Презентация "Использование приемов мнемотехники в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой"
презентация к уроку на тему
Презентацию можно использовать специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов, родителям.
В презентации раскрыты цели использования технологии мнемотехники, этапы работы, приведены примеры заучивания стихотворных миниатюр, текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". К. Д. Ушинский
Технология «МНЕМОТЕХНИКА» Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти Муз Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации
Мнемотехника в специальной дошкольной педагогике В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами Т. А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями В. П. Глухов - блоками-квадратами Т. В Большева – коллажем Л. Н. Ефименкова - схемой составления рассказа
Основные цели использования технологии мнемотехники Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах Освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления Развитие творческих способностей: фантазии, воображения Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
Последовательность работы по мнемотехнике Мнемоквадраты Мнемодорожки, мнемоцепочки Мнемотаблицы Мнемотаблицы-схемы
Мнемотехника использует не изображения предметов, а символы. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме
Этапы работы с мнемотаблицами Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах) Рассказывание по мнемотаблицам, созданными самими детьми
Особенности детей-логопатов (коррекционные задачи) Длительный периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков Отсутствие мотивации к заучиванию и запоминанию материала Нарушения памяти, низкий уровень внимания Малоподвижность психических процессов Отсутствие интереса к поисковой деятельности Отсутствие готовности к выполнению заданий Низкая работоспособность и быстрая утомляемость Отсутствие желания заучивать стихи, пересказывать Отсутствие навыков владения приёмами и методами запоминания Наличие больших трудностей и превалирование отрицательных эмоций на предложение заучить небольшой текст или стихотворение Снижение самоконтроля за собственной речью на этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах
Требования, предъявляемые к работе по мнемотехнике Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие На начальных этапах заучивания лучше рисовать их совместно с ребенком Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета
Этапы работы Готовые схемы (составленные самим педагогом в присутствии детей ) Коллективное обсуждение и выдвижение различных версий , отбор наиболее удачных вариантов (педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение) Самостоятельное проявление детьми творческой инициативы в создании мнемотаблиц в программе Power Paint
Заучивание стихотворений Можно использовать опорные рисунки Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст
Приходил Борис к Барбосу, Карамель Барбосу бросил. Карамельку «Барбарис» Барбос быстренько разгрыз.
В огороде Прокоп Собирает укроп. Уже у Прокопа Короб укропа
Барсучиха с барсучонком Причесались гребешком Барсучонку для прически Подарили три расчески
Промурлыкал рыжий кот. Попросил он бутерброд. Бутербродик с сыром И пирог с кефиром.
Б.Заходер. КАВОТ и КАМУТ (предшествующая работа) Коля о Кавоте : «я его люблю, мы с ним играем в разные игры»
Максим : «Он умеет: играть со мной, петь, смотреть телевизор, летать, у него есть кнопочки, как у пульта, Я нажимаю, он выполняет все, когда он сердится, шерсть превращается в иголки»
Катя: « Он добрый, я с ним дружу, когда радуется он виляет мне двумя хвостиками»
Пересказ текстов Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи На первых этапах его формирования, можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети
Как медведь сам себя напугал Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача. Эх, знать бы ему, что позади заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.
Результаты работы Увеличивается круг знаний об окружающем мире Повышается мотивация к пересказу текстов, придумыванию интересных историй Увеличивается интерес к заучиванию стихов Значительно обогащается словарный запас Развивается связная речь Увеличиваются показатели умственных способностей ребенка Наблюдается высокая готовность к школьному обучению
Литература Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с. Борякова Н. Ю. Нарушения речи детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. 2004. № 1. С. 15-20. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. – 217. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Гном и Д., 2001. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c. Л. Е. Кыласова. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы.-Волгоград: Учитель,2001. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115. Олейник Н. А. Технология “Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008 . Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010 Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2003. 32 с. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Спасибо за внимание! Ссылка на шаблон http://fotoramky.narod.ru/images/ramka230.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике....
Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников с нарушением слуха.
Когсультация предназначена для педагогов работающих с детьми с нарушением слуха. Статья раскрывает значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка, а так же методы и приемы, спосо...
Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка
Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...
Выступление на педсовете. Тема: «Театрально-игровая деятельность, ее виды, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой».
Показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором ...
«Участие родителей в музыкально-образовательном процессе как эффективная форма художественно-эстетического воспитания дошкольников»
План работы по сотрудничеству с семьями воспитанников...
Использование игровых приемов в коррекционном процессе с дошкольниками, имеющими грубые нарушения слоговой структуры слова
Подбор приемов, направленных на коррекцию нарушения слоговой структуры слова...
Обобщение опыта «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу»
Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....