Статья "Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса"
статья
В статье рассматриваются проблемы педагогического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций кадет и развитие их межличностной толерантности. Авторы представили методику для изучения системы ценностных ориентаций и толерантности учащихся кадетской школы. Анализ полученных результатов позволил сделать выводы о наличии взаимосвязи между ценностными ориентациями и межличностной толерантностью подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса
Проблема ценностей – предмет изучения сразу нескольких наук - философии, социологии, культурологии, психологии и педагогики. Леонтьев Д.А. определяет ценность,как «идеальную модель должного» (желательного), отражающую опыт жизнедеятельности социальной общности, присвоенную и интериоризованную человеком.
Подростковый возраст от 10-11до 14-15 лет – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Подросток в этом возрасте начинает понимать, что он становится взрослым и прощается с миром детства. У него формируется новое целостное представление о себе как о взрослом человеке. Основными психологическими потребностями этого возраста являются проявление самостоятельности, стремление к независимости от взрослых, заявление о своей значимости ближнему окружению, наиболее значимым кругом общения становится группа сверстников.
Личность подростка существует, проявляется и развивается в деятельности. В процессе деятельности подросток вступает во взаимоотношения с окружающей средой. В общении с предметами, явлениями, ценностями материального и духовного мира складывается определенный опыт отношений.
Согласно А.В.Мудрику, социализация личности происходит на протяжении всей её жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных и культурных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому она принадлежит [4]. Социализация происходит в процессе относительно целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Составляющие социального опыта в процессе социализации преобразуются во внутренние требования личности – интернализуются [1]. Интернализация – процесс освоения индивидом выработанных обществом норм, ценностей, установок, представлений, переход социального содержания в индивидуальное. Социальные идеи и образы считаются интернализованными, когда они владеют человеком (в отличие, например, от случая, когда человек овладевает знаниями или умениями), присваиваются и превращаются в содержание его личности, а не просто усваиваются на когнитивном уровне. Интернализованные подростком ценности проявляются в ценностных установках и ценностных ориентациях. В старшем подростковом возрасте нормативная регуляция поведения уступает место ценностной регуляции [5].
Таким образом, система ценностных ориентаций является важным психологическим органом саморазвития человека и его личностного роста, определяя направление и способы его осуществления.
Развитие гуманного общества невозможно без развития уровня толерантности современного человека. Современный словарь философских терминов определяет толерантность как нравственное качество, характеризующее отношение к человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, культурной традиции, религиозной конфессии как к равно достойной личности. Толерантность не сводится к простой терпимости, а подчеркивает способ отношения к неприятным или неприемлемым объектам - снисходительное их допущение или вынужденное терпение без применения насилия.
Толерантность, как результат развития - собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия. Психологический смысл толерантности полно отражен в англо-русском словаре: устойчивость приобретенная; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости человека; стрессоустойчивость; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.
В отношении людей терпимость, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими привычками и убеждениями, требует понимания, что истина не может быть простой, она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать или осознавать разнообразные аспекты ограниченности истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря терпеливому и рациональному анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой «абсолютной» из всех истин [2].
Толерантность несет большую аксиологическую нагрузку, поскольку понимается как одна из общечеловеческих ценностей. Это качество личности предполагает принятие человеком таких ценностей, как уважение прав и достоинств других, ценность человеческой жизни, ценность мирного взаимодействия с окружающими.
Суть межличностной толерантности - в готовности человека выйти за пределы ограниченного круга «своих». Межличностную толерантность рассматривают как нравственный принцип профессионального педагогического общения, который предполагает понимание и уважение другого человека, осознанное стремление к рефлексивному диалогу на основе эмоционально-эмпатийной близости и ценностного отношения к нему при сохранении своей самоидентичности.
Характерной особенностью межличностной толерантности в кадетском корпусе является регулирование отношений между воспитанниками и учителями на основе взаимоуважения и принятия многообразия способов проявления человеческой индивидуальности. Межличностная толерантность включает в себя следующие уровни: эмоционально-эмпатийный; интеллектуально-ценностный;деятельностно-коммуникативный.
Толерантность подростка основана на том, что он осознает правоту и справедливость действий со стороны других индивидов, если он включен во взаимодействие с окружающими и принимает право на отличие других, то ему свойственно и проявление толерантности на более высоком уровне.
Таким образом, в качестве главного психологического основания межличностной толерантности можно выделить осознанный и ценностно-осмысленный личностный выбор, с которым человек, имея собственное мнение, позицию, уважает и признает право другого воспринимать и мыслить иначе, видит ценность многообразия, иготов строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения.
