Музыкальное занятие "Русская горница" (с использованием образовательной технологии "Синтез искусств")
план-конспект

Пряникова Юлия Геннадьевна

Музыкальное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_gornitsa.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

г.Тайшет

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)

для детей подготовительной к школе группы

«Русская горница»

Разработал:

Музыкальный руководитель

I квалификационной категории

МКДОУ д\с «Сказка»

Пряникова Ю.Г.

2023г.

Цель: 

- сохранять национальные традиции,  приобщая детей к истокам русской народной культуры;

 - способствовать  формированию у детей нравственно-патриотических качеств, гордости за землю, на которой они живут.

Задачи:

Образовательные:

- приобщение  детей к фольклорному наследию русского народа;

- знакомство со старинным бытом, существовавшим на Руси;

- формирование интереса  к русским народным музыкальным инструментам;

Развивающие:

- развитие интереса к народной музыке и традициям;

Воспитательные:

 - воспитание уважения, гордости за свою Родину;

- воспитание у детей умения эстетически воспринимать произведения народного творчества;

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: 

Словесный метод: рассказ педагога, вопросы к детям, пояснения, рассказывания самими детьми, чтение стихов, пословиц и поговорок, загадывание загадок.

Наглядный метод:  демонстрация иллюстраций (наглядных пособий), презентация «Русская горница» (ИКТ), рассматривание предметов народного быта.

Игровой метод:  приветствие, комплекс музыкально-двигательных упражнений, игра в оркестре.

ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, ноты, ноутбук, презентация «Русская горница», иллюстрации с изображением русских народных музыкальных инструментов, предметы народного быта (печка, котелок, ухват, самовар), музыкальные инструменты (треугольник, бубенцы, деревянные ложки, бубны, колокольчики), маленький столик;

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: «Моя Россия» Г. Струве, «Горница-узорница» А. Деревягина, «Ложки деревенские» З.Роот, «Кадриль московская» В. Темнов, «Калинка-малинка» русская народная, «Самовар» Д.Тухманов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

-  разучивание песен «Моя Россия», «Горница-узорница»

- знакомство с танцем – игрой «Самовар»

- игра на музыкальных инструментах (оркестр)

Ход ООД:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

1 Этап: Психологический настрой.

Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель  вместе с детьми входят в зал и исполняют хоровод.

Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)

                                      Чем дальше в будущее входим,

                                      Тем больше прошлым дорожим

                                      И в старом красоту находим,

                                      Хоть новому принадлежим.

                                      Слава нашей стороне,

                                      Слава русской старине!

                                      И про эту старину

                                      Я рассказывать начну,

                                      Чтобы все вы знать могли

                                      О делах родной земли.

   

- Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. Давайте с вами поздороваемся. Ведь произнося слово «здравствуй» - издревле на Руси означало – пожелать здоровья.

Приветствие «Здравствуйте, ребята»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2 Этап: Мотивационно – ориентировочный

Муз.рук. Сегодня мы будем восславлять Родину нашу, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?

Дети. Матушка Россия.

Муз. рук.:  

-   Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей? Давайте соберем их в нашу шкатулку-копилку добрых слов.

Ответы детей.

Песня «Моя Россия»

3 Этап: Расширение имеющихся представлений.

Муз. рук.  - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

     Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?

Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:

·        Родина любимая  - что мать родимая.

·        Человек без Родины, что соловей без песни.

·        Родной куст и зайцу дорог.

Муз. рук.  -  Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Муз. рук.       -Дружный и отзывчивый – это как понимать?

Дети.

      - Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Муз. рук.            - Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети.

     -Горница.

Муз.рук.

       - Кого в ней принимали?

Дети.

     -Гостей.

Муз.рук.

      - Как гости в избу входили?

Дети.

     -Кланялись.

Муз.рук.     - А почему?

Дети.

     - Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.

Презентация «Русская горница»

Рассматривание сундука

Песня «Горница-узорница»

1. Бабушка с порога приглашает в горницу,

Долгая дорога - надо отдохнуть.

Бабушкина горница, горница - узорница,

Светлая как облако, боязно вдохнуть.

Бабушкина горница, горница - узорница,

Светлая как облако, боязно вдохнуть.

2. Половицы скрипнули, занавески вздрогнули,

На столе сосновом пироги и чай,

Улыбнется бабушка, улыбнется горница,

А подушки горкою- сладко засыпай.

Улыбнется бабушка,улыбнется горница,

А подушки горкою - сладко засыпай.

