«Социальная адаптация детей в старших классах».
статья (8 класс)
Одной из важнейших социальных функций коррекционной школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в развитии. Социальная адаптация означает активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_besedina.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа – интернат №23»
«Социальная адаптация детей в старших классах».
(Выступление на МО)
Составила: Беседина И.Н.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Белгород, май 2021
Задача интеграции и социализации слабослышащих и глухих в обществе является социальной проблемой общества.
Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты).
Одной из важнейших социальных функций коррекционной школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в развитии. Социальная адаптация означает активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.
Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы каждый воспитанник был востребован в современном обществе. А будет он востребован тогда, когда осознает смысл своей жизни, когда в руках у него будет профессия и он будет уверен, что нужен обществу.
Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса: реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы. Специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений. Вопросы социальной адаптации неслышащих детей решаются через их включение в доступную общественно значимую деятельность с учетом личных интересов и возможностей детей. Любая деятельность должна быть педагогически организована, разнообразна, регулируема и направляема педагогом; она должна быть интересна детям, и быть разносторонне воспитывающей.
Для успешной социализации воспитанников нашей школой решаются 3 главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:
- развитие его личности и межличностного общения;
- подготовку к самостоятельной жизни;
- профессиональную подготовку.
Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих и слабослышащих учащихся в нашей школе-интернате решаются целенаправленным педагогическим воздействием через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности в соответствии с общешкольными воспитательными программами «Я и общество», «Здоровье», «Человек труда», « Моя Родина - Россия», «Мир труда и профессий», разработанными педагогами школы-интерната.
Программы рассчитаны на 11 лет обучения.
Результаты работы контролируются путем:
- наблюдения за учащимися в процессе занятий и внеклассной деятельности;
- тестирования;
- проведения контрольных срезов;
- определения уровней воспитанности и социального развития каждого учащегося (по методике, разработанной педагогами школы).
В соответствии с потребностями учащихся в школе работают кружки, секции по следующим направлениям:
художественно-эстетическое;
эколого-биологическое;
физкультурно-спортивное;
техническое;
допрофессиональной подготовки.
Методам самоуправления учащиеся школы обучаются в школьном Ученическом совете. Члены Совета планируют, разрабатывают и проводят мероприятия. Они принимают меры по предупреждению нарушений норм поведения учащимися, проводят работу с нарушителями порядка в школе, следят за санитарным состоянием бытовых, спальных комнат и учебных кабинетов.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация являются важным направлением работы педагогов нашей школы-интерната для детей с нарушениями слуха.
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы в школе-интернате, которые создают предпосылки для успешного овладения умением планировать свою деятельность и трудового обучения, ведущей задачей которого является воспитание у детей с нарушением слуха положительного отношения к труду, сознание необходимости и готовности трудиться. Участвуя в труде, школьники имеют возможность проанализировать свои способности и пригодность к определенным видам труда. Трудовое обучение является важным средством самоопределения учащихся.
По подготовке выпускников школа осуществляет следующие основные задачи по профориентации:
- Создание реабилитационно-образовательной среды для допрофессиональной подготовки социально-адаптированных, конкурентоспособных специалистов.
- Обеспечение комплексной психолого-педагогической и медико- социальной реабилитации учащихся и их интеграции в общество.
- Тесное взаимодействие с учебными заведениями и предприятиями в котором может учиться или работать неслышащие подростки.
Основными задачами профориентационной работы мы считаем следующие:
- Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создать мотивацию к осознанному выбору профессии.
- Помочь учащимся в анализе своих индивидуально-психологических особенностей, влияющих на профессиональное самоопределение, в выработке навыков самоанализа деятельности.
- Учить анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайшего и перспективного).
- Знакомить учащихся с экономическими отношениями в области производства, потребления и предъявленных услуг.
Работа по поиску новых технологий профессиональной подготовки детей-инвалидов осуществляется в специальной школе-интернате на принципах гуманизации специального образования. Результаты данной формы обучения способствуют решению проблем трудовой и социальной адаптации выпускников специальных учебных заведений для детей с недостатками слуха.
Связываясь с учебными заведениями, в которые желают поступить выпускники, мы уточняем возможности поступления к ним подростков с ограниченным слухом, список необходимых документов, сроки прибытия, вступительные экзамены, требования к выпускникам и др.
Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются наши выпускники при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению, социально-психологической адаптации в условиях модернизации образования.
ЛИТЕРАТУРА.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика – М. 2000
- Зыкова Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 199 с. - (Коррекционная педагогика).
- Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. - Спб., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Творческая презентация...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Выступление...
Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида
Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...
«Социальная адаптация детей в выпускных классах». (Выступление на МО)
Задача интеграции и социализации слабослышащих и глухих в обществе является социальной проблемой общества.Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы каждый воспитанник б...