Моделирование реальных ситуаций как игровой метод обучения социально бытовой ориентировке детей с ОВЗ.
методическая разработка по теме
Основная цель работы по социально-бытовой подготовке учащихся – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
В статье говорится о методе обучения социально-бытовой ориентировке -моделирования реальных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie._doklad_na_konferenciyu.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование реальных ситуаций как игровой метод обучения социально бытовой ориентировке детей с ОВЗ.
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы.
Хотя социальную адаптацию учащихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план, направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО. Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий СБО учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично.
Основная цель работы по социально-бытовой подготовке учащихся – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Главное условие успешности решения поставленных задач по социально-бытовой подготовке – разнообразная ежедневная практическая деятельность подростков. Материал программы по СБО дает педагогу возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те формы и методы работы, которые наиболее эффективны в плане коррекции недостатков развития детей с ОВЗ. На занятиях по социально-бытовой подготовке учащихся могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.
Из разнообразных методов обучения социально-бытовой ориентировке особо необходимо отметить метод моделирования реальных ситуаций.
Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности. Дома, как правило, дети не имеют постоянных домашних обязанностей, что также не создает потребности обращаться куда-либо для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд. Даже во время экскурсий и культпоходов контакты подростков с окружающими весьма ограниченны. Следовательно, они мало имеют возможности для приобретения социального опыта.
Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на занятиях по СБО, воспитанники в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей, накапливать практически опыт их использования. Участие воспитанников в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения.
Дети с ОВЗ нередко боятся обращаться к посторонним людям не только в незнакомой обстановке вне стен центра, но и в центре. Например, зная, о чем нужно спросить у работника почты, многие не могут правильно сформулировать вопрос, робеют, пытаются уйти от выполнения задания. Участие в разыгрывании ситуаций, выполнение определенной роли, произнесение реплик, соответствующих ей, не может, конечно, заменить полностью реального общения в жизни, но позволяет сформировать у подростков некоторый опыт общения.
Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталонам для играющего. Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил, следования определенной теме игры. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, воспитанники в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки. Кроме того, замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону. Содержание игр нередко требует совместных действий детей, помощи друг другу, сопереживание, что, несомненно, способствует воспитанию таких черт характера, как коллективизм. Овладение знаниями и умениями повышает самостоятельность учащихся в жизни.
Метод моделирования реальных ситуаций применим практически к каждому разделу программы. По многим темам может быть подобрано большое количество сюжетов. Тематика их диктуется содержанием программы, общими задачами и конкретными для каждого занятия. Следует учитывать такие требования, как реальность сюжета, частота подобных случаев в жизни, охват разных сфер жизни, доступность для понимания школьников и разыгрывания, постепенное повышение сложности сюжетов и задач, стоящих перед детьми, направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений. Положительный результат игры во многом зависит от действий учителя во время ее проведения. Учитель выступает в роли ведущего. Он должен настроить детей на игру, дать им почувствовать себя участниками событий. Его высказывания должны быть достаточно эмоциональными, выразительными. Переживая вместе с детьми ту ситуацию, которая разыгрывается, учитель своими репликами привлекает их внимание к главному, организовывает участников игры, в случае затруднений помогает им, но не подсказывает, а подводит к выбору правильного решения. Моделированию реальных ситуаций должны предшествовать беседы, экскурсии, в ходе которых ученики приобретают определенные знания, а также в случае необходимости моделирование проводится и перед экскурсией, чтобы подготовить школьников к общению во время ее с работниками посещаемого учреждения или предприятия, правильному выполнению задания. Игры проходят в кабинете по СБО, а нужно создать иллюзию присутствия на улице, в магазине, на почте, и т.п. Воспроизвести необходимую обстановку поможет наличие реквизита, подобранного учителем в зависимости от темы моделируемой ситуации. Эти, хотя и очень условные, декорации и атрибуты все же, как показывают наблюдения, помогают создать определенную обстановку и настрой у учеников.
Использование метода моделирования реальных ситуаций на уроках СБО должно быть не только методически верным, но и постоянным. При систематическом обучении созданию реальных ситуаций учащиеся в процессе игр ведут себя свободнее, общаются друг с другом, вносят свои дополнения, вполне соответствующие содержанию, успешно применяют полученные сведения и лучше запоминают их, искренне переживают успех и неудачи партнеров. Самостоятельно разыгрывать сценку на данную учителем тему им труднее, но все же действуют они правильно, могут применить имеющиеся у них знания адекватно ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал на тему: Конспект открытого занятия "Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома- интерната
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОН...
Создание учебной ситуации моделирования на уроках социально-бытовой ориентировки.
Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и...
Программа социально-бытовой ориентировки детей и подростков с ограниченными возможностями (дополненная)
Представленная программа разработана на основе Программы СБО для 5-9 классов под ред. Воронковой В.В. и адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с огранич...
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...
Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке детей с ОВЗ старшего школьного возраста "Приготовление блинов"
Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить представления воспитанников о блинах, их видах, способах приготовления блинов и продуктах необходимых для этого; формировать навыки приготовления тес...
Социально-бытовая ориентировка детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация к докладу "Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья"...