Рабочая программа по курсу «История средних веков» 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
В соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,
- авторской программой А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,
- авторской программой по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.
Программа ориентирована на использование УМК:
История Средних веков:
- учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2014;
- рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2014;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_istoriya_srednih_vekov_6_skorohodaa.docx | 110.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Агинский район» Забайкальского края
«Согласовано» Руководитель МО ______________________/_______________ ФИО подпись Протокол №___ от «___»__________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________/____________ ФИО подпись «___» _______________________ 2015 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Новоорловская СОШ» ________________/__________________ ФИО подпись «___» _______________________ 2015 г. |
Рабочая программа
по курсу «История Средних веков»
6 класс
Составитель:
Скороход А.А.
учитель истории и обществознания
2015-2016 учебный год
Рабочая программа 6 класс
Структура программы
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного курса.
- Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
- Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
- Планируемые образовательные результаты
- Контроль уровня обучения
- Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Приложение. Варианты контрольно-измерительных материалов по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
В соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,
- авторской программой А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,
- авторской программой по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.
Программа ориентирована на использование УМК:
История Средних веков:
- учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2014;
- рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2014;
Актуальность.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Цели:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
- формирование представлений об истории средних веков как части общемирового исторического процесса;
- показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
- владеть историческими знаниями в рамках курса и применять их в различных ситуациях.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
Общая характеристика учебного курса.
Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.– от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые, так или иначе, вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 6 –м классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и история России – 40 часов (согласно авторской программе). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (2ч в неделю)
№ п/п | Раздел, учебная тема | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Всего часов | В том числе на: | Творческие работы, проекты | ||
уроки | лабораторно-практические работы | к/работы зачеты, мониторинги | ||||||
1 | Введение. Живое средневековье Входной мониторинг | Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | 1 | 1 | 0,5 | ||
Тема 1. Становление средневековой Европы (4 часа) | ||||||||
2 | Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках | Великое переселение народов. Германские племена. Падение Запад. Римской империи. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков Понятия: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, род племя, династия, король, ополчение, граф, феодал, сборник законов, штраф | 1 | 1 | Информационный проект «Средневековый монастырь» | |||
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Понятия: император, империя, феодализм, феодал, феодальная лестница, междоусобные войны, вассалы, сеньоры | 1 | 1 | ||||
4 | Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI вв. | Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Англосаксы и норманнское завоевание. Понятия: англы, саксы, норманны, викинги «круглый стол» | 1 | 1 | ||||
5 | Англия в раннее Средневековье | Англия в 9-11 веках. Легенды об английском короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Объединение в единое государство. Прекращение норманнских завоевательных походов Понятия: книгопечатанье, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы | 1 | 1 | Историческая реконструкция «Путешествие викингов» | |||
Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. (2 часа) | ||||||||
6 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Понятия: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта | 1 | 1 | Творческий проект «Византийская мозаика» Эссе «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?» Сочинение-описание «Храм Святой Софии» по плану Презентация «Влияние византийской культуры на культуру Древней Руси» | |||
7 | Образование славянских государств | Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств Славянские государства Византия и славянский мир. Понятия: праславяне, славянская письменность | 1 | 1 | Информационный проект «Создание славянской азбуки» | |||
Тема 3. Арабы в 6-11 веках (1 час) | ||||||||
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата | Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Сев. Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов Понятия: ислам, Коран, мусульмане, халиф, халифат, экспансия, Арабески, Медресе Мечеть Минарет | 1 | 1 | Групповой творческий проект «Дворец халифа» Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник» | |||
