Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОВЗ(ТНР) "Звуки М и Мь. Буква М"
план-конспект

Макарова Елена Геннадьевна

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОВЗ(ТНР)  "Звуки М и Мь. Буква М"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР)

«Звуки М и Мь. Буква М».

Выполнила

учитель-логопед

МАДОУ детский сад №2 «Росинка»

Макарова Е.Г.

Цели:

1. Закрепить навыки дифференциации звуков М-Мь в словах.

2. Развивать фонематический слух.

3. Формировать навык звукового анализа.

4.  Формировать умение выделять первый звук в словах.

5. Формировать умение определять наличие и место звука в слове.

6. Познакомить с образом буквы М.

6. Формирование умения  анализировать словесный состав предложения, умения исправлять искажённый текст.

6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память, эмоционально-волевую сферу.

Оборудование: USB колонка, запись шума морских волн; картинки или игрушки: 4 осьминога, мойва, медуза; карточки синего и зелёного цвета; мел, доска, изображение буквы М А4.

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент.

 Доброе утро, дорогие друзья! Посмотрите какая прекрасная погода. (обсуждаем погоду)

(звучит шум моря)

- Ребята, как вы думаете, что так может шуметь?

- Это шумят морские волны. Это море.

2. Основная часть.

 Скажите, какой первый звук в слове море? Посмотрите, кто это к нам подплыл? Какой звук слышен в середине слова «Осьминог»? (логопед произносит слово «Осьминог» выделяя звук Мь) К нам подплыла семья осьминогов (папа- осьминог, мама – осьминог, сын и дочка – осьминожки)

Давайте дадим характеристику этим звукам: звук М(Мь) –гласный или согласный?

Глухой или звонкий? Мягкий или твёрдый? Каким цветом обозначаем?

- Давайте покажем Осьминогам, какие мы внимательные. Поднимите синюю карточку, если услышите в слове звук М, и зеленый — если в слове есть звук Мь.

(мир, маг, мякоть, комар, замок, комета, зима, мясо). Какие вы внимательные!

- Посмотрите, это маленький осьминог, он совсем кроха и не научился ещё говорить. Он сказал «Ма». Наверное, он зовёт маму. Сколько звуков в слоге «Ма»? Какой первый звук (второй)?

 - К нам приплыла целая семья осьминогов. Это мама- осьминог, это папа – осьминог, это их сынок – осьминожка, это их доченька – осьминожка. Давайте дадим им имена, в которых бы были звуки М или Мь.

Сыночка назовём Мук, доченьку – Мия. Как они называют ласково маму?

Мук только учится говорить, поэтому допускает ошибки при произношении слов – он пропускает первые звуки. Давайте добавим к словам подходящий звук М или Мь и узнаем, какие же слова нам хочет назвать Мук. (логопед называет слова, пропуская звуки М или Мь в начале слова: _ишка, _орковь, _яч, _ыло, _олоток, _едуза, _ёд, _ука).

Посмотрите, а это буква «эм», которой обозначают звуки М и Мь. На что похожа эта буква, сколько элементов в этой букве?

- Ох и засиделись мы с вами Мук и Мия… Давайте встанем со своих стульчиков и немного разомнёмся.

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

- Как здорово мы рязмялись!

- Мук и Мия любят играть в игру «Запоминай-ка». Давайте вместе с ними поиграем в эту игру. Я буду называть по-нескольку слов, а вы должны запомнить эти слова и повторить в том же порядке, каком я назову:

- кумыс, камыш, рамы;

-  дома, дама, сума;

- домик, комик, камин, домино;

- заметка, замена, камелия, перемена.

- К нам подплыла красавица  Медуза и маленькая рыбка – Мойва. Какой первый звук в слове «медуза»? А какой первый звук спрятался в слове «мойва»? Давайте ещё раз повторим, чем эти два звука отличаются? Чем похожи?

 - Наш маленький осьминожка Мук уже начал говорит целыми предложениями, но он ,попрежнему, допускает в них ошибки. Послушайте, что он нам говорит: «Мама кормить Мук. Возле скала плавать рыбки. Мук играть с волна. Мы плыть до берег».

Предлагаю составить схему предложения « Мук играет с волной». Сколько слов в этом предложении? Максим, выйди к доске и начерти схему предложения. Какой знак поставим в конце этого предложения? (точку)

3. Итог.

Где мы с вами сегодня побывали?

С кем мы сегодня познакомились и с кем играли?

Какими двумя звуками мы сегодня познакомились? Чем похожи/отличаются?

Осьминогам очень понравилось сегодня с вами играть, но пришло время с ними прощаться…

Давайте попрощаемся с осьминогами: «До свидания!»

Ответы детей (река, озеро, море)

В слове «море» первый звук М.

- Это осьминог.

- Слышен звук Мь.

Дают характеристики звукам М и Мь.

Дети поднимают нужные карточки.

- В этом слоге два звука. Первый – м, второй – а.

Дети придумывают имена со звукам М ил Мь (Маша, Миша, Мия, Мук)

Дети вставляют звуки М или Мь.

Выполняют движения за логопедом.

Выполняют задания логопеда.

Первый звук в слове «мойва» - М; в слове «медуза» - Мь. Одинаковы тем, что они оба согласные, оба звонкие, а разные – один звук твёрдый (М), другой – мягкий (Мь).

Дети исправляют искаженные предложения.

- В этом предложении 4 слова.

Ребёнок выходит к доске и чертит схему предложения.

- Мы сегодня побывали на море.

- Мы познакомились с семьёй осьминогов.

Ответы детей.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"

Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ ДбДЬ"

Занятие по развитию фонематических  процессов и обучению грамоте у  старших дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ Б,БЬ

Занятие  по ознакомлению и дифференциации звуков Б-БЬ  в старшей логогруппе...