Итак, толерантность как ценностное отношение человека к другим людям можно отнести к сущностным, свойственным природе человека качествам. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, восприятию инаковости как отклонения от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.
Для исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и толерантности кадет мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова), ценностный опросник С. Шварца (в адаптации А.Л. Лихтарникова), методика «Интолерантность- толерантность» (Л.Г.Почебут), диагностика эмпатии по А.Меграбяну и Н. Энштейну.
На первом этапе проведённого исследования были проанализированы особенности ценностно-мотивационной сферы кадет. Первичный анализ результатов исследования осуществлялся на основе оценки и сравнения эмпирических данных иерархической структуры ценностей у воспитанников, полученных с помощью методики Шварца. Сопоставление иерархии ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов показало, что у кадет первого курса на уровне нормативных идеалов доминируют ценности «безопасность» и «конформность». Содержательный анализ доминирующих ценностей на уровне нормативных предполагает наличие ценностных установок на «защиту порядка, стабильности и поддержание гармоничных и конформных отношений с людьми, стремлением к предотвращению действий и побуждений к действиям, не соответствующим социальным ожиданиям». Ценность «конформность» производна от требований (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших) сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия [3].
Результаты анализа взаимосвязей как общего показателя толерантности, так и субшкал экспресс-опросника «Индекс толерантности» с ценностными ориентациями можно отметить следующее:
- наибольшее количество взаимосвязей изучаемых показателей экспресс-опросника «Индекс толерантности» с системой ценностей у кадет первого и второго года обучения
- у первокурсников показатели толерантности в основном положительно взаимосвязаны с ценностями «конформность» и «доброта», а отрицательно взаимосвязаны с ценностями «самостоятельность» и «достижения». Характер выявленных взаимосвязей может свидетельствовать о том, что в этот период обучения общее отношение к окружающему миру (другим людям) и социальные установки в сфере взаимодействия обусловлены в большей степени конформным поведением и стремлением к доброжелательным внутригрупповым взаимоотношениям, а в меньшей степени – стремлением к личному успеху и автономности личности.
- у второкурсников показатели толерантности чаще всего положительно взаимосвязаны с ценностями «гедонизм», «власть» и «самостоятельность», и отрицательно - с ценностью «универсализм». Выявленные взаимосвязи показывают, что общее отношение к окружающему миру (другим людям) в этот период обучения связано со стремлением к доминированию, автономии поступков и чувственным наслаждениям. Отрицательные взаимосвязи ценности «универсализм» с большинством показателей (общий показатель толерантности, этническая и социальная толерантность) может свидетельствовать о низком уровне потребности вступления в контакт с кем-либо вне своей социальной среды (группы).
Установленные, в ходе исследования, взаимосвязи в системе ценностей воспитанников с межличностной толерантностью, позволили разработать практические рекомендации для воспитателей кадетского корпуса. Работа по воспитанию толерантностиу кадет должна включать в себя несколько взаимосвязанных компонентов.
Первый предполагает подготовку педагогов к воспитанию толерантности и развитии у них интеркультурной педагогической компетентности, базирующейся на толерантном поведении в профессиональной и личной сферах жизнедеятельности, знании состояния развития толерантности в современном обществе, современного состояния воспитания толерантности у школьников, специфики его организации в подростковой среде.
Второй – представляет собой процесс психолого-педагогического сопровождения становления системы ценностных ориентаций кадет и развития ценностного отношения к толерантности. Это возможно при соблюдении педагогических условий:
- ориентация педагогов на собственное толерантное поведение в личностной и профессиональной сферах;
- использование потенциала общеобразовательных дисциплин с учетом возрастных особенностей кадет при отборе содержания воспитательных мероприятий;
- создание толерантной образовательной среды в учреждении путем использования потенциала учебного процесса и воспитательной работы по формированию толерантности как ключевой компетентности человека;
- предоставление кадетам возможности самооценки и рефлексии проявления толерантности в повседневной жизнедеятельности и при участии в воспитательных мероприятиях.
Третий рефлексивный компонент позволяет диагностировать уровень развития толерантности как личностно значимой ценности, её проявления в поведении как нравственного качества личности, уровень развития коммуникативной компетентности и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения.
Содержание воспитания имеет несколько направлений:
- правовое просвещение;
- пропаганда историко-культурного наследия народов;
- организация межнационального и межконфессионального культурного общения;
- педагогическое сопровождение самоидентификации кадет в качестве наследника, носителя и продолжателя традиций многонациональной культуры народов России.
Основными формами работы по воспитанию толерантности являются[6]:
- познавательно-игровые программы по правовому просвещению;
- организация работы клубных объединений гражданско-патриотической направленности;
- фестивали, смотры, творческие конкурсы гражданско-патриотической направленности;
- праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России;
- фестивали и праздники национальных культур, объединяющие представителей различных народов;
- дни национальных культур;
- тематические экскурсии и музейные занятия по патриотическому воспитанию в духе толерантности.
