Программа курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»
рабочая программа

Нечаева Екатерина Артемовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №17  на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnalistika_dlya_nachinayushchih.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности

«Журналистика для начинающих»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №17  на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Направленность программы - общеинтеллектуальное.

Настоящая программа курса внеурочной деятельности для 9  класса разработана в соответствии с

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
  • письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;
  • Примерными рабочими программами по внеурочной деятельности. – М., Просвещение, 2020. (Примерная рабочая программа курса «Журналистика для начинающих». Автор-составитель: Т. В. Коган)
  • Положением о рабочей программе

Цель курса: развивать и совершенствовать метапредметные умения, связанные с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации, способствовать формированию деятельностной потребности в творческой и социальной активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной деятельности — журналистики.

Основные задачи курса:

  • сформировать у учащихся представление о том, что такое журналистика как профессия, показать конкретные приёмы работы с информацией на конкретных примерах из разных видов СМИ, научить ориентироваться в современном информационном пространстве;
  • учить оценивать информацию с точки зрения законности и морали, достоверности или недостоверности;
  • способствовать развитию медийной грамотности, навыков выстраивания продуктивных виртуальных и реальных коммуникаций;
  • способствовать формированию у учащихся качеств грамотного получателя информации, критичности, устойчивости к восприятию манипулятивных технологий, навязываемых современными масс медиа;
  • помочь определиться в выборе: является ли журналистика той областью деятельности, которой учащиеся хотели бы заниматься в дальнейшем.

Логику разворачивания материала учебных занятий определяет проблемно-деятельностный подход к обучению, продиктованный как требованиями к современному учебному занятию, так и самой спецификой профессиональной журналистской деятельности.

В ходе занятий учащиеся осваивают виды деятельности, которые, с одной стороны, относятся к профессиональной сфере журналиста, с другой стороны, выступают как универсальные, метапредметные, применимые в научной, исследовательской, учебной работе, а также в повседневных бытовых ситуациях. К таким видам деятельности относятся поиск источников информации, использование интервью как одного из способов получения информации, проверка достоверности полученной информации, умение критично и объективно её оценивать и т.д. Многие занятия курса имеют исследовательский характер: учащимся предлагается самостоятельно проанализировать конкретную ситуацию или определённые публицистические материалы, сделать выводы, а затем сопоставить их с предложенным образцом. Не менее 60% учебных занятий отводится на практическую деятельность учащихся, направленную на совершенствование умений анализа и структурирования информации, развитие навыков устной и письменной речи, выбор и использование выразительных средств языка, поиск причинно-следственны связей,        сравнение и сопоставление, самоконтроль и оценку своей деятельности.

Формы организации обучения: проблемная беседа, практическая работа в группах, творческая работа, деловая игра, конференция, презентация, проектная деятельность, индивидуальные задания.

Поскольку журналистика — это публичная профессия, в основе которой постоянное ежедневное выстраивание коммуникативных взаимодействий, часть учебных занятий проходит в форме публичных выступлений — открытых презентаций, конференций, публичной защиты коллективных учебных проектов, в рамках которых у учащихся появляются дополнительные возможности совершенствования навыков донесения своей мысли до аудитории, отстаивания и аргументации своей позиции.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»

Результаты освоения курса.

В области предметных результатов учащийся научится:

• создавать публицистические тексты различных        жанров, определять и анализировать необходимые источники информации в соответствии с поставленными задачами;

  • писать информационные публицистические тексты в жанре жёсткой и мягкой новости в зависимости от характера фактов и требований, предъявляемых к новости в разных средствах массовой информации;
  • работать с заголовком и заголовочным комплексом, понимать функцию заголовка;
  • анализировать публицистический текст с точки зрения его жанровой специфики;
  • выстраивать диалог в рамках делового общения;
  • оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике работы журналиста, с точки зрения морали и законности того или иного действия;
  • использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • выявлять в публицистических текстах тему и проблему и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • воспринимать,        анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных отличий публицистического текста от литературно- художественного, научного и т. п.

В области метапредметных результатов учащийся научится:

• понимать структуру информационного сообщения, критично воспринимать информацию со страниц печатных СМИ, радио и телевидения, информацию, полученную из сети Интернет;

•        различать качественную (верифицированную) и некачественную информацию;

•        определять достоверность информации, используя проверенные источники;

•        выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения;

•        использовать коммуникативные возможности языка, умение грамотно формулировать вопросы с целью получения наиболее полного ответа        (соответствующего        поставленным задачам коммуникации);

•        понимать логику взаимодействия средств массовой информации и общественного мнения, механизмы влияния, которое публичная информация оказывает на сознание человека;

•         создавать        развёрнутые        высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно планировать свою учебную деятельность;

•        аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях как квалифицированный читатель/зритель со сформированными морально-нравственными ценностями.

В области личностных результатов учащийся научится:

  • работать над расширением и систематизацией знаний о современном мире как об информационном обществе;
  • понимать взаимосвязи происходящих в мире информационных процессов;
  • понимать значимость образования и самообразования как средств своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в современном информационном обществе;
  • сознательно планировать свою деятельность, используя навыки целеполагания, самоанализа и самооценки;
  • самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев;
  • проявлять творческую и социальную активность.

Содержание курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»

Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности (14 ч)

Тема 1. Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ (1 ч)

Самоопределение, формулирование индивидуальных ожиданий от изучения курса. Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне. Понятия: информационная эпоха, СМИ, массмедиа (massmedia). Журналистика как определенный социальный институт, имеющий в обществе свои функции и задачи. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет-СМИ. Журналистика в сети интернет: клоны, гибриды, оригинальные сетевые издания. Роль журналистики в обществе. Функции СМИ: информационная, аналитическая, образовательно-просветительская, развлекательная.

Виды деятельности. Практическая групповая работа с сайтами ведущих российских телеканалов — выявление соответствия конкретных телепередач определённым функциям журналистики.

Тема 2. Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ (1 ч)

Влияние публицистических материалов на действия и поступки людей. Понятие общественного мнения. Влияние средств массовой информации на общественное сознание, взгляды и убеждения отдельных людей. Ответственность журналиста и развлекательное телевидение. Зачем нужны рейтинги СМИ. Журналистика как бизнес. Как формируются рейтинги СМИ, как они влияют на эфирную сетку телеканалов. СМИ и аудитория: взаимообратная связь. Обобщённый портрет российского телезрителя.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с материалами сайта исследовательской компании Mediascop.

Тема 3. Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять? (1 ч)

Понятие миссии журналиста в обществе. Почему журналистов часто обвиняют во лжи. Ответственность журналиста перед аудиторией за достоверность информации. Интерпретация информации и дезинформация. Критерии достоверности: как понять, можно ли доверять информации, полученной из СМИ. Понятие «позиция ноль». Зачем журналисту при анализе сложных конфликтных ситуаций придерживаться «позиции ноль». Соотношение фактической информации и эмоций в журналистском сообщении.

Виды деятельности.        Практическая работа в группах: определение недостающих источников информации. Как понять, является ли информация исчерпывающей. Критерии честности и объективности для журналиста.

Тема 4. Источники информации. Узнать, проверить, уточнить (1 ч)

Интервью как источник информации. О чём могут рассказать люди — очевидцы, участники событий, виновники, пострадавшие, специалисты. Источники объективной информации: прямоенаблюдение, работа с документами, государственные учреждения. Особенность информации в сети Интернет. Каким интернетисточникам можно доверять. Насколько важно в обычных жизненных ситуациях правильно        выбирать источники информации.Недостаточность информации как способ искажения реальной картины действительности.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с выпуском программы «Специальный репортаж»— анализ источниковинформации и их роли в интерпретации фактов.

Тема 5. Поиск новостей. Работа с источниками информации (1 ч)

Трансформация информации. Повторение: как недостаточность информации может повлиять на её объективность. Абстрактные и конкретные вопросы.

