Программа внутреннего мониторинга качества образования.
статья на тему

Яковлева Елена Сергеевна

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определяет государственные  стандарты как основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников; требования к образовательным программам; реализацию образовательных программ; общие требования к содержанию образования; общие требования к организации образовательного процесса.Образовательный результат школы предполагает развитие навыков и компетенций выпускника в контексте с социальной, политической, коммуникативной и общекультурной компетенциями на основании непрерывного образования через всю жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

внутреннего мониторинга качества образования  

 

  1. Пояснительная записка

Структура и функции системы контроля качества образования, а также требования к качеству и контролю качества образования, определены Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определяет государственные  стандарты как основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников; требования к образовательным программам; реализацию образовательных программ; общие требования к содержанию образования; общие требования к организации образовательного процесса.

        Программа мониторинга качества образования  предполагает комплекс управленческих решений: создание нормативно-правовой, методической и  критериальной базы  (локальных актов, программ, планов, моделей, алгоритмов действий, системы измерителей и оценок и др.), обосновывающих цель образовательной деятельности, модель образовательного результата, критерии соотнесения цели и результата, программы реализации поставленной цели, планы мониторинговых исследований и др.

Достижение целей, определяемых Концепцией модернизации российского образования, действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки РФ, предусматривает создание в образовательных учреждениях таких условий, которые позволили бы качественно изменить результаты общего образования: осуществить перенос акцента образования с «освоения учебного материала» на «развитие основных навыков и компетентностей».  

В таком случае, цель образовательной деятельности школы может быть поставлена как повышение образовательных результатов (в более узком смысле ей соответствует подцель повышения качества образования).

 Образовательный результат школы предполагает развитие навыков и компетенций выпускника в контексте с социальной, политической, коммуникативной и общекультурной компетенциями на основании непрерывного образования через всю жизнь.

Общеобразовательная школа выстраивая систему контроля, в качестве первоочередной задачи должны определить цель, результат и критерии образовательной деятельности. Достижению этой стратегической цели служит разработанная в общеобразовательной школе I-III ступеней №30 (далее - Учреждении) Программа мониторинга качества образования

  1. Цель мониторинговых исследований:
  • сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования в Учреждении и основных показателях ее функционирования для определения тенденций и качества развития образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования;
  • создание целостной системы оценивания образовательных результатов учащихся в общеобразовательной школе I-III ступеней №30;
  • определение качества работы педагогов.
  1. Задачи:
  • формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в Учреждении;
  • координация деятельности всех участников мониторинга;
  • оперативное выявление соответствия качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта в рамках реализуемых образовательных программ по результатам входного, промежуточного, итогового мониторинга;
  • своевременное выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции;
  • выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий;
  • построение рейтинговых внутриучрежденческих показателей качества образования (по ступеням обучения, по классам, по предметам, по учащимся внутри классов внутри каждой ступени).
  • формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных;
  • использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся, выявления одаренных детей;
  • использование полученных результатов для определения качества работы педагогов при распределении стимулирующей части оплаты труда.
  1. Содержание и методы мониторинга:

4.1. Объектами оценки качества образования являются:

  • учебные и внеучебные достижения учащихся;
  • продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников.

4.2. Предмет оценки качества образования:

  • качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственным стандартам);
  • качество организации образовательного процесса, включающее условия организации образовательного процесса, доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;
  • качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в Учреждении, условия их реализации;
  • эффективность управления качеством образования.

4.3. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

  • образовательная статистика;
  • промежуточная и итоговая аттестация;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты работников Учреждения.
  1.  Методы, используемые в процессе проведения мониторинга:
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • педагогическое наблюдение;
  •  анализ;
  •  синтез;
  •  обобщение.
  1. Этапы проведения мониторинговых исследований.

Сроки проведения мониторинговых исследований  определяется циклограммой и планом работы школы на год, утвержденным педагогическим советом. Мониторинговые исследования включают три этапа:

I этап — подготовительный.

  • Определение объекта (выбор классов и предметов для проведения контрольного среза)
  • Установка сроков проведения
  • Разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный или бумажный вариант)

II этап — практическая част мониторинга.

  • Тестирование, контрольная  работа, анкетирование и др. измерительные материалы
  • Сбор информации

III этап — аналитический .

