Статья "Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога"
статья
В статье рассматривается необходимая форма наставничества в образовательной организации педагог-педагог и эффективность данной практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
В любой профессии на начальном этапе профессионального становления человек испытывает затруднения. Для молодого педагога вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Возникает жизненная необходимость молодого педагога получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Педагог-наставник всячески способствует, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого педагога, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитывает в молодом педагоге потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
И от успешности адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые годы работы, характеризуется очень высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. На данном этапе большую роль играет наставничество.
Наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.
В каждом образовательном учреждении за молодым педагогом закрепляется педагог наставник, и реализуется практика наставничества для удачного становления молодого специалиста. Целью данной практики наставничества является: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого педагога в условиях современной школы. Формирование и развитие профессиональных умений и навыков у молодого специалиста для успешного применения на практике.
Задачи:
- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе; - оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;
- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
- развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Сроки реализации наставничества: 3 года. Форма наставничества: педагог-педагог. Основные этапы реализации плана работы: 1 этап – диагностический, 2 этап – самостоятельный творческий поиск, 3 этап – оценочно-рефлексивный. Данные этапы реализуются в практике наставничества в соответствии с планом работы на каждый учебный год.
Те условия, которые непосредственно задействованы в системе наставничества, являются ее ресурсами, необходимыми для реализации персонализированных программ наставничества. В нашей практике наставничества к этим ресурсам относится: руководство школы, педагог – наставник, педагог – психолог. Так же для реализации плана модели наставничества необходимы научно – методические, информационные, мотивационные ресурсы. Одной из эффективных форм наставничества являются открытые уроки наставника, и последующий анализ с целью выявления новых подходов, приемов и инструментов, а также выявление затруднений и корректировка методов работы с детьми.
Важную роль в практике наставничества играли личностные качества педагога-наставника, его педагогическая и жизненная позиция, профессиональные умения и навыки. Благодаря своим качествам педагог-наставник помогает быстрее и успешнее адаптироваться в коллективе и профессиональной деятельности. В результате успешной практики наставничества «Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога» наставляемый приобретает профессиональные компетенции, закрепляет и расширяет свои знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога"
Представляю вашему вниманию опыт использования портфолио как средства мониторинга профессионального развития педагога....
Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования
В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Конкурсы-как средство профессионального развития педагогов
Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Неп...
Семинар – практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития дошкольников
Материал может использывать, воспитатели, музыкальные руководители, специалист ДОУ....
Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога
Наставничество – это что-то новое или хорошо забытое старое? Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старш...