Музыкальное занятие "Русская горница" (с использованием образовательной технологии "Синтез искусств")
план-конспект
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
г.Тайшет
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)
для детей подготовительной к школе группы
«Русская горница»
Разработал:
Музыкальный руководитель
I квалификационной категории
МКДОУ д\с «Сказка»
Пряникова Ю.Г.
2023г.
Цель:
- сохранять национальные традиции, приобщая детей к истокам русской народной культуры;
- способствовать формированию у детей нравственно-патриотических качеств, гордости за землю, на которой они живут.
Задачи:
Образовательные:
- приобщение детей к фольклорному наследию русского народа;
- знакомство со старинным бытом, существовавшим на Руси;
- формирование интереса к русским народным музыкальным инструментам;
Развивающие:
- развитие интереса к народной музыке и традициям;
Воспитательные:
- воспитание уважения, гордости за свою Родину;
- воспитание у детей умения эстетически воспринимать произведения народного творчества;
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Словесный метод: рассказ педагога, вопросы к детям, пояснения, рассказывания самими детьми, чтение стихов, пословиц и поговорок, загадывание загадок.
Наглядный метод: демонстрация иллюстраций (наглядных пособий), презентация «Русская горница» (ИКТ), рассматривание предметов народного быта.
Игровой метод: приветствие, комплекс музыкально-двигательных упражнений, игра в оркестре.
ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, ноты, ноутбук, презентация «Русская горница», иллюстрации с изображением русских народных музыкальных инструментов, предметы народного быта (печка, котелок, ухват, самовар), музыкальные инструменты (треугольник, бубенцы, деревянные ложки, бубны, колокольчики), маленький столик;
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: «Моя Россия» Г. Струве, «Горница-узорница» А. Деревягина, «Ложки деревенские» З.Роот, «Кадриль московская» В. Темнов, «Калинка-малинка» русская народная, «Самовар» Д.Тухманов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- разучивание песен «Моя Россия», «Горница-узорница»
- знакомство с танцем – игрой «Самовар»
- игра на музыкальных инструментах (оркестр)
Ход ООД:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
1 Этап: Психологический настрой.
Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель вместе с детьми входят в зал и исполняют хоровод.
Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы все вы знать могли
О делах родной земли.
- Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. Давайте с вами поздороваемся. Ведь произнося слово «здравствуй» - издревле на Руси означало – пожелать здоровья.
Приветствие «Здравствуйте, ребята»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2 Этап: Мотивационно – ориентировочный
Муз.рук. Сегодня мы будем восславлять Родину нашу, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?
Дети. Матушка Россия.
Муз. рук.:
- Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей? Давайте соберем их в нашу шкатулку-копилку добрых слов.
Ответы детей.
Песня «Моя Россия»
3 Этап: Расширение имеющихся представлений.
Муз. рук. - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.
Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?
Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:
· Родина любимая - что мать родимая.
· Человек без Родины, что соловей без песни.
· Родной куст и зайцу дорог.
Муз. рук. - Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?
Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.
Муз. рук. -Дружный и отзывчивый – это как понимать?
Дети.
- Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.
Муз. рук. - Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети.
-Горница.
Муз.рук.
- Кого в ней принимали?
Дети.
-Гостей.
Муз.рук.
- Как гости в избу входили?
Дети.
-Кланялись.
Муз.рук. - А почему?
Дети.
- Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.
Презентация «Русская горница»
Рассматривание сундука
Песня «Горница-узорница»
1. Бабушка с порога приглашает в горницу,
Долгая дорога - надо отдохнуть.
Бабушкина горница, горница - узорница,
Светлая как облако, боязно вдохнуть.
Бабушкина горница, горница - узорница,
Светлая как облако, боязно вдохнуть.
2. Половицы скрипнули, занавески вздрогнули,
На столе сосновом пироги и чай,
Улыбнется бабушка, улыбнется горница,
А подушки горкою- сладко засыпай.
Улыбнется бабушка,улыбнется горница,
А подушки горкою - сладко засыпай.
Муз.рук. - Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»
Дети.
- Печь!
Муз.рук.
Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.
Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится.
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается.
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская.
Вьется из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе, значит, жизни нет.
Муз.рук. _ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?
Дети.
- Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.
Муз.рук.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Ну, а деток спать уложит.
И сверчок поет где-то рядышком
Хорошо с тобой, печка - матушка!
- Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей.
Рассматривание печки, котелка, ухвата.
4 Этап: Практический
Русский народ славился гостеприимством, и поэтому поводу им было придумано много поговорок.
Игра «Я начну, а ты – закончи»
Муз.рук. кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.
· «Хозяин весел – и гости рады».
· «Много гостей – много новостей».
· «Что есть в печи – на стол мечи».
· «С миру по нитке – нищему рубашка».
· «Как аукнется, так и откликнется».
· «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
А вот послушайте загадку:
Деревянная подружка,
Без неё мы – как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот
И обжечься не дает.
Дети. Деревянная ложка!
Воспитатель раздает детям деревянные ложки.
Муз.рук.
- Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.
Дыхательное упражнение: «Подуй на ложку»
Цель: Подготовить детей к пению. Работать над певческим дыханием.
Песня «Ложки деревенские»
1.Наши ложки знает целый мир
Наши ложки русский сувенир
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
2. Хлебом - солью встретим мы своих друзей,
Ложки расписные - по числу гостей,
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
3. А концерты наших ложкарей
Вызывают радость, гордость у людей,
припев:тот же
4. Мы "Спасибо!" ложке говорим,
Эту песню снова, снова повторим,
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
Муз. рук.- Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.
Дети: (перечисляют) Балалайка, дудочка, рожок, трещотки, жалейка, гусли.
- Муз. рук. Соберутся гости, и начинается гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!
Давайте покажем, что ложки и другие русские народные инструменты веселиться помогали.
Муз.рук.
Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.
Муз.рук. - Музыканты, молодцы! Так весело играли. А сейчас приглашаю вас на веселую «Кадриль Московскую».
Танец «Кадриль»
Муз.рук.
-А теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?
Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных ранее, и выбирает «дрозда».
Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.
Игра «Скок – скок – поскок»
Скок, скок – поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро –
Все вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек
Дети разбегаются, а « дроздок» их ловит.
Игра «Ворон»
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок.
Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу.
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
5 Этап: Рефлексивно-оценочный
Муз.рук.
Вот и закончился наш отдых в русской горнице. Хочется, чтобы вы в памяти унесли что то хорошее, что запомнилось с нашей встречи!
- Что сегодня запомнилось вам больше всего?
сегодня я узнал…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
было интересно узнать…
у меня получилось…
я смогла…
я попробую сам…
Муз.рук.
Времена теперь другие
Как и мысли, и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
Танец-игра «Самовар»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство»
Игровые технологии и изобразительное искусство...
Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.
Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...
Использование кейс-метода на уроках образовательной области «Искусство»
Что такое кейс-метод. Кейс – многозначное понятие, которое трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случае...
Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде
laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...
Музыкальное занятие "Встреча весны" ( с использованием образовательной технологии "Синтез искусств")
Музыкальное занятие "Встреча весны"...