  • Систематизация полученной информации
  • Анализ полученных данных
  • Разработка рекомендаций и предложений на последующий период
  1. С целью реализации Программы в школе определены следующие направления  мониторинга:
  • Мониторинг качества образования
  • Мониторинг уровня социализации личности
  • Мониторинг интересов учащихся
  • Мониторинг образовательных потребностей учащихся, родителей
  • Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров
  • Мониторинг состояния здоровья учащихся
  • Мониторинг УУД

6.1.Мониторинг качества образования.

Разработать пакет контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования учащихся, проводить экспертизу качества образования учащихся, выявлять степень обученности учащихся. Материалы о промежуточной и итоговой успеваемости хранятся на электронном и бумажном носителях. В системе проводится анализ академических достижений учащихся: результативность участия учащихся в олимпиадах, научно-практической конференции, интеллектуально-творческих играх  и других внешних и внутренних конкурсах. Создан и пополняется банк данных “Одаренные дети”.

6.2.Мониторинг уровня социализации личности.

Организация  ежегодного проведения социометрического исследования с целью выявления частоты и направленности социальных контактов учащихся, изучения протекания адаптационных периодов учащихся 1,5,10 классов. Психологом проводятся исследования на уровне ученической среды в отдельных классах по ситуациям. Социальным педагогом организуется анкетирование учащихся с целью определения структуры свободного времени, а также  профилактики зависимостей и детской преступности. Исследуется динамика данных о трудоустройстве выпускников и продолжении образования.

6.3.Мониторинг интересов учащихся.

Ежегодное проведение анкетирования учащихся с целью выявления интересов (1-6 классы), профессиональных предпочтений (7-11 классы). Результаты исследований используются при разработке учебного плана, при организации профориентационной работы, дополнительного образования  предпрофильной подготовки и профильного обучения.

6.4.Мониторинг образовательных потребностей учащихся, родителей.

Проведение  анкетирования родителей и учащихся с целью изучения образовательных потребностей и формирования заказа школе, выявления степени удовлетворенности образовательными услугами. Апробированы анкеты для учащихся 3-4, 9 классов и их родителей.

6.5.Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.

Отслеживается позитивная динамика учебных достижений обучающихся, результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам, результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя, использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, повышение квалификации, профессиональная переподготовка,  обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах. Ведутся педагогические портфолио.

6.6.Мониторинг состояния здоровья учащихся.

Выявляется уровень состояния здоровья учащихся (группа здоровья, хронические заболевания, особенности психофизического развития). Организуется диспансеризация учащихся. Проводится анкетирование учащихся с целью выявления эмоционального состояния учащихся во время образовательного процесса.

7. Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга: 

  • Составление спецификации тестов и др. измерительных материалов — зам. директора по УВР, руководители МО, учителя-предметники
  • Проведение контрольных срезов — зам. директора по УВР , руководители МО, учителя школы (в   соответствии с  графиками и расписаниями проведения тестирования)
  • Проверка и оценивание выполненных работ — руководители МО, учителя-предметники
  • Составление отчета о проведении контрольной работы — руководители МО, учителя-предметники
  • Сбор информации о проведении контрольных работ и её систематизация — зам. директора по УВР
  • Анализ данных об анализе учебно-воспитательного процесса и разработка рекомендаций и предложений на последующий период — заместители  директора по УВР,  педагог-организатор.
  • Проведение психологического мониторинга по заданной программе, проведение мониторинга интересов,  образовательных потребностей учащихся, родителей  - психолог.
  • Проведение социометрических исследований -  с целью выявления частоты и направленности социальных контактов учащихся, изучения протекания адаптационных периодов учащихся 1,5,10 классов, проведение мониторинга по выявлению уровня социализации  личности  – классные руководители 1,5,10 классов,   психолог,  социальный педагог.
  • Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся – зам. директора по УВР, медицинский работник.

8. Уровни использования результатов  мониторинга.

Данные, полученные в результате  мониторинга, используются:

  • администрацией школы при анализе учебно-воспитательного процесса, принятии управленческих решений, подборе педагогических кадров, при организации методической работы;
  • социально-психологическая служба изучает состояние социальной структуры ученической среды ОУ, особенности адаптации учащихся, организует индивидуальные и групповые занятия с учащимися и родителями;
  • результаты  мониторинга учитываются заместителем директора по воспитательной работе  при планировании работы, при организации методической работы с классными руководителями, индивидуальной работы с учащимися;
  • данные мониторинга используются в деятельности классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей ГПД при планировании учебно-воспитательной работы с классом, организации индивидуальной работы с обучающимися, при выборе форм и методов работы с классным коллективом, с учётом социальной структуры и психологических особенностей группы.