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа) | ||||||||
9 | Средневековая деревня и ее обитатели | Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община. Понятия: повинности, оброк, барщина | 1 | 1 | ||||
10 | В рыцарском замке | Феодальное землевладение. Европейское рыцарство. Феодальная знать. Жизнь и быт феодалов. Понятия: сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феод | 1 | 1 | рассказ «Праздничный день феодала» | |||
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центрально Европе (2 часа) | ||||||||
11 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни | Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города – центры торговли, ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки Понятия: гильдии, цехи | 1 | 1 | Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях» | |||
12 | Торговля в Средние века | Торговля и ярмарки. Оживление торговых отношений. Торговые пути. От ростовщичества к банкам Понятия: ярмарка, торговля, банки, ростовщики | 1 | 1 | Учебная игра «На ярмарку в Шампань | |||
Тема 6. Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы (2 часа) | ||||||||
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства. Понятия: ереси, еретики, инквизиция | 1 | 1 | ||||
14 | Крестовые походы. | Крестовые походы и их последствия. Ересь и преследование еретиков. | 1 | 1 | ||||
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15 века) (6 часов) | ||||||||
15 | Как происходило объединение Франции. | Усиление королевской власти. Сословно – представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства. | 1 | 1 | Информационный проект «Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы» | |||
16 | Что англичане считают началом своих свобод | Нормандский герцог Вильгельм. «Книга Страшного суда». Историческое значение реформ. | 1 | 1 | ||||
17 | Столетняя война | Возвращение французских территорий. Причины и итоги столетней войны. Жанна д Арк. | 1 | 1 | Сочинение о жизни и подвиге Жанны д’ Арк | |||
18 | Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии | Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия процесса централизации. | 1 | 1 | ||||
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | Мусульманская Испания. Образование и распад Кордовского халифата | 1 | 1 | ||||
20 | Государства оставшиеся раздробленным: Германия и Италия в 12 – 15 веках | Подъем хозяйства. Причины сохранения раздробленности страны. Образование централизованных государств в Германии. Священная Римская империя. Расцвет торговли и достижение независимости. Гор. респ. в Ит.; | 1 | 1 | ||||
Тема 8. Славянские государства и Византия в 14 -15 веках (2 часа) | ||||||||
21 | Гуситское движение в Чехии. | Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гуси Ян Жижка. Гуситские войны и их значение. | 1 | 1 | ||||
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | Балк. страны перед завоев.; Завоевания турок-османов; Битва на Косовом поле; Гибель Византии; Осман. Империя | 1 | 1 | ||||
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 часа) | ||||||||
23 | Образование, философия, литература в XI-XV вв | Наука и образование. Технические открытия и изобретения. Средневековый эпос. Фольклор. Архитектура, скульптура, живопись. Новое учение о человеке. Представители Раннего Возрождения. | 1 | 1 | Информационный проект «Непростая история простых предметов» | |||
24 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | Античное наследия; Новое учение о человеке; Гуманизм; Искусство раннего Возрождения | 1 | 1 | ||||
25 | Научные открытия и изобретения | Развитие науки и техники; Изобретение книгопечатания | 1 | 1 | Аналитическое сочинение-диалог | |||
Тема 10. Народы Азии, Африки и Америки в Средние века (2 часа) | ||||||||
26 | Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония | Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. | 1 | 1 | Информационный проект «Живые традиции Востока» | |||
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | Неравномерность развития народов Африки. Территория, расселение, занятия, образ жизни народов. Освоение Африки европейцами. Доколумбовы цивилизации Америки. Сохранение родо-племенных отношений. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки | 1 | 1 | Исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари» | |||
28 | Итоговое повторение Наследие средних веков в истории человечества. Выходной контроль | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (2ч в неделю)
Тема урока (кол-во часов) | Дата проведения урока | Основные понятия | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Задания для совм.работы с родителя ми /домашнее задание | ||||
Предметные | Метапредметные | |||||||
личностные | регулятивные | коммуникативные | Познавательные | |||||
Введение. Живое средневековье (1час) Входной мониторинг Урок изучения нового материала Эвристическая беседа | Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков. Понятия: исторические источники; средние века; феодализм; традиционное общество; цивилизация | Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. | осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. | формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Рисунок Средневековый замок. Вопрос стр.10 (?!) стр12 «Вспомни» | |
Тема 1. Становление средневековой Европы (6-11 века) -4 часа | Информационный проект «Средневековый монастырь» стр46 Историческая реконструкция «Путешествие викингов» стр 47 | |||||||
Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках §1, §2 (1час) Урок изучения нового материал Беседа | Великое переселение народов. Германские племена. Падение Запад. Римской империи. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков Понятия: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, род племя, династия, король, ополчение, граф, феодал, сборник законов, штраф Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Соборные школы при монастырях. | научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | стр.20 №1 (?) №2 «Подумайте» стр21 «Вспомни» стр26 №3 (?) и №4 «Подумайте» стр27 «Вспомните» | |
Возникновение и распад империи Карла Великого. §3 (1час) Комбинированный урок. | Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Понятия: император, империя, феодализм, феодал, феодальная лестница, междоусобные войны, вассалы, сеньоры | Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | стр32 №4 (?) №3 «Подумайте» стр33 «Вспомни» | |
Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI вв. §4 (1час) Комбинированный урок | Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Англосаксы и норманнское завоевание. Понятия: англы, саксы, норманны, викинги «круглый стол» | Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. | стр39 №5 (?) №5 «Подумайте» Стр40 «Вспомни» | |
Англия в раннее Средневековье §5 (1час) Комбинированный урок Урок - путешествие | Англия в 9-11 веках. Легенды об английском короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Объединение в единое государство. Прекращение норманнских завоевательных походов Понятия: книгопечатанье, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы | Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | стр32 №5,6 (?) №2, №4 «Подумайте» Стр47 «Вспомни» | |
Тема 2.Византийская империя и славяне в 6-11 веках - 2 часа | Творческий проект «Византийская мозаика» стр 67 стр 67 Информационный проект «Создание славянской азбуки» | |||||||
Византия при Юстиниане. Культура Византии §6, §7 (1час)
Комбинированный урок | Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Понятия: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта | Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. | cтр53 №3 «Подумайте» Эссе «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?» cтр59 №5, №4 (?) Сочинение-описание «Храм Святой Софии» по плану cтр59 «Подумайте» №3, №4 (презентация «Влияние византийской культуры на культуру Древней Руси») cтр60 «Вспомните» | |
Образование славянских государств § 8 (1час) | Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств Славянские государства Византия и славянский мир. Понятия: праславяне, славянская письменность | Научатся определять термины: вече Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | стр66 №6 (?) (развёрнутый план параграфа) Рубрика «Подумайте» cтр66 №4 составить рассказ I-В «а», II-В «б» стр68 «Вспомните» | |
Тема 3. Арабы в 6-11 веках- 1 час | Групповой творческий проект «Дворец халифа» Исследование проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник» | |||||||
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата §9, §10 (1час) Комбинированный урок | Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Сев. Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов Понятия: ислам, Коран, мусульмане, халиф, халифат, экспансия, Арабески, Медресе Мечеть Минарет | Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | стр85 «Подумайте» стр77 №2 (исследование: Чем отличались мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни от христианских), №3 (исследование мусульманского и христианского календарей) стр83 №5 (?) Описать архитектурные особенности и внутреннее убранство мечети стр84 №5 «Подумайте» стр86 и стр87 -«Вспомните» | |
Тема 4.Феодалы и крестьяне-2 часа | ||||||||
Средневековая деревня и ее обитатели §11 (1час) Комбинированный урок Урок – путешествие | Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община. Понятия: повинности, оброк, барщина | Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | стр93 №4 и №7 (?) стр93 №1, №6 «Подумайте» стр94 «Вспомните» | |
В рыцарском замке §12 (1час) Урок изучения нового материала Урок - путешествие | Феодальное землевладение. Европейское рыцарство. Феодальная знать. Жизнь и быт феодалов. Понятия: сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феод | Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | стр99 (?) –д/з девочкам «Идеальная знатная дама» стр100 «Подумайте №5» - д/з мальчикам стр100 №7 рассказ «Праздничный день феодала» стр102 «Вспомните» | |
Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 часа | Учебная игра «На ярмарку в Шампань» Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях» | |||||||
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни §13, §15 (1час) Комбинированный урок | Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города – центры торговли, ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки Понятия: гильдии, цехи | Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | стр110 (?) №6,7 стр110 «Подумайте» №4, №5, №6 выполняем д/з по рядам стр125 (?) №7 стр125 «Подумайте» №2, №5, №6 | |
Торговля в Средние века §14 (1час) Урок – путешествие | Торговля и ярмарки. Оживление торговых отношений. Торговые пути. От ростовщичества к банкам Понятия: ярмарка, торговля, банки, ростовщики | С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | стр117 «Подумайте» №2, №6 стр127 «Вспомните» | |
Тема 6. Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы – 2 часа | Образное сочинение I-В под номером 1) II-В под номером 2) Информационный проект «История духовно-рыцарского ордена» | |||||||
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. §16 (1час) Комбинированный урок | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства. Понятия: ереси, еретики, инквизиция | Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. | стр135 (?) №8 стр135 №6«Подумайте» стр135 «Вспомните» | |
