Методы и форма работы с одаренными детьми и обучающимися с пониженной мотивацией к образовательной деятельности
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)
Статья знакомит с формами и методами работы с обучающимися с повышенной и пониженной мотивацией к обучению на уроках музыки и изобразительного искусства. Статья может быть полезна учителям музыки, рисования, педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и формы работы с одаренными детьми
и обучающимися с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности
Иванова Н.С., учитель музыки,
ИЗО, МХК, литературы
Думаю, что сегодня перед большинством учителей стоит проблема – как обучать в одном классе одаренных детей и детей с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности. В России в настоящее время уделяется большое внимание выявлению и развитию способностей одаренных детей. Я не очень верным считаю формулировку «одаренные дети». Не зря говорят, что «гений рождается один раз в сто лет». Мне ближе другая формулировка - дети с высокой и повышенной мотивацией к учебно-познавательной деятельности. Именно так я и буду называть их в данной статье.
То, что сейчас таким детям уделяется большое внимание – очень положительный момент. Считаю это своевременным, нужным и полезным. Но как быть с теми учениками, мотивация к учебной деятельности которых очень низка или отсутствует вовсе? Все дети обучаются в одном классе, и учителю за 45 минут урока надо дать максимум знаний и тем, и другим.
Очень повышают мотивацию необычные уроки, когда перед учениками ставится проблема, сформулированная в виде провокационного вопроса: Например: «Почему К. Малевич увлекся рисованием геометрических фигур, он что, не умел рисовать?». Начинается поиск ответа на вопрос. Ученики наслышаны, что К. Малевич – знаменитый художник, значит, он не может быть бездарностью. Тогда что подвигло его на «Черный квадрат»? Нужно найти истину. Умело используя вопросы-провокации, можно заметно активизировать обучающихся. При этом мотивация есть и у «сильных», и у «слабых» учеников. В процессе поиска происходит знакомство с творчеством художника, его противниками и последователями, в конечном итоге - изучение учебного материала, что и нужно было учителю.
А вот пути поиска ответа у «сильных» и у «слабых» учеников могут быть различными, разными будут и темпы работы. Но в этом случае каждый обучающийся сможет выбрать для себя посильный темп работы.
Очень любят ученики ролевые игры. На уроках музыки ученики превращаются в танцмейстеров, композиторов, дирижеров, певцов. На этапе закрепления учебного материала такая форма урока очень эффективна. Для учеников с высокой мотивацией к предмету задания усложняю, для учеников с низкой мотивацией даю задания попроще, но обязательно с возможностью импровизировать и сделать вывод.
На этапе усвоения новых знаний на уроке предлагаю составлять ребусы, кроссворды. Часто ученикам с низкой мотивацией составить кроссворд бывает трудно. В этом случае предлагаю ученикам с повышенной мотивацией составить кроссворд, а ученикам с низкой мотивацией его разгадать.
Иногда для запоминания новых терминов использую прием «Сочиняем стихи». Для «слабых» учеников заранее готовлю рифмы, а обучающиеся с повышенной мотивацией придумывают рифму сами. И тем, и другим такое творческое задание очень нравится. И запоминаются новые термины быстрее. Например, при изучении жанра сонаты на уроках музыки в 7 классе на рифму – «соната – кантата» - ученики придумали вот такое четверостишие:
Жанр не маленький – соната.
За роялем - пианист.
Но соната – не кантата,
Здесь не нужен вокалист.
Состоялось знакомство с новым жанром музыки - сонатой. Жанр крупный. Сравнить можно с жанром кантаты, но кантата – жанр вокально-инструментальный, а соната – инструментальный. Помимо усвоения новых знаний еще и активизация прежних знаний.
Уроки-викторины, уроки-концерты, уроки-путешествия, уроки-практикумы эффективно использую и на музыке, и на ИЗО, и на МХК.
Очень любят мои ученики уроки с применением компьютерных технологий. Это не только создание презентаций. Это составление кроссвордов на компьютере, рисование картин при помощи компьютерной графики на уроках изобразительного искусства, проектов на МХК.
И все-таки, какие бы учитель не применял новые формы и методы на уроках, очень много значит личность учителя. Если с учениками налажен хороший психологический контакт, если ученики видят, что учитель увлечен своим делом и имеет авторитет, то эффективность урока увеличивается в несколько раз. И тогда будет отдача от всех учеников, от сильных и слабых, от одаренных и не очень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О методах и формах работы с одаренными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы
Презентация об опыте работы по выявлению одаренных детей и методах работы с ними. Полностью презентацию можно посмотреть по ссылкеhttp://teachers.jinr.ru/archive/doc/cat_v...
Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной обра...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В свете реализации последних требований федеральных государственных стандартов нового поколения исследовательская и проектная деятельность в образовательном учреждении должна выйти на качественно новы...
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
ДОКЛАД "МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"...
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Развитие новых технологий повлекло за собой потребность общества в людях, которые способны мобильно и нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выпол...
Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"
Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...
Совершенствование методов и форм работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка. В современном обществе возрастает потребность в творческих, активных людях, способных нестандарт...