Важно, ответы на возникающие у кадет актуальные вопросы нужно искать вместе с подростками. При этом необходимо уделять внимание умению управлять своим эмоциональным состоянием. Научить воспитанников рассматривать проблему и людей беспристрастно, со стороны; относиться с иронией к собственной значимости; принимать окружающую действительность такой, какая она есть, ведь для нас этот мир единственный.
В качестве главного психологического основания межличностной толерантностиможно выделить ценностно-осмысленный личностный выбор, в соответствии с которым человек готов строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения. Рассмотренные теоретические подходы в современной психологической литературе к проблеме ценностей личности позволяют полагать, что ценностные ориентации в настоящее время рассматриваются в качестве психологического механизма личностного роста и саморазвития, представляя собой изменяющуюся в процессе толерантности. Проведенное исследование ценностных ориентаций позволило установить, что у подростков в период обучения в кадетском корпусе изменяется система ценностей как на уровне убеждений, так и на уровне поведения. В проведённом исследовании установлено, что система ценностей кадетов взаимосвязана с межличностной толерантностью. Выявленные закономерности позволили разработать практические рекомендации для воспитателей кадетского корпуса.
Система ценностных ориентаций - иерархически организованная структура, определяющая направленность личности, ориентирующая человека в мире. В современном мире понятие «толерантность» рассматривается как осознанный ценностный личностный выбор, характер которого определяет позицию человека по восприятию другого, готовность строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения, и выступает как нравственное качество. Наиболее важным для развития толерантности и становления системы ценностей является возраст обучения подростков в кадетском корпусе. Система их межличностных отношений играет значительную роль в формировании этнотолерантного сознания, поведения и миролюбия. Поэтому, педагогическое сообщество должно уделять достаточное внимание созданию толерантной образовательной среды в образовательном учреждении.
Эмпирические исследования, проведенные нами, позволяют провести оценку взаимосвязи ценностных ориентаций, становление которых начинается в раннем юношеском возрасте, и показателей межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса различных возрастных групп. Перспективным для воспитания толерантности подрастающего поколения является включение подростков с учетом их возрастных особенностейв социально значимую, общественно оцениваемую деятельность. Это открывает дополнительные возможности для критической самооценки своего поведения и анализа отношения к себе и к окружающим. Гипотеза исследования о взаимосвязи ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса подтвердилась. Динамика развития толерантности свидетельствует о тенденции понижения показателей проявления толерантности в процессе взросления кадет, приобретающих опыт совместного проживания с другими в учебном заведении интернатного типа. Эта тенденция требует дальнейшего исследования.
В результате проведенной работы нами предложены методические рекомендации по организации воспитательной работы для развития толерантности у кадет. Вместе с этим, внимание к педагогической проблеме создания условий для развития и становления толерантности у подростков открывает новые перспективные направления для психологического изучения.
Библиографический список:
1.Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б.Г. Ананьев // Психология личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. Т.2. -С. 7-94.
2. Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений. Толерантное сознание и формирование толерантного отношения (теория и практика). Под ред. Бондыревой С.К. - М.: Издательство московского психолого-социального института, 2003.
3. Карандашев В. Н.Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 200 с.
5. Петронюк И.С. Педагогическое сопровождение становления ценностного отношения подростков к армии в условиях кадетского корпуса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Петронюк Инна Степановна; СПбГУ. - СПб, 2008. – 289с.
6. Коновалова Г.А., Иванов И.В., Кривых С.В. Антропоэкологический подход к формированию многокультурной толерантности // Проблемы и перспективы развития образования взрослых. Материалынаучно-практическойконференции. Часть 1. – Новокузнецк, ИПК, 2001. – С. 67-69. – 161.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественная церемония передачи Первому Московскому кадетскому корпус знамени Объединения кадет российских кадетских корпусов в Венесуэле
«Всегда любить Россию, как бы не было ей трудно,и какие бы беды ты не переживал сам».А.Б.Легков ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА ЛЕГКОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРЕДАЧИ ПЕРВОМУ МОСКОВ...

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса
Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса....

Социально-культурная деятельность как средство развития креативности воспитанников кадетского корпуса
Человеку XXI века жизненно необходимо быть креативной личностью. Однако обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педаг...

Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса
Система работы по формированию предпосылок профессионального самоопределения и самосознания воспитанников Кадетского корпуса...

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА
Проблема исследования ценностных ориентацией молодежи в юношеском возрасте остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардиналь...
Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» имени Дмитрия Михайловича Пожарского
Кадетский корпус имени Дмитрия Михайловича Пожарского является единственным общеобразовательным учреждением в области, где сама специфика организации учебно-воспитательного процесса кадетской шк...

«Развитие волевых качеств у воспитанников кадетского корпуса»
Волевые качества играют важную роль в жизни подростков, выбравших военную стезю. Анализ теории и практики показывает важность проблемы формирования волевых качеств в современных условиях....