«Интерактивные формы и методы обучения в современной образовательной организации»
статья
Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_emts.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценность образования ярче всего проявляется тогда,
когда образованные высказываются о вещах,
которые лежат вне области их образования.
Карл Краус
Материал подготовила : преподаватель Капина О.А.
ГБПОУ «Профессиональное училище №47»
«Интерактивные формы и методы обучения в современной образовательной организации»
Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Современный период социально-экономического развития России определяет необходимость значительного повышения качества подготовки специалистов. С одной стороны, это связано с научно-техническим прогрессом, последствия которого проявляются практически во всех сферах профессиональной и социальной деятельности людей, в том числе и в сфере образования, с другой стороны, с комплексными исследованиями, обеспечивающими создание, применение и распределение знаний в социально-экономическом пространстве, где инновации становятся системным явлением. Большое значение имеет и то, что научно-технический прогресс предъявляет не только новые требования к самому человеку, но и к системе среднего профессионального образования. Все более очевидной становится необходимость изменения приоритетов профессиональной подготовки специалистов в направлении развития эстетического и творческого мышления, становления индивида как субъекта саморазвития, овладения им инструментами управления собственной образовательной деятельностью. Увеличение прикладного компонента подготовки, смещение акцента на самостоятельную работу, определенное федеральными государственными образовательными стандартами, позволяет формировать систему обобщенных знаний, умений и навыков, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую и выступить в качестве интегральной основы профессионального развития, где на первый план выдвигаются способности и профессиональные навыки специалистов, умеющих адекватно реагировать на происходящие изменения, самостоятельно принимать решения и реализовывать их на практике в процессе овладения новыми технологиями и профессиями. В связи с этим переориентация системы среднего профессионального образования на инновационную деятельность становится важнейшим инструментом в обеспечении конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Кроме того, инвестиционная привлекательность вуза, зачастую зависит от инновационного характера развития научной, образовательной и практической деятельности субъектов образовательного процесса, их включенности в национальную инновационную систему.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Компетенция (во всех ФГОС СПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетентность – это совокупность профессиональных знаний и умений, способов выполнения профессиональной деятельности, владение определенными компетенциями. Компетентностный подход. Под компетентностным подходом понимается следующее: − отражение в системном и целостном виде образа результата образования; − формулирование результатов образования в вузе, как признаков готовности студента/выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности; −определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми (при этом следует взять за основу соответствующую каждому направлению подготовки классификацию как общих, так и предметно-специализированных компетенций, сообразующихся с целями воспитания и обучения). Компетентностный подход предполагает переориентацию на студентоцентрированный характер образовательного процесса с обязательным использованием ECTS как меры академических успехов студентов и модульных технологий организации образовательного процесса. Лекция – это органическое единство метода обучения и организационной формы, заключающееся в систематическом, последовательном, монологическом изложении лектором учебного материала, носящего, как правило, ярко выраженный теоретический характер. Образовательные технологии. Систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний, путем учета человеческих и технических ресурсов, для достижения более эффективной формы образования. (ЮНЕСКО (1986)) Область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющей связи со всеми сторонами организации педагогической системы для 5 достижения специфических и потенциально-воспроизводимых педагогических результатов. (Митчелл П.)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Вебинар. Вебинар (от слов "веб" и "семинар") — это «виртуальный» практикум, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинару присущ главный признак практикума — интерактивность. Вы делаете доклад, слушатели задают вопросы, а вы отвечаете на них. Наиболее легкий способ организовать вебинар — воспользоваться услугами компаний, специализирующихся на оказание данных услуг. 4. Видео-конференция. Видео-конференция (англ. videoconference) — это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Взаимодействие в режиме видеоконференций также называют сеансом видеоконференцсвязи. Видеоконференцсвязь (сокращенное название ВКС) — это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных. 5. Видео-лекция. Снятая на плёнку сокращённая лекция, дополненная схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, иллюстрирующими подаваемый в лекции материал. Серия таких лекций хорошо подходит как для дистанционного и заочного обучения, так и для повторения изученного материала. 6. Виртуальная консультация. Самостоятельные занятия студента по изучению интерактивных учебных материалов позволяют ему получить основной объем учебной информации, а выполнение письменных заданий - развить навыки практического использования концепций курса при исследовании собственного опыта. 7. Виртуальный тьюториал. Используется для закрепления и корректировки самостоятельно полученных знаний и умений, выработки навыков групповой деятельности и обмена опытом с другими участниками. Тьюториалы проводятся с применением активных методов обучения (групповые дискуссии, деловые игры, решение кейсов, тренинги и мозговые штурмы). 8. Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо 10 все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий. 9. Дебаты. Это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов, направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют цель получить определённый результат — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции. 10. Деловая игра. Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета (объекта) и реальным характером профессиональной деятельности. 11. Дискуссия. Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Дискуссия предусматривает обсуждение какого - либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. 12. Диспут. Происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента и темы. 13. Имитационные игры. Известные также как «микромиры» (microworlds) - представляют собой своеобразные «тренажеры», которые развивают системное мышление, навыки принятия решений в динамично меняющейся окружающей среде в условиях стресса и неопределенности. Микромиры позволяют за несколько часов промоделировать ситуации протяженностью в несколько месяцев, лет или десятилетий, что позволяет оценить долгосрочные последствия принятия решений и вероятные побочные эффекты. Имитационные игры представляют собой своеобразную «лабораторию обучения», в которой моделируется реальная ситуация из области юриспруденции или государственного управления, и участники эксперимента могут применить свои навыки 11 принятия решений к моделируемой ситуации. В основе данных игр лежат сложные имитационные модели по системной динамике, агентному моделированию или же комбинированному подходу. 