Рабочая программа по внеурочной деятельности "Журналистика"
рабочая программа
Данная программа внеурочнгой деятельности предполагает познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnalistika_2.docx | 192.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа № 9
«ПРИНЯТО»
на заседании педагогического совета МКОУ БООШ № 9
Протокол № 1 от 30.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
«ЖУРНАЛИСТИКА»
5-9 классы
Составитель программы:
Котелевская Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Журналистика» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28); - Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, от 17.12.2010 г. №1897, от 17.05.2012 №413, об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Примерные основные образовательные программы НОО и ООО (разработаны в соответствии с требованиями части 9 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10); - Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; - Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
Цели программы: 1. Познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела.
- Обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов.
- Развить творческие способности детей;
- Формировать умение ориентироваться в потоке информации.
- Воспитать школьника как гражданина, патриота. 7. Создать постоянно действующий актив юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
- развитие критического мышления;
- развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием технических средств.
Обучающие:
- формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса учащихся;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
– формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;
- воспитание у учащихся потребности в устных и письменных публицистических выступлениях – привитие культуры общения.
Практические:
- умение анализировать и отбирать полученную информацию;
- умение применять полученные знания при создании школьной газеты.
Сроки реализации рабочей учебной программы – 5лет.
Формы занятия, предусмотренные программой:
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий:
- игра;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- встреча с журналистами;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет;
- подготовка статей для публикации в газетах.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью –овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.
Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Результаты освоения программы : В процессе занятий обучающиеся приобретут конкретные знания:
- из истории журналистики;
- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста; о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах; о законе о СМИ. и умения:
- создавать сочинения разных жанров;
- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Литература.
- Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение. 2002
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998
- Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996
- Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011 Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996 Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М
.,1990
Интернет-источники:
- 1. www.proshkolu.ru
- 2. www.testoch.com
- 3. www.festival.1september.ru
- 4. www.nsportal.ru
- 5. www.uroki.net
2. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения программы «Журналистика» является формирование следующих умений: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области журналистики; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными приёмами и техниками творческого практикума
(сочинения разных жанров); отработка навыков самостоятельной и групповой работы. самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Журналистика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии; учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;
учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники);
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы
(статьи) и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: уметь пользоваться языком литературного искусства:
а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих
работах (статья, заметка и т.д.) ;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им; учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3.Содержание программы.
5-6 класс
17 часов
Тема 1. (1 ч.) Вводное занятие. Знакомство с учащимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.
Формы занятий: урок-знакомство, инструктаж по технике безопасности
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера).
Тема 2. (1 ч) Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.
Практическая работа: беседа с учащимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы о проблемах современной журналистки.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: основные вехи истории отечественной журналистики
Тема 3 (1 ч.) Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.
Практическая работа: Написать материал по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема
Тема 4 (1 ч) Методы сбора информации. Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
Практическая работа: Собрать материал, используя методы интервью и эксперимента. Подготовить «правильный список вопросов».
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
Тема 5 (1 часа). Журналист и его герой. Откуда журналист «берет» своего героя? Какие отношения складываются между журналистом и героем его будущей статьи. Роль редакции и редколлегии для выбора журналистом темы и героя («навязывание героя»).
Формы и методы ведения занятий: беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналист и его герой
Тема 6 (1 часа). Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста.
Практическая работа: Написать сочинение-рассуждение «СМИ – четвертая власть»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: профессия журналист
Тема 7 (1 часа) Стили речи. Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
Практическая работа: определить стиль произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение стилей речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: стили речи, научный, художественный, официальноделовой, публицистический
Тема 8 (1 часа). Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.
Практическая работа: написать работу- портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение типов речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: типы речи, повествование, описание, рассуждение
Тема 9 (2 часа). Литературное редактирование текста. Понятие литературного редактирования, виды правок (правка-вычитка, правкасокращение, правка-обработка, правка-переделка). Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.
