Внеурочная деятельность
методическая разработка
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklssnoe_meropriyatie.odt | 32.58 КБ |
klassnyy_chas.odt | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой»
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7-9 классов.
Задачи:
- повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
- развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- музыкальное сопровождение,
- проектор,
- ручки и листочки
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
"Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…
Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет "Последним героем 2015 года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.
Вопросы:
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
- Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
- Расскажите правило по карточке "ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
- Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
- Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
- Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
- Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
- Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- "Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
- Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
- Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
- Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
- Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
- Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
- Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
- Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
- Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)
- Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
- К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
- Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
- Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
- Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
- Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
- Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
- Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
- Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
- Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
- Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
- Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
- Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
- Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. |
Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше
- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).
- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
П. Ершов | Калашников | |
Остап | Капитанская | |
купец | Астафьев | |
Виктор Петрович | дети | |
дочка | Красный нос | |
"Левша” | нищий | |
Пеппи | А. Линдгрен | |
подземелья | "Конёк-горбунок” | |
мороз | Длинный чулок | |
"Малыш и Карлсон” | Аввакум | |
принц | Н.Лесков | |
В. Распутин | "Уроки французского” | |
легенда | Тарас Бульба | |
протопоп | Данко |
Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем эти словосочетания. (Если останется время, позагадываем метаграммы).
- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Последним героем”.
4 задание. "Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.
Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.
Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в "Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.
II тур.
- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).
1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:
Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.
Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.
- Теперь я снова читаю слова, вы по очереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).
2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.
- "Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
- "Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” ("Кусака” Л. Андреев)
- "И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)
- "Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)
- "Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)
- "И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)
- "Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)
- "И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”. ("Корова” А. Платонов)
- "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)
- "Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А. Платонов)
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.
3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.
4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.
1.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
("Узник” А.С. Пушкин)
2.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
3.
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( "Парус” М.Ю. Лермонтов)
4.
Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)
("Мцыри” М.Ю. Лермонтов)
5.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
("Зимнее утро” А.С. Пушкин)
6.
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,
Глядя на них мне и больно, и стыдно.)
("Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов)
Финал.
1 задание. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание. "Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:
- Без чего дома не построишь? (без угла)
- За чем чай пьют? (за столом)
- За чем во рту язык? (за зубами)
- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
- По чему в лес ходят? (по земле)
- По чему утка плавает? (по воде)
На этом наша игра заканчивается. Под музыку "Остаться в живых” группы "Би-2” награждаются ученики:
1. "Последний герой-2007” - лентой с надписью, грамотой.
2. грамотой "За волю к победе”
3. грамотой.
4. утешительные призы за участие.
1.Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое?
- Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”?
- Расскажите правило по карточке "ЧК, ЧН”
- Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой?
- Что такое монолог?
- Назовите автора произведения "Муму”.
- Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ.
- Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске?
- "Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это?
- Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина?
- Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-.
- Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге?
- Что такое обращение?
- Назовите имя и отчество Гоголя.
- Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение?
- Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”?
- Что такое антонимы?
- Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”?
- Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные?
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837?
- К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший?
- Назовите автора произведения "Бородино”.
- Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-.
- Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения?
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи?
- Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”.
- Что такое диалог?
- Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”?
- Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей?
- Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов?
- Что такое инверсия
- Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы?
- Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”?
- Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”?
- Что такое архаизмы?
- Кто написал "Мцыри”?
- На какие вопросы отвечает обстоятельство?
- Какие знаете двусложные размеры стиха?
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. | |
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. |
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
Предварительный просмотр:
Классный час «Предпринимателями не рождаются…»
Цель: Стимулирование интереса учащихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса.
Задачи:
- Выяснить, что такое предпринимательство и кто такой предприниматель;
- Определение важнейших качеств предпринимателя;
- Выявление у себя предпринимательских способностей;
- Осознание необходимости развития в себе качеств, которые помогут достичь личностного и профессионального успеха
- Развивать коммуникативные умения учащихся, ответственность за работу в команде, профессиональные интересы и предпочтения.
Предварительная подготовка:
- Составление и изучение Бизнес словаря.
- Заготовка лицензий фирм.
- Подготовка плаката результатов игры.
- Изготовление денежных единиц.
- Изготовление и распечатка заданий для команды.
- В игре участвуют 3 команды, которые формируются по цветным карточкам.
Ход классного часа
I. Вступительная часть
Слайд 2
Послушайте песни и сделайте предположение, о чем пойдёт речь на классном часе.
(Звучат отрывки из песен «Money, money» (в исполнении Лайзы Миннелли и группы «АВВА»), «Деньги не в счет» (в исполнении Игоря Николаева), «Когда б имел златые горы...», «Деньги-дребеденьги» (из мультфильма «Остров сокровищ»), «Песня разбойников» (из мультфильма «Бременские музыканты»)
Слайд 1
Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель - одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Но предпринимателями не рождаются… А вот как стать успешным предпринимателем, об этом пойдет речь сегодня на классном часе.
Слайд 3
Кто такой предприниматель? (Предприниматель — человек, который организует собственное дело и получает прибыль)
Предприниматель - лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства.
Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать предприятия другим предпринимателям.
Предпринимательством занимаются люди разных профессий: не только владельцы торговых точек на рынках, но и хозяева парикмахерских, кафе, фотографы и др.
Слайд 4
Процесс предпринимательства состоит из следующих ступеней:
поиск новой идеи и её оценка;
составление бизнес-плана
поиск необходимых ресурсов;
управление созданным предприятием.
II. Игра «Открываем свою фирму»
Слайд 5
Итак, первоначальные сведения о предпринимательстве вы получили. Но чтобы узнать работу предпринимателя изнутри, давайте поиграем с вами в игру «Открываем свою фирму»
Цель игры - знакомство с азами организации предпринимательской деятельности.
Любая предпринимательская деятельность контролируется налоговой инспекцией. Сегодня роль налоговой инспекции сегодня будут выполнять жюри. Знакомьтесь… (Классный руководитель представляет членов жюри)
В течение всей игры налоговая инспекция будет следить за деятельностью всех фирм, а затем в конце выберет ту фирму, которая достойна высшей награды.
Ход игры
Слайд 6
Этап 1. Презентация "фирмы"
На время игры вы станете фирмами и познакомитесь с основными принципами ее работы. Когда вы занимали свои места, вы уже сформировали свои фирмы.
Слайд 7
Но мы ничего не знаем о каждой из фирм. Поэтому вам необходимо придумать название, которое будет отражать ее деятельность. Ну и конечно, раздать портфели сотрудникам фирмы. Портфели, которые вам предложены это:
- Генеральный директор
- Менеджер по рекламе
- Бухгалтер
- Офис-менеджер
- Юрист
- Секретарь-референт
- Инженер по технике безопасности Начальник отдела кадров
- Логистик
- Финансист
Время на подготовку 3 минуты.
(Презентация фирмы может быть в любой форме: в виде свободного рассказа, в стихотворной форме, в форме песни, частушек и т.д.)
По ходу выступления члены жюри записывают названия команд в плакат итогов игры, представители фирм пишут названия фирм на табличках и выставляют их на столы.
Слайд 8
Этап 2. Получение лицензии
Чтобы фирма начала свое существование, ей необходимо получить лицензию на осуществление своей деятельности.
Лицензия - это разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности.
Слайды 9-10
Чтобы вам получить лицензию, необходимо ответить на вопросы комиссии по лицензированию
- Самая известная книга К.Маркса ("Капитал")
- Дача денег в долг на определенный срок (Ссуда, кредит)
- Неплатежеспособность из-за отсутствия средств (Банкротство)
- Оператор на бирже (Брокер)
- Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций (Биржа)
- Название денег в международном обращении (Валюта)
- Операция с помощью, которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции (Страхование)
- Одна из форм торговли особо ценными товарами (Аукцион)
Вопросы задаются всем фирмам. Каждая из фирм предлагает свой ответ. Налоговая инспекция фиксирует ответы фирм и по окончании данного этапа выносит вердикт, получает или не получает лицензию каждая из фирм. Если количество правильных ответов слишком мало, то жюри можно сказать: «Ваша фирма получает лицензию на осуществление деятельности сроком не на год, а на три месяца». Выдаются лицензии (Приложение1)
Слайд 11
Этап 3. Стартовый капитал
Чтобы фирма могла осуществлять свою деятельность, ей необходим стартовый капитал. Его вы можете получить в ссуду у банка, но сумму вашего займа мы определим на аукционе. Вы должны называть по очереди пословицы, поговорки или высказывания о деньгах.
За каждую поговорку "Фирма" получает деньги. (Приложение 2)
Cлайды 12-14
(Если ученики не называют самостоятельно ни одной пословицы / поговорки, можно читать первую половину пословицы, а они должны продолжить). (Приложение3)
Слайд 15
Этап 4. Реклама товара
Первоначальный капитал у вас уже есть, значит можно запускать в продажу товар. Но вы знаете что: "Не похвалишь, не продашь". Т.е. двигатель торговли это ... реклама. Без нее объем продаж будет незначительным.
Поэтому вам необходимо прорекламировать свой товар так, чтобы всем захотелось его приобрести.
Слайд 16
Фирма 1 рекламирует резиновые сапоги
Фирма 2 рекламирует швабру
Фирма 3 рекламирует алюминиевую кружку
Время на подготовку 3 минуты.
(Каждой фирме необходимо предоставить лист ватмана, карандаши, мелки, маркеры, цв. бумагу и пр.)
Слайд 17
Этап 5. 3аключение договора
Увидев вашу рекламу, некоторые страны захотели с вами сотрудничать. Чтобы подписать с ними договор, необходимо определить денежные единицы этих стран. (Приложение 4)
Если вы определяете правильно, значит, договор подписан.
Время на выполнение задания 3 минуты.
Слайды 18-19
Контроль выполнения задания.
