Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.
учебно-методический материал
Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.
На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_organizatsiya_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_shkole.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.
Ю.И. Комарова
Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.
На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком.
Разработка методики школьного театра, органично включённого в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью.
Театрализованная деятельность может быть на любом уроке, в любом школьном деле. Основные функции театральной педагогики:
- использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях (включая предметы естественно-научного цикла);
- организация театральных постановок и праздников силами одного класса или параллели (по истории, литературе, языку, в том числе по иностранному, МХК);
- организация разовых представлений праздников (приуроченных к юбилейной дате, событию);
- организация школьного театра или детской театральной студии;
- посещение профессиональных театров и театральных музеев для получения яркого эстетического, эмоционального опыта, приобщения к культуре и истории;
- просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках (история, МХК, литература и др.)
Театр – искусство синтетическое. Постановка спектакля – это работа не только с актёрами. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии, сохраняя при этом общую тенденцию к многообразию форм эстетического отражения действительности и самовыражения. Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором.
Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах:
- в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;
- в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения;
- в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Основные виды театральной деятельности, используемые при работе с учащимися:
- театрализация и ролевая игра;
- культура и техника речи;
- сценические движения;
- сценография;
- хореография;
- вокал;
- основы театральной культуры;
- основы актёрского мастерства;
- создание спектакля.
Алгоритм работы создания театральной постановки
Выбор произведения и обсуждение его с детьми. Изучение истории этого произведения, биографии автора. Посещение театров, просмотр театральных постановок по выбранному произведению. Создание сценария. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
Репетиционный процесс требует взаимодействия педагогов различных направлений для юных актеров – это актёрское мастерство, ритмопластика, риторика, сценические движения, культура и техника речи.
Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, их изготовление. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за фото и видео съёмку, за смену декораций, реквизита. Премьера спектакля. Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:
– профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность – специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актёров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссёр также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.
В нашей школе с этого учебного года в рамках внеурочной деятельности организована работа кружка «Волшебный мир театра». В нем занимаются учащиеся 6 – 8 классов без предъявления каких-либо специальных требований. Процесс занятий представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, Эти задания предлагаются в начале каждого занятия кружка с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Помимо упражнений на внимание и воображение мы занимаемся упражнениями на взаимодействие друг с другом, учимся работать коллективно, занимаемся наблюдениями за животными, предметами, людьми, учимся исполнять простейшие этюды.
Участие в театрализованных играх и постановках, сценках обеспечивает «ситуацию успеха» для каждого ребёнка.
Ну, и конечно, особое внимание уделяется знакомству школьников с основами театральной культуры через беседы. Ничто так не производит впечатления на детей, как выступления творческих коллективов, знакомство с театром «изнутри».
И последнее, но не менее важное. В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность ребенка. Для детей участие в постановках, быть может, станет первым опытом осмысленного, оценённого, признанного творчества.
Форма театра дает педагогу возможность свободно проявить фантазию, умения, эстетические пристрастия. Опыт показывает, что в ходе подготовки и после представления взаимоотношения «учитель – ученик» обогащаются, становятся более тесными и доверительными. Авторитет учителя возрастает как в детском коллективе, так и в глазах родителей и коллег – зрителей спектакля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИКТ"
В статье приводятся размышления и выводы учителя информатики об особой роли этого предмета в школе. О том, насколько эффективно испотльзуется компьютерная техника, какие изменения происходят в учебном...
Методическая разработка по организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на занятиях объединений
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на занятиях объединений...
Методическая разработка по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"
Презентация по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"...
Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе. Тема: "Сатирические образы человека"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...
ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...
- Мне нравится (1)