ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ
опыты и эксперименты по физкультуре (10 класс)

Куванов Виктор Анатольевич

Данное исследование посвящено вопросам волевой подготовки в спортивной борьбе, на основе общетеоретических вопросов воспитания воли в спортивной деятельности, исследованы особенности важнейших волевых качеств у борцов вольного стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuvanov_v.a._zheleznov_a.docx144.13 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 796.81

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ

педагог ДО, педагог-организатор В.А. Куванов,

педагог ДО А.Л. Железнов

Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»

Аннотация. Данное исследование посвящено вопросам волевой подготовки в спортивной борьбе, на основе общетеоретических вопросов воспитания воли в спортивной деятельности, исследованы особенности важнейших волевых качеств у борцов вольного стиля.

Ключевые слова: волевые качества, спортивная борьба, результаты соревнований.

Введение. Цель нашего исследования: выявить влияние уровня развития волевых качеств на соревновательные результаты в спортивной борьбе.

Гипотеза. Целенаправленное развитие волевых качеств борцов в спортивной борьбе влияет на соревновательные результаты.

На первом этапе работы были созданы три группы испытуемых. Первая группа (1) – 10 борцов 14-15 лет низкой квалификации; вторая группа (2) – 10 борцов 14-15 лет с более высокой квалификацией; третья группа (3) – 10 борцов 18-20 лет (уровень квалификации аналогичен второй группе). С этими группами были проведены тестирования на выявление уровня развития таких волевых качеств, как смелость и настойчивость. В работе использованы следующие методики тестирования волевых качеств спортсменов: 1. Методика оценки волевых качеств смелости по Марищуку В.Л. и др., 1984; 2. Методика оценки волевых качеств настойчивости по Бородиной Е.Ф., 1974).

Результаты исследования. Результаты тестирования показали, что у борцов 1 группы средний показатель уровня развития такого волевого качества, как смелость равен 3,6, что является ниже среднего. Средний показатель уровня настойчивости равен 3,3, что является низким уровнем развития. Такие результаты говорят о низком уровне развития волевых качеств и свидетельствуют о влиянии возраста и квалификации на эти показатели.

У борцов 2 группы средний показатель уровня развития такого волевого качества, как смелость равен 4,2, является чуть выше среднего. Средний показатель уровня настойчивости равен 4,5, что является выше среднего уровня развития. Такие результаты говорят о достаточно высоком уровне развития волевых качеств и свидетельствуют о влиянии квалификации на эти способности.

У борцов 3 группы средний показатель уровня развития такого волевого качества, как смелость равен 4,6, что является выше среднего уровня развития. Средний показатель уровня настойчивости равен 4,6, что является выше среднего уровня развития. Такие результаты говорят о высоком уровне развития волевых качеств и свидетельствуют о влиянии квалификации и возраста на эти способности.

Обработка данных методом математической статистики, представленных в таблице 1, выявило, что различие показателей смелости у групп одного возраста, но разной квалификации достоверно; различие показателей смелости у групп одной квалификации, но разного возраста – недостоверно; различие показателей смелости у групп разного возраста и разной квалификации – достоверно.

Таблица 1

Статистическая достоверность различий в показателях волевого качества смелости 3-х групп испытуемых.

Различия между группами

Р=

Р<

Заключение о различиях

группа 1 и группа 2

0,03

р<0,05

достоверно

группа 2 и группа 3

0,003

р>0,05

не достоверно

группа 1 и группа 3

0,08

р<0,05

достоверно

Обработка данных методом математической статистики, представленных в таблице 2, выявило, что различие показателей настойчивости у групп одного возраста, но разной квалификации - достоверно; различие показателей настойчивости у групп одной квалификации, но разного возраста – недостоверно; различие показателей настойчивости у групп разного возраста и разной квалификации – достоверно.

Таблица 2

Статистическая достоверность различий в показателях волевого качества настойчивости  3-х групп испытуемых.