- Латвия (лат)
- Болгария (лев)
- Украина (гривна)
- Франция (евро)
- Китай (юань)
- Польша (злотый)
- Индия (рупий)
- США (доллар)
- Япония (йена)
- Великобритания (фунт стерлингов)
- Белоруссия (рубль)
- Чехия (крона)
- Ирак (динар)
- Аргентина (песо)
- Бразилия (реал)
- Турция (лира)
Пока фирмы в сопровождении классного руководителя проверяют задание, жюри в это время проверяет работу каждой фирмы и по окончании подводит итоги, с какой из фирм возможно заключать международные контракты и выдает договор (Приложение 5)
Слайд 20
Этап 6. Селекторное совещание
Директора фирм приглашаются на селекторное совещание.
Слайд 21
Так как вы руководите фирмами, то должны уметь составлять деловое письмо. В него вы должны включить следующие слова в том порядке, в котором они записаны:
дом
собака
колбаса
вагон
время
терпение
задача
Время на подготовку 3 минуты.
Пока директора фирм проводят селекторное совещание, сотрудникам фирм предлагаю немного отдохнуть. Давайте поотгадываем «Экономические загадки». Ваша задача – добавить последнее слово к каждой загадке.
1. На товаре быть должна
Обязательно... (цена).
2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким... (доход).
3. Журчат ручьи, промокли ноги -
Весной пора платить... (налоги).
4. Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без... (рекламы).
5. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно... (весы).
6. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в... (банке).
7. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой... (вклад).
8. Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся... (залог).
9. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).
10. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь... (товар).
11. В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает... (инфляция)».
12. И врачу, и акробату
Выдают за труд... (зарплату).
13. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы... (ссуду).
14. Стал владельцем, братцы, я –
Вот завода... (акция).
15. Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них... (договоры).
16. Очень вкусная витрина
У овощного... (магазина).
17. На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке... (проценты).
18. Приносить доходы стал
В банке папин... (капитал).
19. Чуть оплошаешь - так в тот же момент
Весь рынок захватит твой... (конкурент).
Слайд 22
Этап 7. Ревизия
Очень часто в жизни бывает так, что проверки приходятся на то время, когда начальство отсутствует. В вашей фирме наступил именно такой момент. К вам приехал ревизор. Пришло время отдавать ссуду в банк. Если вы отвечаете на вопросы проверки, то часть процентов считается погашенной. Если нет, то придется платить деньги.
Слайды 23-25
- Что такое лицензия? (Разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности)
- Что такое реклама? (Cредство обмена информацией между потребителем и продавцом)
- Что такое ипотека? (Денежная ссуда, предоставленная клиенту банка под залог недвижимого имущества на длительный срок)
- Что такое заем? (Договор, по которому одна сторона передает в собственность или управление другой стороне деньги или вещь, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму или вещь)
- Что такое банк? (Кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств)
- Что такое банкротство? (Долговая несостоятельность, финансовый крах)
- Кто такой конкурент? (Лицо или фирма, которые соперничают в чём-либо с вами (продают аналогичный товар, оказывают аналогичные услуги), стремятся достичь тех же целей и т.п.)
- Кто такой предприниматель? (Лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства )
9. Кто такой аудитор? (Лицо, занимающееся ревизией бухгалтерских
документов и отчётности и консультационной деятельностью,
связанной с наладкой бухгалтерского учёта )
Вопросы задаются фирмам по очереди. Если фирма, которой был задан вопрос, не дает правильный ответ, его может дать другая фирма, уменьшая тем самым размер ссуды. У фирмы, не ответившей на вопрос, ей предназначенный, увеличивается ссуда в банке
В конце игры жюри подводит итоги. Награждение
III. Тестирование
Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Чтобы выяснить, способен ли каждый из вас стать предпринимателем в реальности, предлагаю пройти небольшое тестирование. (Приложение 6)
(Учащиеся тестируют сами себя, а затем соотносят баллы с результатом)
IV. Завершающая часть
Слайд 26
Для сознательного выбора занятия предпринимательской деятельностью необходимо определить, какими качествами должен обладать предприниматель.
(Далее класс обсуждает главные качества предпринимателя).
Итак, предприниматель – это новатор. Человек, готовый идти на риск, предлагая, это новое. Его успех – это признание общества. А признание общества – это прибыль, которую он получает от реализации своих идей.
Слайд 27
Однако прибыль для настоящего предпринимателя – это не самоцель, а мера измерения его успеха.
Преуспевающий бизнесмен Наполеон Хилла в своей книге «Думай и богатей» писал:
«Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха».
Слайд 28
Итак, свой бизнес – это возможно или нет? (Варианты ответов учащихся)
При каких условиях возможно открыть свое дело? (Варианты ответов учащихся, соотнесение с вариантами на слайде)
Слайд 29
Предпринимательской деятельности необходимо учиться постоянно, независимо от возраста, опыта и занимаемого положения. При этом следует учитывать, что успех, может быть, достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу. Чтобы быть успешным, следует работать над собой.
V. Рефлексия
Учащимся предлагается закончить предложения Слайд 30
1. Для меня было интересным …
2. Я узнал (а) для себя …
3. Для меня было легко …
4. Для меня было трудным …
5. Для меня было бы лучше, если бы …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...