Виды деятельности. Моделирование рабочей ситуации — практическое задание в группах «Разговор на автобусной остановке»: разбор ситуации, анализ возможных источников информации, выстраивание алгоритма действий в работе с каждым источником. Прогнозирование рисков. Составление вопросов для интервью в зависимости от информации, которую необходимо получить.Деловая игра, связанная с получением и передачей информации. Распределение ролей в игре, моделирование ситуации, передача информации. Просмотр видеозаписи игры, анализ диалогов. Отслеживание изменений информации на каждом этапе игры. Анализ, самоанализ.

Темы 6-7. Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции информацией. «Утиные истории» (1 ч)

Понятие манипуляции. Кто и зачем манипулирует информацией. Проведение пресс-конференции. Как рождаются «утки» и фейковые новости. Знаменитые розыгрыши в истории журналистики. «Большое лунное надувательство». Розыгрыши Эдгара По. Урожай спагетти в Швейцарии. «Мир Джимми». Вторжение с Марса, история знаменитой радиотрансляции романа Г. Уэллса. Фейковые новости — феномен современного медиапространства.

Виды деятельности.Деловая игра «Проведение пресс-конференции», дискуссия «Может ли фейковая новость навредить людям», «Оправдывает ли цель средства?», «Какими целями руководствуется журналист при создании фейковой новости?»

Темы 8-9. Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация        информации.Проверка информации в сети Интернет (2 ч)

Понятие информационного общества. Специфика распространения информации в сети Интернет. Понятия верификации информации, верифицированной информации. Отличие блогера от журналиста, влияние блогера на сознание читателей. Цели индивидуального потребления информации в сети интернет.

Виды деятельности. Просмотр и обсуждение лекции А. А. Венедиктова «Лекция об информационном сообществе». Контрольное занятие: большая командная игра по проверке информации на достоверность.

Темы 10-11. СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации» (2 ч)

Правовая ответственность журналиста. Нормы морали и требования закона в профессиональной деятельности журналиста. Основные законы, которые регулируют деятельность СМИ в России. Уголовный кодекс РФ. Конституция РФ. Закон РФ «О средствах массовой информации». Статус учредителя средства массовой информации. Недопустимость цензуры. Согласование интервью. Право на опровержение в СМИ, порядок опровержения. Регистрация СМИ. Права журналиста. Авторское право на журналистский текст. Конфиденциальная информация.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с открытыми источниками базы «КонсультантПлюс». Разбор конкретных ситуаций из практики журналистской деятельности. Анализ отдельных статей Закона РФ «О средствах массовой информации».

Тема 12. Нравственные нормы деятельности журналиста. Профессиональная журналистская этика (2 ч)

Журналист: профессия и призвание. Имидж известныхжурналистов. Профессиональная журналистская этика. Сложность нравственного выбора. Разница между нормами морали и законом. Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Хартия телерадиовещателей России, Декларация принципов поведения журналиста. Достойные и недостойные способы получения информации. Понятие «защита интересов общества» в контексте журналистской деятельности.

Виды деятельности. Практическое задание в группах: принятие ответственного решения (выпускать ли передачу в эфир). Практическая работа с официальным сайтом Общественной коллегии по жалобам на прессу. Обсуждение документов. Дискуссия «Зачем нужны кодексы профессиональной этики, если существует закон». Практическая работа в группах: какими нравственно-этическими,        творческими,интеллектуальными качествами должен обладать журналист. Индивидуальная работа: самоанализ, рефлексия.

Темы 13-14. Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном мире? Профессия журналист. Творческая работа (1 ч)

Контрольное занятие.

Виды деятельности.Индивидуальная творческая работа — написание эссе на одну из предложенных тем о журналистике и профессии журналист.

Раздел 2. Журналистский текст (20 ч)

Тема 15. Особенности журналистского текста (1 ч)

Основные качества текста, ориентированного на читателя и зрителя. Средства, которые помогают привлечь внимание аудитории. Особенности работы с фактами, интересные        подробности,использование ярких деталей. Диалогичность, прямое обращение к читателю. Прямое и косвенное цитирование. Оперативность. Драматизм, конфликтность в подаче материала. Использование контрастных деталей. Способы вовлечения и погружения читателя в ситуацию. Роль заголовка в журналистском тексте.