Практическая работа: Отредактировать текст.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная работа по редактированию текста
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: правка-вычитка, правка-сокращение, правкаобработка, правка-переделка
Тема 10. (1 часа) Газета и журнал как тип изданий. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.
Практическое занятие: уметь объяснить на примере различие газеты и журнала
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: газета и журнал как тип издания
Тема 11. (3 часа) Как делается газета. Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).
Практическое задание: охарактеризовать любимую газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.
Тема 12. Региональная журналистика (3 часа) Особенности региональной журналистики, ее основные характеристики и признаки. Влияние территориально-географических признаков на содержание на основные параметры региональной журналистки. Особенности журналистики Томска и области. Томские газеты и журналы.
Практическая работа:
– проанализировать одно волгоградское издание. Выделить основные признаки региональной печати.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств; практические занятия – работа с газетным материалом
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: региональная журналистика.
7-9 класс
17 часов
ТЕМА 1. Вводное занятие. Профессия журналиста (1 час).
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.
Формирование представлений о профессии журналиста.
ТЕМА 2. Функции журналистики (1 час).
Функции журналистики:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества.
ТЕМА 3. Требования к журналисту (1 час).
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм; - глубокие знания в области литературы, философии и др.; - владение литературным языком.
ТЕМА 4. История российской журналистики (1 час).
Из истории развития газетного дела.
Журналистика XVIII века.
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.
Журналистика XIX века.
А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
Истоки нравственных основ журналистской этики.
Задание. Написать репортаж « Моя школа». Каким должен быть журналист?
ТЕМА 5. Жанры журналистики (1 час).
Жанры журналистики и их особенности.
Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
ТЕМА 6. Язык журналистики (1 час).
Слово и понятие. Многозначность слова.
Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задание. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».
ТЕМА 7-8. Стилистические фигуры речи (2 часа).
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры.
ТЕМА 9. Композиция журналистского материала (1 час).
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в рассуждении.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения.
ТЕМА 10. Публицистический стиль (1 час).
Выразительные средства языка публицистических произведений.
Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Рассмотреть заголовки районной газеты «Северные нивы», попробуйте заменить их, что из этого получится?
ТЕМА 11. Информационные жанры (1час).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.
Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Задание. Создание текста определенного жанра.
ТЕМА 12. Аналитические жанры (1 час).
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Написать отзыв об осеннем празднике «Золотая осень».
ТЕМА 13. Художественные жанры (1 час).
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др.
Задание. Знакомство с письмами Лихачева. Выразительное чтение писем. Наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; создание эссе или фельетона.
ТЕМА 14. Практическая работа «Написание статьи» (1 час).
Написание статьи для школьного сайта. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.
ТЕМА 15. Знакомство с оформительским делом (1 час).
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. С
Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).
ТЕМА 16. Школьная газета (1час).
Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.
ТЕМА 17. Роль школьной газеты (1 час). Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия классной газеты.
Формы проведения занятий.
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий:
- ролевые игры;
- свободная творческая дискуссия;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- встреча с журналистами;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск школьных газет;
- подготовка статей для публикации в школьной газете.
Теория журналистики.
Виды журналистики (газетно-журнальная, тележурналистика, радиожурналистика, интернет-журналистика, фотожурналистика).
Типы журналистики( политическая, международная, деловая, корпоративная, бульварная, музыкальная, спортивная, научная, ресторанная журналистика; журналистские расследования, новая журналистика, трэвелжурналистика, мультимедийная, гражданская, экономическая, религиозная журналистика).
Жанры журналистики:оперативно-новостные (заметка); оперативноисследовательские (интервью, репортажи, отчёты); исследовательсконовостные (корреспонденция, комментарий, рецензия); исследовательские (статья, письмо, обозрение); исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).
Жанровые рамки: три вида журналистского материала (информационная, аналитическая, художественная журналистика).
Форма занятий: лекция, практикум, творческая мастерская.
Творчество журналиста.
Периодическая печать. Газета. Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.
Компьютерные программы для оформления газет.Photoshop.8 Векторная графика.CorelDRAW.Frontpage.200.Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.
