Перспективный план работы студии "Пластилиновое чудо"
рабочая программа
Программа предоставляет детям возможность познакомиться с нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными способами и видами лепки, к ним относятся – каркасная, модульная лепка, скульптурная лепка, освоение приемов декорирования лепных образов и т.д.
Кроме технических навыков программа предоставляет возможность получить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, получить опыт создания коллективных творческих работ, выразить свои замыслы, идеи в собственных работах, представлять свои работы на конкурсах, выставках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_studii_plastilinovoe_chudo.docx | 80.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план студии
«Пластилиновое чудо»
с детьми средней группы на 2022-2023учебный год.
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Разработана с учетом авторской программой Давыдовой Г.Н. «Пластилинография для малышей» (2006г. изд-во «Скрипторий») и авторской парциальной программой Лыковой И.А «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные
ладошки» (2008г. изд-во «Мир книги»)
Программа дополнительного образования основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности;
Программа предоставляет детям возможность познакомиться с нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих
работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными
способами и видами лепки, к ним относятся – каркасная, модульная лепка,
скульптурная лепка, освоение приемов декорирования лепных образов и т.д.
Кроме технических навыков программа предоставляет возможность получить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, получить
опыт создания коллективных творческих работ, выразить свои замыслы, идеи
в собственных работах, представлять свои работы на конкурсах, выставках.
Программа направлена на развитие сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, коррекции
мелкой моторики пальцев рук гибкости, силе, точности в выполнении действий.
В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.
Актуальность.
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Занимательная пластилинография”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Программа работы кружка пластилинографии «Занимательная пластилинография» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных
Исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей. Также новизна заключается в развитии не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через традиционные и нетрадиционные техники лепки. Создание программы дополнительного
Образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Занятия (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не
способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской
деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества.
Цели и задачи:
Цель кружка по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:
- развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
- тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
- воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить новой технике выполнения работ из пластилина
–пластилинографии, сформировать элементарные представления о данном виде творческих работ;
– научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластилина;
–обучить технологии изготовления различных изделий из пластилина;
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
- -закрепить способы лепки:
- скульптурный,
- конструктивный,
- комбинированный, рельефный, каркасный, модульный.
- научить приемам декорирования лепного образа (рельефные налепы,
- прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или собственному замыслу).
2 Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- побуждать детей к созданию динамичных, выразительных образов и
коллективных сюжетных композиций, самостоятельно выбирая тему,
материал, способы лепки, приемы декорирования образа;
- способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
- развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
- развивать у детей творческую активность и инициативу.
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
3 Воспитательные:
- -формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- -воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
4 Коммуникативные:
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- формировать умение работать в коллективе.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной
программы заключается в реализации познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и
явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применять первые варианты обобщения.
Принципы и подходы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на один год. Общее количество занятий — 72.
Занятия проводятся два раза в неделю с сентября по май. Длительность — 20минут.
Содержание психолого – педагогической работы.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
2. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Воспитание интереса к художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
- Изобразительная деятельность
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
1.Общие сведения о коллективе детей и родителей.
Основные участники реализации программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Средняя группа от 4 до5 лет . Вид образовательного учреждения – общеразвивающий. Форма реализации программы: игра, познавательная, исследовательская и проектная деятельность, творческая активность.
Программа формируется с учетом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная направленность образовательной программы: Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка.
Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы: художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Средняя группа (от 4 до 5 лет).
3. Индивидуальные особенности воспитанников
Особенности организации образовательного процесса в группе
Групповая: ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Индивидуальная: предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.
Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Планируемые результаты как продукт образовательной деятельности.
К концу курса обучения по программе «Пластилиновая сказка» дети должны
Знать: правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;
пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
разнообразие техник работ с пластилином;
жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;
основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;
правила работы в коллективе.
