«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии».
статья по технологии на тему

максим николаевич гончаренко

 

 

«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии».

 

        С 2010 года тема самообразования, над которой я работаю, называется «Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей.

       Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию используется следующее:

- развитие творческой активности учащихся;

- включение учащихся в творческую деятельность;

- использование методов проблемного обучения;

- развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.

 

       Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

 

        Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального.

Признаки и критерии творческой деятельности:  нестандартность, оригинальность, способность к рождению новых идей, активность. Для выявления и развития способностей решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства.

Основная цель развития творческих способностей учащихся.

1. Приобщить учащихся к творческой работе;

 2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

 3. Развивать навыки созидания, самореализации.

 

   Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, т.к. процесс изготовления  изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, ее моделирования.

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

В школе существуют различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков . Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления .

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало.

      Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

   Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный. Неталантливых детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету.

     При  реализации принципа преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей.  В конце учебного года привожу 4 классы на экскурсию в свой класс. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков.  К началу занятий готовлю стенды для всех классов с изделиями, которые с учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, что создает атмосферу доверия. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказание первой помощи. Объясняю, почему необходимо следить за правильной организации рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Оценки за ведение тетради выставляю в журнал. Слежу за тем, чтобы при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой, циркулем.

Пример. При изучении темы «Моделирование» в 5-9 классах мы

Включаем в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».

Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.

2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель доски для нарезания, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель .

3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;

4.   Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.

5. мы ожидаем увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески.

Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы создаем на уроке проблемные ситуации. На занятиях учим строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в изделие каких-либо изменений). Сначала объясняется несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываем лучшие варианты. Особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, используем и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаем учащихся к самостоятельной проверке результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 88888.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии».

        С 2010 года тема самообразования, над которой я работаю, называется «Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей.

       Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию используется следующее:

- развитие творческой активности учащихся;

- включение учащихся в творческую деятельность;

- использование методов проблемного обучения;

- развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.

       Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

        Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального.

Признаки и критерии творческой деятельности:  нестандартность, оригинальность, способность к рождению новых идей, активность. Для выявления и развития способностей решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства.

Основная цель развития творческих способностей учащихся.

1. Приобщить учащихся к творческой работе;

 2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

 3. Развивать навыки созидания, самореализации.

   Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, т.к. процесс изготовления  изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, ее моделирования.

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

В школе существуют различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков . Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления .

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало.

      Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

   Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный. Неталантливых детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету.

     При  реализации принципа преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей.  В конце учебного года привожу 4 классы на экскурсию в свой класс. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков.  К началу занятий готовлю стенды для всех классов с изделиями, которые с учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, что создает атмосферу доверия. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказание первой помощи. Объясняю, почему необходимо следить за правильной организации рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Оценки за ведение тетради выставляю в журнал. Слежу за тем, чтобы при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой, циркулем.

Пример. При изучении темы «Моделирование» в 5-9 классах мы

Включаем в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».

Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.

2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель доски для нарезания, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель .

3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;

4.   Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.

5. мы ожидаем увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески.

Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы создаем на уроке проблемные ситуации. На занятиях учим строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в изделие каких-либо изменений). Сначала объясняется несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываем лучшие варианты. Особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, используем и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаем учащихся к самостоятельной проверке результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....

Инновационные технологии в раскрытии творческих способностей у учащихся на уроках ИЗО.

Инновационные технологии в раскрытии творческих способностей у детей....

«Развитие творческих способностей у учащихся со сниженным интеллектом при обучении технологии»

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0  «Творческая работа э то прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».   Н. Островский.Основной целью образования является...

Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения

Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».

Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....

Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»   Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...