Журнал как один из основных видов массовых периодических изданий.
Компьютерная сеть. Интернет.
Электронные версии современных газет.
Форма занятий: лекция, практикум.
Экономика СМИ.
История рекламы.
Реклама в газете: содержание и форма. Основной источник дохода большинства СМИ - размещение рекламных и других коммерческих материалов.
Форма занятий: лекция, практикум.
Профессиональная подготовка.
Понятие профессиональной этики журналиста. Специализация журналиста:
как получить образование. Схожесть со специализацией филолога. Вузы ЮФО, имеющие факультеты журналистики: Южный Федеральный университет (г.Ростов-на-Дону), Ставропольский Государственный университет Кубанский Государственный университет. Подготовка журналистов-международников на факультете международной журналистики МГИМО.
Роль журналистики в современном обществе. Преобладание в газетах смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами, и «новая журналистика» - представители недавней «золотой молодёжи». Изменение лексики и подхода к подаче информации. Переход прессы из-под единого централизованного партийного (государственного) контроля под контроль частных собственников.
Блогинг - ведение интернет-дневников на социально значимые и актуальные темы.
Делаем газету. Заголовки и иллюстрации
Знакомство с понятиями «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка статьи Форма текста, размер материала. Композиция полосы. Принципы зрительного предпочтения. Приемы выделения материала на полосе. Первая страница, её типы. Врезка на полосе.
Типы и виды школьных газет
Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета». Приложение, фигурная, объемная газеты. «Уикендовый» номер. Спецвыпуск. Школьная газета и веб-сайт.
Редактирование материалов разных форм и жанров
Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели правки и её виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и т.п. Требования к авторскому материалу.
Реклама в издательской деятельности Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста, его язык. Слоганы.
Работа над собственным выпуском школьной газеты
Отработка практических навыков у умений по созданию номера. Выбор редколлегии. Разбиение по направлениям журналистского профиля. Работа в группах. Верстка, форматирование, редактирование материала. Работа над иллюстрацией печатного материала. Работа с рубриками. Защита макета газеты. Печать издания.
- Требования к уровню освоения курса.
Учащиеся должны знать:
- основные жанры прессы;
- специфику создания статей разных жанров журналистики;
- законы построения номера газеты;
- особенности стилевой организации газеты.
Учащиеся должны уметь:
- логично излагать материал;
- создавать различные по жанру статьи;
- проводить опросы, анкетирование учащихся;
- брать интервью;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- определять и доносить до читателя свою идею;
- соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
- применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;
- рецензировать тексты разных жанров;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
- иллюстрировать свои материалы.
- Тематическое планирование.
5-6 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Журналистика в России. | 1 |
3 | Журналистское произведение. | 1 |
4. | Методы сбора информации. | 1 |
5. | Журналист и его герой. | 1 |
6. | Журналистика как профессия. | 1 |
7. | Стили речи. | 1 |
8. | Типы речи. | 1 |
9. | Литературное редактирование текста. | 2 |
10. | Газета и журнал как тип изданий | 1 |
11. | Как делается газета. | 3 |
12. | Региональная журналистика. | 3 |
Всего часов |
| 17 |
7-9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Журналистика как профессия. | 1 |
2. | Функции журналистики. | 1 |
3 | Требования к журналисту. | 1 |
4 | История российской журналистики. | 1 |
5 | Жанры журналистики. | 1 |
6 | Язык журналистики. | 1 |
7 | Стилистические фигуры речи. | 1 |
8 | Стилистические фигуры речи | 1 |
9 | Композиция журналистского материала. | 1 |
10 | Публицистический стиль. | 1 |
11 | Информационные жанры. | 1 |
12 | Аналитические жанры. | 1 |
13 | Художественные жанры. | 1 |
14 | Практическая работа «Написание статьи». | 1 |
15 | Технические средства журналиста. | 1 |
16 | Школьная газета. | 1 |
17 | Роль школьной газеты. | 1 |
Всего часов | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...