Рабочая программа учебного предмета Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», 11 класс, среднее общее образование, базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie._globalnyy_mir_11_klass.doc402.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО ГЦ

Руководитель

________ Дорофеева О.В.

Протокол № 1

от 28.08.2020г

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за УВР

________ Пахомова И.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________ Степанова С.В.

Приказ № 39/11

от 31.08.2020г

        

        

Рабочая программа учебного предмета

«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»,

11 класс, среднее общее образование,

базовый уровень

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Анисимова И.В.,

учитель истории, обществознания

высшей квалификационной категории

п. Кировский 2020 год

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

- Федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».

- Учебного плана МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2021 учебный год.

- Календарного учебного графика на  2020 - 2021 учебный год.

- Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».

-  Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. А.Н. Иоффе. М.: Просвещение, 2009

с учетом целей и задач основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.

1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):

1. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. А.Н. Иоффе. М.: Просвещение, 2009

2. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л.В. Полякова. М.: Просвещение, 2009

3. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 класс: книга для учителя / под ред. Л.В. Полякова. М.: Просвещение, 2008

4. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 класс: методическое пособие / Л.В. Полякова, А.Н. Иоффе М.: Просвещение, 2008 (http:11klasov.ru)

1.3. Срок реализации программы – 1 год.

1.4. Место предмета в учебном плане:

В учебном плане МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» для изучения учебного предмета «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» на этапе среднего общего образования в 11 классе предусмотрено 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю).

В авторской программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса.

Резерв учебного времени (3 часа) использован:

- для более углубленного изучения тем:

«Политическая система современной России»       1 час

- для уроков итогового повторения                          2 часа

1.5. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.

Этот курс носит интегративный, обобщающий характер, что способствует созданию условий для формирования системных знаний учащихся, развития определенных навыков и умений, приобщения к гуманистическим ценностям.

«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», построенный на осмыслении происходящих общественно-политических процессов в мире в условиях глобализации и места России в мировой системе взаимоотношений.

Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук - философии, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики, экологии и др. - с целью подготовить школьника к жизни в обществе.

Таким образом, основная цель обществознания - социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. С этим неразрывно связано воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам, толерантности и культуры мира; приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям; развитие умений анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор.

Также представляется важным создание необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям.

1.6. Основные цели и задачи

Общей целью является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие задачи:

1) социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;

2) воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

5) уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

6) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и критиканства.

1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

1.8. Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.

1.9. Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

1.10. Методы и приемы обучения:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.;

- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.

- проблемный: решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;

- исследовательский.

1.11. Формы и способы проверки знаний:

- фронтальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование;

- работа с терминами;

- самостоятельная работа;

- практическая работа.

1.12. Содержание курса

Вводное занятие

Мир в современную эпоху. Процесс глобализации - его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».

Тема I. Общество и общественное сознание

Основные функции и подсистемы общества. Человек - существо общественное. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества. Подсистемы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ. Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание.

Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях

Российская государственность и российская цивилизация. Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества. Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире.

Тема III. Что нас разделяет

Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм. Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур - многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла»  и  мультикультурализм.

Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века

Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира - СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы. «Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Демократическая система в  современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом.

Тема V. Учитесь мыслить глобально

Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США. Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Отношения России и Евросоюза - возможности стратегического партнерства. Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку.

Тема VI. Глобальная экономика

Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке - от коммунистической идеи к обществу массового потребления.  Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов.  Россия в глобальной экономике.

Тема VII. Глобальная безопасность

Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие - реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия.  Проблемы, связанные с  ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире. Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом.

Тема VIII. Власть в информационном обществе

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль.  Власть в информационную эпоху.  Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Переход к  информационному  обществу  и  политическое  развитие. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ.

Тема IX. Россия и «русский мир»

Особенности русской политической культуры. Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры.  Мессианская политическая культура.  Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России. Политическая система современной России.

Тема X (заключительная).  Россия в  глобальном  мире: вызовы и задачи

Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Уникальные экономические ресурсы России. Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Военные конфликты в начале  XXI века.  Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Массовая мобилизационная армия.

Итоговое повторение

Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивидуального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Современные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в общественной жизни. Геополитическое лидерство.