Уметь и применять в практической деятельности:
пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;
пользоваться различными видами пластилина;
владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет,
пейзаж;
применять знания при выполнении изделия в различных видах
росписи: дымка, хохлома, Городец;
использовать понятие симметрия при работе;
следовать устным инструкциям воспитателя;
уметь пользоваться технологическими картами;
анализировать образец, анализировать свою работу;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;
планировать предстоящую практическую деятельность;
осуществлять самоконтроль;
выполнять коллективные работы.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях пластилинографией, отслеживаются педагогом с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.
Выделяются следующие виды контроля:
текущий - осуществляется на каждом занятии (приложение 1)
промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия
через мониторинговое исследование (приложение 2)
итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое
исследование (приложение 2)
Для определения творческого потенциала ребенка рекомендуется использовать анкету для родителей (по опроснику Дж. Гилфорда) (приложение 3).
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Что должен уметь ребенок в результате работы кружка на конец года (сенсомоторная функция):
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
расплющивание;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
лепка из нескольких частей;
пропорции;
оттягивание части от основной формы;
сглаживание поверхности формы;
присоединение части;
прижимание;
примазывание;
вдавливание для получения полой формы;
использование стеки.
Ожидаемые результаты (развитие творческих способностей, эстетического
вкуса)
Эмоционально воспринимают содержание произведения.
Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные
игрушки.
Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму,
композицию и др.).
С помощью выразительности создают образ в рисунке и лепке.
Оценивают то, что получилось.
Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
Формируются творческие способности, необходимые для последующего
обучения изобразительному искусству в школе.
Различают виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской,
деревенский, морской, горный).
Имеют представление о холодной и теплой цветовой гамме.
Выполняют изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.
Создают изображения по заданию педагога.
Создают изображения по представлению и собственному замыслу.
Создают рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного
искусства.
Изображают отдельные предметы и сюжеты.
Пользуются всеми изобразительными материалами и инструментами.
Используют для создания изображения различные приемы.
Форма подведения итогов:
• Организация выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.
• Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе и т. д
4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план реализации ООП ДО в средней группе.
Образовательный процесс в учреждении планируется и осуществляется в соответствии с Учебным планом, который является нормативным актом ДОУ, устанавливающим перечень образовательных областей, основных видов организованной образовательной деятельности и объём времени, отводимого на их проведение с детьми. В учебном плане определено распределение количества ООД. В структуре плана выделяется обязательная и часть, формируемая участниками ОО.
Базовая часть частично реализуется через игровые и развивающие занятия, в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности по всем возрастным группам, разработанным в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660 – 10 к объёму недельной нагрузки организованной образовательной деятельности для дошкольников.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.
В соответствии с СанПиН в конце декабря (во время проведения новогодних утренников, 27 декабря – 29 декабря) для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводится организованная образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В летний период увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, организованная деятельность в режиме дня и др.
В соответствии с примерной основной программой дошкольного образования организованная образовательная деятельность в группах проводится с 1 сентября по 31 мая.
Содержание программы.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Планирование образовательной деятельности
Сроки реализации программы: 1 год, занятия проводятся два раз в неделю.
Кружковая работа проводиться во второй половине дня в свободное время.
Технологии:
информационно-коммуникативные;
игровое обучение
здоровьесберегающие;
технология коллективного творческого воспитания по И.П. Иванову
(КТД)
Методы:
- Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы,
как чтение, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.
- Наглядные методы. Ребѐнок получает информацию с помощью наглядных Пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. В первую очередь используются современные технические средства: показ слайдов выставок предыдущих работ, показ последовательности выполнения работ, схемы и их выполнение и т.д.
- Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей
с материалом и носит обобщающий характер.
- Активные методы обучения предполагают использование в образовательном
процессе определенной последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных ситуаций, дидактические игры.
- Исследовательский метод, призванный обеспечить творческое применение
полученных знаний.
В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, что формирует их опыт поисково-исследовательской деятельности: выставка готовых работ.
- Информационно-рецептивный: метод используется при проведении каждого занятия. Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей –
в выполнении действий по образцу (например, изготовление поделки по показанному образцу).
Формы.
Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма
– способ организации, установленный порядок.
Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста. Группа состоит из 6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы. Выполнить композицию в технике пластилинографии
непросто, поэтому над еѐ созданием одновременно трудится несколько детей.
