Перспективный план работы педагога-психолога
календарно-тематическое планирование по психологии по теме
Примерный вариант анализа работы и перспективнорго планирования работы педагога-психолога в модели "организатор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ps-12-13.rar | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
Собинского района
АНАЛИЗ
Работы психологической службы за 2011-2012 учебный год.
1. Общие цели и задачи деятельности в 2011-2012 учебном году:
Модель деятельности – «организатор».
Имеется необходимая нормативно-правовая основа для функционирования психологической службы:
- Нормативные правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующие деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.;
- Нормативные документы образовательного учреждения.
-контроль за качеством деятельности психологической службы школы осуществляется администрацией школы.
Психологический кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение, включает следующие зоны:
зона организационно-методической деятельности педагога-психолога, имеются в наличии;
- рабочее место педагога-психолога (письменный стол, стул, компьютерный комплекс, запирающийся шкаф);
- документация (нормативная, специальная, организационно-методическая);
- литература и печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности;
- коррекционно-развивающие программы;
- программы обработки и анализа данных, полученных в результате диагностических обследований и т.д.;
- 2) зона взаимодействия с педагогами и родителями (для формального и неформального общения, психологического консультирования) имеет:
- комплект мягкой мебели и журнальный стол;
- анкетные бланки, бланки опросников, тестовый материал;
- литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, по вопросам семейных взаимоотношений;
- литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития детей, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др.;
- распечатки с играми и упражнениями для занятий в домашних условиях и в образовательном учреждении;
3)зона взаимодействия с детьми включает:
- столы, , стулья различной высоты);
- ковровое покрытие на полу, подушки и мягкие игрушки;
- стимульный материал к диагностическим методикам и тестам, раздаточный материал для коррекционных и развивающих занятий в соответствии с возрастной дифференциацией;
- материал для творческой деятельности детей и подростков (бумага, цветные и простые карандаши, фломастеры, краски, пластилин и др.);
Систематически осуществляется пополнение стимульного и раздаточного материала, пополняются банк диагностических методик, библиотека методической литературы, электронных методических пособий.
Целью работы в 2011 – 2012 году было:
обеспечение условий для полноценного психологического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Задачи:
- сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;
- осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психологической помощи руководителям, педагогическим работникам и родителям;
- определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
- оказание необходимой срочной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях образовательного учреждения;
- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
- определение готовности детей к обучению в школе; переход из начального звена в среднее;
- профориентационная работа в старших классах;
- разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем;
Работа психолога включала в себя следующие направления деятельности:
- Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно - познавательной деятельности,
- Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся,
- Профилактика девиантного поведения и правонарушений.
- Работа с педагогическим коллективом (профилактика профессионального выгорания);
- Работа с родителями.
- Психологическое сопровождение опытно – экспериментальной работы школы.
2. Анализ профессиональной деятельности по направлениям.
2.1.Диагностическая деятельность
Сравнительный анализ результатов психодиагностических исследований
Сложившийся опыт работы психолога позволяет выделить следующий алгоритм диагностической деятельности психологической службы:
- адаптированность к условиям школы (ДОУ) на разных этапах обучения
-По данным диагностики, все обучающиеся 1 класса к окончанию первого полугодия успешно адаптируются к школе;
- мотивация (потребность в познании и в учебных достижениях)
- Уровень (школьной) тревожности
По итогам диагностики состояния дошкольной и школьной готовности в течение последних трех лет наблюдается устойчивая положительная динамика.
( используется методика определения школьной готовности Семаго М.)
Данные на начало учебного года :
Учебный год | Уровень дошкольной готовности, Ноябрь, в %% | Уровень школьной готовности, Май, в %% (вып ДОУ) | Уровень школьной готовности Сентябрь, в %% (все 1-классники) |
2008-09 уч. год | |||
готовы | 19% | 41% | 70% |
Условно готовы | 31% | 47% | 30% |
Условно не готовы, не готовы | 50% | 12% | 0 |
2009-10 уч. год | |||
готовы | 29% | 76% | 77% |
Условно готовы | 50% | 12% | 16% |
Условно не готовы, не готовы | 21% | 12% | 7% |
2010-11 уч. год | |||
готовы | 67 | 83 | 72 |
Условно готовы | 31 | 17 | 28 |
Условно не готовы, не готовы | 12 | 0 | 0 |
2011-12 уч. год | |||
готовы | 76 | 72 | |
Условно готовы | 24 | 16 | |
Условно не готовы, | 0 | 12 | |
не готовы | 0 | 0 |
По результатам диагностических исследований, в течение 2008-11гг.
