«Развитие волевых качеств у воспитанников кадетского корпуса»
статья

Чистяков Дмитрий Анатольевич

Волевые качества играют важную роль в жизни подростков, выбравших военную стезю. Анализ теории и практики показывает важность проблемы формирования волевых качеств в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кадетский корпус (школа IT-технологий) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная орденов Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи

имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного»

Министерства обороны Российской Федерации

«Развитие волевых качеств у воспитанников кадетского корпуса»

Воспитатель учебного курса

Чистяков Дмитрий Анатольевич

                                                      г. Санкт-Петербург

2023 г.

 Волевые качества играют важную роль в жизни подростков, выбравших военную стезю. Анализ теории и практики показывает важность проблемы формирования волевых качеств в современных условиях.

Волевые качества – это способность человека принимать решения на основе мыслительных процессов и ориентировать свои мысли и действия в соответствии с принятыми решениями. Важнейшими проявлениями воли являются реализация целей, действие, преодоление трудностей и достижение целей. Важнейшим признаком сформированности волевого действия является способность преодолевать трудности.

Существует несколько общих типов трудностей и препятствий, с которыми сталкиваются воспитанники кадетского корпуса (в будущем курсанты и офицеры): внешние (физические, социальные) и внутренние (моральные, психологические и т.д.) трудности. Внешние трудности для воспитанников связаны с особенностями учебного процесса, его количеством, темпом, сложностью и интенсивностью. К ним также относятся трудности, связанные с коммуникативными проблемами и сложными взаимоотношениями с социальным окружением. Внутренние трудности индивидуального порядка, например неуверенность в себе, заниженная самооценка, излишняя критичность к себе — это то, с чем приходится воспитателю учебного курса встречаться, работая с воспитанниками.

В процессе преодоления всех этих трудностей зарождаются и развиваются самомотивирующие качества воспитанников. Процесс выполнения задачи, достижения цели также характеризуют готовность. Действуя, воспитанники совершенствуют свои навыки и демонстрируют свое мастерство. Воля воспитанника характеризуется целями, которые ставит перед собой сам воспитанник. Внутреннее ядро, внутри которого группируются эти цели, — это направленность воли. Это важнейший показатель, характеризующий волю и волевые качества конкретного воспитанника.

Профессиональное значение для будущих офицеров имеют такие волевые черты характера, как целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, инициативность и трудолюбие, которые в совокупности обеспечивают наличие воли в структуре личности кадета.

Волевое воспитание воспитанников кадетских корпусов основано на формировании направленности личности, системы высокой мотивации. Решающее значение имеет формирование мировоззрения и глубоких нравственных убеждений. Воспитание и укрепление воли основывается на развитии мышления воспитанника и выработке таких качеств, как находчивость, сообразительность, умение оценивать ситуацию и принимать правильные решения. Каждый воспитанник должен стремиться к тому, чтобы полностью и в срок выполнять поставленные перед ним задачи. Практика преодоления трудностей помогает укрепить волю.  Поэтому воспитателям необходимо тщательно следить за тем, чтобы задания, ситуации в группе и упражнения, предлагаемые воспитанникам, содержали реальные трудности. Их нужно научить тщательно анализировать их, оценивать свои действия и их последствия.

Никогда еще, как на современном этапе, нравственный фактор не играл такой важной роли в решении задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации. Сегодня мощь Вооруженных Сил, их высокий моральный и боевой дух зависят от планомерной и систематической работы по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих. Педагогическая, методическая и воспитательная деятельность в кадетском корпусе направлена на совершенствование и развитие высоких личностных качеств воспитанников, прежде всего волевых качеств, необходимых будущим военным профессионалам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"

Формирование качеств необходимых  школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста на...

Социально-культурная деятельность как средство развития креативности воспитанников кадетского корпуса

Человеку XXI века жизненно необходимо быть креативной личностью. Однако обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педаг...

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В статье рассматриваются совреме...

Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса

Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса...

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут исп...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ

Данное исследование посвящено вопросам волевой подготовки в спортивной борьбе, на основе общетеоретических вопросов воспитания воли в спортивной деятельности, исследованы особенности важнейших волевых...

Статья "Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса"

В статье рассматриваются проблемы педагогического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций кадет и развитие их межличностной толерантности. Авторы представили методику для изучения си...