9Ожидаемые результаты.

- Построение и апробация модели управления качеством образования в школе на основе образовательного мониторинга;

- Разработка и апробация методики проведения мониторинга;

- Повышение качества уровня обученности учащихся по школе;

- Повышение качества итоговой аттестации выпускников в форме ГИА и ЕГЭ;

- Повышение уровня личностных творческих достижений обучающихся и педагогов;

- Удовлетворение образовательных запросов, ожиданий учащихся, родителей, социума;

- Снижение количества учащихся группы риска;

- Стабильность физического и психического состояния здоровья участников образовательного процесса;

- Разработка единой информационно-технологической базы системы оценки результатов деятельности школы по показателям и индикаторам качества образования;

- Повышение уровня удовлетворённости результатами деятельности школы со стороны общественности;

- Качественное изменений условий реализации образовательного процесса в школе;

- Повышение профессионального роста педагогов в рамках технологизации процесса обучения;

- Расширение общественного участия в управлении школой;

- Повышение качества нормативно- правовой базы школы, обеспечивающей образовательный процесс школы.

 

Конечный результат: качественно новый уровень образования выпускников школы, проявляющийся в высоком уровне их социальной компетентности и успешной социализации.

10. Разработка инструментария для проведения мониторинга, сбора и обработки информации.

 

  1.  Тест — основной инструмент  мониторинга качества образования. Бумажный или электронный вариант разрабатывают или выбирают из программы «школьный мониторинг» учителя-предметники совместно с заместителем директора по УВР или  НМР. Тест должен содержать не менее 15 и не более 20 вопросов. Выполнение всех заданий должно быть рассчитано на 45 минут. Тест должен содержать следующие наименования:
  • Название предмета
  • Класс
  • Вариант №  (желательно – не менее 3х вариантов)
  • Вид (тематический, рубежный, итоговый)
  • Примерные сроки проведения

Спецификация теста — составляют учителя-предметники совместно с зам. директора по УВР

Пример:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

по_____________ класс______________

по теме______________________________________________________________

Назначение проверочной работы (месяц, с какой целью проводится)_____________

Документы, определяющие содержание проверочной работы

  Содержание и структура работы для промежуточной аттестации по _________ разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по _________
  • Программа (наименование программы и ее автор)____________________________

Условия проведения тестирования (сколько времени для проведения работы)

Дополнительные материалы и оборудование______________________________________

Структура и содержание работы

   Работа конструируется таким образом, чтобы обеспечить проверку всех содержательных тем курса. Она состоит из частей: понятийного аппарата, терминов, знаний, умений и навыков по теме и т.д.

В работе используются знания трех типов:

  • С выбором ответа (ВО), в котором необходимо выбрать и обвести номер верного ответа из четырех предложенных (1 минута на ответ);
  • С кратким ответом (КО), в котором ответ необходимо записать в виде числа, слова или набора символов (на соответствие, восстановление текста, последовательность) – 2 минуты на ответ;
  • С развернутым ответом (РО), для которых нужно записать полный развернутый письменный ответ на предложенный вопрос (не менее 10 минут).

В таблице№1 приведено распределение заданий по содержательным темам курса с учетом форм заданий.

Таблица 1

Темы курса

Количество заданий

всего

ВО

КО

РО

В работе контролируются различные виды деятельности:

  • Владение понятийным аппаратом курса, изученного к моменту написания работы;
  • Объяснение явлений и процессов с использованием имеющихся практических и теоретических знаний;
  • Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (если есть связь с жизнью).
  • В таблице 2 приведено распределение заданий по видам деятельности

Таблица 2

Вид деятельности

Всего

Владение понятийным аппаратом курса (знать/понимать)

Объяснение явлений и процессов с использованием имеющихся  практических  и теоретических знаний

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

ИТОГО:

В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности.

Задания базового уровня сложности (Б) проверяют освоении знаний и умений по предмету, обязательных к усвоению, поскольку без них невозможно успешное продолжение обучения.