Крестовые походы. §17
(1час) Комбинированный урок | Крестовые походы и их последствия. Ересь и преследование еретиков. Понятия: крестовый поход, крестоносцы | Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | стр149 (?) №9 (таблица) «Подумайте» стр150 (?) №9, №10 стр151 «Вспомните» | |
Тема 7.Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15 века) – 6 часов | Информационный проект «Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы» Сочинение о жизни и подвиге Жанны д’ Арк | |||||||
Как происходило объединение Франции. §18 (1час) Комбинированный урок | Усиление королевской власти. Сословно – представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства. Генеральные штаты Сословная монархия Парламент | Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. | стр158 (?) №1, №5 (в конце тетради) стр158 «Вспомните» | |
Что англичане считают началом своих свобод §19 (1час) Комбинированный урок | Нормандский герцог Вильгельм. «Книга Страшного суда».Историческое значение реформ. Парламент закон | Предметные: Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | стр166 (?) №4, №5, №6 (в конце тетради) «Подумайте»стр167 №6 стр167 «Вспомните» | |
Столетняя война §20 (1час) Комбинированный урок | Возвращение французских территорий. Причины и итоги столетней войны. Жанна д Арк. | Научатся определять термины: партизанская война Получат возможность научиться: назвать причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач. | стр178 (?) №6 «Подумайте»стр178 №1 стр178 «Вспомните» | |
Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии §21 (1час) Комбинированный урок | Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия процесса централизации. | Научатся определять термины: централизованное государство, диалект. Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | стр179 (?!) Сочинение описание по рисунку «Обед в доме знатного феодала» стр184 (?) №7 стр184 «Подумайте» №3, №4 стр 184 «Вспомните» | |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове §22 (1час) Комбинированный урок | Мусульманская Испания. Образование и распад Кордовского халифата Халифат Ислам кортесы | Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | стр191 «Подумайте» №2, №6 (сообщение «Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова») стр191 «Вспомните» | |
Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках §23 (1час) Комбинированный урок | Подъем хозяйства. Причины сохранения раздробленности страны. Образование централизованных государств в Германии. Священная Римская империя. Расцвет торговли и достижение независимости. Гор. респ. в Ит.; Гвельфы и гибелл.; Правление Медичи во Флор. Раздробленность Централизованное государство Гвельфы Чомпи Гибеллины Тирания | Научатся определять термины: булла Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | стр197 (?) №6 стр198 «Подумайте» №4 стр198 (?) №3, №6, №7, №8 стр 200 «Вспомните» | |
Тема 8. Славянские государства и Византия в 14 -15 веках-2 часа | стр 214 Информационный проект «Путешествие по памятным местам гуситского движения» Историческая реконструкция «Осада и штурм Константинополя» | |||||||
Гуситское движение в Чехии. §24 (1час) Комбинированный урок | Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гуси Ян Жижка. Гуситские войны и их значение. Понятия: паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, сейм, гуситское движение | Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | Стр207 (?) №7 Стр207 «Подумайте» №5 стр 208 «Вспомните» | |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова §25 (1час) Комбинированный урок | Балк. страны перед завоев.; Завоевания турок-османов; Битва на Косовом поле; Гибель Византии; Осман. Империя Понятия: Турки-османы Янычары Подушный налог | Научатся определять термины: турки-османы Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей | договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Стр213 (?) №5 (план Константинополя), Стр213 «Подумайте» №4 (исследование герб рода византийских императоров) Стр214 (?) №4, №5 стр 214, 224 «Вспомните» | |
Тема 9. Культура Западной Европы в 11 – 15 веках – 3 часа | стр 251 1) Информационный проект «Непростая история простых предметов» 2) Аналитическое сочинение-диалог | |||||||
Образование, философиялитература в XI-XV вв §26, §27 (1час) Комбинированный урок | Наука и образование. Технические открытия и изобретения. Средневековый эпос. Фольклор. Архитектура, скульптура, живопись.Новое учение о человеке. Представители Раннего Возрождения. Понятия: Готический и романский стили Гуманизм Возрождение | Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв, основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | Стр223 (?) №4 (таблица «Знаменитые учёные»), Стр223 «Подумайте» №1, №4, №5 Стр229 «Подумайте» №2, №3, №4 стр 229 «Вспомните» | |
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии §28, §29 (1час) Комбинированный урок | Ант Наследия; Новое учение о человеке; Гуманизм; Искусство раннего Возрождения; Трубадур Ваганты Арка Свод Готический стиль Химеры | Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | Стр235 (?) №2 + Стр235 «Подумайте» № 3 (таблица «Романский и готический соборы»), Стр235 «Подумайте» №5 (сочинение) Стр243 (?) №6 (таблица «Мыслители и художники раннего Возрождения») Стр243 «Подумайте» №2, №4, №5 стр 243 «Вспомните» | |
Научные открытия и изобретения §30 (1час) | Развитие науки и техники; Изобретение книгопечатанья Понятия: Ректор Факультет Гуманизм | Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль | учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | 1) Стр247 (?!) Как назывался прибор для установления местонахождения корабля? 2) Стр247 (?!) Сравнить каравеллу с кораблями различных народов средневековья. Стр249 №4 (таблица «Технические открытия и изобретения Средневековья») Стр250 «Подумайте» № 3(сочинение), №4 (презентация технич новинки), №5 Стр251 (?) №3, №4, №5 Стр 252 «Вспомнить» | |
Тема 10. Народы Азии, Африки и Америки в средние века -2 часа | стр 276 Информационный проект «Живые традиции Востока» стр 251 Исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари» | |||||||
Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония §31 (1час) Урок изучения нового материала Урок - проект | Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Понятия: Турки – османы касты брахманизм буддизм индуизм ислам | Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | Стр264 (?) №3 Стр264 «Подумайте» № 5 (по выбору), №6 (таблица «Страны средневековой Азии») Стр 265 «Вспомнить» | |
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки §32 (1час) | Неравномерность развития народов Африки. Территория, расселение, занятия, образ жизни народов. Освоение Африки европейцами. Доколумбовы цивилизации Америки. Сохранение родо-племенных отношений. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки | Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | Стр275 «Подумайте» №3 (сочинение-описание «Предметы культуры народов Америки и Африки»), №4 (таблица «Народы доколумбовой Америки») Подготовиться к контрольной работе стр 279 | |
Итоговое повторение (1час) Наследие средних веков в истории человечества. Выходной контроль Урок обобщения урок - игра | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера |
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
- хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов составлять описание исторических объектов, памятников.
- анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Уметь:
- соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде
Контроль уровня обучения
При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учётом специфики содержания курса являются:
- словарная работа;
- понятийный (терминологический) диктант;
- анализ педагогически адаптированных текстов;
- решение ситуационных задач;
- творческие задания-задачи;
- сочинение-миниатюра, эссе;
- рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
- простейшие виды публичных выступлений;
- тесты
По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно её раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, не смог её сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
- информацию представил не в контексте задания;
- отказался отвечать.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект
- Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.
Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.
Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья
- Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
- Манускрипты и рукописи на латыни: http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm
- Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова:http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm
Список литературы для учителя
Основная литература
- Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.
- Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк/Ж. Дюби. - М., 2000.
- Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом/Ж. Дюби. — М., 2000.
- Егер О. История Средних веков/О. Егер. — М., 2007.
- Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.
- Право в средневековом мире/под ред. О. И. Варьяш.— СПб., 2001
- Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный интерактивный справочник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007.
Тематическая литература
- Алаев Л. Б. Средневековая Индия /Л. Б. Алаев. — СПб., 2003.
- Артамонов С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Артамонов. — М., 1997.
- Вихнович В. Л. Иудаизм / В. Л. Вихнович. — СПб., 2006.
- Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. / под ред. А. А. Сванидзе. — М., 2000.
- Ермакова Т. В. Введение в буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская и др. — СПб., 1999.
- Успенский Ф. И. История Византийской империи XI— XV вв. / Ф. И. Успенский. — М., 1997.
- Куглер Б. История Крестовых походов / Б. Куглер. — Ростов-н/Д, 1995.
- О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. М., «ВАКО», 2004
Медиаресурсы:
- http://lesson-history.narod.ru/
- http://2berega.spb.ru/club/historians/list/1-11112-14590/
- http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aa1.html ( к урокам)
- http://festival.1september.ru/articles/420003/ (Столетняя война)
- http://www.rusedu.ru/detail_1720.html (викторина)
- http://lesson-history.narod.ru/ Презентации
Приложение
Варианты контрольно-измерительных материалов по теме
Контрольная работа по истории средних веков для 6 класса.
I вариант.
1.Где проживали древние германцы?
а) в Африке; б) в Европе и на Скандинавском полуострове; в) в Америке
2. Несколько близких родов – это …
а) племя; б) соседи; в) стадо.
3. Какие земледельческие занятия были знакомы древним германцам?
а) садоводство; б) виноградарство; в) хлебопашество.
4. Как называлась династия королей, начало которой положил Хлодвиг?
а) Капетинги; б) Меровинги; в) Каролинги.
5. Крупное земельное владение, полученное за военную службу и передаваемое по наследству, называлось
а) участком; б) феодом; в) наделом.
6. Карл Великий возглавил Франкское королевство
а) в 768г. б) в 656г. в) в 1011г.
7. Дополните ряд. После раздела империи Карла Великого образовались государства: Франция, __________, Италия.
8. Особым слоем населения у франков стали служители церкви, их называли:
а) слуги господа; б) духовенство; в) те, кто молится.
9.) Основными занятиями рыцарей были:
а) защита своего господина; б) земледелие; в) ремесло.
10. Славянские племена делились на три ветви : западную, южную и __________.
11. Какова была численность средних городов Европы XIII – XIV веков?
а) до 3 тысяч; б) 10-15 тысяч; в) не менее 30 тысяч.
12. Какой европейский город был самым крупным в XIV веке?
а) Париж; б) Милан; в) Брюгге.
13. Основным видом занятий для горожан было:
а) земледелие; б) ремесло; в) охота.
14. Хозяином мастерской считался :
а) подмастерье; б) феодал; в) мастер.
15. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран, назывались:
а) магазином; б) ярмаркой; в) базаром.
16. Христианская церковь разделилась на западную и восточную в
а) 1054г. б) 998г. в) 1198г.
17. Католическая церковь собирала особый налог на содержание духовенства и храмов,
который назывался церковной ___________.
18. Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передаваемые по наследству назывались:
А) родственники; б) сословия ; в) сородичи.
19. Соотнесите понятия:
А) рыцарь 1) работает
Б) монах 2) воюет
В) крестьянин 3) молится
20. Первый крестовый поход за освобождение гроба господнего начался
а) в X веке; б) в конце XI века; в) в начале XII века.
21. Оброк – это ….
Контрольная работа по тексту администрации по истории для 6 класса.
II вариант.
1. Где селились древние германцы?
а) по берегам рек; б) в горах; в) на равнинах.
2. Родственники нескольких поколений объединялись
а) в племя; б) в родовую общину; в) в соседскую общину.
3. Что считалось для германцев самым большим богатством?
А) земля; б) золото; в) скот.
4. Как называлась королевская династия, основателем которой стал Карл Великий?
а) Каролинги; б) Меровинги; в) Капетинги.
5. Феодал получал крупное земельное владение
А) за деньги; б) за несение военной службы сеньору; в) в подарок.
6. Карл Великий стал Римским императором
а) в 768г. б) в 800г. в) в 1011г.
7. В каком городе внуки Карла Великого заключили договор о разделе Империи
А) в Париже ; б) в Вердене; в) в Лондоне.
8.Специальным поселением монахов считались:
а) города; б) деревни; в) монастыри.
9. Основным занятием зависимых крестьян было
а) молиться; б) защищать своего господина; в) трудиться.
10. Восточные славяне были предками русских, украинцев и ___________.
11. Какой город не входил во владение французского короля
а) Париж; б) Берлин; в) Орлеан.
12. Ширина главных улиц европейских городов не превышала
а) 2-3 м; б) 12-15 м; в) 7-8 м.
13. Чтобы стать мастером подмастерье обязан выполнить
а) шедевр; б) обещание хранить тайну мастерства; в) клятву верности хозяину.
14. Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял
а) король; б) Римский Папа; в) Карл Мартелл.
15. Объединение европейских купцов называлось
а) сообществом; б) Ганзой; в) договором.
16. Какое название получила Западная христианская церковь после ее раздела с Восточной
а) англиканская; б) православная; в) католическая.
17. Идульгенция – это
а) грамота на прощение грехов; б) церковный налог; в) церковный праздник.
18. Дополните сословный ряд: духовенство, дворянство, _________________.
19. Соотнесите понятия
А) Хлодвиг 1)основатель династии Капетингов
Б) Артур 2) король франков
В) Гуго Капета 3) рыцарь Круглого стола
20. Крестоносцы дошли до стен Иерусалима
а) в 1095г. б) в 1099г. в) в 1096г.
21. Барщина – это ….
Ключи к контрольной работе для 6 класса по истории Средних веков.
1 вариант.
1-б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б; 6-а; 7- Германия; 8-б; 9- а; 10- восточную;
11-б; 12- а; 13-б; 14-в; 15 –б; 16- а; 17- десятиной; 18-б; 19 а-2 б-3 в-1;
20-б; 21 – доля продуктов своего хозяйства.
2 вариант.
1-а ; 2-б; 3-в; 4-а; 5-б; 6-б; 7-б; 8 –в; 9-в; 10-белорусов;
11-б; 12-в; 13-а; 14-б; 15- б; 16-в; 17-а; 18-третье сословие (крестьяне, ремесленники)
19 а-2 б-3 в-1; 20-б; 21- даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История Средних веков» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год
Цели курса:Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития...
Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "
Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...