Использование игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Макушина Алена Ивановна

Игровые технологии и изобразительное искусство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал подготовил учитель изобразительного искусства

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»

Макушина Алена Ивановна

Использование игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство»

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Василий Сухомлинский

Из множества известных педагогических технологий можно выделить педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения). Любая педагогическая технология ставит целью и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти цели и средства составляют главную идею и являются основой эффективности результатов, именно к таким можно отнести «игровые технологии».

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Рассматривая «педагогические игры», нужно отметить особенность игровой деятельности, которая являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в дальнейшем идет параллельно с ведущей деятельностью других возрастных периодов.

Феномен значения игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, в воспитании. В отличие от игры «педагогическая игра» обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

На практике отмечается большое количество типов педагогических игр по характеру игровой методики, важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

В технологии педагогических игр можно выделить четыре основных спектра целевых ориентации:

        Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

        Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

        Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

        Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Рассматривая место игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство», можно сказать, что данные технологии стоят далеко не на последнем месте.

Введение в структуру уроков изобразительного искусства игровых технологий имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство духовно-нравственного развития обучающихся, и их социализации. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она связана положительными эмоциями, состоянием удовлетворения, игровая ситуация увлекает ребенка, что способствует его активной творческой деятельности, а следовательно и всестороннему развитию обучающегося.

Используя игровые технологии на уроках изобразительного искусства нельзя забывать о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
  2. Цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление должно быть красочным и разнообразным;
  3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную и художественную деятельность;
  4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся, по принципу от простого к сложному.

Немаловажным в процессе учебной деятельности является разграничение между игрой и изобразительной деятельностью школьника, носящей ярко выраженный художественный характер, а не подмена изобразительной деятельности игрой. Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия, но и эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству.

В своей практике  работы с учащимися  по предмету мы все больше убеждаемся, что учебно-воспитательная работа, организованная на основе игровых коллективных творческих дел, является наиболее эффективной и действенной.  Так изучая тему «Древние корни народного искусства» в 5 классе с применением элементов сюжетно-ролевой игры, обучающиеся охотно выполняют творческую коллективную работу в «Мастерских», каждая мастерская отвечает за исполнение определенных элементов работы. Включение игры в процесс уроков изобразительного искусства, строящихся с опорой на данный учебный предмет, вполне оправдано и эстетически, и педагогически.

Опыт показывает, что учащиеся активнее включаются в игровые формы работы. Здесь наряду с познавательными мотивами появляются и другие, которые в явной или неявной форме проявляются в желании соревноваться, общаться  с учителем и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны, желание просто поиграть, развлечься и так далее.

Всевозможные  творческие конкурсы: тематические конкурсы рисунков, конкурсы изделий декоративно-прикладного искусства, конкурсы творческих работ по техникам исполнения (живопись, графика и др.) с последующим оформлением выставок, особенно стимулируют обучающихся, так как имеют соревновательный характер, здесь же обучающиеся наиболее явно проявляют себя и свои способности.

Интересно проходит урок-игра  «Одежда говорит о человеке» в 6 классе, где в сюжетной игре дети наглядно могут увидеть и прочувствовать главную проблему, сами сформулировать ее, когда одноклассники предстают перед ними в одежде разных эпох и сословий, разыгрывая мини-сценку.

Огромное влияние на развитие личности имеют игры художественно-творческого характера, где ребенок может проявить себя, реализовать свои потребности, так при изучении темы «Цвет. Основы цветоведения» можно создать сказочный мир цветной страны. Данное задание может выполнятся как индивидуально, так и по группам, либо коллективно. В процессе выполнения творческой работы обучающиеся учатся общению, умению принимать и выслушивать мнение других, сотворчеству, ответственности, саморазвитию.

Упражнения на развитие психических процессов обучающихся, которые целесообразно проводить в начале урока в качестве разминки, примером может служить ролевая игра, которую можно провести, изучая раздел архитектура  -  «Дом для профессионалов?». Учащимся предлагается представить город, в котором живут люди разных профессий. Каждый из них хотел бы, чтобы его дом был совершенно особенным, не похожим на другие, но при этом таким, чтобы можно было сразу догадаться о профессии хозяина. Выступая в роли архитекторов, ученики приступают к проектированию дома на бумаге. Такого рода игры направлены на развитие творческого воображения и занимают не более 2-3 минут.

Урок изобразительного искусства не может быть скучным и не интересным, поэтому игровые формы очень важны. Так в 6 классе, когда у ребят уже имеется определённый объём искусствоведческих знаний, интерес у них вызывает игра “Придумай биографию художника”, в процессе которой они должны самостоятельно придумать биографию художника, репродукции картин которого им представлены. 

Используя педагогическую игру как форму организации учебно-воспитательного процесса, учитель может решить ряд задач: привлечь учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявить уровень их знаний и умений, творческих способностей, уровня сформированности творческого воображения, фантазии, формировать их потребности в реализации своих возможностей в практической художественной деятельности. Игровая форма занятий позволяет увлечь школьников, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету.

         Примером применения игровых технологий в качестве диагностики может служить «Диагностика уровня развития творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства»  с применением следующих методик: «Вербальная фантазия», «Волшебные кляксы».

Нельзя забывать и о том, что формы игровой деятельности многообразны, и чем разнообразнее  их применение на уроках и на внеурочных занятиях, тем они интереснее для детей.  Примеры организации уроков изобразительного искусства при помощи игровых технологий многочисленны и зависят от класса, от жизненной ситуации, от времени года (проводятся занятия в помещении или на пленэре), от целей урока, но главное от желания учителя и его подхода к преподаванию.

Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века, как по содержанию, так и по средствам, и по методам обучения. Появилось много новых образовательных технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих отдельные аспекты образования.

Для учителя включающего игровые технологии в урок или во внеклассную работу по предмету «Изобразительное искусство» должны быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра — способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные интерактивные технологии в преподавании предметов образовательной области "Искусство"

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к уровню и качеству образрвания, учителю необходимо овладевать современными педагогическими  технологиями. О...

Современные образовательные технологии в практике преподавания географии.

Современные образовательные технологии в последние годы стали неотъемлемой частью урока географии, а важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучен...

Рабочая программа образовательной области "Искусство", предмет "Музыка"

В данных материалах представлены пояснительные записки к календарно-тематическому планированию по образовательной области "Искусство", предмету "Музыка" с 1 по 8 классы....

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках образовательной области "Искусство" ________________________________________

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках образовательной области "Искусство"...