Обобщение педагогического опыта по теме исследования «Развитие творческих способностей обучающихся 8 классов на уроках технологии с применением метода проектов»
материал
В данной работе представлено описание моего педагогического опыта о методе проектах на уроках технологии. В ней раскрыты аспекты применения метода проектов, их классификация. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_-_kopiya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по теме исследования
«Развитие творческих способностей обучающихся 8 классов на уроках технологии с применением метода проектов»
Метод проектов – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в ходе планирования и выполнения постепенно усложнившихся практических заданий проектов. Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогике, так как возник во второй половине XIX века в школах США и вошёл в историю как «метод проблем», а привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.
Под деятельностью по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение понимается творчество. Его сущность – предугадывание результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
В процессе практической работы мы столкнулась с проблемой низкого развития творческих способностей учащихся. Причём такое снижение наблюдается со средних классов школы (7-8 класс). У большинства пятиклассников присутствует интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Отсюда возникает проблема низкой мотивации детей к обучению. Учителю приходится прилагать достаточно много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности.
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.
Изучив специальную литературу по теме исследования, мы остановились на методе проектов, потому что он позволяет подбирать такие виды работ, которые были бы одинаково интересны ученикам с разным уровнем способностей.
Метод проектов, прежде всего, опирается на основные требования ФГОС, подразумевающие:
- овладение учащимися методами учебно–исследовательской и проектной деятельности;
- осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества;
- развитие умений применять технологии на практике.
Также он направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом обучающийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно известен. Но такой опыт приобретается им на уровне открытия и будет усваиваться учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого метод проектов не имеет смысла. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален, формирует невероятно большое количество умений и навыков, дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он эффективен.
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование данного метода позволяет на деле реализовать системно - деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
В целом в работе над творческим проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа наиболее привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, в парах. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.
Изучив также современное состояние проблемы формирования и развития творческих способностей, и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что важную роль в данном процессе играет учитель, его желание действовать.
На пути преодоления низкой творческой активности учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе.
Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:
- Пояснительная записка;
- Творческая работа (изделие);
- Защита творческого проекта.
Пояснительная записка имеет три основных этапа выполнения работы:
- Подготовительный этап;
- Технологический этап;
- Заключительный этап.
Содержание этапов может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:
- Обоснование возникшей проблемы и потребности;
- Обоснование параметров и ограничений;
- История и современность;
- Анализ идей и проработка базового варианта;
- Материалы, инструменты и оборудование;
- Правила безопасной работы;
- Технология изготовления;
- Контроль качества;
- Экономическое и экологическое обоснование;
- Реклама;
- Самооценка;
- Источники информации (список литературы).
Важной частью творческого проекта является оценочный лист, который заполняется и учителем и учащимся. Учащиеся сами могут оценить свою работу, поставить оценку, а в дальнейшем сравнить с оценкой учителя. Это позволяет диагностировать завышенную или заниженную самооценку учащегося.
Метод учебного творческого проекта, и прежде всего в образовательной области «Технология», позволяет восполнить существующий в системе школьного образования дефицит возможности самостоятельной практической деятельности учащихся, проявления ими творческой активности, реального применения полученных знаний. Правильно организованная проектная деятельность предполагает самостоятельный выбор школьником темы проекта, проведение исследования, принятие обоснованного решения, разработку конструкторско — технологической документации и выполнения изделия, экономическую и экологическую оценку процесса и результата своего труда и его публичную защиту.
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения метода проектов основаны:
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на учете особенностей личности учащихся;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Педагогический опыт показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке.
Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей. Тем самым повышенный интерес к практической деятельности на уроках технологии позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»
Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии».
«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии». С 2010 года тема самообразования, над которой я работаю, называется «Раз...
Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"
Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"...
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".
Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной работе»
Обобщение педагогического опыта на уроках технологии и во внеурочной деятельности...
Обобщение педагогического опыта по теме "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством технологии посткроссинг"
Целью педагогического опыта является создание системы по формированию основ целостного мировоззрения детей 4-7 лет посредством технологии посткроссинг....