«Социальная адаптация детей в выпускных классах». (Выступление на МО)
методическая разработка (10 класс)
Задача интеграции и социализации слабослышащих и глухих в обществе является социальной проблемой общества.Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы каждый воспитанник был востребован в современном обществе. А будет он востребован тогда, когда осознает смысл своей жизни, когда в руках у него будет профессия и он будет уверен, что нужен обществу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_besedina.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа – интернат №23»
«Социальная адаптация детей в выпускных классах».
(Выступление на МО)
Составила: Беседина И.Н.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Белгород, май 2021
Задача интеграции и социализации слабослышащих и глухих в обществе является социальной проблемой общества.
Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты).
Одной из важнейших социальных функций коррекционной школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в развитии. Социальная адаптация означает активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.
Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы каждый воспитанник был востребован в современном обществе. А будет он востребован тогда, когда осознает смысл своей жизни, когда в руках у него будет профессия и он будет уверен, что нужен обществу.
Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса: реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы. Специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений. Вопросы социальной адаптации неслышащих детей решаются через их включение в доступную общественно значимую деятельность с учетом личных интересов и возможностей детей. Любая деятельность должна быть педагогически организована, разнообразна, регулируема и направляема педагогом; она должна быть интересна детям, и быть разносторонне воспитывающей.
Для успешной социализации воспитанников нашей школой решаются 3 главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:
- развитие его личности и межличностного общения;
- подготовку к самостоятельной жизни;
- профессиональную подготовку.
Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих и слабослышащих учащихся в нашей школе-интернате решаются целенаправленным педагогическим воздействием через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности в соответствии с общешкольными воспитательными программами «Я и общество», «Здоровье», «Человек труда», « Моя Родина - Россия», «Мир труда и профессий», разработанными педагогами школы-интерната.
Программы рассчитаны на 11 лет обучения.
Результаты работы контролируются путем:
- наблюдения за учащимися в процессе занятий и внеклассной деятельности;
- тестирования;
- проведения контрольных срезов;
- определения уровней воспитанности и социального развития каждого учащегося (по методике, разработанной педагогами школы).
В соответствии с потребностями учащихся в школе работают кружки, секции по следующим направлениям:
художественно-эстетическое;
эколого-биологическое;
физкультурно-спортивное;
техническое;
допрофессиональной подготовки.
Методам самоуправления учащиеся школы обучаются в школьном Ученическом совете. Члены Совета планируют, разрабатывают и проводят мероприятия. Они принимают меры по предупреждению нарушений норм поведения учащимися, проводят работу с нарушителями порядка в школе, следят за санитарным состоянием бытовых, спальных комнат и учебных кабинетов.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация являются важным направлением работы педагогов нашей школы-интерната для детей с нарушениями слуха.
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы в школе-интернате, которые создают предпосылки для успешного овладения умением планировать свою деятельность и трудового обучения, ведущей задачей которого является воспитание у детей с нарушением слуха положительного отношения к труду, сознание необходимости и готовности трудиться. Участвуя в труде, школьники имеют возможность проанализировать свои способности и пригодность к определенным видам труда. Трудовое обучение является важным средством самоопределения учащихся.
По подготовке выпускников школа осуществляет следующие основные задачи по профориентации:
- Создание реабилитационно-образовательной среды для допрофессиональной подготовки социально-адаптированных, конкурентоспособных специалистов.
- Обеспечение комплексной психолого-педагогической и медико- социальной реабилитации учащихся и их интеграции в общество.
- Тесное взаимодействие с учебными заведениями и предприятиями в котором может учиться или работать неслышащие подростки.
Основными задачами профориентационной работы мы считаем следующие:
- Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создать мотивацию к осознанному выбору профессии.
- Помочь учащимся в анализе своих индивидуально-психологических особенностей, влияющих на профессиональное самоопределение, в выработке навыков самоанализа деятельности.
- Учить анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайшего и перспективного).
- Знакомить учащихся с экономическими отношениями в области производства, потребления и предъявленных услуг.
Работа по поиску новых технологий профессиональной подготовки детей-инвалидов осуществляется в специальной школе-интернате на принципах гуманизации специального образования. Результаты данной формы обучения способствуют решению проблем трудовой и социальной адаптации выпускников специальных учебных заведений для детей с недостатками слуха.
Связываясь с учебными заведениями, в которые желают поступить выпускники, мы уточняем возможности поступления к ним подростков с ограниченным слухом, список необходимых документов, сроки прибытия, вступительные экзамены, требования к выпускникам и др.
Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются наши выпускники при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению, социально-психологической адаптации в условиях модернизации образования.
ЛИТЕРАТУРА.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика – М. 2000
- Зыкова Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 199 с. - (Коррекционная педагогика).
- Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. - Спб., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»
Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование) детей – сирот и детей, оставши...
Выступление на РМЦ "Культурно-языковая и социальная адаптация детей-мигрантов".
Проблема детей-мигрантов обостряется еще и в связи с тем, что в последние годы количество вынужденных переселенцев, беженцев, «гастарбайтеров» и членов их сем...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
«Социальная адаптация детей в старших классах».
Одной из важнейших социальных функций коррекционной школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в развитии. Социальная адаптация означает...