Этапы создания картин:
1 Подбор эскиза.
2 Подготовка основы (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на
основу).
3 Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
Средства.
Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:
Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок, т.к. иной раз купишь разрекламированный, дорогой,
яркий, а он так липнет к рукам, что к картону его не приклеишь, а бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает
трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках,
которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком»,
т.к. она легко открывается и закрывается.
Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать нож, деревянную палочку,
зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться старым маникюрным набором или каким-то своим, только вам удобным и понятным,
предметом. К набору пластилина часто прилагается одна стека.
Подкладная доска. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место,
необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25 Она должна
хорошо отмываться теплой водой с обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума или отслужившая сухостираемая доска.
Работать на клеенке не удобно, т.к. она будет подниматься за пластилином,
кататься по столу и заворачиваться.
Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно
поменять цвет: с темного на светлый.
Картон .Картину из пластилина можно делать на картоне. пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).
Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать
разнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и
др.), так же необходим дополнительный материал для создания барельефа:
всевозможные фактурные поверхности предметов пуговицы, баночки, формочки).
Организация рабочего места.
- Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты.
- Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и
головы не падала на рабочую поверхность стола.
- Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество.
- Очень важно при работе следить за осанкой детей.
- Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке.
- Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале.
- Подкладная доска должна лежать в специальной папке.
- Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.
Правила техники безопасности при работе с пластилином.
Приобретать только качественный пластилин.
Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке.
Нельзя класть пластилин на стол.
Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
Перед работой разогреть пластилин.
Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.
Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.
После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.
Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.
Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.
Материал, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более
сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Наглядные средства:
Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
Образцы работ, фотографии.
Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.
Технические средства:
музыка,
видеофильм,
слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Предметно – развивающая среда:
Цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Всѐ, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
Перечень основных видов непрерывной образовательной деятельности:
-коммуникативная,
- познавательно - исследовательская,
- игровая - (дидактические, сюжетные игры)
- художественно – эстетическая,
-продуктивная
Режим образовательной деятельности (количество занятий (общее, в неделю), длительность одного занятия).
Продолжительность занятия с детьми среднего дошкольного возраста
составляет 20 минут;
проводится 2 раз в неделю, всего 72 занятия.
Предполагается проведение занятий по Программе в соответствии с учебным
планом, расписанием НОД, режимами дня для детей в группе в холодный период.
Организация деятельности детей:
групповая,
индивидуальная.
Групповая: ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Индивидуальная: предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.
Режим занятий:
В соответствии с возрастными и психологическими особенностями
детей дошкольного возраста продолжительность занятий в группе:
от 4 до 5 - 20 минут
Взаимодействие с семьей, социумом.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.
Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями - беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выступления на родительских собраниях, мастер - классы, выставки, дни открытых дверей и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации Родители заинтересовались, посетив выставки работ, увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики, с пластилином, тестом.
