Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
материал на тему
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей.
Поговорим о наших учащихся. В каком социуме они существуют?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey_v_socialnoy_adaptacii_detey.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» г.Мегиона
Доклад
«Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей»
Докладчик:
заместитель директора
по воспитательной и
концертно-выставочной работе
Ирина Александровна Кузнецова
2009 г.
Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающих чувством ответственности за судьбу страны.
В народе говорят: «Все начинается с детства». Закладываются личностные качества, определение жизненной судьбы, а в применении к обществу – это тот фундамент, на котором со временем формируется народ, нация. Уже завтра нынешним школьникам будет принадлежать решающее слово в развитии науки и техники, культуры и политики, само существование цивилизации.
А жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей.
Поговорим о наших учащихся. В каком социуме они существуют?
Это поселок, в котором нет досуговых культурных центров, климатические условия часто не позволяют общаться со сверстниками в свободное время на детских дворовых площадках. Родители почти всегда заняты зарабатыванием денег и редко находят время для должного общения с детьми. И для них телевизор и Интернет становятся близкими друзьями.
К сожалению, 80% детей живут в «неблагополучных» семьях.
Самый важный критерий, который лежит в основе понятия «неблагополучная семья» - низкое качество детско-родительских отношений.
Проблемные семьи – чрезмерная, суетливая, а по сути совершенно пустая опека своих детей, либо вялотекущее, попустительское воспитание – равнодушие.
Кризисные семьи – переживается утрата (развод, потеря жилья, работы, средств к существованию)
Асоциальная семья – проблемы с алкоголем, но в таких семьях дети любят своих родителей, переживают за них, скрывают их пьянство.
Аморальные семьи – полностью утрачивают семейные ценности, в полной мере присутствуют алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми.
Антисоциальные семьи – крайняя степень деградации, выражается в противоправном, антиобщественном поведении, паразитическом образе жизни. Дети подвергаются изощренным издевательствам, вынуждены заниматься попрошайничеством, воровством и проституцией.
В поселке есть спортивная школа, где занимается огромное количество поселковых детей и им это нравится. Но в этой школе могут воспитываться только сила воли, физические навыки и командные качества.
Наша же школа в процессе адаптации ребенка в социуме идет далеко вперед. Не зацикливаясь на обучении музыкальной грамоте, исполнительскому мастерству, хореографическому и художественному искусству, мы должны воспитывать практически все положительные личностные качества, которыми только может обладать человек вообще.
Необходимо создавать обучающую и воспитывающую среду, естественную стихию учения и воспитания. Это процесс непреднамеренной социализации. Он состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности. Всё окружающее служит для него книгой, из которой он, сам того не замечая, непрерывно обогащает свою память и сознание.
Нельзя учить детей ничему такому, в чем они не видят действительного и непосредственного интереса для себя – удовольствия и пользы. Иначе какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес есть двигатель, который ведет и верно, и далеко. Есть жажда знания, которая рождается из естественного любопытства к близкому и дальнему.
Нелепо требовать от детей прилежания, если их уверяют, что они извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется непонятной.
Ребенок знает, что он станет взрослым. Все понятия, которые он может иметь о состоянии взрослого человека, являются для него предметом познания. Но все это знание обязано быть посильным для его возраста, опыта и способности суждения.
Ваша задача, коллеги, в том, чтобы организовать интересное и полезное для детей их окружение, зародить желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения любознательности.
Изучая любой вид гаммы, обращение аккордов, классические упражнения в хореографии, ученик должен знать и понимать, какую полезность это ему принесет, зачем это ему нужно. А для этого он уже на начальном этапе должен владеть зрительной и слуховой информацией (слушать игру старших ребят, преподавателя, смотреть записи знаменитостей и даже кадры из художественных фильмов, где рисуют, играют, поют).
Дети с родителями каждый день (невольно) слушают политические новости, новости экономики, хроники происшествий. Добавьте к ним новости в области культуры и искусства (фрагмент биографии кокого-либо актера, композитора, новости в области кинематографии и т.д.)
Родители часто разгадывают кроссворды? Составьте кроссворды, используя наряду с хорошо известными словами специфические термины. А если некоторые определения создадут трудности, умело направить к источнику знаний: книге.
Создайте на индивидуальных занятиях атмосферу доверия (добровольного диалога). Ведь наши учащиеся отличают нас от учителей в образовательной школе. Мы по-другому одеты, по-другому разговариваем, по-другому слушаем их. Не давайте конкретных советов где и как себя повести в какой-либо сложившейся ситуации, не подсказывайте конкретных действий. Приведите в пример (придумайте) аналогичную ситуацию из жизни. Пусть ребенок сам попытается найти решение вашего героя, тем самым помогая себе в своих проблемах. Не осуждайте родителей, если ученик на них жалуется, его друзей. Создавайте такую ситуацию, чтобы ребенок сам находил правильное решение.
Нередко возникают проблемы в коллективах, на коллективных занятиях.
Круг-вертушка. Это восстановительная технология. Её механизм настолько
прост, что не требует никакой специальной подготовки. Появилась в России примерно лет 10 назад. Позволяет решить ряд проблем. В нашем случае: выполнение домашних заданий, что для тебя «Контрольный урок?», ощущение сцены, как твои сверстники реагируют на твою учебу в ДШИ и т.д. помимо узких проблем можно поговорить и на общие социальные темы:
Это трудное слово»Извини!»
Кто-то теряет, кто-то находит
Зачем человеку панцирь?
Карманные деньги
Как договориться с родителями?
Общие правила «Кругов»:
- Добровольное участие
- Приглашение всех, вовлеченных в конфликт
- Объективность посредника-медиатора (не кого не защищать, не делать выводов, не оказывать давления)
- Равноправие участников (интерпретация событий с точки зрения всех участников верна)
- Уважительное отношение всех участников к мнению других
- Конфиденциальность (вся информация остается внутри круга)
Дети учатся слушать друг друга, принимать точку зрения другого, анализировать, находить возможные пути решения в различных ситуациях.
Для того, чтобы помочь ребенку в социальной адаптации необходимо самому педагогу владеть и знаниями педагогики и опытом общения, как со взрослыми, так и с детьми. Читайте современную литературу по психологии и педагогике. Не ограничивайтесь только российскими авторами. Опыт западных педагогов часто бывает полезным. А их методы работы более действенными.
Будьте сами творческим человеком во всем. Ведь только творческий педагог может заразить вирусом творчества своих воспитанников.
Задача школы в том, чтобы создать мир, в котором дети могут свободно жить и вырастать. Только в этой активной, провоцирующей творчество, обстановке – залог развития новых посетителей этого мира в результате естественного раскрытия личности.
Такая личность способна привносить в мир идеалы и отстаивать их от мракобесия и неволи.
Обучающая и воспитывающая среда решает и множество иных, очень трудных педагогических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах.
Дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах....
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( пояснительная записка)
Программа по социальной адаптации детей для педагогов, логопедов, психологов и музыкальных руководителей....
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно-тематическое планирование)
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно- тематическое планирование)...
«Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей»
Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способн...
Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах и занятиях объединений дополнительного образования как метод социальной адаптации учащихся
Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку направлено на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психич...