Задания повышенного уровня сложности (П) позволяют оценить и дифференцировать уровень учебных достижений (до 60%)

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Таблица 3

Отметка

Тестовый балл

Отметка «2»

Отметка «3»

Отметка «4»

Отметка «5»

 

Критерии оценки  — составляют учителя-предметники

Критерии оценки всегда едины, что для ученика слабого, что для ученика сильного. Формирование критериев оценки результатов тестирования осуществляется только с учетом объема безошибочно выполненной работы. Измерение объема выполненной работы достигается с помощью оценивания в баллах каждого задания и теста в целом. Полученные результаты сводятся в оценочную таблицу теста:

Анализ результатов теста — составляют учителя-предметники совместно с зам. директора по УВР

Класс:                         Предмет:                                  Дата тестирования:

 

п/п

        № задания

 

Фамилия Имя

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

Общее кол-во баллов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

….

................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее кол-во правильных ответов*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

% выполнения задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Правильно выполненное задание отмечается знаком «1», неправильно выполненное задание отмечается знаком «0». Сумма «1» является общим количеством правильных ответов на вопрос.

 

При совмещении  данной таблицы и спецификации теста, получается полная картина пробелов в знаниях, умениях учащихся по проверяемым учебным элементам и намечаются пути оперативной коррекции недостатков в знаниях учащихся. Таким образом, определяется не только состояние, но и динамика усвоения учащимися программного материала.

Отчет и планируемая работа на последующий период — составляют учителя-предметники совместно с зам.директора по УВР

 

Дата проведения тестирования

Предмет

Кол-во уч-ся, выполнявших работу

«5»

«4»

«3»

«2»

% успеваемости

% качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы курса (учебные элементы тем), по которым выявлены пробелы в знаниях учащихся

(% выполнения задания составляет менее 50)

Пути коррекции недостатков в знаниях учащихся

 

 

 

Замечания и предложения:

  1. Комплексная контрольная работа – для отслеживания уровня сформированности предметных и метапредметных результатов по ФГОС.
  2. В 9, 11 классах в качестве КИМов могут использоваться демоверсии текущего года, подготовленные Федеральным государственным научным учреждением «ФИПИ».
  3. Образцы анкет и диагностик



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

О внутреннем мониторинге качества образования

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (далее -  Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в общеобразовательной школе I-III ступеней № 30 (далее – Учреждении), регламентирует порядок проведения мониторинга и служит информационным обеспечением образовательной деятельности Учреждения.

1.2. Мониторинг осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки РФ и настоящим Положением, в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения  образовательного процесса  оценки качества образования.

1.3.Система внутреннего мониторинга качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ.

1.4. В настоящем положении используются следующие термины:

Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.

Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в Учреждении в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

1.5. Мероприятия по реализации целей и задач внутреннего мониторинга планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса Учреждения и Программы мониторинга качества образования Учреждения.

1.5. Объектами оценки качества образования являются:

  • учебные и внеучебные достижения учащихся;
  • продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников.

1.6. Предмет оценки качества образования:

  • качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственным стандартам);
  • качество организации образовательного процесса, включающее условия организации образовательного процесса, доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;
  • качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в Учреждении, условия их реализации;
  • эффективность управления качеством образования.

1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования

используются:

  • образовательная статистика;
  • промежуточная и итоговая аттестация;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты работников Учреждения.

1.8. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

2. Цели и задачи системы внутреннего мониторинга

2.1. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования в Учреждении и основных показателях ее функционирования для определения тенденций и качества развития образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в Учреждении;
  • координация деятельности всех участников мониторинга;
  • оперативное выявление соответствия качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта в рамках реализуемых образовательных программ по результатам входного, промежуточного, итогового мониторинга;
  • своевременное выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции;
  • выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий;
  • построение рейтинговых внутриучрежденческих показателей качества образования (по ступеням обучения, по классам, по предметам, по учащимся внутри классов внутри каждой ступени).
  • формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных;
  • использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся, выявления одаренных детей;
  • использование полученных результатов для определения качества работы педагогов при распределении стимулирующей части оплаты труда.

3. Объекты мониторинга

3.1. Образовательная среда:

  • контингент обучающихся и воспитанников
  • кадровое (педагогическое) обеспечение воспитательно-образовательного процесса

3.2. Обучающийся:

  • степень адаптации к обучению обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
  • уровень обученности обучающихся (по всем предметам);
  • качество подготовки выпускников и уровень реализуемых образовательных программ;
  • уровень сформированности качества общеучебных умений и навыков;
  • уровень работы с одарёнными детьми;
  • степень удовлетворённости обучающихся и их родителей образовательным процессом в Учреждении;
  • состояние здоровья обучающихся.

