Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде
статья по музыке
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде»
По решению Владимира Путина каждый год в России посвящается определенной теме. Таким образом, Правительство хочет обратить внимание на ту или иную отрасль, событие или важную дату. 2021 год объявлен в нашей стране Годом науки и технологий. В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Вообще компьютеризация современной системы образования – насущная необходимость нашего времени. Сегодняшнему педагогу, работающему в различных образовательных учреждениях необходима развитая информационно-коммуникационная культура. Она включает владение навыками в сфере использования ИКТ технологий, умение адаптироваться к стремительной смене информационных потоков, технологий и т.д. Такой подход, как показывает опыт, являются важнейшим требованием, предъявляемым у современному педагогу. Среди ведущих умений современного педагога на первый план выступают умения по разработке проектов, программ, презентаций, видеосюжетов, клипов и т.п., которые содействуют всестороннему формированию человека современного общества. Современные информационно-коммуникативные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и воспитания.
Так что такое информационно-коммуникативные технологии – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Педагогическая технология с применением интернет, и цифровых ресурсов. Очень важно для педагога организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался в детском саду. Вот как раз использование в ходе занятий с дошкольниками анимационных сюжетов, ярких, запоминающихся картинок, пиктограмм, динамичных изображений, музыкальных, звуковых фрагментов позволяет актуализировать их внимание, длительное время поддерживать их интерес к содержанию занятия. Наиболее результативными видами ИКТ, адаптированными для дошкольного возраста, являются: мультимедийные презентации; образовательные и развивающие программы; интерактивные доски; интерактивные столы; интерактивные песочницы и др.
Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач: делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д. Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Функции ИКТ в педагогической деятельности музыкального руководителя: наглядное пособие; подбор музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности; написания сценариев, нотных партитур; оформления дидактических игр и других методических материалов; обобщения опыта; оформления анкет и других диагностических бланков для родителей; размещения информации на персональном сайте и сайте детского сада; взаимодействия с родителями по электронной почте; оформления «родительских уголков» и информационных стендов; приобретения и применения в профессиональной деятельности книг, методических пособий, журналов в электронном варианте; обмена опытом с коллегами из других регионов России на профессиональных форумах; повышения квалификации дистанционно; участия в профессиональных заочных конкурсах.
Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, представляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований. Цифровые технологии можно включить во все виды музыкальной деятельности:
- «Слушание (восприятие) музыки» - можно использовать компьютерные
презентации, музыкальные мультфильмы. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал. Во время знакомства с творчеством того или иного композитора используется показ портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. При создании мультимедийных пособий могут использоваться следующие компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoint; ProShow Product (программа для создания видео); Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов); Movavi (видео редактор), Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио); Format Factory (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов); PM Nero6 (программа записи на электронный носитель); MimioStudio (программа для создания интерактивных пособий).
- «Музыкально-ритмические движения» - использование мнемотаблиц, с
помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, видеороликов.
- «Пение» - по графическому изображению разучивать различные
попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Благоприятный психологический настрой у дошкольников создаётся при сочетании выразительного исполнения песни и анимационного фона на экране. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, может использоваться видео с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов. Видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона.
- «Музыкально-дидактические игры» - также можно организовать с
применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики. Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра.
- «Игра на детских музыкальных инструментах» - знакомство с
музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучивать партии в оркестре. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.), ритмяшечки.
Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Так, например, в оригинальной форме проходит один из главных детских праздников в детском саду, если дед мороз на экране, а праздник осени радует появлением пчелки, оно приветствует ребят, обещает с ними поиграть. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Современные технологии позволяют создавать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Для того чтобы использовать ИКТ на практике, необходимо изучать много литературы, пользоваться ресурсами Интернет. Данная технология сложна в силу больших временных затрат, но учитывая потребности современного информационного общества овладение ею необходимо. При этом, конечно же, не стоит забывать, что в деле музыкального воспитания важнейшей остается роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер. Что использование ИКТ не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, мотивирует и ребёнка, и педагога. А также важным условием успешности использования ИКТ в работе с дошкольниками является соответствие оборудования нормам СанПин и дозированность также в соответствии с нормами СанПин.
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»)
Список литературы
- Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
- Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
- Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно - информационной среды детей дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных средств обучения на уроках английского языка с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся
Использование интерактивной доски на уроках английского языка. Методы и приемы...
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
Использование инструментов дистанционного обучения как элемент построения современной информационно-образовательной среды.
Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий делает обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективн...
Развитие познавательной активности обучающихся на основе использования интерактивных средств обучения.
Для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных и методически оснащенных систем ...
Использование интерактивных средств обучения на уроках математики
Развитие инновационных технологий и изменяющиеся запросы современного общества приводят к возрастанию роли интерактивных средств обучения на уроках математики....
Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка
Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...
Сообщение "Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час" Лебедева Л.И.
Сообщение Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час...