к середине 2 четверти все учащиеся 1 класса успешно адаптируются
к обучению в школе:
Уровень адаптации 1-классников | высокий | средний | низкий |
2008-09 уч.год | 75% | 25% | 0 |
2009-10 уч.год | 82% | 18% | 0 |
2010-11 уч.год | 79% | 21% | 0 |
2011-12 уч.год | 68% | 32% | 0 |
-Учащиеся 5 класса к концу 1 четверти демонстрируют развитие способности к произвольной регуляции своего эмоционального состояния в ситуации неопределенных учебных требований, т. е. достаточно успешно адаптируются к обучению в среднем звене;
-Учащиеся 10 класса демонстрируют высокую групповую сплоченность и оптимальный уровень учебной мотивации: количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации-54%, средним уровнем-46%.
В том числе:
средний уровень напряженности, адекватный самоконтроль | 17% |
уровень напряженности ниже среднего, реальная оценка своих возможностей | 66% |
низкий уровень напряженности | 17% |
Что соответствует оптимальному уровню адаптации в старшем звене.
-Исследование учебной мотивации учащихся 6-8 классов проводилось в 2011-12учебном году с использованием методики- анкета «Методика изучения мотивации учения подростков». Были получены следующие результаты:
6 класс | 7 класс | 8 класс | |
количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации | 92% | 77% | 13% |
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации | 8% | 23% | 75% |
– количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации | 0% | 0% | 12% |
количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения | 72% | 65% | 25% |
количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения | 28% | 35% | 25% |
количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения | 35% | 12,5% | |
количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении |
| 42% | 37,5% |
-Наблюдается резкое падение числа учащихся с высоким уровнем учебной мотивации в 8 классе . Следует отметить, что у большинства учащихся сформирована внутренняя мотивация учения, однако количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, сравнительно невелико (от 42% в 7 классе до 37% в 8 классе), что, очевидно, и является ведущим показателем, проявляющемся в учебной деятельности учащихся.
Полученная информация позволила педагогам более предметно обсудить проблемы учебной мотивации учащихся и выбрать наиболее эффективные методы ее повышения.
В 4 классе в течение года проводился курс развивающих занятий, подготавливающих учащихся к переходу в среднее звено, получены следующие результаты:
Уровень развития умственных способностей | На начало уч. года | На конец уч.года |
выше нормы | 8 % | 21 % |
средняя норма | 67% | 65% |
ниже нормы | 16% | 13% |
низкий | 9% | 0.0% |
В 9 и 11 классах в течение учебного года проводились развивающие занятия по снижению тревожности при подготовке к итоговой аттестации.
Сравнительные данные средних значений показателей уровня школьной тревожности позволяют сделать вывод о положительном влиянии развивающих занятий в течение учебного года:
Среднегрупповые значения общего уровня школьной тревожности, %% | 4 класс | 5 класс |
На начало2011-12 учебного г., | 56 | 61 |
По окончании цикла развивающих занятий | 30 | 42 |
2.2.Психологическое просвещение и профилактика
Педагог-психолог организует совместную работу с педагогами на педсоветах, семинарах, участвует в работе школьных методических объединений педагогов-предметников с целью психологического просвещения педагогов и повышения их психологической компетентности и психологической профилактики явлений дезадаптации у учащихся.
Коррекционно-развивающая работа психолога организуется на классных часах, тренинговых занятиях, в виде кружков.
Кроме этого, в течение всего года проводятся индивидуальные встречи с учащимися, учителями и родителями по запросам или по выявленным в ходе работы психолога с классами индивидуальным проблемам.
Работа с родителями осуществляется в форме интерактивных встреч на родительских собраниях, индивидуальных консультаций, на занятиях родительского всеобуча ( тематика бесед и интерактивных встреч с психологом включена в план родительского всеобуча)
Обновление информации на психологических стендах для родителей и педагогов осуществляется один раз в месяц, по итогам проведения Недели психологии оформлена презентация
2.3.Развивающая и коррекционная работа
На основе психодиагностических исследований проводились коррекционные занятия с группами учащихся 1, 5 классов
- с учащимися 1 класса проводились занятия по коррекции процессов внимания и произвольности, в результате занятий имеет место положительная динамика процессов: концентрации, переключаемости, точности, продуктивности внимания.
- с учащимися 5 класса проводились занятия по коррекции общения и снижению агрессивности, имеет место незначительное снижение проявлений агрессии, ребята стали ближе друг к другу;
Большое внимание уделяется психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Создана программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся, в соответствии с которой организован процесс информирования учащихся о создаваемой системе профильного обучения. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии. Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование.
В рамках профильной подготовки учащихся 10 кл. диагностическое исследование (методика ДДО, опросник Голланда) показало, что большинство учащихся выбирают профессии типа «Человек – человек».
Для учащихся 8 классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. Было проведено анкетирование по профильной ориентации восьмиклассников. В анкетировании участвовали 16 учащихся 8 – го класса. Из них только 4 учащихся уже выбрали свою будущую профессию, знают содержание этой профессии. Поэтому в помощи профконсультанта нуждается большая часть восьмиклассников.
Тем не менее учащиеся 8 –х классов уже задумываются о выборе своего дальнейшего образования.
Из полученных результатов видно, что учащиеся 8 класса знают о введении профильного обучения, возможности выбирать профиль, готовы выбрать профиль своего будущего обучения, но еще не готовы сделать выбор своей будущей профессиональной деятельности. И в этом плане большинство учащихся нуждаются в профессиональной помощи профконсультанта.
Исходя из полученной информации в результате анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь психолога.
Работа по развитию творческого потенциала личности учащихся, работа с одаренными детьми.
В течение года проводилось исследование творческого воображения и мышления среди учащихся начального и среднего звена. По итогам диагностирования, а также анализа учебной деятельности учащихся были выявлены наиболее способные ребята, для них составляются индивидуальные программы психологического сопровождения по развитию уровня творческого мышления, осуществление которых планируется продолжить в течение следующего учебного года.
Исследование креативности позволило выявить следующее:
Уровень креативности выше среднего | 1класс | 2 класс | 3класс | 4класс | 5класс | 6класс |
чел | 7 | 5 | 7 | 6 | 3 | 1 |
%% | 28 | 33 | 35 | 20 | 25 | 16 |
С учетом полученных данных был скорректирован банк данных одаренных и способных учащихся школы. Даны рекомендации педагогам по составлению программ индивидуального сопровождения способных обучающихся.
2.4. Консультативная деятельность
Велась по запросам педагогов, учеников, родителей. Основные направления консультационной работы:
- Поведенческие проблемы – 19% обращений. Из них: от преподавателей – 28%, от родителей – 72% обращений.
- Проблемы в межличностных отношениях – 22% обращений.
- Проблемы в эмоционально-волевой сфере – 19% обращений.
- Проблемы обучения и актуальный уровень развития– 22% обращений.
- Профессиональное консультирование 19% (обучающиеся).
2.5.Экспертная работа
Педагог-психолог осуществляет экспертную деятельность:
Участие в работе консилиумов, педагогических советов, совещаниях по готовности к школьному обучению, преемственности при переходе из младшего и среднего звена.
Участие педагога-психолога в психологических экспертизах
-участвует выпускных экзаменах , ГИА в 9 классах, ЕГЭ в 11 классах.
-педагог-психолог участвует в подготовке решений педагогических советов, готовит и проводит тематические педсоветы ;
-участвует в составлении перспективных программ развития школы, долгосрочном и еженедельном планировании деятельности школы ,
2.6. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС –один из важнейших аспектов деятельности педагога-психолога, осуществлялось по следующим направлениям:
Направления деятельности педагога-психолога | Родители | Педагоги | Учащиеся |
1 класса | |||
Просветитель- ская и профилактическая работа | Родительские собрания, оформление памяток для родителей, Оформление стенда для родителей | ПМПК по готовности 1-классников к обучению, адаптации учащихся, Семинар с педагогами начальной школы по изучению методов мониторинга личностных и метапредметнах УУД обучающихся | |
Диагностическая деятельность | Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к школе?» «Готовы ли Вы к школьному обучению вашего ребенка?», диагностика детско-родительских отношений. Диагностика потенциала семьи в плане помощи ребенку в освоении УУД | Анкетирование базовых знаний об УУД в педагогической деятельности | Диагностика познавательных процессов, коммуникативных умений, готовности к обучению в школе - 1 классы. Диагностика процесса адаптации к школе. Диагностика мотивации |
Коррекционно-развивающая работа | Психологические мастерские «Детско-родительские отношения» | Тренинг успешности в новом виде деятельности. Работа с сопротивлением | -В ходе адаптационных занятий для 1-классников используется программа Овчаровой Р.В. Основы коммуникации |
Консультативная деятельность | Индивидуальные консультации по результатам диагностических исследований по запросам | Индивидуальные консультации по результатам диагностических исследований | Определение индивидуальных образовательных траекторий с учетом проведенной диагностики |
Экспертная работа | Участие в работе консилиумов, педагогических советов, совещаниях по готовности к школьному обучению, преемственности при переходе из младшего и среднего звена. Заседание методического совета школы и администрации по составлению программ психолого-педагогического сопровождения внедрения инноваций в образовательный процесс. | ||
Организационно-методическая работа | -анализ литературы и разработка развивающих и коррекционных программ с учетом специфики каждой группы учащихся; -планирование деятельности по профилактике школьной дезадаптации; -подбор диагностического инструментария. |
2.7. Организационно-методическая работа
Работа по самообразованию:
Участие в семинарах, конференциях, | уровень | результат |
Круглый стол «Психология образования: актуальные проблемы, перспективы развития» | Областной, ВИПКРО | участие |
Конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС –методология, практика и технология» | Областной, ВИПКРО | участие |
Московский педагогический марафон учебных предметов, «День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования» | Межрегиональный Москва | Сертификат участника |
Всероссийская конференция с международным участием «Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности | Владимир, ВИПКРО | Сертификат участника |
Областной семинар для педагогов-организаторов «Формы внеурочной деятельности учащихся» | Региональный МБОУ Зареченская СОШ | Подготовка семинара, участие в работе |
Городской семинар «Система организации комплексной поддержки участников образовательного процесса, находящихся в сложной социально-психологической ситуации» | Г. Радужный | участие |
Семинар «Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов» | Г.Владимир, ВИПКРО | участие |
Семинар для педагогов нач. школы «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС | Г. Владимир, ВИПКРО | участие |
В течение 2011-12 учебного года приняла участие в муниципальном конкурсе педагогов социально-значимых профессий, диплом лауреата.
По итогам анкетирования в конце учебного года педагоги подчеркнули необходимость и важность психологического сопровождения учебного процесса в целом, отметили реальную помощь психолога в работе с классом, родителями, в решении собственных профессиональных и личностных проблем.
Была поставлена задача изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации учителя с учениками, на групповых занятиях с детьми и подростками формируются соответствующие их возрасту социальные умения, рассматриваются проблемы, характерные для учеников определенного возраста, даются им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами.
Основными целями работы на 2012-13 учебный год определяю:
1.Реализация в образовательном учреждении комплексного ncuxoлого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках ФГОС.
Цель сопровождения – обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
2.Осуществление программы личностного роста и профессионального самоопределения учащихся старших классов.
3.Просветительская работа с педагогами, продолжение цикла тренинговых занятий по развитию творческого потенциала личности и профессиональной компетенции педагогов.
5.Просветительская и консультационная работа с родителями в рамках психологического сопровождения программы «Семья».
Педагог-психолог ____________С.В. Лисова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план деятельности педагога-психолога
примерный перспективный план работы по модели "Куратор"...
Перспективный план работы педагога-психолога ОУ
Перспективный план работы педагога-психолога ОУ отражает работу педагога-психолога по следующим направлениям: просветительская и профилактическая работа; психологическая диагностика; развивающая ...
Перспективный план работы педагога - психолога на 2014-2015 учебный год
Полный план работы педагога-психолога ОУ на один учебный год...
Перспективный план самообразования педагога-психолога
Документ содержит перспективный план самообразования педагога-психолога...
План работы педагога - психолога, журнал психолога на год
Планом работы и журналом педагог-психолог пользуется ежедневно, планируя и свою работу и фиксируя результаты рабочего дня....
Перспективный план работы педагога – психолога
2020-2021 учебный год...