Виды деятельности. Практическая работа в группах: анализ публицистических материалов.

Тема 16. Деловая игра «Редактирование текста для газеты» (1 ч)

Специфика текста для печатных СМИ. Работа с авторами, получение дополнительной информации.

Виды деятельности. Большая деловая игра: редакционная коллегия принимает решение, брать или нет в номер текст начинающего журналиста. Особенности работы с авторами. Почему текст не работает на читателя. Составление рекомендаций по доработке текста. Практическая работа по редактуре текста. Анализ допущенных ошибок.

Тема 17. Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница? (1 ч)

Общие законы и специфические требования к тексту в различных видах СМИ. Журналистский текст для печатного издания и для телевидения: различия между визуальным восприятием текста и восприятием на слух. Особенности звучащего текста: фонетика, синтаксис звучащего предложения, особенности использования лексики.

Виды деятельности.Практическая работа в группах: дикторское прочтение и анализ текста. Практическое задание по подготовке текста для телевидения.

Тема 18. Новость на телевидении. Текст и видеоряд (1 ч)

Текст и видеоряд. Особенности журналистского текста на телевидении. Стендап. Взаимодействие закадрового текста ивидеоряда. Понятие раскадровки. Текст как необходимая составляющая телевизионной новости.

Виды деятельности. Практическая работа с новостными сюжетами телеканала «Культура». Практическая работа по раскадровке новостного текста. Эксперимент: новость без звука, закадровый текст без «картинки».

Тема 15. Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире (1 ч)

Специфика разговорного стиля в радиоэфире. Дословная расшифровка радиоэфира. Особенности восприятия звучащего и печатного текста. Использование разговорного стиля в СМИ. Характеристики устной речи: избыточность, экономия речевых средств, эллипсисы, лексическая разнородность, особенностисинтаксических конструкций, эмоционально-экспрессивная лексика. Сложности литературной обработки интервью.

Виды деятельности. Деловая игра: проведение блиц-интервью, дословная расшифровка и литературная обработка полученного материала.

Тема 20. Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет (1 ч)

Специфические требования к тексту в сети Интернет. Способы оформления текста и подачи материала на веб-странице. Блоки текста и подзаголовки. Особенности использования иллюстраций. Гиперссылки. Оформление цитат. Врез. Язык и стиль. Графическое оформление текста как необходимая составляющая существования текста на вебстранице. Особенности восприятия текста с монитора и экрана смартфона. Психология потребителя информации в Интернете.

Виды деятельности.Практическая работа: размещение текста в сети Интернет.

Тема 21. Жанры журналистики. Цель и жанр (2 ч)

Цель и жанр. Информационная заметка и репортаж: особенности работы с источниками информации. Целеполагание в журналистике. Цель как основная определяющая жанра и методов работы с источниками информации. Прямой репортаж — сложности и подводные камни жанра. Интервью и портретная зарисовка — особенности целеполагания. Интервью как жанр и как метод сбора информации. Обзорное ознакомление с жанрами: путевой очерк, обзор СМИ, обзор (книжных, музыкальных новинок, компьютерных игр и т. д.), анонс, новостная заметка, рецензия, аналитическая статья, дискуссия.Журналистский жанр как постоянно развивающееся и взаимопроникающее явление. Причины появления новых жанровых форм. Развитие жанра интервью: пресс-конференция, брифинг, ток- шоу. Основные признаки жанров, различия жанровых форм. Изменение социальных реалий и развитие новых технологий как основные мотивы появления новых жанровых форм в журналистике. Реалити-шоу как новый жанр в журналистике.

Виды деятельности.Практическая работа с текстами информационной заметки, репортажа, портретной зарисовки и интервью.

