Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога
опыты и эксперименты
Наставничество – это что-то новое или хорошо забытое старое? Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считаю эффективной, если молодой педагог сам заинтересован в саморазвитии и хочет чему-то научиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.pdf | 459.18 КБ |
anketa_dlya_nachinayushchego_uchitelya.docx | 19.62 КБ |
nastavnichestvo.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анкета для начинающего учителя
- Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- да;
- нет;
- частично.
- Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальный период педагогической деятельности?
- В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности:
в календарно-тематическом планировании:
- да;
- нет;
- частично.
в проведении уроков:
- да;
- нет;
- частично.
в проведении внеклассных мероприятий:
- да;
- нет;
- частично.
в общении с коллегами, администрацией:
- да;
- нет;
- частично.
в общении с учащимися, их родителями:
- да;
- нет;
- частично;
- другое (допишите) ___________________________________________________________
- Что представляет ли для вас трудность:
формулировка целей урока:
- да;
- нет;
- частично.
выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока
- мотивация деятельности учащихся
- да;
- нет;
- частично;
формулировка вопросов проблемного характера
- да;
- нет;
- частично;
создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении
- да;
- нет;
- частично;
подготовка для учащихся заданий различной степени трудности
- да;
- нет;
- частично;
активизация учащихся в обучении
- да;
- нет;
- частично;
организация сотрудничества учащихся
- да;
- нет;
- частично;
организация само- и взаимоконтроля учащихся
- да;
- нет;
- частично;
организация своевременного контроля и коррекции образовательных достижений учащихся
- да;
- нет;
- частично;
развитие творческих способностей учащихся
- да;
- нет;
- частично;
- другое (допишите) _________________________________________________________
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- самообразованию;
- практико-ориентированному семинару;
- курсам повышения квалификации;
- мастер-классам; – творческим лабораториям;
- индивидуальной помощи со стороны наставника;
- предметным кафедрам;
- школе начинающего учителя;
- другое (допишите) ___________________________________________________________
- Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы уроков, методика их подготовки и проведения;
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
- приемы активизации учебно- познавательной деятельности учащихся;
- учет и оценка современных образовательных результатов учащихся;
- психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;
- урегулирование конфликтных ситуаций;
- формы работы с родителями;
- формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;
- другое (допишите)___________________________________________
Предварительный просмотр:
Наставничество
как эффективное средство профессионального развития педагога
Наставничество – это что-то новое или хорошо забытое старое?
Начиная свою педагогическую деятельность в школе в далекие 80-е, я, как молодой специалист, сталкивалась с различными проблемами, связанными с профессиональным становлением и личностным развитием. Практически каждый день в течении года ко мне на уроки приходили опытные учителя и я каждую неделю посещала их занятия. Для себя я усвоила, что каждый урок нужно готовить не взирая ни на что. И учитель должен выглядеть и вести себя так, чтобы учащиеся не упрекнули тебя: «Почему Вам можно, а мне нельзя?»
И вот теперь я тоже наставник. Кто же он такой- Наставник?
Я решила задать вопрос коллегам – нужно ли наставничество?
(видео)
Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему.
Чрезвычайно важным в наставничестве является то, что характер отношений должен быть двусторонним: с одной стороны – мотивация наставника осуществлять свою деятельность, осознание важности и ценности данного процесса. Молодой педагог, в свою очередь, должен быть активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения.
В прошлом учебном году в наше МО пришел специалист с отличным знанием предмета, но отсутствием практики работы в школе. Она долгое время работала репетитором.
Ей как новому члену коллектива, была необходима помощь и поддержка в профессиональной адаптации, в овладении педагогическим мастерством (а именно: мотивация деятельности обучающихся, формы работы с классом и с родителями), в освоении функциональных обязанностей учителя, оформлении документации и ведении ЭЖ.
На первом этапе мы побеседовали о планах на год, предложила заполнить анкету чтобы понять в чем нужна моя помощь.
На втором этапе мы определились с документацией, которую нужно вести учителю, как работать с журналом. Подробно изучались принципы составления Рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС; даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы.
Далее мы посещали уроки друг у друга, где заранее договаривались о том, что хотелось посмотреть или показать. Например, как работать в группах или с низко мотивированными учащимися. Как подготовить презентацию с интересными эффектами. Были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; этапы и формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала. Я поделилась опытом, как пишу поурочные планы и какие делаю заметки в них. Чем это удобно.
Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.
Выбранные формы методического сопровождения, моей коллеги, позволили достичь следующих результатов ее деятельности по итогам года работы:
- значительно снизился уровень тревоги и стресса во время организации образовательного процесса, а именно общения с детьми, родителями, коллегами ОУ;
- сформировались четкие представления об обязанностях, появился навык ведения документации в соответствии со своими должностными обязанностями (электронный журнал, рабочие программы и КТП);
- приняла участие в проведении школьной предметной недели английского языка. Кроме того, был успешно проведен открытый урок в рамках методической недели школы.
К сожалению, по семейным обстоятельствам, она переехала в другой регион, но продолжает работу в школе, учителем.
Мы встречались в свободное от уроков время, по мере необходимости. Отвечала на вопросы подопечной, делилась с ней наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушивала проблемы наставляемой и давала советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.
Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считаю эффективной, если молодой педагог сам заинтересован в саморазвитии и хочет чему-то научиться. А в любом учебном заведении будет опытный педагог, который захочет помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...
Конкурсы-как средство профессионального развития педагогов
Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Неп...
Наставничество. Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития молодого педагога
Индивидуальный образовательный маршрут становления и развития профессиональный компетенций молодого педагога...
Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...
Статья "Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях системы наставничества в МОУ СОШ с УИОП №16 г.Комсомольск-на-Амуре"
На волне демографического подъема перед педагогическим коллективом встала проблема дефицита педагогических кадров. Это связано не только с тем, что молодые специалисты не хотят идти в школу, но и с те...
Статья "Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога"
В статье рассматривается необходимая форма наставничества в образовательной организации педагог-педагог и эффективность данной практики....
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...