3.3. Педагогические работники:

  • уровень профессиональной компетентности;
  • качество и результативность педагогической работы;
  • уровень инновационной деятельности;
  • анализ педагогических затруднений;
  • самообразовательная деятельность.

3.4. Образовательный процесс:

  • анализ входного, промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений обучающихся;
  • организация питания;
  • выполнение режимных моментов.

3.5. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:

  • психологическая диагностика;
  • профилактическая работа;
  • коррекционная работа;
  • индивидуально –  дифференцированный подход к детям.

4. Организация и технология мониторинга

4.1.Организационной основой осуществления процедуры внутреннего мониторинга является Программа мониторинга качества образования Учреждения, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. Программа мониторинга качества образования рассматривается на заседании Педагогического совета Учреждения в начале учебного года, утверждается приказом директора и обязательна для исполнения работниками Учреждения.

4.2. Виды мониторинга:

  • по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;
  • по частоте процедур: разовый периодический, систематический.

4.3. Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директора Учреждения. В состав группы мониторинга входят:

  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
  • руководители методических объединений;
  • классные руководители;
  • учителя;
  • психолог;
  • социальный педагог;
  • медицинский работник.

4.4. К основным направлениям системы мониторинга качества образования в Учреждении относятся:

  • Мониторинг качества образования
  • Мониторинг уровня социализации личности
  • Мониторинг интересов учащихся
  • Мониторинг образовательных потребностей учащихся, родителей
  • Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров
  • Мониторинг состояния здоровья учащихся

4.5. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.

4.6. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

  • определение и обоснование объекта мониторинга;
  • сбор данных, используемых для мониторинга;
  • обработка полученных данных в ходе мониторинга;
  • анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
  • подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
  • распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга;
  • структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации.

4.7. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления и общественности, стандартизированность и апробированность.

В 9, 11 классах в качестве КИМов могут использоваться демоверсии текущего года, подготовленные Федеральным государственным научным учреждением ФИПИ.

Контрольно-измерительные материалы должны составляться на основе требований к программному материалу, включать спецификацию, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.

4.8. Материалы для мониторинговых исследований разрабатываются и утверждаются  методическим объединением учителей и согласовываются с  заместителем директора по УВР 4.9. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.

4.10. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

4.11. При оценке качества образования в Учреждении основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

 Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (тестов, контрольных работ, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в Учреждении образовательным программам, ФГОСам.

4.12. Статистические данные должны быть сопоставимы:

  • между собой (больше/меньше – лучше/хуже);
  • с образовательным стандартами (соответствует /не соответствует).

Оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей.

 Система оценки с использованием суммарных итоговых баллов позволяет построить линейный рейтинг педагогов, классов, что дает представление о месте относительно других, и позволяет оценить реальное состояние как отдельного педагога (или ученика), так системы Учреждения в целом;

  • с возрастными особенностями.

4.13.Оценка качества образования осуществляется посредством:

  • системы внутришкольного контроля;
  • общественной экспертизы качества образования;
  • государственной (итоговой) аттестации выпускников;
  • мониторинга качества образования.

4.14. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

  • образовательная статистика;
  • промежуточная и итоговая аттестация;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчёты работников школы;
  • посещение уроков и внеклассных мероприятий.

4.15. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно – аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации.

4.16. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, оперативных совещаниях, заседаниях методических объединений.

4.17. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издаётся приказ (справка), осуществляется планирование и прогнозирование развития Учреждения.

5. Распределение функциональных обязанностей участников мониторинговых исследований.

5.1. Группа мониторинга:

  • участвует в разработке методики оценки качества образования;
  • в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Учреждения;
  • проводит мониторинговые исследования;
  • анализирует результаты мониторинга;
  • ведет учет результатов мониторинга;

вырабатывает рекомендации по устранению отмеченных недостатков

5.2. Заместители директора:

  • устанавливают и утверждают порядок, периодичность проведения мониторинговых исследований;
  • определяют пути дальнейшего развития Учреждения;
  • обеспечивают на основе образовательной программы проведение в Учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • организуют систему мониторинга качества образования в Учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития качества; анализируют результаты оценки качества образования на уровне Учреждения;
  • организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
  • обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;
  • формируют информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы Учреждения за учебный год, публичный доклад директора);
  • принимают управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов.

5.3. Руководители методических объединений:

  • участвуют в разработке методики оценки качества образования;
  • участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
  • участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
  • содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно – оценочных процедур;
  • проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
  • готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.

5.4. Классные руководители:

  • проводят контроль за всеобучем каждого обучающегося;
  • своевременно доводят итоги до сведения родителей;
  • анализируют динамику развития личности каждого обучающегося;
  • разрабатывают и предлагают обучающимся, родителям рекомендации по самооценке результатов обученности;
  • своевременно представляют информацию в группу мониторинга.

5.5. Учителя- предметники:

  • определяют и анализируют уровень учебных достижений обучающихся по предметам по результатам рефлексии, тестирования, контрольных срезов;
  • намечают пути повышения степени обученности обучающихся;
  • своевременно предоставляют информацию в группу мониторинга.

5.6. Психолог:

  • осуществляет диагностику психологических факторов процесса обучения;
  • организует проведение психологического мониторинга;
  • проводит социометрические исследования;
  • разрабатывает и предлагает обучающимся, родителям  рекомендации по преодолению трудностей в образовательном процессе.

5.7. Социальный педагог:

  • осуществляет контроль за всеобучем каждого обучающегося;
  • осуществляет диагностику структуры свободного времени обучающихся;
  • разрабатывает мероприятия по профилактике отсева учащихся, профилактике зависимостей и детской преступности;
  • исследует динамику данных о трудоустройстве выпускников и продолжении образования;
  • содействует организации горячего питания в школе, ведёт учёт и осуществляет контроль за питанием детей льготной категории;
  • своевременно предоставляют информацию в группу мониторинга.

5.8.Медицинский работник:

  • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние здоровья учащихся в школе;
  • осуществляет мероприятия по контролю соблюдения санитарно – гигиенического режима в школе, охраны труда, здоровья и жизни обучающихся;
  • отслеживает и анализирует уровень заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;
  • оценивает состояние физкультурно -  оздоровительной работы;
  • осуществляет диагностику состояния здоровья обучающихся;
  • своевременно предоставляет информацию в группу мониторинга.

6. Критерии измерения уровня достижений результатов деятельности школы.

6.1. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности.

6.2. Критерии представлены набором расчётных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчёта являются данные статистики.

Критерии

Показатели

Качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам)

(внутренняя оценка)

% обучающихся, которые учатся на «4» и «5»

% учащихся 5-х классов, подтвердивших (по сравнению с 4 классом) качество обучения по итогам года

%  обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях

% учащихся, оставленных на второй год обучения

% учащихся 9 классов, получивших документ об образовании

% учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца

% учащихся 11 классов, получивших документ об образовании

% учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца

% обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе

Качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам)

(внешняя оценка)

Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по предметам)

Средний балл ЕГЭ (русский язык) по школе

Средний балл ЕГЭ (математика)  по школе

% выпускников, успешно сдавших ЕГЭ по русскому языку (без "2")

% выпускников, успешно сдавших ЕГЭ по математике (без "2")

% выпускников 11 классов, получивших на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ 75 баллов и более

% выпускников 11 классов, получивших на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ 75 баллов и более

Средний балл итоговой аттестации в 9 классах по новой форме по математике

% выпускников 9 классов, успешно сдавших экзамен по новой форме по русскому языку

% выпускников 9 классов, успешно сдавших экзамен по новой форме по математике

% обучающихся 10-х, 11-х классов, реализовавших свои  образовательные запросы в профильном обучении

% выпускников, поступивших в учреждения высшего профессионального образования

% выпускников 11 классов, поступивших в учреждения среднего и начального  профессионального образования

Результаты независимого регионального комплексного исследования качества общего образования

% обучающихся, участвующих в городских  предметных олимпиадах

% обучающихся, победивших в городских предметных олимпиадах

% обучающихся, принимавших участие в городских мероприятиях

Качество организации образовательного процесса

Эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов

Программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе

Численность учащихся в расчете на 1 компьютер, имеющий выход в Интернет

Обеспеченность учебных кабинетов средствами, поддерживающими современные технологии обучения  

Численность учащихся в расчете на 1 компьютер

Оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью

Обеспеченность методической и учебной литературой

Библиотечный учебный фонд в расчете на одного учащегося

Оценка соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов)

Оценка состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН

% денежных средств, выделенных на укрепление материально-технической базы

Оценка открытости школы для родителей и общественных организаций через анкетирование  родителей

Состояние здоровья обучающихся.

