Рабочая программа «Глобальный мир в XXI веке»
рабочая программа (11 класс)

Зейналова Гюльназ Алиевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Протокол №_____

от «___» __________ 2020 г.

______  / _____________

                       руководитель МО

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________________________

ФИО

________________________

Подпись

«___» _____________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ШР «СОШ №4»

_________________________

ФИО

_________________________

Подпись

Приказ № _____

от «____» __________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                         

 курса «Глобальный мир в XXI веке»

наименование предмета, курса 

11 класс

уровень (класс)

:

Разработчик: Зейналова Гюльназ Алиевна,

                                                                                              ФИО,

                                                                                                      учитель истории

                                                                                                                   предмет

высшая  квалификационная категория

                                                                                                                    категория

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

    Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает необходимость введения такого курса в современной российской школе: 
Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы – нетократия, меритократия, смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знания происходящих процессов, обсуждение их тенденций и прогнозирование возможных результатов становятся важной составляющей нового поколения российских граждан. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином. 
Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Необходимо в рамках этого курса совместить понятия « россиянин», « гражданин РФ» с чувством малой родины. 
В-третьих, человеческий потенциал в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании. 
Цель курса: создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки: социализация, то есть подготовка к жизни в информационном обществе в 21 веке; воспитание патриотизма и гражданственности, самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание учебного материала:

Т е м а  1      Российская государственность. Российская цивилизация. (1ч.)

Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.
      
Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм, теология, либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.

Т е м а  2.  Что нас разделяет (4 ч)

      Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм.
      Религия и язык как явления культуры
Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире.    

  Основные понятия: социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.

Т е м а 3.   Учимся мыслить глобально (6 ч)

      Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США.
      Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия. Россия на мировом энергетическом рынке.
      Европейский союз и его миссия
«Старая» и «новая» Европа. Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.
      Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.
      
Основные понятия: двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).

Т е м а   4.  Глобальная экономика (4 ч)

      Становление единого мирового хозяйстваЭпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэкономическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона.
      Россия в глобальной экономике
Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации.
      
Основные понятия: зональная глобализация, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».



Т е м а   5.  Кто кому и почему угрожает в современном мире (5 ч)

      Сила оружия в современном миреУгрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире.
      Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экологические программы. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью.
      XXI век и новые угрозы для человечества
Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке.
      
Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, пандемия.

Т е м а  6.  Власть в информационном обществе (5 ч)

      Информационное общество: политическое и социальное своеобразиеЗападное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие.
      Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Роль средств массовой информации в современном мире. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ.
      Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические институты индустриального общества и нетократы.
      
Основные понятия: информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.

Т е м а  7.  Россия и «русский мир» (3 ч)

      Особенности русской политической культурыФормы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России.
      Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, президентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность.
      Развитие гражданского общества в современной России.
 Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы.
      Россия — «ближний круг» и «русский мир».
 Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России.
      
Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «суверенная демократия».

Т е м а  8. Россия в глобальном мире:
вызовы и задачи (4 ч)

      Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика.
      Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.
      Решение национальных задач на основе эффективной демократии
Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России.
      Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке
Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России.
      
Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедливость, федерализм, государственность, приоритетные национальные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.

ЛИТЕРАТУРА: 
1. Бердяев Н.А Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.,
2005

2.Таранов П.С. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости / П.С. Таранов. – Симферополь, 1996. 

3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской. – М.,1997. 

Количество часов по учебному плану

Всего 68 часа; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ– 4;

Планирование составлено на основе:                                                                

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Министерства образования и науки № 1897 от 17.12.2010г.;
  2.  Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ ШР «СОШ №4» (приказ №94 от 30.08.2021)

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

  1. Российская государственность. 
    Российская цивилизация

Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях. 

1

3

  1. Что нас разделяет

Культура. Многообразие культур.

1

4

Социализация как фактор сохранения культуры.

1

5

Религия и современный мир.

1

6

Миграция населения и ее последствия.

1

7

  1. Учимся мыслить глобально

Феномен мирового лидерства.

1

8

Россия в глобальной конкуренции. 

1

9

Россия в глобальной конкуренции. 

1

10

Энергетическая безопасность. 

1

11

Пути модернизации – китайский и российский.

1

12

Пути модернизации – китайский и российский.

1

13

  1. Глобальная экономика.

Становление единого мирового хозяйства.

1

14

Модель глобальной экономики. 

1

15

Россия в глобальной экономике. 

1

16

Необходимость постиндустриальной модернизации.

1

17

  1. Кто кому и почему угрожает в современном мире

Сила оружия в современном мире. Кому нужны войны. 

1

18

Глобальные проблемы современности и пути их решения.

1

19

Глобальные проблемы современности и пути их решения.

1

20

Угроза глобального экономического коллапса. 

1

21

Угроза глобального экономического коллапса. 

1

22

Ресурсы. Терроризм.

1

23

  1. Власть в информационном обществе

Политическое и социальное своеобразие информационного общества. 

1

24

Информация и демократия. 

1

25

Власть.

1

26

Свобода СМИ и международный терроризм

1

27

Нетократия.

1

28

  1. Россия и «русский мир».

Особенности русской политической культуры.

1

29

Политическая система современной России.

1

30

Развитие гражданского общества в современной России.

1

31

  1. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

Угрозы и вызовы в XXI веке.

1

32

Факторы, влияющие на будущее России.

1

33

Сохранение суверенитета и национальной независимости.

1

34

Геополитика справедливости.

1

Лист корректировки рабочей программы  по спецкурсу 11 класс

Урок / тема

По программе

По факту

Причина

Пути ликвидации расхождений в программном материале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Глобальный мир в XXI веке"

Цель элективного курса - более углублённое изучение обществознания в старших классах...

Рабочая программа по курсу «История средних веков» 6 класс

      Рабочая программа составлена на основе:-              федерального государственного образовательного станда...

Адаптированная программа элективного курса «Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11-х классов

Элективный курс посвящен современному миру - глобальному миру XXI века. Первый век третьего тысячилетия прошел короткий путь - менее 20 лет, но за это время уже случилось многое и очень важное, п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История Средних веков» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития...

Рабочая программа учебного предмета Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», 11 класс, среднее общее образование, базовый уровень...

Примерная рабочая программа "Всеобщая история. История средних веков"

Примерная рабочая программа к учебнику М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова...

Рабочая программа воспитательной работы «Поколение 21 века»

Программа воспитательной работы «Поколение 21 века». Сроки реализации: 2 года.  Система классных,   школьных и общешкольных мероприятий, индивидуальные профилактические бесе...