№ п/п | Тема | Срок выполнения |
1 | Творческая гостиная «Нетрадиционные техники лепки и рисования». | Начало учебного года |
2 | Уголок для родителей «Рисуем пластилином» | Смена материала каждый месяц в течение года |
3 | Выставка детских работ в ДОУ «Осень». Цель: ознакомление с творческими работами детей. | Ноябрь |
4 | Выставка детских работ: «Зима». Цель: ознакомление с творческими работами детей. | Декабрь |
6 | Выставка детских работ: «8 марта». Цель: ознакомление с творческими работами детей. | Март |
7 | Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с пластилином и соленым тестом. | В течение |
8 | Родительское собрание «Маленькие волшебники». Цель: выставка детских работ, отчет о творческих успехах детей. Чему научились за год. | Конец учебного года Апрель |
Перспективный план работы кружка
№ | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | ||
1. | «Воздушные шары» |
|
2 | «Бусы для Люси» |
|
Октябрь | ||
3. | «Овощи для засолки» |
|
4. | «Созрели яблочки в саду» |
|
5. | «Варим варенье» |
|
6. | «Чудо-грибочки» |
|
«Осеннее дерево» |
| |
Ноябрь | ||
7. | «Птичка» |
|
8. | «Ёжик» |
|
9. | «Клубочки для котёнка» |
|
10. | «Вырастала ёлка на горе» |
|
Декабрь | ||
11. | «Вырастала ёлка на горе» (продолжение) |
|
12. | «Снеговик» |
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
13. | «Снеговик» продолжение |
|
14. | «Украсим ёлочку новогодними игрушками». |
|
Январь | ||
15. | «Украсим Кате чашку» |
|
16. | «Рыбки в аквариуме» |
|
17. | «Рыбки в аквариуме» (продолжение) |
|
Февраль | ||
18. | «Украсим торт» |
|
19. | «Мы делили апельсин» |
|
20. | «Утка с утятами» |
|
21. | «Мышка-норушка и золотое яичко» |
|
Март | ||
22. | «Украсим платье Кате» |
|
23. | «Веточка мимозы в подарок маме» |
|
24. | «Украсим туфельку» |
|
25. | «Вышла курочка гулять» |
|
Апрель | ||
26. | «Самолёт летит» |
|
27. | «Разноцветный светофорчик». |
|
28. | «Улитка, улитка выпусти рога». |
|
29. | «Черепаха» |
|
Май | ||
30. | «На лугу» насекомые |
|
31. | «Цветик-семицветик» |
|
32. | «Радуга-дуга» |
|
Литература:
1 Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
2 Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
3 Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ", 2002
4 Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С.
5 Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. - М.:
Издательство «Скрипторий», 2007
6 Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008
7 Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового
материала.2007.
8 Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
9 Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина".
10 Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА.
2007
11 Е.Г. Лебедева. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство:
Айрис-пресс. 2008
12 Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008
13 Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. - М.: Аст; СПб: Сова,
2006
14 Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук,
Издательство Махаон. 2010
15 Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание:
дети!" 2009
16 Стародуб К.И. Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
17 Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. - Ростов-на - Дону:
Издательсво «Феникс», 2003
18 Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. - М.: ООО
издательство Астрель: издательство Аст, 2004
19 И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
20 Е.В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
21 Колдина Д.Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2013
Интернет – ресурсы:
1.http://www.ruskid.ru/lepka/
2.http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina
3 http://detskiysad.ru/izo/lepka.
4 https://www.pdou.ru/categories
5 http://ped-kopilka.ru/blogs/zurkalova/plastilinografija-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei
6 https://www.eduherald.ru/ru/article/view.
7 https://www.google.ru/search.
Приложение
Задание №1 «Зернышки для петушка»
Цель: Выявить умения детей отщипывать пластилин и скатывать «зернышки» двумя пальчиками.
Материал: пластилин, дощечка, салфетка, игрушка петушок.
Инструкция к проведению: Беседа и выполнение задания.
- Рассмотри петушка и опиши его.
- Петушок дикая или домашняя птица?
- Что любит кушать петушок?
- Угости петушка зернышками.
Задание №2 «Весёлые матрёшки»
Цель. Выявлять умения детей лепить из пластилина различные формы предметов.
Материал: пластилин, дощечка, стека.
Инструкция к проведению: Проводится беседа и выполнение ребёнком задания.
- Рассмотри матрёшек, что у них есть?
- Какое у них туловище, какой формы?
- Покажи где голова у матрёшки, какая она?
- Покажи, как ты раскатаешь шарик?
- Вылепи матрёшку и стекой наметь глаза и рот.
Задание №3 «Торт для кукол»
Цель. Выявить умения детей создавать образы разных предметов и игрушек, используя все многообразие усвоенных приемов лепки.
Материал: тесто, доска, стека.
Инструкция к проведению:
- Вспомните, какой формы бывают торты и как они украшены?
- Какими декоративными элементами можно украсить торт?
- Вылепи торт, укрась его шариками и валиками.
- Покажи, как нужно работать стекой?
- Нанеси точки и полоски.
Задание №4 «Черепаха»
Цель. Выявлять умения детей лепить из пластилина различные формы предметов.
Материал: пластилин, дощечки, стеки, большая доска, игрушка, черепаха.