Резерв времени

Структура изучаемого предмета

Раздел учебного курса

Количество часов

Из них

Контрольные работы

Лабораторные работы

Практические работы

Вводное занятие

1

Общество и общественное сознание

2

Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях

3

Что нас разделяет

2

Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века

2

Учитесь мыслить глобально

4

Глобальная экономика

2

Глобальная безопасность

3

Власть в информационном обществе

3

Россия и «русский мир»

4

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

4

Итоговое повторение

2

Резерв времени. 

3

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»

11 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Введение: «Глобальный мир в XXI веке»

1

01.09

Тема I. Общество и общественное сознание

2

2

Основные функции и подсистемы общества

1

08.09

3

Общественное сознание и его формы.

1

15.09

Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях

3

4

Российская государственность и российская цивилизация.

1

22.09

5

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.

1

29.09

6

Западные теории мироустройства.

1

06.10

Тема III. Что нас разделяет

2

7

Культура: понятие многообразие, формы.

1

13.10

8

Религия и язык как явления культуры.

1

20.10

Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века

2

9

Мировое сообщество после холодной войны.

1

03.11

10

Демократия и рынок в глобальной перспективе.

1

10.11

Тема V. Учитесь мыслить глобально

4

11

Феномен мирового лидерства.

1

17.11

12

Россия в глобальной конкуренции.

1

24.11

13  

Евросоюз и его миссия.

1

01.12

14

Китай на пути к глобальной державе.

1

08.12

Тема VI. Глобальная экономика

2

15

Становление единого мирового хозяйства.

1

15.12

16

Россия в глобальной экономике.

1

22.12

Тема VII. Глобальная безопасность

3

17

Сила оружия в современном мире.

1

12.01

18

Экономика и экология: поиски равновесия.

1

19.01

19

XXI век и новые угрозы для человечества.

1

26.01

Тема VIII. Власть в информационном обществе

3

20

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие.

1

02.02

21

Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом.

1

09.02

22

Нетократия.

1

16.02

Тема IX. Россия и «русский мир»

4+1

23

Особенности русской политической культуры.

1

23.02

24

Политическая система современной России.

1

02.03

25

Резервный час. Политическая система современной России.

1

09.03

26

Развитие гражданского общества в современной России.

1

16.03

27

Россия: «ближний круг» и «русский мир».

1

06.04

Тема X (заключительная).  Россия в  глобальном  мире: вызовы и задачи

4

28

Угрозы и вызовы для России в XXI веке.

1

13.04

29

Экономические, военные, социальные риски для России.

1

20.04

30

Решение национальных задач на основе эффективной демократии.

1

27.04

31

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке.

1

04.05

Итоговое повторение

4

32-33

Итоговое повторение.

2

11.05

18.05

34-35

Резервный час. Итоговое повторение.

2

25.05

25.05

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» ученик должен:

знать / понимать:

- знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод;

- понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны;

- овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе;

- освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества;

уметь:

- занимать активную гражданскую позицию;

- использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни;

- противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;

- формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- участия в реализации социальных проектов.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. А.Н. Иоффе. М.: Просвещение, 2009

2. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л.В. Полякова. М.: Просвещение, 2009

3. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 класс: книга для учителя / под ред. Л.В. Полякова. М.: Просвещение, 2008

4. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 класс: методическое пособие / Л.В. Полякова, А.Н. Иоффе М.: Просвещение, 2008 (http:11klasov.ru)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

АРМ учителя:

  1. Проектор
  2. Акустическая система
  3. МФУ
  4. Ноутбук
  5. Экран настенный

Экспертиза рабочих программ учебных предметов

Учебный предмет (курс)____________________________________________________________

Составитель программы____________________________________________________________

Класс                                          Дата заполнения_______________

Эксперт__________________________________________________________________________

Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист

2

Пояснительная записка

- нормативные документы

- УМК

- срок реализации программы

- место в учебном плане (количество часов)

- общая характеристика учебного процесса

- цель и задачи  программы

  •  формы, методы и приемы организации образовательного процесса, в том числе формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении

  • методы работы с детьми с ОВЗ

- ведущий вид деятельности

- формы и способы проверки знаний обучающихся

-  критерии и нормы оценки контроля знаний обучающихся

3

Содержание курса (не обязательно)

4

Структура изучаемого предмета

5

Календарно-тематический  план

- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе

- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы

6

Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые образовательные  результаты  (для ФГОС)

7

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

8

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Лист корректировки календарно-тематического планирования

По рабочей программе

Корректировка

Дата урока

Тема урока

Дата урока

Причина коррекции

Способ коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 5 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  н...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 9-х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования на основ...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образова...