Муз.рук.     - Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»

Дети.

     - Печь!

Муз.рук.

     Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.

                                      Как уютно в нашей горнице!

                                      Спозаранку печка топится.

                                      Котик лапкой умывается,

                                      Наша сказка начинается.

                                      На дровах огонь, пламя шустрое,

                                      О тебе рассказ, печка русская.

                                      Вьется из трубы дым чуть свет,

                                      Печки нет в избе, значит, жизни нет.

Муз.рук.     _ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети.

     - Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Муз.рук.

                                      Русской печки нет добрее,

                                      Всех накормит, обогреет,

                                      Варежки сушить поможет,

                                      Ну, а  деток спать уложит.

                                      И сверчок поет где-то рядышком

                                      Хорошо с тобой, печка - матушка!

 - Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей.

Рассматривание печки, котелка, ухвата.

4 Этап: Практический

Русский народ славился  гостеприимством, и поэтому поводу им было придумано много поговорок.

Игра «Я начну, а ты – закончи»

Муз.рук.  кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

·        «Хозяин весел – и гости рады».

·        «Много гостей – много новостей».

·        «Что есть в печи – на стол мечи».

·        «С миру по нитке – нищему рубашка».

·        «Как аукнется, так и откликнется».

·        «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

А вот послушайте загадку:

                                      Деревянная подружка,

                                      Без неё мы – как без рук,

                                      На досуге – веселушка

                                      И накормит всех вокруг.

                                      Кашу прямо носит в рот

                                      И обжечься не дает.

Дети. Деревянная ложка!

Воспитатель раздает детям деревянные ложки.

Муз.рук.

    -  Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.

Дыхательное упражнение: «Подуй на ложку»

Цель: Подготовить детей к пению. Работать над певческим дыханием.

Песня «Ложки деревенские»

1.Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

2. Хлебом - солью встретим мы своих друзей,

Ложки расписные - по числу гостей,

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

3. А концерты наших ложкарей

Вызывают радость, гордость у людей,

припев:тот же

4. Мы "Спасибо!" ложке говорим,

Эту песню снова, снова повторим,

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Ростовские,

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

    Муз. рук.- Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.

Дети: (перечисляют) Балалайка, дудочка, рожок, трещотки, жалейка, гусли.

- Муз. рук. Соберутся гости, и начинается  гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!

Давайте покажем, что ложки и другие русские народные инструменты веселиться помогали.

Муз.рук.

 Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.

Муз.рук.  -  Музыканты, молодцы! Так весело играли. А сейчас приглашаю вас на веселую «Кадриль Московскую».

     Танец «Кадриль»

Муз.рук.

     -А теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?

Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных  ранее, и выбирает «дрозда».

Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.

Игра «Скок – скок – поскок»

                                      Скок, скок – поскок,

                                      Молодой дроздок

                                      По водичку ходил,

                                      Коромысло носил.

                                      Да неловко ступил

                                      Сапожок водой залил.

                                      Зацепил ногой ведро –

                                      Все вокруг залило.

                                      Испугался дроздок

                                      И пустился наутек

Дети разбегаются, а « дроздок» их ловит.

Игра «Ворон»

                                      Ой, ребята, та-ра-ра.

                                      На горе стоит гора,

                                      А на той горе дубок,

                                      А на дубе – воронок.

                                      Ворон в красных сапогах,

                                      Позолоченных серьгах.

                                      Черный ворон на дубу.

                                      Он играет во трубу.

                                      Труба точенная, позолоченная,

                                      Труба ладная, песня складная.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

5 Этап:  Рефлексивно-оценочный

Муз.рук.

Вот и закончился наш отдых в русской горнице.  Хочется, чтобы вы в памяти унесли что то хорошее,  что запомнилось с нашей встречи!

- Что сегодня запомнилось вам больше всего?

сегодня я узнал…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

было интересно узнать…

у меня получилось…

я смогла…

я попробую сам…

Муз.рук.

     

                                      Времена теперь другие

                                      Как и мысли, и дела –

                                      Далеко ушла Россия

                                      От страны, какой была!

                                      Умный, сильный наш народ

                                      Далеко глядит вперед,

                                      Но преданья старины

                                      Забывать мы не должны!

Танец-игра «Самовар»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...

Использование кейс-метода на уроках образовательной области «Искусство»

Что такое кейс-метод. Кейс – многозначное понятие, которое трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случае...

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...