Практическая работа с рейтингами СМИ исследовательской компании Mediascope: сопоставление тематики телепередач и запросов аудитории. Дискуссия «Могут ли ток-шоу и реалити-шоу нести в себе образовательный и воспитательный смысл», «Новые жанры — новые цели и смыслы».

Темы 22-23. Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой (1 ч)

Рождение жанра ток-шоу, Фил Донахью. Трансформация жанра ток-шоу. Лекция журналиста Владимира Познера о классическом понимании жанра и Филе Донахью. Ведущий ток-шоу как мост между гостем и публикой.

Виды деятельности. Анализ видеозаписи одной из передач Ф. Донахью в жанре ток-шоу.

Темы 24-25. Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра. Презентация творческих наработок и планов (2 ч)

Индивидуально-коллективный характер творчества журналиста.Цель и тематика коллективных и индивидуальных проектов.Определение цели и жанра.

Виды деятельности. Выбор итогового проекта по курсу «Журналистика для начинающих», постановка цели обучения. Работа в группах: определение коллективных и индивидуальных задач. Выбор тем и жанров для индивидуальных творческих работ. Презентация готовых материалов, а также дальнейших творческих планов.

Контрольное занятие в форме публичных выступлений — презентации уже сделанных и написанных материалов, а также дальнейших творческих планов. Анализ выступлений, обсуждение.

Темы 26-30. Журналистика новостей. Жёсткая новость. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра». Мягкая новость. Особенности мягкого информирования. Мягкий и жёсткий лид. Выбор журналиста (4 ч)

Понятие жёсткого информирования; информационный лид. Структура жёсткой новости — перевёрнутая пирамида. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Жёсткая новость на телевидении, универсальность законов жанра для разных видов СМИ. Особенности мягкого информирования. Виды мягкого лида, целесообразность их использования в конкретной ситуации. Задачи мягкого информирования. Основное различие мягкой и жёсткой новости.

Виды деятельности. Практическая работа с образцами жёсткой новости, анализ заходов, поиск ответов на вопрос, чем руководствуетсяжурналист, выбирая тот или иной заход при создании жёсткой новости. Индивидуальная работа с учебным материалом «Делаем новость. Жёсткий лид». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным материалом.

Практическая работа: составление схемы перевёрнутой пирамиды для жёстких новостных материалов. Работа в группах с новостями школьной прессы на информационном портале «Школьная пресса». Творческая игра «Репка» на отработку умения писать жёсткий лид. Обсуждение результатов: соответствует ли структура написанной жёсткой новости принципу перевернутой пирамиды.Просмотр и обсуждение новостных телесюжетов.Творческая работа: написание жесткой новости на основе видеосюжета детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение и анализ результатов, рефлексия.

Практическая работа с материалами СМИ — печатные материалы и новостные выпуски телевидения. Работа с учебным материалом «Мягкая новость». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным материалом.

Практическая работа в группах с новостями школьной прессы на информационном портале «Школьная пресса»: поиск и анализ новостных заметок, написанных в логике мягкого информирования. Творческая работа «Боевая ничья» в жанре мягкой новости на основе видеосюжета детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение результатов, рефлексия.

Темы 31-33. Заголовок в публицистическом тексте. «Как корабль назовёшь...». Творческая работа «Сочиняем заголовок». Делаем новость. Однажды в Дании (2 ч)

Роль заголовка в публицистическом тексте. Виды заголовков. Функции и структура жёсткого заголовка. Специфика аудитории сайтов информационных агентств. Заголовок и подзаголовок: заголовочный комплекс. Заголовок в печатном издании и специфика аудитории печатных СМИ. Игровой заголовок. Специфика заголовка- цитаты: дословное цитирование, цитата без указания автора, замена слова в цитате. Заголовок-каламбур, заголовок-вопрос. Использование в заголовке таких языковых средств, как метафора, метонимия, аллитерация, смысловой контраст, окказионализмы и др. Обсуждение.

