Методы и формы работы образовательной организации в рамках сотрудничества с семьей
материал

Федеральным государственным образовательным стандартом определена позиция семьи в образовательном пространстве - позиция активного участника, партнера и предполагается проведение образовательной организацией специальной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей путем разработки программы сотрудничества с семьей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_i.a.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы работы образовательной организации в рамках
сотрудничества с семьей

Тьютор Шестакова И.А.

Федеральным государственным образовательным стандартом определена позиция семьи в образовательном пространстве - позиция активного участника, партнера и предполагается проведение образовательной организацией специальной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей путем разработки программы сотрудничества с семьей.

При разработке данной программы необходимо учитывать следующие особенности:

  1. знакомство с семьёй (состав, возраст, профессии родителей, образовательный и культурный уровень родителей) с целью определения ресурсного потенциала семьи и оказания необходимой помощи (при разработке вариантов помощи необходим детальный анализ семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителем, необходимо очертить границы помощи и придерживаться этих границ в практической работе);
  2. учёт особенности семьи при планировании совместных мероприятий (общая атмосфера в семье, характер взаимоотношений, приоритеты воспитания, готовность родителей к сотрудничеству со специалистами ОО);
  3. разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (индивидуальные беседы, консультации, домашнее визитирование);
  4. определение роли семьи в образовательном процессе (ОО и Родитель, являющийся законным представителем учащегося, совместно несут ответственность за результаты деятельности участников образовательного процесса в пределах компетенции каждой из сторон, разграниченной Договором);

5) знакомство родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами;

6)информирование родителей об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам сограниченными возможностями здоровья (муниципальный отдел социальной защиты, поликлиники, реабилитационные центры, юристы - с целью оказания необходимой помощи в составлении документов, например, ходатайств, заявлений и т.п.).

Для повышения эффективности деятельности ОО с семьями учащихся с ОВЗ необходимо иметь перечень муниципальных организаций и учреждений, которые могут оказать помощь в организации обучения и психологопедагогической, медицинской и социальной помощи ребенку и семье.

Формы и методы работы с семьей в рамках реализации СИПР.

Родители, воспитывающие слепых детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находятся в сложном эмоциональном состоянии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству со специалистами и педагогами ОО. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией семей, важно осознать необходимость психолого-педагогической помощи родителям, именно она является первым шагом на пути к созданию доверительных отношений между специалистами ОО и семьёй. При оказании семьям психолого-педагогической помощи специалисты образовательной организации используют следующие методы и формы работы семьей:

  • метод наблюдения - помогает собрать материал о семье. Специалисты наблюдают за общением ребёнка и родителей в семье, школе, общением со сверстниками.
  • метод бесед - один из самых распространённых методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, наметить пути их решения.
  • метод убеждения - помогает убедить родителей, чтобы они сами начали действовать в соответствии с данными рекомендациями, инструкциями, или обратились за необходимой помощью в ту или иную инстанцию.

Наиболее эффективными являются следующие формы обратной связи при работе с родителями:

  • беседы;
  • анализ ситуации динамики учащихся в связи с активным включением родителей в жизнь образовательного учреждения;
  • письменные отзывы по итогам проведенного мероприятия;
  • анкетирование в конце учебного года.

В основном используется индивидуальный подход в проведении консультирования родителя (законного представителя) ребёнка в виде беседы.

С целью создания предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье учитель-дефектолог предлагает родителям из подручных средств изготовить дидактические игрушки.

При организации работы с родителями, воспитывающими «особого ребёнка», необходим контроль и обучение родителей: на занятиях педагог показывает родителям как работает с обучающимся сам (приёмы, формы работы при выполнении того или иного задания), при этом демонстрирует, как могут действовать родители при закреплении или отработке учебного материала.

С целью обеспечения успешного обучения ребенка формируемым навыкам, и поддержания уже сформированных навыков для родителей разрабатываются и выдаются памятки-задания, инструкции.

Освоение средств и систем альтернативной коммуникации детьми с ТМНР должно происходить последовательно, медленно и постепенно, наращивая степень сложности только после полноценной отработки предыдущего этапа.

Вот несколько советов для родителей о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры.

Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).

«Волшебный мешочек». С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.

Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает тактильную чувствительность.

Банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.

Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность.

Кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

«Пальчиковый» бассейн - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.

Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Ребенок может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы.

Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.

Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации

Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администра...

«Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».

Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосф...

Работа образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ

Работа образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ...

Методы и форма работы с одаренными детьми и обучающимися с пониженной мотивацией к образовательной деятельности

Статья знакомит с формами и методами работы с обучающимися  с повышенной и пониженной мотивацией к обучению на уроках  музыки и изобразительного искусства. Статья может быть полезна учителям...

Проблемно-модульный педсовет как одна из форм работы образовательной организации с социальным капиталом

Социальный капитал - это способность профессионального объединения педагогов (сетевое взаимодействие) для достижения какой-либо цели или решения проблемы...

«Интерактивные формы и методы обучения в современной образовательной организации»

Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации ...