ИОМ для ребенка инвалида
рабочая программа
Индивидуальный образовательный маршрут для слабослышащего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_tolchenova_polina.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
для учащейся с ОВЗ (нарушение слуха)
АДТ «Маленькие феи»
Возраст 7 лет
Срок реализации: 2 месяца
составитель:
Блинова Е.Ю.
педагог дополнительного образования
г. Павлово
2021 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении для них танцевальных занятий. Тем не менее, занятия хореографией для таких детей не только возможны, но и при соблюдении определенных условий, вводит детей дошкольного возраста с нарушением слуха в большой и удивительный мир хореографического искусства. Посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Регулярные занятия помогут ребенку влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста, а также способствуют развитию слуха и памяти. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.
Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.
Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан специально для учащейся с нарушением слуха Толченовой Полины и является составной частью комплексной хореографической подготовки учащихся.
- Цели и задачи
Цель – развитие танцевально-исполнительских способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обогащение его социального опыта, развития музыкального восприятия и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:
- укрепить физическое и психическое здоровье, в том числе эмоциональное благополучие;
- Вырабатывать чувство ритма, баланс, красивую осанку, умение свободно и изящно двигаться;
- способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
- привить интерес к хореографическому искусству;
1.2. Принципы и подходы.
Работа ПО ИОМ строится с учетом следующих принципов:
- Принцип единства развития и коррекции, который означает, что индивидуальная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
- Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
- Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;
- Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;
- Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений, и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.
- Планируемые результаты
По окончании реализации индивидуального маршрута ребёнок должен знать и уметь:
- активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций обучения танцам;
- сможет взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности;
- развита крупная и мелкая моторика; ребенок подвижен, владеет основными танцевальными движениями по программе обучения, может контролировать свои движения и управлять ими.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ИОМ.
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Краткое содержание | Результат |
1. | Развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности. . | 3 | 02.10.2021 04.10.2021 09.10.2021 | Игра «Земля, вода, воздух». Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух». Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода». Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля». Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др. | Увеличивается скорость двигательной реакции на звуковой сигнал. Формирование произвольного слухового восприятия. |
2. | Тренировка в запоминании последовательности движений. | 3 | 11.10.2021 16.10.2021 18.10.2021 | Игра «Зеркало» Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания: • Повторение одиночных движений вслед за ведущим. • Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности. | Улучшение когнитивной и мышечной памяти. |
3. | Слушание музыки и ее анализ | 3 | 23.10.2021 25.10.2021 30.10.2021 |
|
|
4. | Развитие равновесия, ловкости, воли и координации действий. | 3 | 02.11.2021 09.11.2021 11.11.2021 | «Поймать Бармалея» - сюжетная игра. Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие), найти Бармалея и поймать его. | Увеличивается мотивация к работе. Улучшается чувство баланса, координация движений. |
5. | Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений. | 4 | 18.11.2021 23.11.2021 25.11.2021 30.11.2021 | Упражнение 1. Начать маховые движения правой рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движения при ходьбе). Упражнение 2. Начать движение вверх, вниз правой рукой, сгибая ее в локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наоборот. Упражнение 3. Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения противоположные. Для развития координации рук и ног применялись следующие задания: Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот. Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот). Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот. | Увеличение активности скелетной мускулатуры. Формирование понятия о течении движения согласно вербальному описанию. Улучшение координации. |
Учащийся___________
Родитель____________
Педагог____________
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- Специальная литература (список прилагается);
- Компьютер;
- Музыкальный материал.
- АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ.
На занятиях по индивидуальному образовательному маршруту развитие слухового восприятия музыки и произносительных навыков происходит при одновременном выполнении соответствующих движений.
Только при комплексном учете задач, поставленных перед музыкально-ритмическими занятиями, может быть достигнута полная реализация цели по реабилитации слабослышащих детей, более полноценной социальной адаптации.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. —— М.: Советский спорт, 2002.
- Н. Н. Алпарова «Музыкально-игровой материал», Москва «Владос» - 2002 г.
- Л. Смит «Танцы – начальный курс», Москва «Астрель» - 2001 г.
2.2. Личные данные
Ф.И.О. родителя
(законного представителя) _____________________________
Педагог Блинова Елена Юрьевна
Заключение ТПМПК__________________________________________
Рекомендации________________________________________________
Приложение
- Сведения о ребенке
Ф.И.О ребенка ___________________________________________
Дата рождения ________________2014 г.
Характеристика учащейся по итогам диагностики
Полина Толченова, 7 лет, является учащейся ансамбля детского танца «Маленькие феи». Полина является инвалидом детства (нарушение слуха). В процессе наблюдения за Полиной во время занятий было отмечено:
- в отличие от остальных учащихся Полина не сразу приступает к выполнению заданий, т.к. не всегда понимает смысл сказанного;
- при исполнении танцевальных движений двигается не в соответствии с музыкальным сопровождением;
- плохо развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений.
- с трудом удерживает баланс;
- испытывает трудности в общении с остальными учащимися;
- слабо развита волевая сфера;
- программный материал усваивает не в полном объеме.
К индивидуальным особенностям воспитанницы следует отнести: эмоциональность, трудолюбие.
Для совершенствования танцевального мастерства необходимо обратить внимание на развитие восприятия ритма, развитию устойчивости и баланса, увеличение количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения.
- Контактная информация о родителях:
Мать: _____________________________________
- Запрос родителей: мама Полины обратилась с просьбой принять дочь в ансамбль детского танца «Маленькие феи», обратив внимание на то, что ребенок является инвалидом по слуху. ___________________ интересовало сможет ли Полина заниматься хореографией в общей группе, что нужно чтобы ребенок в полной мере мог осваивать учебный материал.
- Цель сопровождения: развитие танцевально-исполнительских способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обогащение его социального опыта, развития музыкального восприятия и гармоничного включения в коллектив сверстников.
- Возможные риски:
- Утомляемость ребенка;
- Снижение интереса.
- Ресурсы учреждения: предоставлена возможность реализации ИОМ через платформу ДИСТАНТ52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа
В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...
Инновационные технологии в работе с семьей ребенка-инвалида
В статье говорится об актуальности оказания помощи семье, воспитывющей ребенка с особыми образовательными потребностями; приводятся данные психологического исследования, которые были учтены при планир...
Программа по физике 10-11 класс для ребенка-инвалида
Программа индивидуального(домашнего) обучения по физике разработана согласно всем законодательным школьным актам...
Программа по ОБЖ 11 класс для ребенка-инвалида
Программа для индивидуальной работы, рассчитана на 0,25 ч в неделю...
Программа по технологии 11 класс для ребенка-инвалида
Программа для индивидуального обучения по технологии на 0,25 ч в неделю...
адаптированная программа по математике для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (7 класс)
Рабочая программа учебного курса алгебры для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, на осн...
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида)
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида)...