Внутренняя система оценки качества образования опыт реализации
материал
В условиях, когда система образования находится в режиме обновления, когда появляются новые требования к результатам, в значительной степени меняются и подходы к системе оценки качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vnutrennyaya_sistema_otsenki_kachestva_obrazovaniya.docx | 65.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Внутренняя система оценки качества образования
опыт реализации
Стандарты опираются на лучшие традиции российского образования, а также на лучший международный опыт, которые в совокупности должны обеспечить международную конкурентноспособность российской школы.
Обновленные нормативно-правовые механизмы, новые педагогические идеи и технологии позволяют образовательному учреждению решать сложные задачи и соответствовать постоянно меняющейся культурной и технологической среде. Достижения в области образования требуют дальнейшего осмысления его приоритетов на новом этапе. В условиях, когда система образования находится в режиме обновления, когда появляются новые требования к результатам, в значительной степени меняются и подходы к системе оценки качества образования.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание форм оценки качества образования для установления степени соответствия реально достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям с последующим принятием на этой основе обоснованных управленческих решений в том числе и «независимой оценки качества образования», через введенное понятие на законодательном уровне проводимая сторонними относительно образовательного учреждения организациями в частности и через информацию о порядке предоставления образовательной организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме.
Основа создания системы оценки – это единство в критериях и индикаторах образовательных достижений.
В достоверной информации о качестве образовательных услуг заинтересованы все участники образовательных отношений. Открытость, доступность, своевременность информации о состоянии системы образования учреждения это основные принципы системы оценки качества образования.
Актуальность проблемы
- Вопрос о качестве образования был актуальным во все времена.
- В определении качества образования, конечно же, присутствует элемент относительности. У каждой школы свои условия.
В современных условиях актуальной задачей становится как разработка эффективного измерительного инструмента, который мог бы «измерять» качество не только итоговой аттестацией при переходе с одного уровня на другой, но и на всем периоде обучения школьников да еще при возможности использовать автоматическую обработку результатов и их мгновенное отображение на уровне каждого обучающегося, каждого класса общеобразовательной организации.
Введено понятие «независимая оценка качества образования», проводимая сторонними относительно образовательных учреждений организациями и определены ее принципы.
Ключевая характеристика создания системы оценки – это единство в критериях и индикаторах образовательных достижений.
Многоуровневая система оценки качества образования
предназначена для оценки качества образования на уровне каждого обучающегося, каждого класса, каждой общеобразовательной организации и муниципалитета.
Мониторинг это непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта в сравнении с заданными критериями, предполагающий систематический сбор и обработку информации которая используется для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности. Таким образом, с мониторингом можно связать понятие «информационное обеспечение управления», которое трактуется как совокупность информационных ресурсов, средств, методов и технологий, способствующая эффективному проведению всего процесса управления.
Под мониторингом в образовательной системе понимается как «непрерывное (на постоянной основе) наблюдение за деятельностью , сбор информации посредством педагогических измерений с целью активного воздействия на образовательный процесс для получения результатов обучения с заданными свойствами, характеристиками, параметрами»
Основные проблемы, возникающие при использовании мониторинга в системе образования, можно связать с такими факторами как:
* трудоемкость проведения мониторинга
* возможность получения неактуальной информации в результате длительности обработки полученных данных,
* вероятность потери данных в результате обработки информации.
Необходимо решить следующие задачи:
- Создание системы в оценке качества предоставления образовательных услуг.
- Формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов образовательной деятельности учебного заведения.
- Диагностировать состояние учебного процесса, выявлять отклонения от запрограммированного результата(стандарта образования)в работе коллектива и отдельных его членов, создавать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель- ученик, руководитель – учитель.
- Разработать форму учёта достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся.
- Сформировать у учащихся ответственное отношение к овладению знаниями, умениями, навыками.
- Повысить ответственность учителей, осуществить внедрение новых методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно – измерительных материалов.
Элементы ВСОКО
- Качество условий образования
- Качество деятельности и содержания образования
- Качество результатов образования
Участники мониторинга:
- Педагоги(через педагогическую компетентность), учебно-вспомогательный персонал.
- Учащиеся и воспитанники(образовательные результаты, социализацию)
- Родители (лица, их заменяющие).
- Учреждение(миссия,цели ,условия)
Исполнители
- Администрация.
- Педагог-психолог.
- Медицинский работник.
- Руководители МО.
- Отдельные элементы и параметры системы оценки качества образования характеризуются как качественно, так и количественно, в процентах. После определения уровня качества по каждому параметру составляется экспертиза деятельности школы по выделенным выше направлениям
Структурная схема СОКО и предлагаемая обрнадзором и Центром Мониторинга
на слайде виды контроля
Предлагаемые методы и подходы через структурную схему
1. Качество условий образования
- Мониторинг и оценка деятельности педагогического состава: кадровое обеспечение; аттестация, повышение квалификации; участие в конкурсных процедурах, в экспериментальной, инновационной, проектной деятельности.
- Мониторинг дополнительных образовательных услуг
- Мониторинг материально- технического и финансового обеспечения
- Мониторинг удовлетворённости учебно-воспитательного процесса
- Социальный паспорт микрорайона.
. Качество деятельности и содержания образования
- Используемые методы и средства обучения, в том числе ИКТ, проектные, проблемные, здоровьесберегающие и т.д.
- Качества используемой литературы, в том числе УМК
- Формы организации обучения , в том числе по ИОМ лили ИУП
- Формы организации внеурочной работы
- Организация образовательной деятельности: подготовка к началу учебного года
Качество результатов образования
- Система оценки знаний, умений и навыков учащихся
- Итоговая аттестация выпускников
- Мониторинг 1,4 классов (включая независимое исследование)
- Предметные олимпиады школьников
- Мониторинг уровня воспитанности школьников
- Мониторинг здоровья (физического и психологического) школьников
- Спортивные соревнования и конкурсы
Итоги мониторинга становятся предметом обсуждения на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методического совета и предметных методических объединений, классных и родительских собраниях, ложатся в основу планирования и разработки Программы развития школы.
Диагностика индивидуальных достижений у всех обучающихся образовательной организации проходит на основе единых критериев. На уровне учреждения для оценки качества образования используются методики массовой проверки качества обучения с помощью письменных проверочных, контрольных и итоговых комплексных работ.
Для эффективной подготовки к сравнительно новому виду аттестации выпускников начальной школы научно-методический отдел издательства «Академкнига/Учебник» разработал СИСТЕМУ обучающих работ и тренировочных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру. Этот материал является дополнением к ранее выпущенным пособиям для учащихся 4 класса, и предлагается всем учителям и методистам для бесплатного использования. каждый учитель может использовать систему заданий на обучающих уроках или на уроках, цель которых – оценить уровень подготовки обучающихся к выполнению аттестационной работы по тому или иному разделу программы.
Для качественной обработки результатов массовой диагностики применяется ресурс бланков компьютерных отчетов (русский язык) Лавровой Н.М., к.пед.наук, доцент, методист издательства «Академкнига/Учебник» .
Формой фиксации систематической диагностики являются ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ и дневники достижений в НОО Итоговая карта мониторинга образовательного деятельности в ДО
, в основе которых лежат методы статистики, что позволяет получить аналитическую информацию о результатах обучения с достаточной степенью достоверности.
Итоговые комплексные работы с 1 по 4 класс. Методическое пособие + CD
Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н.
Тип издания: Методическое пособие
Оценка качества происходит путем обработки данных и предоставляет следующие возможности:
- расчет показателей качества образования;
- расчет уровня учебных достижений каждого обучающегося и класса, в целом общеобразовательной организации и через составленный рейтинг образовательных организаций муниципального образования
- анализ диагностических работ ;
- выявление проблемных компонентов, влияющих на качество образования, учет динамики их проявления;
- формирование отчетов о качестве образования не только в виде таблиц, но и в виде текста с рекомендациями действий по повышению качества образования.
- принятие эффективных управленческих решения по повышению качества образования.;
За прошедший период проведены диагностические работы по оценке индивидуальных достижений обучающихся по предметам, метапредметные достижения, Оценка уровня психологической адаптации первоклассников в условиях реализации ОП по ФГОС с целью выявления детей с признаками дезадаптации, Психолого – педагогический мониторинг УУД у обучающихся 1-4 классов в ходе реализации УУД для получения объективной информации об уровне сформированности УУД у младших школьников для дальнейшего осуществления необходимой коррекции и оповещения родителей и педагогах о проблемах имеющихся в образовании, Диагностика уровня школьной тревожности у учащихся 2-4 классов через изучение уровня тревожности, связанного со школой, у учащихся 2-4 классов в условиях ФГОС Диагностика учащихся 4 класса на предмет готовности к переходу в пятый класс с целью Определение уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в основной школе и возможных причинах снижения успеваемости при переходе в основную школу, Оценка уровня психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
. Обработали полученные результаты, сформировали информационно - аналитические справки с указанием выявленных проблем и путей их реализации. Обработанные полученные результаты, сформировали в информационные справки с указанием выявленных проблем и путей их реализации через систему управления качеством образования на разных уровнях
.по истечении времени необходимого для коррекции заполнили ИОМ и систематизировали в папках для хранения предметных результатов.
Система управления качеством образования на разных уровнях.
Администрация | Учитель | Классный руководитель | Ученик | Родитель |
1. Создание условий для повышения качества образования для обучающихся и педагогов. 2. Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности 3. Обеспечение эффективного социального партнерства. 4. Создание эффективной информационной системы. 5. Систематическое изучение образовательного спроса учащихся, родителей, общественности по качеству образования. | 1. Обеспечение условий развития личности учащегося 2. Проведение оценки результативности по установленной циклограмме и технологии мониторинга. 3. Обработка результатов 4. Педагогическая рефлексия и взаимооценка коллег. | 1. Обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся, родителей по проведению мониторинга классного коллектива. 2. Обработка данных мониторинга уровня обучаемости учащихся класса. 3. Оформление ЛИСТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 4.Индивидуальная работа с родителями по выполнению различных рекомендаций учителей-предметников и специалистов | 1. Стремление к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, самопрезентации. 2. Овладение ключевыми компетентностями и культурой умственного труда. 3. Накопление достижений ( в том числе и для формирования портфолио) | 1. Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка. 2. Обеспечение систематического контроля за результатами обучения ребенка. 3. Исполнение рекомендаций учителей, классного руководителя,специалистов 4. Участие в соуправлении школой. |
Разрабатывая образовательный мониторинг, мы конкретизируем направления приоритетной для педагогического коллектива информации:
- Личностно-ориентированный мониторинг учащихся.
- Рейтинговый мониторинг классных коллективов.
- Индивидуальный мониторинг качества образования для учащихся и педагогов.
- Диагностика педагогических кадров.(количественный, качественный состав, образование, категорийность, уровень квалификации администрации, мониторинг профессиональных компетенций и т.д.) через показатели результативности педагогической технологии учителя:
Родителям обучающихся позволяет отслеживать уровень качества образования своего ребенка относительно результатов обучения динамику практических результатов обучения
Создание целостной системы мониторинговых исследований позволило объединить все структурные элементы, диагностические, оценочные и аналитические процедуры, обеспечивающие оценку качества, и процесс принятия управленческих решений, за которым последовали конкретные действия, способные повлиять на качество образования.
Такой опыт оценки качества предполагает дальнейшее расширение исследований уровня подготовки обучающихся и формирование базы аналитических данных для разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение качества образования
Система оценки не может обойтись и без Развитие организационно-правовых механизмов управления образованием включая:
- участие общественности в планировании, управлении и контроле качества образования на уровне учреждения;
- обеспечение потребителей образовательных услуг и общественности регулярной информацией о деятельности учебных заведений;
- развитие системы общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренний мониторинг качества образования
Постоянный внутренний мониторинг качества образования школьников становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов....
Программа проведения внутреннего мониторинга качества образования в 2013-2014 учебном году.
Цель мониторинга: Получение объективной информации о состоянии и качестве образовательного процесса и его результатов для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснов...
Программа внутреннего мониторинга качества образования.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определяет государственные стандарты как основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников; требования к образовательным пр...
ПОЛОЖЕНИЕ О системе внутреннего мониторинга качества образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
ПОЛОЖЕНИЕО системе внутреннего мониторинга качества образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх - Уймонская средняя общеобразовательная школа»...
Справка внутреннего мониторинга качества образования
Справка внутреннего мониторинга качества образования по математике 9 класс "Квадратичная функция"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»
Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам мето...
Статья "Внутренний мониторинг качества образования в рамках внедрения ФГОС" из методического пособия "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" под редакцией Г.А.Кузьменко (МПГУ)
Система внутреннего мониторинга качества образования в рамках внедрения ФГОС...