала работы детей с позиции пользы для другого, разделяла с детьми ощущение счастья.
      Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии. 
      С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовала следующие формы работы:
- анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников»;
- групповое собрание;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Как научить ребенка быть добрым»;
- выставки книг;
- папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»; 
- полезные советы; 
        В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.
      Я старалась работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивало положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также старалась доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.
     Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде.
      Во- первых, я строила работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
     Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены были проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
    Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
      В- третьих, решала проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развивала у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты: логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу. 
     Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
     Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
             В течение года систематически читала русские народные сказки такие как «Крылатый, мохнатый, да масленый», В. Маяковского «Кем быть?», рассказоы Б. Житкова «На льдине», Б. Гладкова «Обвал», Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Одоевского «Мороз Иванович», К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой, пословицы о дружбе, о труде. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций в нужный момент, рисунки художников помогали понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяло, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствовало запоминанию текста. В этом случае помогала улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывали у ребенка удовольствие и радость.
         Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случае драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками в коллективе.

Вывод
       Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень знаний детей по духовно-нравственному воспитанию. На конец учебного года 53 % детей имели высокий уровень освоения программы, 30 % - средний уровень, 17 % детей – низкий уровень, что значительно выше проведенной ранее диагностики.

Сформировались такие нравственные качества как отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу, сопереживать. Дети стали более вежливыми, общительными. 

         
     

Заключение:
        Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Приобщение детей к художественной литературе, способствует формированию   духовно-нравственных качеств. Через нравственность воспитываем ребенка, приобщаем его к гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические вкусы и чувства. Герои произведений вызывают у детей сочувствие, помогают в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями.

 Таким образом, художественная литература играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.

 


СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СЕНТЯБРЬ

1. В. Солоухин «Здравствуйте», О. Дриз «Добрые слова»

2. А. Седугин «Дом с трубой и дом без трубы»

3. Л. Толстой «Два товарища»

4. А. Седугин «Как Артемка котенка спас», Л. Толстой «Котенок»

ОКТЯБРЬ

1. Н. Юсупов «Папа разбил драгоценную вазу»

2. И. Бутмин «Трус»

3. В. Осеева «Плохо»

4. А. Седугин «Речные камешки»

НОЯБРЬ

1. Г. Макунец «Три сестры»

2. В. Осеева «Волшебное слово»

3. Г. Сапгир «Самые слова»

4. Т. Понамарева «Хитрое яблоко»

ДЕКАБРЬ

1. М. Пляцковский «Урок дружбы»

2. В. Сухомлинский «Кому идти за дровами»

3. Н. Носов «На горке»

4. В. Осеева «Сыновья»

ЯНВАРЬ

1. Р. Тимершин «Где лежало спасибо»

2. В. Осеева «Печенье»

3. Е. Пермяк «Надежный человек»

4. В. Осеева «На катке»

ФЕВРАЛЬ

1. Л. Пантелеев «Честное слово»

2. Л. Пантелеев «Трус»

3. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

4. Н. Дурова «Заботливая подруга»

МАРТ

1. В. Осеева «Просто старушка»

2. О. Руцень «Так или не так?»

3. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить

4. Г. Браиловская «Ушки-неслушки»

АПРЕЛЬ

1. В. Осеева «Синие листья»

2. Е. Пермяк «Самое страшное»

3. Л. Пантелеев «Две лягушки»

4. С. Маршак «Чего боялся Петя?»

МАЙ

1. Н. Толстая «Памятник», Л. Рева «9мая – День Победы»

2. В. Осеева «Три товарища»

3. Э. Шим «Не смей»

4. Б. Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть»

ИЮНЬ

1. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

2. Э. Шим «Брат и маленькая сестра»

3. В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

4.  В. Катаев «Цветик семицветик»

ИЮЛЬ

1. Э. Шим «Елкино платье»

2. Е. Пермяк «Торопливый ножик»

3. В. Осеева «Что легче?»

4. Н. Носов «Карасик»

АВГУСТ

1. Л. Толстой «Косточка»

2. В. Сухомлинский «Как мальчики мед съели»

3. Е. Пермяк «Чужая калитка»

4. Е. Пермяк «Хитрый коврик»


Список использованной литературы

1. Азбука нравственного воспитания / Под ред.И.А Каирова., О.С.Богданова.3-е изд.-М.,Просвещение, 2009г.

2. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.

3. Бабанский Ю.К. «Педагогика». - М., - 2008г.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968

5. Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 2007г.

6. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». - М., 2005г.

7. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1968

8. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.

9. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. - М., 1984.

10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973.

11. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 2008г.

12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М, 2008г.

13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

15. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. - М., 1984.

16. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1987.

17. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973.

18. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб., 1997.

19. Дошкольная педагогика/ Козлова С.А., Куликова Т.А.,2006г.

20. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008г.


КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль книги  в нравственно-эстетическом воспитании ребенка»

      «...Чтение книг — тропинка, по которой умелый,  умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

      Эти слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.

      Детство — пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

      Книга развивает мечты, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных  наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

      Книга учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие. Эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус. Выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности.

      Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует одним и по-детски осуждает других. Под влиянием книг, пособий, разнообразных художественных и дидактических игр, занятий с взрослыми возникает детская художественно-речевая деятельность, то есть деятельность, связанная с восприятием  художественных произведений, исполнением их, так же с начальными формами словесного творчества. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, к персонажам. У ребенка развивается поэтический слух. т. е. способность замечать   изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, умение объяснить их необходимость в данном жанре. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно-речевой деятельности. Одни больше любят слушать стихотворения и читать их наизусть, другие — сказки. Развиваются художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки, стихи.

       Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельности малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способности воспринимать рассказы, сказки, стихотворения, как искусство слова.

      В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых  особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способности целостного, эмоционального, образного  восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость — ответственная задача родителей.

   Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.

            Каковы же критерии    отбора книг для чтения?

            Детская художественная литература, так же как и литература для взрослых  - искусство слова. Для того, чтобы книга могла стать средством  познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, вызвать сопереживание с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, должна быть художественной по содержанию и форме, т. е. представлять единство познавательного и художественного элемента.

      Книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание ее раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах;  события, характеры, действия героев изображены динамично. Только та книга, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире.  Занимательность — одно из основных требований, предъявляемых к детской книге. Л.Н. Толстой писал: «...никого никакими силами, вы не заставите читателя понять мир через скуку».

         В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей специфики  они оказывают эмоциональное воспитательное значение.

           Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка  развивает образность мышления, выразительность речи.

       Сказка захватывает ребенка своим содержанием. Возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому.

       Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К.Д. Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший — великим педагогом.

       Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтической  форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям, к поэтическому  восприятию, много красочности и образности мира: «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» (ромашка); «Весь из золота отлит, на соломинке стоит» (колосок); «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко» (земляника). Образы поражают ребенка своей необычностью. Сходства  и различия между предметами, на которых основаны загадки, заставляют думать об особенностях реального мира.  


Картотека игр по нравственному воспитанию

«Знакомство»

Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

«Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

«Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.

Игра «Забота»

Взрослый называет слово, ребёнок  говорит: как можно заботиться и почему. Например: Собака – кормить;  карандаш – не бросать, потому, что сломается.

Игра «Я дарю тебе словечко»

Взрослый и ребёнок по очереди дарят друг другу слова. Взрослый может дарить незнакомые ребёнку слова, объясняя их происхождение. (рекомендуемые слова: милосердие, великодушие, человеколюбие, доброделание, миролюбие)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области

Описание педагогического опыта

Тема «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу»

Идея: «Воспитание нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к художественной культуре»

Воспитатель

филиал «Дружба» МБДОУ

 «Первомайский детский сад»

Щетинникова Татьяна Владимировна

                                                   2019 год

Сведение об авторе

Ф.И.О                               Щетинникова Татьяна Владимировна

Образование                    Высшее

                                          Мичуринский  Государственный

                                          Педагогический институт, 2005г.

Специальность                Учитель биологии

Место работы                  Филиал «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад»

                                          Первомайского района Тамбовской области

Должность                       Воспитатель

Педагогический                                  11 лет

стаж

Стаж работы в данной                       11 лет

 должности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Русские колокола"

Чтобы воспитать патриотические качества у ребёнка, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на его эмоциональные и нравственные сферы. Колокол для России – это один из национальных ...

Презентация "Использование приемов мнемотехники в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой"

Презентацию можно использовать специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов, родителям.В презентации раскрыты цели использования технологии мнемотехники,...

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"

Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»

   Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказ...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников через проектную деятельность

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это  сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающ...