ИОМ для ребенка инвалида
рабочая программа

Блинова Елена Юрьевна

Индивидуальный образовательный маршрут для слабослышащего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_tolchenova_polina.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово

        

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

для учащейся с ОВЗ (нарушение слуха)

АДТ «Маленькие феи»

Возраст 7 лет

Срок реализации:  2 месяца

составитель:

Блинова Е.Ю.

педагог дополнительного образования

               

г. Павлово

2021 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении  для них танцевальных занятий. Тем не менее, занятия хореографией для таких детей не только возможны, но и при соблюдении определенных условий, вводит детей дошкольного возраста с нарушением слуха в большой и удивительный мир хореографического искусства. Посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Регулярные  занятия помогут ребенку влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста, а также способствуют развитию слуха и памяти. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.

  Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

  Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан специально для учащейся с нарушением слуха Толченовой Полины и является составной частью комплексной хореографической подготовки учащихся.

  1.  Цели и задачи

Цель – развитие танцевально-исполнительских способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обогащение его социального опыта, развития музыкального восприятия  и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:

  • укрепить физическое и психическое здоровье, в том числе эмоциональное благополучие;
  • Вырабатывать чувство ритма, баланс, красивую осанку, умение свободно и изящно двигаться;
  • способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
  • привить интерес  к хореографическому искусству;

1.2. Принципы и подходы.

Работа ПО ИОМ  строится с учетом следующих принципов:

  • Принцип единства развития и коррекции, который означает, что индивидуальная  работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
  • Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
  • Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;
  • Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;
  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений, и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

  1.  Планируемые результаты

По окончании реализации индивидуального маршрута ребёнок должен знать и уметь:

  • активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций обучения танцам;
  • сможет взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности;
  • развита крупная и мелкая моторика; ребенок подвижен,  владеет основными танцевальными движениями по  программе обучения, может контролировать свои движения и управлять ими.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ИОМ.

Тема

Кол-во

часов

Сроки

Краткое содержание

Результат

1.

Развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

.

3

02.10.2021

04.10.2021

09.10.2021

Игра «Земля, вода, воздух».

Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля». Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

Увеличивается скорость двигательной реакции на звуковой сигнал. Формирование произвольного слухового восприятия.

2.

Тренировка в запоминании последовательности движений.

3

11.10.2021

16.10.2021

18.10.2021

Игра «Зеркало»

Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

•   Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

•   Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

Улучшение когнитивной и мышечной памяти.

3.

Слушание музыки и ее анализ

3

23.10.2021

25.10.2021

30.10.2021

  1. Слушаем одно музыкальное произведение и работаем с ним несколько занятий: вальс, марш, народная мелодия, спокойная мелодия, все с проговариванием (счет).  Учимся различать ритм.
  2. Далее берем упражнения под эту мелодию: ходим, бегаем, приседаем, прыгаем, плавно машем руками, топаем, хлопаем.
  1. Ребенок учится различать ритм произведения, темп произведения, учатся определять музыкальный метр с помощью метронома, хлопков.

  1. Учится выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением.

4.

Развитие равновесия, ловкости, воли и координации действий.

3

02.11.2021

09.11.2021

11.11.2021

«Поймать Бармалея» - сюжетная игра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие), найти Бармалея и поймать его.

Увеличивается мотивация к работе. Улучшается чувство баланса, координация движений.

5.

Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.

4

18.11.2021

23.11.2021

25.11.2021

30.11.2021

Упражнение 1.  Начать маховые движения правой рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движения при ходьбе).

Упражнение 2. Начать движение вверх, вниз правой рукой, сгибая ее в локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наоборот.

Упражнение 3.  Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения противоположные.

Для развития координации рук и ног применялись следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

Увеличение активности скелетной мускулатуры.

Формирование понятия о течении движения согласно вербальному описанию.

Улучшение координации.

Учащийся___________

Родитель____________

Педагог____________

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
  • Специальная литература (список прилагается);
  • Компьютер;
  • Музыкальный материал.

  1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ.

На  занятиях по индивидуальному образовательному маршруту развитие слухового восприятия музыки и произносительных навыков происходит при одновременном выполнении соответствующих движений.

Только при комплексном учете задач, поставленных перед музыкально-ритмическими занятиями, может быть достигнута полная реализация цели по реабилитации слабослышащих детей, более полноценной социальной адаптации.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. —— М.: Советский спорт, 2002.
  2. Н. Н. Алпарова «Музыкально-игровой материал», Москва «Владос» - 2002 г.
  3. Л. Смит «Танцы – начальный курс», Москва «Астрель» - 2001 г.

2.2. Личные данные

Ф.И.О. родителя

(законного представителя) _____________________________

Педагог  Блинова Елена Юрьевна

Заключение ТПМПК__________________________________________

Рекомендации________________________________________________

Приложение

  1. Сведения о ребенке

Ф.И.О ребенка ___________________________________________

Дата рождения ________________2014 г.

Характеристика учащейся по итогам диагностики

Полина Толченова, 7 лет, является учащейся ансамбля детского танца «Маленькие феи». Полина является инвалидом детства (нарушение слуха). В процессе наблюдения за Полиной во время занятий было отмечено:

  • в отличие от остальных учащихся Полина не сразу приступает к выполнению заданий, т.к. не всегда понимает смысл сказанного;
  • при исполнении танцевальных движений двигается не в соответствии с музыкальным сопровождением;
  • плохо развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений.
  • с трудом удерживает баланс;
  • испытывает трудности в общении с остальными учащимися;
  • слабо развита волевая сфера;
  • программный материал усваивает не в полном объеме.

 К индивидуальным особенностям воспитанницы следует отнести: эмоциональность, трудолюбие.

 Для совершенствования танцевального мастерства необходимо обратить внимание на развитие восприятия ритма, развитию устойчивости и баланса,  увеличение количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения.

  1. Контактная информация о родителях:

Мать: _____________________________________

  1. Запрос родителей: мама Полины обратилась с просьбой принять дочь в ансамбль детского танца «Маленькие феи», обратив внимание на то, что ребенок является инвалидом по слуху. ___________________ интересовало сможет ли Полина заниматься хореографией в общей группе, что нужно чтобы ребенок в полной мере мог осваивать учебный материал.

  1. Цель сопровождения:  развитие танцевально-исполнительских способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обогащение его социального опыта, развития музыкального восприятия  и гармоничного включения в коллектив сверстников.

  1. Возможные риски:

  • Утомляемость ребенка;
  • Снижение интереса.

  1. Ресурсы учреждения: предоставлена  возможность реализации ИОМ через платформу ДИСТАНТ52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа

В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между  педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...

Инновационные технологии в работе с семьей ребенка-инвалида

В статье говорится об актуальности оказания помощи семье, воспитывющей ребенка с особыми образовательными потребностями; приводятся данные психологического исследования, которые были учтены при планир...

Программа по физике 10-11 класс для ребенка-инвалида

Программа индивидуального(домашнего) обучения по физике разработана согласно всем законодательным школьным актам...

Программа по ОБЖ 11 класс для ребенка-инвалида

Программа для индивидуальной работы, рассчитана на 0,25 ч в неделю...

Программа по технологии 11 класс для ребенка-инвалида

Программа для индивидуального обучения по технологии на 0,25 ч в неделю...

адаптированная программа по математике для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (7 класс)

Рабочая программа учебного курса алгебры для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, на осн...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида)

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида)...