Инструкция к проведению: дети вместе с воспитателем рассматривают черепаху, беседуют о ней. Воспитатель предлагает рассказать, из каких частей состоит ее тело. После этого воспитатель объясняет, как лепить черепаху. Он берет кусок пластилина, делит его на три части: большую, поменьше и еще меньше. Из большого куска лепит панцирь с туловищем — скатывает шар, а затем слегка его сплющивает. Второй кусок пластилина он делит на две части и из каждой скатывает длинные цилиндры, сгибает их пополам и присоединяет к нижней части туловища — это лапы; из оставшегося маленького куска делает голову в виде овала и небольшой хвостик.
После объяснения воспитатель предлагает детям подумать, что будет делать черепаха. Каждый должен придумать что-то свое: черепаха может ползти — лапы раздвинуть в разные стороны; может испугаться — тогда голову, хвост и лапы она прячет под панцирь. И т. д.
Что ты можешь рассказать о своей черепахе.
Низкий уровень. Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания, нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками; слабо развита ручная умелость и моторика рук, координация движений, гибкость пальцев рук, нет точности ручных движений. Ребенок не может самостоятельно работать с пластилином и тестом, испытывает трудности в изготовлении основных форм из теста, затрудняется в работе с пластилином, самостоятельно не может применять основные приемы лепки, затрудняется в соединении нескольких частей в цельный образ и передачи пропорций, сформированы не все технические навыки. Речь является вспомогательным средством общения; преимущественно использует невербальные средства общения: мимику, жесты, затрудняется в речевом выражении, общении, имеются нарушения в речи. Расширение кругозора познавательные интересы ситуативны, участвует в наблюдениях, исследованиях организованных взрослым, но не проявляет ярких познавательных чувств, затрудняется в обобщении полученных знаний, если проявляет самостоятельность, то малопродуктивную, сам не может достичь качественного результата деятельности.
Средний уровень. Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога, внесение новых замыслов случайно, ручная умелость развита не достаточно, нет согласованности в координации движений пальцев рук. Ребенок целенаправленно лепит, самостоятельно или прибегая к помощи взрослого, соединяет несколько частей в цельный образ, используя разные способы лепки, может нарушать пропорции, знает и соблюдает последовательность лепки, сформированы технические навыки, но может выполнить действия неточно, требует напоминании взрослого. Речь является ведущим средством общения, но средства общения не достаточно выразительны, затрудняется в речевом выражении, обобщении полученных знаний. Расширение кругозора: проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим, для обобщения результатов нуждается в помощи взрослого, самостоятельно действует в повседневной обстановке.
Высокий уровень. У ребенка повышенный интерес, творческая активность, субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества; хорошо развита ручная умелость и моторика рук, гибкость пальцев и сила ручных мышц, согласованность координация движений обеих рук; самостоятельно владеет приемами лепки, знает и соблюдает последовательность лепки, правильно передает пропорции, знает и соблюдает последовательность выполнения лепки, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при не удачах, обращаясь за помощью к педагогу, сформированы технические навыки (действует комбинированным и конструктивным способами с цельным куском теста и пластилина). Использует речь как ведущее средство общения, принимает участие в групповой беседе, внимательно слушает, отвечает на вопросы педагога, богатый словарный запас, активный в общении, в речи отражает результаты наблюдений. Расширение кругозора: проявляет яркий, познавательный интерес к воспринимаемым объектам, проявляет удовольствие от процесса познания нового, задает много вопросов познавательного характера, самостоятельно действует в повседневной обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...
перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)
Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...
Перспективный план работы педагога-психолога
Примерный вариант анализа работы и перспективнорго планирования работы педагога-психолога в модели "организатор"...
Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).
В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....
перспективный план работы старшей вожатой
план работы старшей вожатой...
Перспективный план работы по созданию системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС
Документ создан на основании методических рекомендаци Департамента образования Владимирской области и содержит направления деятельности всех участников образовательного процесса по внедрению и ...
Перспективный план работы социального педагога на год
В работе представлен план социального педагога на 2012-2013 учебный год...