14. Интервью. Термин «интервью» происходит от английского interview - беседа. По содержанию интервью делятся на группы: ⎯ документальные интервью; ⎯ интервью мнений; ⎯ интервью «пресс-конференция». Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию по заданной теме. 15. Информационно-проблемная лекция Предполагает изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения. 17. Кейс-метод (анализ конкретных ситуаций). Кейс-метод (от английского case – случай, ситуация) – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации, кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. 18. Коллективные решения творческих задач. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. 19. Коучинг (Тренинг). Коучинг - раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности»; искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение; система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в профессиональном общении. 21. Круглый стол. В современном значении выражение «круглый стол» употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Этот способ характеризуется следующими особенностями: ⎯ все участники круглого стола выступают в роли пропонентов, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У пропонента две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили; ⎯ все участники обсуждения равноправны; ⎯ никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Чаще всего круглый стол играет скорее информационную роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения: 1) пассивная - студент выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - студент выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.); 3) интерактивная – взаимодействие, равноправное партнерство. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационноигровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: ∙ творческие задания; ∙ работа в малых группах; ∙ обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); ∙ использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); ∙ социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);∙изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); ∙ тестирование; ∙ разминки; ∙ обратная связь; ∙ дистанционное обучение; ∙ обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); ∙ разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);∙ тренинги. Основные методические принципы интерактивного обучения: ⎯ тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий (разработка глоссария); ⎯ всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной деятельности, в которой студент выполняют различные ролевые функции; ⎯ поддержание со всеми студентами непрерывного визуального контакта; ⎯выполнение на каждом занятии одним из студентов функции модератора (ведущего), который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы (преподаватель в данном случае выступает в качестве арбитра); 7 ⎯ активное использование технических средств, в том числе раздаточного и дидактического материала в виде таблиц, слайдов, учебных фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется изучаемый материал;⎯постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных групп студентов; ⎯ оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых положений учебной программы; ⎯ интенсивное использование индивидуальных заданий (домашние контрольные задания самодиагностического или творческого характера и т.п.);⎯ организация пространственной среды – «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению студентов; ⎯ проигрывание игровых ролей с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей; ⎯ обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени и наличия элемента неопределенности в информации. Организация инновационного обучения включает: ⎯ нахождение проблемной формулировки темы, целей и вопросов занятия; ⎯ подготовку учебного пространства (специализированные аудитории, учебные лаборатории и т.п.) к диалогу, к активной работе; ⎯ формирование мотивационной готовности студента и преподавателя к совместным действиям в процессе познания; ⎯ создание специальных (служебных) ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;⎯ выработку и принятие правил равноправного сотрудничества для студентов и преподавателя; ⎯ использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.; ⎯ оптимизацию системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности; ⎯ развитие общегрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ Основные правила организации интерактивного обучения. Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек. 8 Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора. Обязательные условия организации интерактивного обучения: ∙ доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; ∙ демократический стиль; ∙ сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой; ∙ опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; ∙ многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; ∙ включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность Результативность интерактивного обучения: ⎯ развитие активно-познавательной и мыслительной деятельности; ⎯ вовлечение студентов в процесс познания, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;⎯ развитие умений и навыков анализа и критического мышления; ⎯ усиление мотивации к изучению дисциплин, учебного плана; ⎯ создание благоприятной, творческой атмосферы на занятии; ⎯ развитие коммуникативных компетенций студентов; ⎯ сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы; ⎯ развитие умений и навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; ⎯формирование и развитие умений и навыков самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; ⎯ гибкость и доступность процесса обучения – студенты могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; ⎯ использование таких форм контроля, как электронные тесты (текущие, рубежные, промежуточные), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний, умений и компетенций студентов;⎯ интерактивные технологии обеспечивают постоянный, а не эпизодический (по расписанию) контакт студента с преподавателем.
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести: ∙ конкретному обучающемуся: - опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой; - развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии; - освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области; ∙ учебной группе: - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; - формирование ценностно-ориентационного единства группы; - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; - развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам; ∙ системе преподаватель - группа - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы и методы обучения на уроках экологии
Использование интерактивных форм и методов на уроках являются актуальной проблемой современной школы и, вероятно, наступает эпоха расцвета интерактивных методов обучения.Слово «интерактив» пришло к на...
Интерактивные формы и методы обучения математике
Публикация.Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения. Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то, как организовано наше обучение. Иными словами ме...
Доклад на тему:"Активные и интерактивные формы и методы обучения в формировании будущего специалиста"
Доклад в виде реферата...
Презентация "Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...
Использование электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в логопедической практике (сочетание МЭО и SMART)
Внедрение новых технологий — это всегда сложный процесс. Сначала мы сами должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания детям....
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»
Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...