Инновационные технологии в работе с семьей ребенка-инвалида
статья по теме
В статье говорится об актуальности оказания помощи семье, воспитывющей ребенка с особыми образовательными потребностями; приводятся данные психологического исследования, которые были учтены при планировании психолого-педагогического сопровождения семей. Представлены некоторые технологии работы с семьей ребенка-инвалида, используемые в рамках занятий клуба «Школа родителя особого ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionye_tehnologii_v_rabote_s_semey.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в работе с семьей ребенка-инвалида
Н.Шмакова, педагог-психолог
ГКУ ДДИ «Южное Бутово»
Работа с семьей ребенка-инвалида, посещающего детский дом-интернат – тема актуальная, малоисследованная. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса. Встает вопрос о потребности самих членов семьи в психологическом сопровождении, их мотивации к социальному восстановлению, реабилитации. В настоящее время отсутствуют как диагностический инструментарий по исследованию семьи, воспитывающей ребенка с патологиями в развитии, так и технологии практической работы с семьей.
В рамках опытно-экспериментальной работы «Современные технологии психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида» и дипломной работы «Исследование социально-психологической адаптации семьи ребенка с нарушениями в развитии» мы провели исследование семей, дети которых посещают детский дом-интернат.
Для диагностики использовалась, разработанная в процессе опытно-экспериментальной работы, «Методика исследования семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии», которая включает изучение запроса родителей на психологическую помощь.
Остановимся на некоторых данных диагностики, с учетом которых планировалась работа по психологическому сопровождению родителей.
Полученные результаты показали, что групповая работа оказалась более востребованной, чем индивидуальная: индивидуально с психологом хотели бы встречаться 39% родителей (от одного раза в неделю до 1 раза в месяц).
В диаграмме 1 представлен анализ ответов родителей на вопрос: Какая цель психологической работы в группе заинтересовала бы Вас?
Наибольший процент родителей – 68% - предпочли обучение взаимодействию с ребенком; 54% желают общаться с родителями детей, имеющих схожие проблемы, для обмена опытом и оказания взаимопомощи друг другу.
Желание заниматься личностным ростом выявлено у 21% родителей. Стоит отметить, что 14% не изъявили желания участвовать в групповой работе.
Между тем, информация о том, что беспокоит родителей, говорит о необходимости коррекции личностного состояния (см. диаграмму 2).
В диаграмме отражены некоторые данные о семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии (1 группа), в сравнении с семьями со здоровыми детьми (2 группа) по вопросу наличия жалоб родителей на физический и психологический дискомфорт.
Данные результаты свидетельствуют о том, что значительно большее количество родителей больного ребенка, по сравнению с родителями, воспитывающими здоровых детей, предъявляют жалобы на отсутствие возможности реализовать собственные творческие планы, быструю утомляемость, неуверенность в себе, состояние общей депрессии, переживание ими чувства страха и потери вкуса к жизни.
При наличии личностных и психосоматических проблем матери больного ребенка несут большой груз ответственности и за него, и за эмоциональную атмосферу в семье, что подтверждают данные опроса.
Диаграмма 3 показывает, что воспитанием детей в основном занимаются матери – 54%. Вместе с тем, следует отметить, что и отцы становятся более активными в этом направлении.
Исследование отношения родителей к болезни ребенка выявило готовность активно решать его проблемы, о чем заявило 68% родителей.
Вместе с тем, многие из них высказали неуверенность в способности воспитывать ребенка с нарушениями в развитии. Родители испытывают сложности во взаимодействиях, при попытках научить чему-либо ребенка, поэтому они готовы общаться со специалистами, получать рекомендации по реабилитационным мерам.
Учитывая обозначенный родителями запрос, в детском доме был организован клуб «Школа родителя особого ребенка».
Основная задача «Школы» - формирование у родителей психолого-педагогических знаний и умений, обучение специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
Мы не могли настаивать на личностной работе, если родитель к этому не готов. Но мы понимали, что этот аспект нельзя упускать и надо постепенно вводить его в сознание родителей. Продумывая занятия, мы должны это учесть, и постепенно подвести родителей к желанию работать над собой, что окажет положительное влияние как на реабилитацию ребенка, так и на функционирование семьи.
Методологической платформой содержания клубной деятельности с родителями является системная семейная психотерапия, суть которой заключается в том, что семья – это система, и все, что происходит в системе, влияет на каждого члена семьи. Отсюда идет понимание того, что работа должна идти не только с ребенком, а со всей семьей – с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, со здоровыми детьми.
Важным психологическим моментом явилась мотивация родителей к участию в работе клуба. Это был серьезный этап, который заключался в индивидуальных беседах, выявлении потребностей родителей, информировании их о целях и содержании родительских встреч.
Применяемые мотивационные технологии позволили собрать наиболее инициативных родителей, которые стали постоянными участниками встреч. При организации очередной встречи мы вывешивали объявление с листком предварительной записи, куда, прежде всего, вносили фамилии постоянных участников, заявивших о своем участии в очередном занятии. В оставшиеся строчки могли записаться желающие. Почти заполненный лист предварительной записи вызывал и у других родителей интерес, вопросы и желание посетить занятие. Показателем результативной работы можно считать появление на одном из последних занятий семьи в количестве 5 человек: мама, бабушка и 3 детей, 1 из которых – воспитанник детского дома.
Наши встречи были посвящены особенностям коррекционной работы с умственно отсталым ребенком. Раскрывались они через разные темы: формирование предпосылок развития речи, сенсорное развитие, коррекционные возможности рисования и лепки и др.
На занятии по коррекционным возможностям рисования родители не только познакомились с приемами привлечения детей к рисованию, но имели возможность сами ощутить радость творчества. По завершении работы, участники, обозначая свое состояние, назвали занятие «настоящей изотерапией».
Ценность встреч в таком формате заключается еще и в том, что, участвуя в практикуме, родители непосредственно ведут беседу, задают волнующие их вопросы, делятся своим семейным опытом. Получение информации, овладение практическими умениями, общение с родителями детей, имеющих схожие проблемы, вызывают у участников встречи чувство удовлетворенности и желания дальнейшего общения.
Выполняя задания по логопедическому практикуму, они не только узнавали, как педагоги занимаются с детьми, но и сами становились более компетентными по приемам, которые могут использовать дома с ребенком.
Мы говорили о значении массажа как для развития речи, так и для улучшения общего соматического состояния. Родители имели возможность почувствовать, как упражнения влияют на них самих. Через собственное проживание они начинали понимать полезность упражнений и для детей, и для самих себя.
В конце занятий мы, как правило, предлагаем заполнить анкету, которая побуждает участника вспомнить содержание, отрефлексировать, задуматься о собственной ответственности по использованию полученной информации в личной практике общения с ребенком.
Программа построена таким образом, что сначала все направлено на запрос родителей – чему и как обучать ребенка. Постепенно мы подводим родителей к тому, что их собственное состояние влияет на состояние ребенка. Чем успешнее родитель, тем успешнее ребенок. Осознать это помогают рефлексивные техники, используемые, например, в начале занятий, когда родители делятся опытом самостоятельного применения полученных знаний, или в конце, заполняя анкеты.
Постепенно мы начали включать в занятия детей. Совместная деятельность, в результате которой получается конкретный совместный продукт (лодка, кувшин или просто ягодка или пуговица из глины) вызывает, как правило, чувство эмоционального комфорта, удовлетворенности от общения.
Во время проведения занятий мы отметили, что родители начинали общаться друг с другом, обсуждать проблемы, с которыми они сталкиваются при воспитании ребенка, обмениваться своим опытом Выявились общие вопросы для обсуждения со специалистом. Таким образом, хотя в опросе у многих не прозвучал запрос на индивидуальную работу с психологом, в процессе групповой работы такой запрос начал формироваться, что необходимо будет учесть при составлении программы «Школы родителя особого ребенка» на будущий год.
Наш опыт показал, что, несмотря на трудности и проблемы, с которыми мы столкнулись при организации диагностических мероприятий и формировании группы, родители к концу года проявляли активное участие в данной работе.
Мы пришли к выводу о необходимости наполнять наши занятия психологическими упражнениями, направленными на самопознание и личностный рост, на овладение приемами снятия стресса и гармонизацию эмоционального состояния, т.к. от эмоционального состояния родителей, в целом, зависит семейная атмосфера, а, стало быть, и результаты воспитания и развития ребенка.
Помимо этого, мы считаем необходимым включать в занятия, по возможности, всех членов семей, в том числе, братьев и сестер, что повлияет как на атмосферу в семье, так и на состояние ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка групповых занятий с учетом особенностей семей данной категории, позволяют улучшить психологическое состояние родственников ребенка, и, как следствие, самого ребенка.
Итак, в условиях детского дома системы социальной защиты были апробированы в работе с родителями инновационные технологии, в числе которых мотивационные, рефлексивные, телесно-ориентированные, нарративно-визуальная технология и семейный коучинг.
Мы убедились в том, что технологии, сочетающие ознакомление с информацией, овладение практическими навыками и рефлексивными умениями, дают положительные результаты, поддерживают интерес родителей к предложенной форме общения со специалистами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Компетентностный подход, который предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....
"Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками"
Статья подготовлена для выступления на Районном методическом объединении работников дошкольного образования с. Александров-Гай, Александрово-гайского района, Саратовской области. В данной работе описа...
Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа
В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
Статья "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда" раскрывает возможности ИКТ технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.
В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...