Моделирование игровых ситуаций
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)

Клеменищев Андрей Викторович

Лекционный материал для тренеров-преподавателей по футболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_igrovyh_situatsiy_.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО СШ им. Г. А. Романенко г. Кисловодска

Лекция:

«Моделирование игровых эпизодов в игре современных футболистов»

Подготовил: тренер-преподаватель

Клемеищев А.В.

        2023 г.

Как метод познания моделирование предусматривает необходимость воспроизведения формы или свойств предметов для их изучения или повторения, анализ объектов (процессов) с помощью других объектов (процессов), являющихся их аналогом. Моделирование в тренировочном процессе футболистов сегодня нацеливает на создание модели игровых эпизодов, часто происходящих в условиях игры. При построении модели игровых эпизодов необходимо:

- понимать логику конкретного игрового эпизода: его структуру, параметры, законы развития и характер взаимодействия игроков;

- уметь управлять этой системой, определяя наилучшие способы при заданных целях, критериях;

- прогнозировать прямые и косвенные результаты реализации модели.

Модель игровых эпизодов (действий) – оптимальная система игровых ритмов со строго определённым набором технико-тактических решений, учитывающая индивидуальные психологические, физиологические и интеллектуальные особенности игроков.

Для моделирования какого-либо игрового эпизода, в первую очередь, необходимо определиться с установлением точных размеров используемого пространства для тренировки. Современные представления о тренировочном процессе квалифицированных футболистов связаны с понятием «сокращения игрового пространства». Это связано с высокой плотностью игры сегодня, что является следствием глобальных изменений в тактике в конце 80-х годов прошлого века. Появились понятия «коллективный отбор» и «прессинг». Сократилось время для принятия решения. Однако, следует подчеркнуть, что в детском и юношеском футболе такая тенденция приняла гипертрофированные формы. Зачастую детские тренеры слепо перенимают методы взрослого футбола, и пытаются их внедрить в тренировочный процесс подростков. Однако, техническая, физическая и психическая неспособность ребёнка реализовать свой потенциал в таких упражнениях ведут к снижению мотивации и, как следствие, тренировочного эффекта.

Другая сторона медали справедливо проявляется в том, что в игре на больших пространствах ребята меньше времени играют с мячом, меньше производят ударов по воротам, меньше забивают голов и т.д. и т.п., выявляются также другие аспекты, ограничивающие обучение и относительный технический рост:

- тактическая организация менее гибкая (модели взрослых);

- является очевидным различие техники двух команд: в наиболее слабой команде более активные игроки являются защитниками и, наоборот, в более сильной команде – нападающими. В тренировочных играх в уменьшенных составах эта вероятность уменьшается из-за того, что тенденцией таких упражнений является полное вовлечение игроков, как на этапе атаки, так и обороны;

- физическая и техническая неспособность играть в футбол и поэтому «быть в диалоге» с товарищами, находящимися на относительно большом расстоянии (более 20-25 м). Это отчетливо видно при угловых ударах, штрафных, ударах от ворот и т.д. На практике юный футболист, хотя и располагает необходимым познавательным потенциалом для реализации тактической цели, ограничение его мышечной силы и технико-координационного факторов, не позволяют ему выполнить задуманное так, как бы он этого хотел. На ограниченном поле, наоборот, решение такой задачи возможно из-за большего совпадения «готовности окружающей среды к игре» (поле и количество игроков) и потенциала характеристик футболиста.

В довершение к этому, в игре в малых форматах было замечено больше возможностей для реализации технических приёмов и, поэтому больше тренировочный эффект.

Как отмечено в исследовании итальянских специалистов (Д. Оттавио, 1994 г.), площадь и относительная траектория передвижений футболиста 11 лет во время игры в ситуации «11 против 11» на обычном поле, были, несомненно, ограничены (небольшие) по отношению к взрослому игроку в этой роли. Причинами этого можно обозначить:

 - физические ограничения, которые не дают расширять площадь перемещения. Эта вероятность может очень сильно влиять на фактор безопасности и риска, и юноша (или за него тренер) чувствует, что возможный дисбаланс не позволяет найти (по причине незаконченного биофизического созревания) верное положение по отношению к его функциям на поле (амплуа);

- ограничения познавательного плана, поскольку юноша в этом возрасте не имеет возможности анализа игровых ситуаций, развивающихся вдали от него. В связи с этим коммуникация является очень ограниченной. Преимущественно диалог имеет место между игроками, действующими рядом;

- ограничения переработки информации, из-за трудности в контроле многих переменных величин в одно и то же время. Большое поле с 11 игроками в команде теоретически предусматривает большее количество связей-вмешательств по отношению к уменьшенной ситуации. Кроме того, юный футболист рассматривает элементы игровой ситуации посредством последовательной обработки информации, то есть один, затем другой. Общее видение проблемы ограничивается и вертится вокруг собственного технического центрального положения.

Эти аспекты подчеркивают основные причины, из-за которых одна команда, состоящая из 11 игроков, на деле представляет собой набор из нескольких единиц, действующих для решения своей сиюминутной задачи, принимающих во внимание только краем глаза и исключительно наиболее способных ребят, понимающих задачи, касающиеся коллектива (команды). В силу обстоятельств игра становится очень медленной, так как маневр производится без неожиданных вариаций, причиной чего являются ограничения, указанные прежде.

Пытаясь определить «количественные» ответы на вопросы организационного сокращения игрового поля для юных футболистов, специалистами были определены размеры ворот для разных категорий. Параметры, которые при этом учитывались, были следующими: рост и способность к вертикальному прыжку. Посредством математических вычислений сравнения между ребятами и взрослыми по отношению к этим факторам и официальным размерам ворот (2,44 х 7,32 метров), стало возможным предусмотреть три различных размера, приближенных по морфологическим и функциональным характеристикам к ребятам этого возрастного периода (Д. Оттавио, 1996 г.). Поэтому, учитывая, что одним из ограничений, указанных выше, характеризующих мальчика 10-11 лет, является потенциал к игре в его различных технических проявлениях, таких как передача мяча, удар по воротам, угловой, вбрасывание и т.д., для того, чтобы найти размеры поля, идеальные для этого возраста, итальянскими специалистами учитывался и этот фактор. Использованные ими данные были взяты из различных источников, как итальянских, так и зарубежных.

При определении размеров пространства ими учитывался в первую очередь такой параметр, как скорость полёта мяча при ударе взрослым футболистов (100 км/час) и подростком 10-11 лет (58 км/час). Имея стандартные (официальные) размеры поля для игры в футбол (110 – длина, 70  - ширина), посредством математического соотношения были определены размеры для игры в футбол в формате 7v7 подростков 10-11 лет – 65-40 метров.

Тем не менее, необходимо учитывать другой аспект, значительно обусловливающий развитие действий во время матча. Речь идет о таком параметре, как плотность игры. Он представляет собой отношение между игровым пространством и количеством игроков на поле:

- если плотность большая, а расстояние между партнёрами и противником очень близкое, игрок во время игры в большой степени стимулируется в познавательном и техническом плане (прогнозирование, принятие решений, выполнение техники и т.д.). На практике сокращается время действия.

- если плотность небольшая, наоборот, игрок теоретически имеет больше легкости в своем действии в пространственно-временном плане, как на этапе обработки информации, так и выполнения.

Если мы подсчитаем значения плотности игры на стандартном поле с 11 игроками в команде, и плотности, связанной с ситуацией уменьшенного поля (65 х 40 метров) для игры 7v7, то получим:

Плотность в ситуации с обычным полем 110 х 70 = 7700/22 = 350 м² на игрока (следовательно, плотность меньше).

Плотность в ситуации с уменьшенным полем 65 х 40 = 2600/14 = 186 м² на игрока (следовательно, плотность больше).

Однако не всё так просто. У взрослых, говоря об игре с меньшей плотностью, этот фактор представляет собой теоретический показатель, поскольку плотность становится очень высокой из-за большого пространства действия, покрываемого каждым игроком как в поперечном, так и в продольном плане.

Принимая во внимание опыт бельгийских специалистов в организации тренировочно-соревновательного процесса юных футболистов 6-8 лет, можно отметить, что базовой формой игры для детей этой возрастной группы был определён формат 2v2 на площадке 16-20 м длиной и 10-12 м шириной. Нетрудно посчитать, что плотность игры составляет около 40-60 м2 на одного игрока. Необходимо отметить, что в данном возрасте еще нет амплуа вратарь, поэтому игры проходят без них.

Известный голландский специалист Реймонд Верхейен при определении оптимальных параметров игрового пространства предложил следующую закономерность для игры в разных форматах юношей 17 лет и старше. При расчётах принималось во внимание не скорость полёта мяча, а объём пространства, которое футболист в состоянии контролировать исходя из количества игроков на поле. Исходной точкой было определено пространство при игре 1v1 на площадке, имеющей соотношение длина/ширина как 10/6 м, то есть объём пространства на одного игрока в этом формате составляет 30 м2. Далее несложная математика, связанная с увеличением длины на 10 м и ширины на 6 м приводит к следующей прогрессии:

2v2 – 20/12 м = 60 м2

3v3 – 30/18 м = 90 м2

4v4 – 40/24 м = 120 м2

Представленные форматы также предполагают игру без вратарей. Как видно объём контролируемого пространства одним игроком возрастает значительно и на одно и то же число. Далее закономерность связана с тем, что в играх 5 против 5 и больше появляется вратарь. Логика построения форматов площадок следующая:

5v5 – 40/24(30) = 96-120 м2

6v6 – 50/30(36) = 125-150 м2

7v7 – 60/36(42) = 154-180 м2 

8v8 – 70/42(48) = 183/210 м2

9v9 – 80-48(54) = 213-240 м2

10v10 – 90/54(60) = 243-270 м2

Как видно из приведённых примеров, с увеличением количества игроков возрастает объём потенциального контроля игрового пространства одним футболистом, и тем самым увеличиваются размеры площадки. Такая закономерность справедлива для игровых соревновательных форматов.

Следует отметить, что в тренировочных играх в равных составах приведённые ранее параметры пространства могут изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от уровня подготовленности юных футболистов. Что касается игровых тренировочных упражнений с разным количеством противоборствующих сторон, то ниже в главе 3 представлены некоторые, в которых описаны рекомендуемые размеры площадки для решения поставленной учебной задачи.

Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день проблема моделирования игрового пространства для юных футболистов, прежде всего, основывается на предоставлении воспитаннику той степени свободы действий, которая ему необходима для полной реализации своего ментального, технико-тактического и физического потенциала. Поэтому, умелое регулирование параметрами площадки становится одним из ключевых компонентов управления тренировочно-соревновательным процессом в детско-юношеском футболе.

Другим не менее важным фактором, влияющим на эффективность решения учебной задачи, является моделирование игровых действий футболиста в условиях выбранных размеров игрового пространства. В связи с этим методическая мысль сегодня предлагает различные варианты построения технико-тактического упражнения в зависимости от тренировки тех или иных игровых навыков. К таким вариантам можно отнести следующие:

  • геометрия (форма игрового пространства);
  • зонирование (разделение пространства на вертикальные, горизонтальные и комбинированные зоны);
  • ограничение (установленное количество передач мяча, касаний мяча);
  • реализация (выбор цели (ей) упражнения).

        Что касается формы пространства то, как правило, это прямоугольник или квадрат. Прямоугольник может быть вытянутой формы для создания условий вертикальной или фронтальной игры с завершением. Квадраты используются в основном для контроля выделенного пространства посредством владения мячом за счёт ведения и передач с завершением или без.

        Разделение пространства на зоны даёт возможность решать тренировочные задачи конкретному числу игроков, помещённых в эти зоны. Вертикальные зоны нацеливают на смену направления атакующих действий. Горизонтальные зоны дают возможность разделения команды на нападающих, полузащитников и защитников с равным сопротивлением или в численном большинстве или меньшинстве. Комбинированные (вертикальные и горизонтальные) зоны дают возможность контроля мяча при активном сопротивлении соперника и оккупирования свободного пространства.

        Ограничения количеством передач и (или) касаний мяча побуждают футболистов сменить зону розыгрыша мяча, ускорить или замедлить игру в зависимости от поставленной задачи обучения.

        Реализация тесно связана с тренировочной задачей, которая заложена в упражнении. Эта задача может быть решена только лишь при наличии точной поставленной цели, отвечающей конкретным требованиям элемента обучения. Для этого используются: футбольные стандартные ворота, средние и малые ворота, различные коридоры из расставленных определённым образом конусов, непосредственно конусы как цели, зоны взятия, обозначенные конусами или фишками. От того, насколько точно обозначена цель упражнения и зависит максимальная эффективность решения обучающей задачи.

        Как видно обучение игре в современный футбол на сегодняшний день включает не столько сугубо технические, тактические, физические, психологические аспекты, но в огромной степени опирается на использовании познавательных способностей детей в ситуациях реальной игровой обстановки. Воссоздать такие фрагменты (эпизоды) в тренировке в виде учебных упражнений, в которых концентрируется определённый технико-тактический навык, и есть важнейшая задача тренера!    

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Моделирование реальных ситуаций как игровой метод обучения социально бытовой ориентировке детей с ОВЗ.

Основная цель   работы по социально-бытовой подготовке учащихся   – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточ...

«Имитационное моделирование жизненных ситуаций – условие развития мышления ученика.»

   Имитационное моделирование – это метод, который отвечает формированию человека, «способного к мыследеятельности». Основная особенность этого метода – это решение искусственно...

Моделирование реальных ситуаций на уроках сбо

Помогает учителям вспомогательных школ  при приготовке к урокам...

Конспект урока по теме "Моделирование экологических ситуаций"

Цели урока: воспитательные – воспитание экологического самосознания, бережного отношения к природе.развивающие – развитие исследовательских навыков учащихся, логического  мышления, внимания...