Использование игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Игровые технологии и изобразительное искусство
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материал подготовил учитель изобразительного искусства
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»
Макушина Алена Ивановна
Использование игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство»
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Василий Сухомлинский
Из множества известных педагогических технологий можно выделить педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения). Любая педагогическая технология ставит целью и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти цели и средства составляют главную идею и являются основой эффективности результатов, именно к таким можно отнести «игровые технологии».
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Рассматривая «педагогические игры», нужно отметить особенность игровой деятельности, которая являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в дальнейшем идет параллельно с ведущей деятельностью других возрастных периодов.
Феномен значения игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, в воспитании. В отличие от игры «педагогическая игра» обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.
На практике отмечается большое количество типов педагогических игр по характеру игровой методики, важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
В технологии педагогических игр можно выделить четыре основных спектра целевых ориентации:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Рассматривая место игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство», можно сказать, что данные технологии стоят далеко не на последнем месте.
Введение в структуру уроков изобразительного искусства игровых технологий имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство духовно-нравственного развития обучающихся, и их социализации. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она связана положительными эмоциями, состоянием удовлетворения, игровая ситуация увлекает ребенка, что способствует его активной творческой деятельности, а следовательно и всестороннему развитию обучающегося.
Используя игровые технологии на уроках изобразительного искусства нельзя забывать о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
- Цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление должно быть красочным и разнообразным;
- В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную и художественную деятельность;
- Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся, по принципу от простого к сложному.
Немаловажным в процессе учебной деятельности является разграничение между игрой и изобразительной деятельностью школьника, носящей ярко выраженный художественный характер, а не подмена изобразительной деятельности игрой. Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия, но и эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству.
В своей практике работы с учащимися по предмету мы все больше убеждаемся, что учебно-воспитательная работа, организованная на основе игровых коллективных творческих дел, является наиболее эффективной и действенной. Так изучая тему «Древние корни народного искусства» в 5 классе с применением элементов сюжетно-ролевой игры, обучающиеся охотно выполняют творческую коллективную работу в «Мастерских», каждая мастерская отвечает за исполнение определенных элементов работы. Включение игры в процесс уроков изобразительного искусства, строящихся с опорой на данный учебный предмет, вполне оправдано и эстетически, и педагогически.
Опыт показывает, что учащиеся активнее включаются в игровые формы работы. Здесь наряду с познавательными мотивами появляются и другие, которые в явной или неявной форме проявляются в желании соревноваться, общаться с учителем и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны, желание просто поиграть, развлечься и так далее.
Всевозможные творческие конкурсы: тематические конкурсы рисунков, конкурсы изделий декоративно-прикладного искусства, конкурсы творческих работ по техникам исполнения (живопись, графика и др.) с последующим оформлением выставок, особенно стимулируют обучающихся, так как имеют соревновательный характер, здесь же обучающиеся наиболее явно проявляют себя и свои способности.
Интересно проходит урок-игра «Одежда говорит о человеке» в 6 классе, где в сюжетной игре дети наглядно могут увидеть и прочувствовать главную проблему, сами сформулировать ее, когда одноклассники предстают перед ними в одежде разных эпох и сословий, разыгрывая мини-сценку.
Огромное влияние на развитие личности имеют игры художественно-творческого характера, где ребенок может проявить себя, реализовать свои потребности, так при изучении темы «Цвет. Основы цветоведения» можно создать сказочный мир цветной страны. Данное задание может выполнятся как индивидуально, так и по группам, либо коллективно. В процессе выполнения творческой работы обучающиеся учатся общению, умению принимать и выслушивать мнение других, сотворчеству, ответственности, саморазвитию.
Упражнения на развитие психических процессов обучающихся, которые целесообразно проводить в начале урока в качестве разминки, примером может служить ролевая игра, которую можно провести, изучая раздел архитектура - «Дом для профессионалов?». Учащимся предлагается представить город, в котором живут люди разных профессий. Каждый из них хотел бы, чтобы его дом был совершенно особенным, не похожим на другие, но при этом таким, чтобы можно было сразу догадаться о профессии хозяина. Выступая в роли архитекторов, ученики приступают к проектированию дома на бумаге. Такого рода игры направлены на развитие творческого воображения и занимают не более 2-3 минут.
Урок изобразительного искусства не может быть скучным и не интересным, поэтому игровые формы очень важны. Так в 6 классе, когда у ребят уже имеется определённый объём искусствоведческих знаний, интерес у них вызывает игра “Придумай биографию художника”, в процессе которой они должны самостоятельно придумать биографию художника, репродукции картин которого им представлены.
Используя педагогическую игру как форму организации учебно-воспитательного процесса, учитель может решить ряд задач: привлечь учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявить уровень их знаний и умений, творческих способностей, уровня сформированности творческого воображения, фантазии, формировать их потребности в реализации своих возможностей в практической художественной деятельности. Игровая форма занятий позволяет увлечь школьников, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету.
Примером применения игровых технологий в качестве диагностики может служить «Диагностика уровня развития творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства» с применением следующих методик: «Вербальная фантазия», «Волшебные кляксы».
Нельзя забывать и о том, что формы игровой деятельности многообразны, и чем разнообразнее их применение на уроках и на внеурочных занятиях, тем они интереснее для детей. Примеры организации уроков изобразительного искусства при помощи игровых технологий многочисленны и зависят от класса, от жизненной ситуации, от времени года (проводятся занятия в помещении или на пленэре), от целей урока, но главное от желания учителя и его подхода к преподаванию.
Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века, как по содержанию, так и по средствам, и по методам обучения. Появилось много новых образовательных технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих отдельные аспекты образования.
Для учителя включающего игровые технологии в урок или во внеклассную работу по предмету «Изобразительное искусство» должны быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра — способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные интерактивные технологии в преподавании предметов образовательной области "Искусство"
Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к уровню и качеству образрвания, учителю необходимо овладевать современными педагогическими технологиями. О...
Современные образовательные технологии в практике преподавания географии.
Современные образовательные технологии в последние годы стали неотъемлемой частью урока географии, а важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучен...
Рабочая программа образовательной области "Искусство", предмет "Музыка"
В данных материалах представлены пояснительные записки к календарно-тематическому планированию по образовательной области "Искусство", предмету "Музыка" с 1 по 8 классы....
Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Метапредметный подход к преподаванию предметов образовательной области «Искусство» на основе взаимодействия различных предметных областей
Выступление на семинаре учителей искусства...
Использование игровых технологий на практике
Практические разработки...
Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках образовательной области "Искусство" ________________________________________
Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках образовательной области "Искусство"...