Различия между группами

Р=

Р<

Заключение о различиях

группа 1 и группа 2

0,0007

р<0,05

достоверно

группа 2 и группа 3

0,0009

р>0,05

не достоверно

группа 1 и группа 3

0,27

р<0,05

достоверно

При обработке полученных данных методом математической статистики, выявлено, что борцы разного возраста и различной квалификации достоверно отличаются по выраженности волевых качеств смелости и настойчивости ( у спортсменов 18-20 лет они развиты более сильно, чем у 14-15 летних). В то же время, достоверно отличаются по выраженности этих качеств и борцы одного возраста, но разной квалификации (выраженность сильнее у борцов более квалифицированных). Однако у борцов различного возраста, но одной квалификации различия выраженности этих качеств недостоверно. Отсюда следует, что с возрастом выраженность качеств настойчивости и смелости увеличивается незначительно, однако находиться в зависимости от квалификации спортсмена.

В ходе эксперимента спортсмены 1-ой группы низкой квалификации 14-15 лет были разделены на две группы: 1 – контрольная; 2 – экспериментальная. Контрольная группа тренировалась по традиционной методике. Экспериментальная группа готовилась по экспериментальной методике, которая включала в себя целенаправленное развитие таких волевых качеств, как смелость и настойчивость. Программа подготовки включала в себя специально разработанный комплекс прыжковых упражнений через препятствия с элементами акробатики. Дополнительно к этому был увеличен объём броской техники с большой амплитудой. Больше времени уделялось соревновательному методу, развитию выносливости, т.к. проявление настойчивости прямо связано с состоянием борца выносить нагрузки большой мощности и интенсивности.

После такой подготовки в течении полугода для выявления уровня развития волевых качеств смелости и настойчивости у экспериментальной группы было проведено повторное тестирование.

Результаты показали, что средний показатель уровня развития такого волевого качества, как смелость, после целенаправленной подготовки увеличился с 3,6 до 4,4. Средний показатель уровня настойчивости увеличился с 3,3 до 4,2. Эти результаты говорят об эффективности данной методики развития волевых свойств.

Таблица 3.

Статистическая достоверность различий в показателях выраженности волевых качеств смелости и настойчивости у экспериментальной группы до и после эксперимента.

Волевые качества

Р=

Р<

Заключение о различиях

смелость

0,08

р>0,05

не достоверно

настойчивость

0,049

р<0,05

достоверно

Обработка данных представленных в таблице 3, выявило, что использование разработанной методики по развитию волевого качества настойчивости достоверно влияет на его выраженность, однако, влияние методики по развитию волевого качества смелости – недостоверно, хотя и имеют незначительное улучшение результатов. Можно отметить, что вероятнее всего, включение в эксперимент большего количества испытуемых спортсменов позволило бы выявить достоверность различий показателей смелости у экспериментальной группы до и после эксперимента.

Заключение. Контрольная и экспериментальная группы участвовали в плановых городских соревнованиях. Итоговые результаты показали,  что контрольная группа на данных соревнованиях не улучшила свои показатели, тогда как борцы экспериментальной группы заняли места выше своих прошлых выступлений. Это подтверждает гипотезу, что уровень развития волевых качеств тесно влияет на результаты соревнований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородина, Е.Ф. Развитие волевых качеств у учащихся 7-8 классов на уроках физического воспитания в школе / Бородина Е.Ф. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Киев,: 1974 – с.16.

2. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова: Учебное пособие для студентов пед. институтов – М.: Просвещение,. 1984 – с. 230


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"

Формирование качеств необходимых  школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста на...

Тактическая подготовка борцов вольного стиля

При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной мет...

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут исп...

Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.

Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....

Комплекс упражнений для развития координации, у борцов вольного стиля 11 - 13 лет

Борцы, обладающие хорошей координацией, как правило, проявляют большую находчивость, умеют мгновенно переключаться с одного действия на другое, легко уходят из опасных положений и редко попадают в них...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА СПОРТА

Аннотация. В данной статье представлен сравнительного анализа проявления волевых качеств у юных спортсменов в зависимости от вида спорта. В статье обосновывается предположение, что спортивная деятельн...