Методы и форма работы с одаренными детьми и обучающимися с пониженной мотивацией к образовательной деятельности
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

ИВАНОВА Наталья Степановна

Статья знакомит с формами и методами работы с обучающимися  с повышенной и пониженной мотивацией к обучению на уроках  музыки и изобразительного искусства. Статья может быть полезна учителям музыки, рисования, педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и формы работы с одаренными детьми

и обучающимися с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности

Иванова Н.С., учитель музыки,

ИЗО, МХК, литературы

     

    Думаю, что сегодня перед большинством учителей  стоит проблема – как обучать в одном классе одаренных детей и детей с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности. В России в настоящее время уделяется большое внимание выявлению и развитию способностей  одаренных детей. Я не очень верным считаю формулировку  «одаренные дети». Не зря говорят, что «гений рождается один раз в сто лет». Мне ближе   другая формулировка -  дети с высокой и повышенной мотивацией к учебно-познавательной деятельности.  Именно так я и буду называть их в данной статье.

     То, что сейчас таким детям уделяется большое внимание – очень положительный момент. Считаю это своевременным, нужным и полезным. Но как быть с теми учениками, мотивация к учебной деятельности  которых очень низка или отсутствует вовсе?    Все дети обучаются в одном классе, и учителю за 45 минут урока надо дать максимум знаний и тем, и другим.

      Очень повышают мотивацию необычные уроки, когда  перед учениками ставится проблема, сформулированная в виде провокационного вопроса: Например: «Почему К. Малевич увлекся рисованием геометрических фигур, он  что, не умел рисовать?».  Начинается поиск ответа на вопрос. Ученики наслышаны, что К. Малевич – знаменитый художник, значит, он не может быть бездарностью. Тогда что подвигло его на «Черный квадрат»?  Нужно найти истину.  Умело используя вопросы-провокации, можно заметно  активизировать обучающихся. При этом мотивация есть и у  «сильных», и у «слабых» учеников.   В процессе поиска происходит знакомство с творчеством художника, его противниками и последователями, в конечном итоге  - изучение  учебного материала, что и нужно было учителю.

     А вот пути поиска  ответа у «сильных» и  у «слабых» учеников  могут быть различными, разными будут и темпы работы. Но  в этом случае каждый обучающийся сможет выбрать для себя посильный темп работы.

     Очень любят ученики ролевые игры. На уроках музыки ученики  превращаются в танцмейстеров, композиторов, дирижеров,  певцов. На этапе закрепления учебного материала такая форма урока очень эффективна. Для учеников  с высокой мотивацией  к предмету задания усложняю, для учеников с низкой мотивацией даю задания попроще, но обязательно с возможностью  импровизировать и сделать вывод.

     На этапе усвоения новых знаний  на уроке предлагаю составлять ребусы, кроссворды. Часто ученикам с низкой мотивацией составить кроссворд  бывает трудно. В этом случае предлагаю ученикам с повышенной мотивацией составить кроссворд, а ученикам с низкой мотивацией его разгадать.

     Иногда для запоминания новых терминов использую прием  «Сочиняем стихи». Для «слабых» учеников заранее готовлю рифмы, а обучающиеся с повышенной мотивацией придумывают рифму сами.  И тем, и другим такое творческое задание очень нравится. И запоминаются новые  термины быстрее. Например, при изучении жанра сонаты на уроках музыки в 7 классе на рифму – «соната – кантата» -  ученики придумали вот такое четверостишие:

                  Жанр не маленький – соната.

                  За роялем  -  пианист.

                  Но соната – не кантата,

                  Здесь не нужен вокалист.

     Состоялось знакомство с новым жанром музыки  - сонатой. Жанр крупный. Сравнить можно с жанром кантаты, но кантата – жанр вокально-инструментальный, а соната – инструментальный. Помимо усвоения новых знаний еще и активизация прежних знаний.

     Уроки-викторины, уроки-концерты, уроки-путешествия, уроки-практикумы  эффективно использую  и на музыке, и на ИЗО, и на МХК.

     Очень любят мои ученики уроки с применением компьютерных технологий. Это не только создание  презентаций. Это составление кроссвордов на компьютере, рисование картин при помощи компьютерной графики  на уроках изобразительного искусства, проектов  на  МХК.

      И все-таки, какие бы учитель не применял новые формы и методы на уроках, очень много значит личность учителя. Если с учениками налажен хороший психологический  контакт, если ученики видят, что учитель увлечен своим делом и имеет авторитет, то эффективность урока увеличивается в несколько раз.  И тогда будет отдача от всех учеников, от сильных и слабых,  от одаренных и не очень.

       

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О методах и формах работы с одаренными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы

Презентация об опыте работы по выявлению одаренных детей и методах работы с ними.     Полностью презентацию можно посмотреть по ссылкеhttp://teachers.jinr.ru/archive/doc/cat_v...

Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной обра...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В свете реализации последних требований федеральных государственных стандартов нового поколения исследовательская и проектная деятельность в образовательном учреждении должна выйти на качественно новы...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

ДОКЛАД "МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Развитие новых технологий повлекло за собой потребность общества в людях, которые способны мобильно и нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выпол...

Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"

Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...

Совершенствование методов и форм работы с одаренными детьми

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка. В современном обществе возрастает потребность в творческих, активных людях, способных нестандарт...