% выпускников 4-х классов сохранивших и повысивших группу здоровья (с момента поступления в школу)

% выпускников  9-х классов сохранивших и повысивших группу здоровья (с момента поступления в школу)

% выпускников 11-х классов сохранивших и повысивших группу здоровья (с момента поступления в школу)

% учащихся, не имеющих ухудшения по заболеваниям опорно-двигательного аппарата (сколиоз) с момента поступления в школу

% учащихся, не имеющих снижения зрения (с момента поступления в школу)

% учащихся, не болевших ОРЗ и гриппом за отчетный период

Количество случаев травматизма во время образовательного процесса

% учащихся  5-х классов, успешно  адаптировавшихся к обучению в школе  2 ступени

% учащихся 10-х классов, успешно  адаптировавшихся к обучению в школе  3 ступени

% учащихся 1-х классов, успешно  адаптировавшихся к обучению в школе  1 ступени

% обучающихся, которые занимаются спортом

% обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях

Качество  дополнительного образования

Степень   соответствия   программ   дополнительного   образования   нормативным требованиям

Многообразие направлений системы дополнительного образования;

% обучающихся, охваченных дополнительным образованием

    Удовлетворенность обучающихся и родителей дополнительным образованием.

Качество воспитательной работы

Положительная динамика развития классного коллектива

% учащихся с высоким и выше среднего УВ

% учащихся с высоким уровнем комфортности

% учащихся с высоким уровнем духовно-нравственных качеств учащихся

Положительная динамика результативности участия классных коллективов в  различных конкурсах

% родителей, вовлеченных в воспитательный процесс

% победителей и призеров в  спортивных соревнованиях и творческих конкурсах муниципального уровня

%  победителей и призеров в  спортивных соревнованиях и творческих конкурсах регионального и федерального уровней

Положительная динамика развития  детского самоуправления

Положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.

% выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников

Профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования

% административно-управленческих и педагогических работников с высшим образованием

% учителей 5-11 классов с высшим образованием

% учителей начальных классов с высшим образованием

% учителей, которые используют современные педагогические технологии

% педагогических работников, применяющих информационно-коммуникационные технологии

% педагогических работников, участвующих в  инновационной, экспериментальной деятельности образовательного учреждения в рамках проектов и программ учреждения

% педагогов, опубликовавших статьи, тезисы в профессиональных журналах и сборниках

% педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию

% педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию

% педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации

% педагогических работников, выступавших на городских семинарах

% педагогических работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Классный руководитель года» и др.

Соответствие требованиям к условиям обучения

Укомплектованность         педагогическими     кадрами,         имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана

Соответствие   нормам и требованиям СанПиН

Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования

Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами

Наличие оборудованного медицинского кабинета

6.3. Для проведения оценки качества образования на основе кластерной модели из всего спектра получаемых в рамках информационной системы внутреннего мониторинга качества образования  показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.

6.4. Школьная система оценки  качества образования  предполагает  участие в осуществлении оценочной деятельности  общественности и  профессиональных  объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими  реализацию процедур контроля и  оценки качества образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренний мониторинг качества образования

Постоянный внутренний мониторинг качества образования школьников становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов....

Программа проведения внутреннего мониторинга качества образования в 2013-2014 учебном году.

Цель мониторинга: Получение объективной информации о состоянии и качестве образовательного процесса и его результатов для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснов...

ПОЛОЖЕНИЕ О системе внутреннего мониторинга качества образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

ПОЛОЖЕНИЕО системе внутреннего мониторинга качества образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх - Уймонская средняя общеобразовательная школа»...

Справка внутреннего мониторинга качества образования

Справка внутреннего мониторинга качества образования по математике 9 класс "Квадратичная функция"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»

Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам мето...

Статья "Внутренний мониторинг качества образования"

Вопросы качества образования становятся актуальными во всем мире в конце XX века, именно тогда начинает осуществляться переход к информационному обществу, и соответственно изменяются задачи общеобразо...