Виды деятельности. Практическая работа с заголовками новостной ленты информационного агентства ТАСС. Творческая работа: заголовок и подзаголовок в двух вариантах — для оперативного информирования на страницах новостного интернетсайта (жёсткий заголовок) и для печатного издания или его сетевого клона широкой направленности (креативный заголовок). Обсуждение результатов. Анализ и самоанализ.

Тема 34. Итоговая работа. Презентация творческого проекта. Заявите о себе ярко (2 ч)

Контрольное занятие. Творческая работа по созданию новости для делового издания с имеющимися исходными данными — расшифровками интервью с различными собеседниками. Решение творческих задач: анализ и отбор фактов, использование прямого и косвенного цитирования. Обсуждение результатов, сопоставление результатов своей работы с образцом — новостным текстом на сайте информационного агентства ТАСС.Открытая презентация творческого проекта на широкую аудиторию, выполненного в рамках курса итоговых проектов в любой из выбранных учащимися форм: выпуск теленовостей, ток-шоу, круглый стол и т. д.

Тема 35. Журналистика и СМИ в современном обществе (1 ч). Резервное занятие

Просмотр и обсуждение лекции декана факультета журналистики МГУ Е. Л. Вартановой «Журналистика и СМИ в современном мире». Понятия: виртуальная коммуникация, медийная грамотность.«Ловушки» современной журналистики.

Учебно-тематический план

Содержание материала

Общее количество часов

1

Основные принципы журналистской деятельности

14

2

Журналистский текст

20

Тематический план изучения курса внеурочной деятельности

9 класс  1 час в неделю

Тема урока

Количество часов

Основные принципы журналистской деятельности (14 ч)

1

Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ

1

2

Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ

1

3

Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять?

1

4

Источники информации. Узнать, проверить, уточнить

1

5

Поиск новостей. Работа с источниками информации

1

6

7

Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции информацией. «Утиные истории»

2

8

9

Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации.Проверка информации в сети Интернет

2

10

11

СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации»

2

12

 Нравственные нормы деятельности журналиста. Профессиональная журналистская этика

1

13

14

Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном мире? Профессия журналист. Творческая работа

2

15

Особенности журналистского текста

1

16

Деловая игра «Редактирование текста для газеты»

1

17

Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница?

1

18

Новость на телевидении. Текст и видеоряд

1

19

Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире

1

20

Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет

1

21

Жанры журналистики. Цель и жанр

1

22

23

Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой

2

24

25

Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра. Презентация творческих наработок и планов

2

26

-

29

Журналистика новостей. Жёсткая новость. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра». Мягкая новость. Особенности мягкого информирования. Мягкий и жёсткий лид. Выбор журналиста

4

31

-

33

 Заголовок в публицистическом тексте. «Как корабль назовёшь...». Творческая работа «Сочиняем заголовок». Делаем новость. Однажды в Дании

3

34

Итоговая работа. Презентация творческого проекта. Заявите о себе ярко

1

35

Журналистика и СМИ в современном обществе. Резервное занятие

1

Литература для учителя:

 1. Литература, раскрывающая основы журналистики, справочная и энциклопедическая литература, ИКТ.

 2. Кузнецов М. А., Цыкунов И. В. Практическая психология PR и журналистики. Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М., 2012.

3. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб., 2012. 4. Андреева А.А. Журналистика. – Тюмень, 2014. 5. Величко О.А. Мастерская журналистики. Учебно-практическое пособие в 2-х частях. – М., 2014.

Литература для учащихся:

1. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2014.

2. Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2013. № 1 – 2.

3. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.

 4. Лукина М. Технология интервью. – М., 2012.

5. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

6. Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. – СПб., 2010.

 7. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. –М., 2010.

 8. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // М, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

программа по курсу внеурочной деятельности "журналистика" 10 класс

программа по курсу внеурочной деятельности "журналистика" 10 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Основы журналистики"

Курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» для обучающихся 7-9 классов направлен на овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информац...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб начинающих предпринимателей"

Рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Разработана на основе общеобразовательной программы "Основы предпринимательской деятельности". Рассчитана на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Журналистика"

Данная программа внеурочнгой деятельности предполагает  познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела....