Информационно- просветительский проект "Телефон доверия – первый шаг к решению твоих проблем"
проект (8, 9, 10, 11 класс)
Цель данного проекта популяризация психологической помощи посредством информирования целевой группы ( подростков) о принципах работы телефона доверия и возможностях получить анонимно и конфидициально квалифицированную консультативно- психологическую поддержку непосредственно в момент обращения, учитывая все нюансы, возникшей проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
информационно-просветительский проект "Телефон доверия – первый шаг к решению твоих проблем" | 99.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
Информационно – просветительский проект:
«Телефон доверия – первый шаг к решению твоих проблем»
Подготовила: Худяшова Нина Валерьевна
психолог в социальной сфере
Ленинск – Кузнецкий
2023
Содержание
Наименование | Стр |
Введение | 3 |
Актуальность проблемы и цель проекта | 3 |
Задачи и этапы реализации проекта | 4 |
Тематический план | 5 |
Содержание организованной тематической деятельности | 6 |
Список литературы | 22 |
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что в жизни любого человека случаются проблемы, которые кажутся неразрешимыми, возникают глубокие душевные переживания, тоска, тревога и даже отчаяние. Чаще всего подобные ситуации возникают в подростковом возрасте, потому что основная особенность подросткового возраста качественные изменения, затрагивающие все стороны его развития. Часто физическое развитие подростка опережает развитие личностных особенностей и установок. Отсюда и возникает повышенная чувствительность в отношении окружающих, значительная ранимость. Часто подростку сложно самому разобраться в затруднительных жизненных ситуациях. А особенности его личностного развития не позволяют ему обратиться за помощью к родным и близким, к педагогам. Возможность высказаться, рассказать о своих чувствах и обидах психологу по телефону доверия, несомненно, поможет подростку принять правильное решение. Поэтому донесение информации о такой возможности, освещение принципов работы телефона доверия позволят привлечь больше подростков, которые решат обратиться за помощью и предотвратит их от совершения непоправимых ошибок.
Важным каналом оказания помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является телефон доверия. Создание на территории Российской Федерации единого номера детского телефона доверия позволило обеспечить оказание детям, подросткам и их родителям (лицам их заменяющим) экстренной консультативно-психологической помощи по телефону, в том числе в случаях жестокого обращения и насилия в отношении детей, включая случаи сексуального насилия как в семье, так и вне ее. Позвонив на номер 8-800-2000-122, каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.
Актуальность проблемы состоит в небольшой освещенности этой возможности в среде подростков, в ложных представлениях о телефоне доверия, принципах его работы.
Целью данного проекта является популяризация психологической помощи, посредством информирования целевой группы (подростков) о принципах работы телефона доверия и возможностях получить анонимно и конфиденциально квалифицированную консультативно- психологическую поддержку непосредственно в момент обращения, учитывая все нюансы возникшей у него проблемы.
Задачи проекта:
- Провести анкетирование подростков, с целью выявления их информирования о особенностях и возможностях обращений по телефону доверия.
- Просмотр и обсуждение презентации на тему « Твой друг – телефон доверия».
- Проведение тренинговых и игровых занятий, совместное оформление наглядных пособий, стенда, разработка буклетов с отслеживанием уровня информированности по теме телефона доверия в игровой форме.
Обоснованность выбранных форм проведения занятий:
Форма проведения интерактивная, посредством презентации, тренинго-игровая, дающая возможность подросткам проявить себя в непринуждённой обстановке, почувствовать себя раскованными, легко усвоить информацию о телефоне доверия.
Информационно – просветительский проект: «Телефон доверия – первый шаг к решению твоих проблем» реализуется среди подростков на базе МКУ Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга»
г. Ленинска - Кузнецкого .
Руководитель проекта – Худяшова Нина Валерьевна, психолог в социальной сфере.
Продолжительность проекта 3 месяцев ( с 25. 09. 2023 по 25.12.2023 г.г.)
Этапы реализации проекта:
1.Начальный этап: Разработка проекта и тематического плана работы.
2.Основной этап проекта: Реализация проекта. Выполнение тематического плана.
3.Заключительный этап: Анализирование результатов, рекомендации для дальнейшей реализации целей проекта.
Данный проект рассчитан на детей от 11 до 15 лет.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Ожидаемые результаты:
Появление заинтересованности и активного отклика подростков на полученную информацию о телефоне доверия.
Расширение (формирование) представления о работе детского телефона доверия, развенчивание ложных представлений.
Осознание участниками преимуществ разговора с профессиональным консультантом.
Тематический план
Таблица 1
Тема занятия | Теория | Практика | |
1 | Беседа «Я в трудной ситуации» Проведение анкетирования «Телефон доверия» | 20 мин 20 мин | Дано домашнее задание- порассуждать на тему преимуществ появления всепонимающего собеседника |
2 | Просмотр презентации «Дети говорят телефону доверия -да! » | 20 мин | Разбор ответов на домашнее задание анонимно 20 мин |
3 | Игровое занятие «Телефон доверия и я» | 40 мин | |
4 | Просмотр видеороликов о телефоне доверия с дальнейшем обсуждением | 40 мин | |
5 | Тренинговое занятие «Телефон доверия твой виртуальный друг» | 40 мин | |
6 | Совместное оформление стенда«Ты не один, мы вместе» | 40 мин | |
7 | Беседа о телефоне доверия. Ролевая игра «Телефон доверия – помощь в трудной ситуации!». | 40 мин. | |
8 | Занятие: «Ложные установки для обращения по телефону доверия» Тренинг «Как подготовиться к консультации у психолога» | 20 мин 20 мин | Практическое домашнее задание: составление списка вопросов, с которыми подростки могут обратиться в службу «Телефон доверия» |
9 | Практикум «Твой телефон доверия» | 40 мин | |
10 | Подведение итогов. Самостоятельный рассказ подростков о телефоне доверия с совместным анализированием. Проведение 2 этапа анкетирования | 40 мин |
Содержание организованной тематической деятельности
- Беседа «Я в трудной ситуации»
Проведение анкетирования «Телефон доверия»
Цель: Установление доверительных отношений с подростками посредством беседы о возникающих у них проблемах и способах их решения. Знакомство с телефоном доверия. Проведение первого этапа анкетирования (был проведен 25 сентября 2023 года) с целью определения уровня информированности подростков о телефоне доверия.
Беседа-упражнение «Я в трудной ситуации»
- Введение правил работы в группе
Цель – создание ощущения безопасности.
Психолог предлагает участникам установить основные правила работы в группе, которые необходимо соблюдать и записывает их на лист. В течение занятия, если возникнет необходимость, можно ввести новые правила.
Примерный вариант правил:
1.Конфиденциальность.
2.Говорить только от своего имени.
3.Уважение к говорящему – не перебивать его.
4.Не давать оценок.
5.Искренность и открытость.
6.Активность.
Психолог: В жизни возникают много вопросов и трудностей. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь, также у каждого из нас бывают ситуации, когда нам на душе просто тяжело, а разговора с подружкой, другом, мамой недостаточно или более того, он нежелателен из- за того, что вопрос очень интимный и деликатный. Как быть? В этот момент так важно быть услышанным. Конечно, можно пойти привычным путем и замкнуться в себе, но можно поступить и по-другому. Вы знаете, в 2010 году в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был создан единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей под номером 8-800-2000-122.
Что это за телефон?
Сегодня любой ребенок, подросток, находящийся в сложной ситуации, может позвонить по бесплатному номеру 8-800-2000-122 и получить необходимую психологическую помощь. Профессиональный психолог поможет снять психологическое напряжение, установить доверительные отношения с окружающими его взрослыми. Сотрудники телефона доверия принимают звонки не только от детей, но и от взрослых в любое время дня и ночи.
- О чем вы можете рассказать специалисту телефона доверия?
(картинка «Ромашка»)
Психолог: что же такое – трудная жизненная ситуация? Это проблема?
Находились ли Вы в трудной жизненной ситуации? Как Вы поступали?
Сейчас я называю ситуацию, а вы говорите, можно ли обратиться по телефону доверия .
⇒ Молодой человек говорит, что не любит своего отца, так как он не общается с ним и постоянно ссорится с мамой. ⇒ Девушка очень расстроена, ее родители разводятся. ⇒ Мужчина считает, что ему неправильно начислили пенсию.
⇒ Девушка переживает, что родители не считаются с ее мнением. ⇒ Молодой человек затрудняется выбрать профессию. ⇒ Девочка пожаловалась, что родители применяют по отношению к ней физическое наказание. ⇒ Женщина жалуется, что в доме уже давно не делается ремонт. ⇒ Мать взрослого человека говорит, что он ей грубит, и даже несколько раз ударил. ⇒ Девушка постоянно находится в подавленном и плохом настроении, ее все раздражает.
⇒ Молодой человек постоянно попадает в конфликтные ситуации. ⇒ Женщина жалуется, что у нее постоянные головные боли. ⇒ В классе все ребята перессорились друг с другом. ⇒Вы поссорились с другом?
⇒ Ты получил в школе двойку и боишься идти домой? ⇒Конфликты с учителями? ⇒Жестокость со стороны сверстников? ⇒Первая любовь?
Теперь Вы поняли, что помощь психолога телефона доверия может пригодиться в разных ситуациях, а также в случаях психологического и сексуального насилия. Как Вы думаете полезно ли было бы иметь кого-нибудь, кому можно рассказать о своих проблемах, обидах, страхах, беспокойстве? Было бы хорошо, если тот, кому Вы всё расскажите, даст полезный совет, не будет Вас осуждать, а просто постарается с Вами найти выход из неприятной ситуации?
Анкета 1 этап
Имя__ ______________ Возраст__________________
1 вопрос: Телефон доверия – это…
Варианты ответов:
1. Это телефон, который тебе поможет
2. По которому можно решить свои проблемы
3. Где тебя поддержат
4. По которому можно рассказать о самом сокровенном
5. Где дадут совет
6. Телефон, который нужен тем, у кого нет друзей
7. Не знаю, что это
8. То, чем никто не пользуется
9. Чушь
10. Помощь для детей с нарушением психики
11. Помощь душебольным
2 вопрос: Знаешь ли ты номер телефона доверия в твоем городе
1. Знаю
2. Не знаю
3. Не помню, но знаю, где посмотреть
3 вопрос: Если не знаешь номер телефона доверия, то где бы ты мог узнать его
1. В интернете
2. В школе ( у учителей, в кабинете, на стенде)
3. У других подростков, друзей, одноклассников
4. У психолога
4 вопрос: Пользовался ли ты когда-нибудь телефоном доверия и почему
1. Да
- не к кому больше обратиться; - там взрослые, они поймут и помогут
- меня никто не видит, можно рассказать всё; - удобно
2. Нет
-стыдно рассказать, что случилось; - боюсь, что кто-нибудь узнает; - всё это чушь, мне никто не поможет; - все взрослые одинаковые; - просто неудобно; - не было желания; - все проблемы решаю с родителями; - все проблемы решаю сам; - не знаю как начать говорить
5 вопрос: Посоветовал бы ты своим друзьям данный способ решения проблем
1. Готов посоветовать друзьям
2. Нет
3. Не знаю
6 вопрос: Если ты обращался за помощью по телефону доверия, то эта помощь оказалась..
1. Нужная
2. Бесполезная
- Просмотр презентации «Дети говорят телефону доверия -да! »
Цель: знакомство с принципами работы телефона доверия.
Практическое задание: освещение и обсуждение анонимных ответов на домашнее задание.
- Игровое занятие «Телефон доверия и я»
Цель: формирование представлений о возможной необходимости принятия посторонней помощи, закрепление мотивации обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.
Психолог: Как вы помните - Телефон доверия – это помощь в трудных жизненных ситуациях. Телефон Доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги. Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность. Любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь. Человек может поделиться с консультантом Телефона Доверия любой беспокоящей его проблемой. Помощь на Телефоне Доверия всегда анонимна. Достаточно просто назвать вымышленное имя для удобства общения. Теперь мы познакомимся.
Игра «Знакомство»
Цель – знакомство с участниками и участников между собой, установление контакта с группой. Психолог представляется участникам, и предлагает им написать имя, которым они хотели бы, чтобы к ним обращались на время занятия (имя может быть выдуманным или настоящим, это может быть прозвище, которым обращаются к нему близкие люди и т.д.), на листе бумаги и прикрепить булавкой к одежде. Затем каждый по очереди представляется и рассказывает о своем имени (настоящее ли это имя, может быть значение имени, если это прозвище, то откуда оно появилось, что чувствует подросток, когда к нему обращаются данным именем и т.п.).
Игра «Эмпатия»
Эмпатия - способность человека сопереживать, умение понять состояние другого. Это главное качество психолога телефона доверия, без которого он не сможет помочь, кому нужна помощь. Давайте попробуем определить у кого эта способность развита. Из всех детей выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные ребята получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.
(Карточки: гнев, радость, задумчивость, интерес, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, уныние, подозрение.)
Ролевая игра «Телефон доверия – помощь в трудной ситуации!».
Психолог: Перед вами карточки, и я предлагаю выбрать себе проблемную ситуацию и позвонить на Телефон доверия и попробовать себя в роли консультанта или подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Примерные ситуации:
• Хочу убежать из дома. Родители надоели со своими замечаниями. Что делать?
• Мама не хочет покупать мне новый телефон, потому что я учусь на тройки. Как мне быть?
• Я поругалась с парнем, которого очень люблю и очень переживаю. Помогите!
• Я часто грублю учителям, никогда не считаю себя виновным. Мне кажется, что только с меня строго спрашивают, с учёбой не ладится. Как мне быть?
• Курить начал с 7 лет, пробовал алкоголь. Сейчас мне 12 лет. Хочу бросить курить, выпивать, но ничего не получается. Мои родители сами пьют и курят. Я никому не нужен. Что мне делать?
• Мои родители очень часто употребляют алкогольные напитки. Нашу семью постоянно посещает участковый инспектор. Их могут лишить родительских прав, тогда я с братом поеду в детский дом. Помогите мне решить проблему?
• У нас в семье сильно пьёт отец. Пьяный он бьёт маму и мне очень часто достается от него. Что нам с мамой делать? Помогите!
• Папа от нас ушёл. Мы с сестрой живём с мамой, но очень скучаем по отцу. Мама запрещает нам с ним видеться. Как нам делать, как нам быть?
Заключительный этап
Итак, что такое Телефон доверия и для чего он нужен? (ответы детей).
Кому вы можете рассказать об этом? (родителям, друзьям)
А теперь вытянете перед собой ладошки. В правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли, в левую- те, что сейчас получили. Теперь хлопнете ладонями и громко скажите «Спасибо!»
- Просмотр видеороликов о телефоне доверия с дальнейшем обсуждением.
Цель: закрепление знания о телефоне доверия. Развитие умения анализировать собственные поступки. Формирование знаний несовершеннолетних о защите своих прав;
Ссылка на социальные ролики https://rutube.ru/plst/141634/
- Тренинговое занятие «Телефон доверия твой виртуальный друг» с элементами игр.
Цель: повышение узнаваемости номера телефона доверия 8-800- 2000-122, а также повышение уровня доверия среди подростков к детскому телефону доверия как услуге экстренной психологической помощи. Формирование представлений детей о жизненных ситуациях, которые требуют обязательного об Тренинговое занятие «Телефон доверия твой виртуальный друг»
Психолог : Добрый день, рада вас видеть на нашем занятии- тренинге «Телефон доверия твой виртуальный друг»! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить и закрепить знания о Детском телефоне доверия. 17 мая отмечается Международный день Детского телефона доверия, а 1 сентября исполнилось 13 лет работе телефона доверия в нашей стране.
Вступление (что такое тренинг?)
Это метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и (или) совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков у людей. Попробуем и мы моделировать , делать это будем играя в различные игры.
Игра Ассоциации
Психолог: Итак, упражнение называется «Ассоциации». Послушайте, пожалуйста, инструкцию: каждому из вас по очереди нужно будет дать ассоциацию на слово, которое назовет ваш сосед, с первого участника до завершающего. Сделать это нужно очень быстро. Например, я говорю Дом. Следующий участник слева от меня говорит свою ассоциацию на слово «Дом», допустим - «Тепло», у следующего «Тепло» ассоциируется с «Морем», и так далее по кругу, пока все не скажут свои ассоциации. Понятно задание?
Игра «Да, нет, не знаю»
Психолог : вам необходимо дать ответ на каждый вопрос варианты ответов «да, нет, не знаю» Карточки не подписываем – это анонимно.
Начали. 1. Я знаю, что такое Телефон доверия
(Действительно, телефон доверия – это служба экстренной психологической помощи, куда может анонимно обратиться любой человек, который оказался в трудной ситуации и получить поддержку и помощь абсолютно бесплатно).
2. Телефон доверия – это телефон, на который можно звонить по любому вопросу
(На Телефон доверия можно звонить по очень многим вопросам, касающимся отношений с родителями, друзьями, учителями, различных чувств, переживаний, сложностей выбора. Но важно понимать, что когда кто-то звонит на Телефон доверия ради шутки и розыгрыша, он лишает возможности дозвониться и получить помощь того, кто в ней в этот момент нуждается).
3. Один человек опубликовал свой домашний телефон в газете и предложил всем, кому нужна поддержка, звонить ему. Так появился Телефон доверия
(На самом деле это правда. Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в сложной жизненной ситуации. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону).
4. В жизни могут случаться ситуации, когда человеку очень важно получить поддержку, но его близкие и друзья могут не понять, как его поддержать (Порой бывает нелегко попросить о помощи знакомых людей, кто-то считает, что это проявлении слабости, кому-то неловко. Звонок на Телефон доверия может помочь снять эти барьеры. Ведь это анонимный звонок. Консультант не знает вас, ни вашу внешность, ни ваш характер. Откровенный разговор не повлияет негативно ни на ваш статус, ни на отношения со взрослыми или сверстниками из вашего окружения).
5. Я имею право получить помощь и поддержку, если я в них нуждаюсь (Действительно, каждый из вас имеет право на помощь и поддержку в любой трудной ситуации, и реализовать данное право каждый может, позвонив на Детский телефон доверия).
6. В некоторых ситуациях получить консультацию психолога более эффективно, чем спрашивать совета у друзей
(Действительно, есть вопросы, которые требуют участия специалистов, которые могут рассказать, как правильно действовать в ситуации, в какие компетентные службы следуют обратиться).
Принципы работы телефона Доверия:
• Помощь всегда предоставляется бесплатно. Звонить можно с любого телефона – городского, мобильного, даже из телефонной будки - и везде это будет бесплатно
• Безопасность: соблюдение этих принципов обеспечивает безопасность как для звонящего, так и для его окружения. Звонок на Телефон доверия не является жалобой или доносом на родителей, учителей, друзей. В результате этого звонка никто из окружения звонившего не пострадает.
Упражнение «Коридор доверия»
Участники выстраиваются в две шеренги друг против друга, образуя «коридор». Каждый (по очереди) проходит по этому коридору с закрытыми глазами, а остальные участники через прикосновения, поглаживания передают свое отношение идущему по этому коридору.
Рефлексия: Понравилось ли проходить по коридору? Какие чувства испытывали во время упражнения?
Упражнение «Спасибо!»
Участники встают в кружок. Ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня: свой багаж настроения, мыслей, знаний. А на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО! Спасибо всем за отличную работу!
- Совместное оформление наглядного стенда- коллажа «Ты не один, мы вместе»
Цель: формирование навыков работы в команде, запоминание номера телефона доверия.
- Беседа о телефоне доверия. Ролевая игра «Телефон доверия – помощь в трудной ситуации!».
Цель: формирование представления о ситуациях, с которыми можно обратиться за помощью, составление списка вопросов, с которыми подростки могут и готовы обратиться в службу «Телефон доверия. Формирование положительного образа консультанта телефона доверия.
Психолог: Здравствуйте, сегодня мы снова с вами поговорим о детском «Телефоне доверия». О том, кто работает на телефоне и немного поиграем.
- Как вы понимаете слово «доверие»?(ответы).
Доверие -открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Главным и первым признаком доверия, является наличие такого факта во взаимоотношениях как верность. Это готовность по взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией, а также определёнными особыми действиями между субъектами.
Психолог: Телефон доверия -это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно. Вскоре вслед за взрослыми телефонами доверия стали организовывать телефоны доверия для детей.
Вопросы для обсуждения:
• Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
• Что делаете, когда у вас плохое настроение?
• Кому вы рассказываете, что у вас плохое настроение?
• Труднее переживать неприятности одному, или поделиться?
• Кто вам может помочь, если вы оказались в трудной ситуации?
Психолог: в жизни много трудностей и вопросов. Каждый человек может попасть в такую ситуацию, когда ему необходима помощь. В этот момент важно быть услышанным! Телефон доверия – это служба, куда можно анонимно, бесплатно позвонить с любого телефона, чтобы обсудить отношения с друзьями и близкими, школьные и семейные отношения. Служба Детского телефона доверия с единым федеральным номером 8-800-2000-122 организована по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Разговор с опытным психологом поможет:- справиться с эмоциональным напряжением; - разобраться в детско-родительских взаимоотношениях; - лучше понять себя и свои чувства;- повысить психологическую грамотность.
Основные принципы работы Детского телефона доверия:
•Бесплатность– звонок любой продолжительности на Детский телефон доверия 8-800-2000-122 абсолютно бесплатный с любого мобильного или стационарного телефона.
•Анонимность - общение с консультантом (психологом) Детского телефона доверия полностью анонимно: отсутствует определитель номера, можно представиться вымышленным именем.
•Доступность - действует на всей территории России, позвонить можно из любой точки страны с любого телефона.
•Конфиденциальность - содержание разговора останется тайной. Никакая информация об обратившемся за помощью на Детский телефон доверия, а также о тематике его обращения не раскрывается.
•Профессионализм - на Детском телефоне доверия работают только квалифицированные психологи, прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты.
Ролевая игра «Телефон доверия – помощь в трудной ситуации!».
Психолог: Перед вами карточки, и я предлагаю выбрать себе проблемную ситуацию и позвонить на Телефон доверия и попробовать себя в роли консультанта или подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Примерные ситуации:
• Хочу убежать из дома. Родители надоели со своими замечаниями. Что делать?
• Мама не хочет покупать мне новый телефон, потому что я учусь на тройки. Как мне быть?
• Я поругалась с парнем, которого очень люблю и очень переживаю. Помогите!
• Я часто грублю учителям, никогда не считаю себя виновным. Мне кажется, что только с меня строго спрашивают, с учёбой не ладится. Как мне быть?
• Курить начал с 7 лет, пробовал алкоголь. Сейчас мне 12 лет. Хочу бросить курить, выпивать, но ничего не получается. Мои родители сами пьют и курят. Я никому не нужен. Что мне делать?
• Мои родители очень часто употребляют алкогольные напитки. Нашу семью постоянно посещает участковый инспектор. Их могут лишить родительских прав, тогда я с братом поеду в детский дом. Помогите мне решить проблему?
• У нас в семье сильно пьёт отец. Пьяный он бьёт маму и мне очень часто достается от него. Что нам с мамой делать? Помогите!
• Папа от нас ушёл. Мы с сестрой живём с мамой, но очень скучаем по отцу. Мама запрещает нам с ним видеться. Как нам делать, как нам быть?
Заключительная часть:
Знайте, что на Телефоне доверия вас всегда выслушают, помогут советом или добрым словом и дадут почувствовать уверенность в себе. В жизни много вопросов и трудностей. В каждый момент жизни важно быть услышанным. Позвони – ты не один. В завершение нашего занятия давайте назовем номер телефона доверия 8-800-2000-122.
- Занятие: «Что мешает мне обратиться к психологу»
Тренинг: «Как подготовиться к консультации у психолога»
Цель: развенчивание мифов об обращении на телефон доверия. Стимулирование опыта преодоления психологических барьеров, мешающих обратиться к психологу. Запоминание номера телефона доверия.
Психолог : Как вы думаете, почему многие люди не хотят обращаться к психологу, даже когда ему явно нужна помощь. Давайте попробуем порассуждать вместе. Можно предложить игру в парах. Один участник играет роль человека, которому нужна помощь, но который боится обращаться к психологу, другой будет доказывать, почему это необходимо*.
Игра -обсуждение: Что мешает людям принять помощь психолога?
ЛОЖНЫЕ УСТАНОВКИ!
1. Думаю, что обращаться за помощью – это признак слабости и глупости.
1. *Странно, что никто не считает слабостью и глупостью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид! Признать наличие проблемы предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста – показатель интеллекта и душевной силы.
2. Думаю, что психолог – для больных и «психов».
2. *Психологи работают только со здоровыми людьми.
3. Считаю, что раскрывать свои чувства стыдно.
3. *По телефону есть возможность рассказать обо всем, что тревожит, и получить профессиональную помощь, оставаясь неузнанным.
4. Не умею разговаривать о своих чувствах, думаю, что никто не сможет понять мои проблемы.
4. *Психолог ТД поможет выразить чувства, облегчить эмоциональное состояние, профессионально поможет разобраться в проблеме.
5. Боюсь говорить о своей проблеме, потому что это очень больно.
5. *Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической.
6. Боюсь, что телефоны прослушиваются.
6. *Телефон Доверия (Телефон горячей линии «Детство») – это телефон информационной и психологической помощи. Не надо путать его с Телефоном Доверия ФСБ, УВД, ГАИ и т. п. Ну и самое главное, человек, который обращается за консультацией, не называет ни своей фамилии, ни адреса, он может не называть места учебы, работы, не называть имен своих близких и т. д. Тогда чего вы боитесь?
7. Боюсь, что психолог начнет «воспитывать» и «учить жить».
7. *Нет, не будет. Задачи психологического консультирования в другом: - помочь разобраться в себе; - показать возможность выбора; - наметить пути выхода из проблемной ситуации; - предоставить психологическую информацию.
8. Не знаю, считать ли свою проблему настолько серьезной, чтобы обращаться к профессиональному психологу.
8. *Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. Иногда то, что кажется ужасным и почти неразрешимым, может решиться с помощью специалиста довольно легко. Если вы сомневаетесь, лучше сразу обратиться к психологу ТД, тем более, что это можно сделать бесплатно и не выходя из дома. Психолог поможет разобраться, насколько серьезная и глубокая проблема. Ну, а если вы ошиблись и ваша проблема является простой или она вообще не относится к психологической, - ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что делать дальше (к каким специалистам обратиться).
9. Считаю, что все дело в «невезении», «злой судьбе», и никто не сможет помочь.
9. *Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологические причины. Поэтому если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обратиться к психологу, чтобы понять истинные причины проблем. Но бывают ситуации, когда люди не могут поделиться проблемой даже с самыми близкими. В такие моменты важно, чтобы каждый ребенок и подросток знал, что существует служба Детского телефона доверия 8-800-2000-122.
Тренинг: «Как подготовиться к консультации у психолога»
Цель: стимуляция опыта общения с психологом и опыта преодоления барьера неизвестности.
Психолог: «Подумайте, с какой психологической проблемой вы могла бы обратиться за консультацией к психологу».
1.Что с вами происходит? В чем заключается ваша проблема?
2.Когда все это началось?
3.Почему именно сейчас захотели обратиться к психологу?
4.Что больше всего не устраивает и волнует в том, что происходит?
Упражнение «Как начать разговор у психолога» Ролевая игра.
Цель: преодоление барьера «первого шага» при вступлении в контакт и создание практического опыта начала разговора с психологом.
«Когда вы звоните на телефон доверия, то вы слышите «Алло! Телефон доверия» или «Алло! Слушаю вас», тогда вам нужно:
1) Поздороваться и удостовериться, что вы попали именно на телефон доверия;
2) Вы можете не называть своего имени (а можете и назвать, если хотите);
3) Затем сообщите о цели своего звонка, например: «У меня есть проблема, и я хотел бы с ней разобраться» или: «У меня возникли кое-какие вопросы. Мне хотелось бы их обсудить с вами»;
4) Выслушав согласие консультанта, начните излагать суть проблемы;
5) Консультант будет задавать вопросы, на которые лучше всего отвечать искренно;
6) А затем вы вместе будете анализировать ситуацию, думать, как лучше разрешить проблему; если понадобится, психолог сообщит вам некоторые сведения, касающиеся вашей проблемы, поэтому хорошо бы приготовить на всякий случай блокнот и ручку;
7) Учтите, что психолог – не волшебник, он не решит за вас вашу проблему, но он поможет взглянуть на нее по-новому и найти возможности для ее разрешения; кроме того, консультант может обратить ваше внимание на психологические нюансы и закономерности, о которых вы не догадывались.
Примеры начала разговора:
1.-Алло! Телефон доверия!
Здравствуйте!... У меня есть важная тема для разговора…
-Слушаю вас.
-Я очень волнуюсь, и поэтому не знаю, с чего начать…
-Это волнение понятно. Главное – не торопиться. У нас достаточно времени. Вы можете начать с чего угодно, постепенно мы во всем постараемся разобраться.
2.-Алло! Слушаю вас.
-Здравствуйте, это телефон доверия?
-Да, это телефон доверия
-Мне бы хотелось получить консультацию психолога
-Пожалуйста, психолог слушает вас.
-Вы знаете у меня несколько проблем, и я не знаю с какой начать?
-Начните с того, что именно сейчас пришло вам в голову, а потом само по себе всплывет и остальное.
Психолог: «Сейчас я буду играть роль консультанта, который снимет трубку телефона доверия, а кто- то из вас начнет со мной разговор».
Обсуждение. «Как вы думаете, будете ли вы обращаться на телефон доверия в случае возникших затруднений? Чем для вас были полезны упражнения о телефоне доверия?
- Практикум «Твой телефон доверия»
Цель: Расширение (формирование) представления о работе детского телефона доверия и доверительного отношения к службе экстренной психологической помощи.
- Самоанализ участниками собственных значимых проблем, осознание возможности обращения на детский телефон доверия, разъяснение сомнений.
- Осознание участниками преимуществ разговора с профессиональным консультантом.
Разминка «Поменяйтесь местами»
Цель: Разогрев и раскрепощение группы.
Психолог становится в центр круга, подростки сидят вокруг на стульях. Психолог дает команду участникам: «Поменяйтесь местами те, кто…». Далее называет какой-либо признак, например: «любит лето», «умеет играть на музыкальном инструменте», «надел что-нибудь зеленое сегодня» и т.п. Пока участники меняются местами, психолог старается занять любой стул, а тот, кто не успел сесть, становится ведущим.
Беседа «Телефон доверия» с элементами мозгового штурма
Психолог напоминает подросткам о Детском телефоне доверия и принципах его работы.
-Кто-нибудь из вас слышал о детском телефоне доверия? Для чего он нужен? Телефон доверия – это служба экстренной психологической помощи, куда может обратиться любой человек, в любом населенном пункте Российской Федерации, позвонив со стационарного или мобильного телефона.
Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в сложной жизненной ситуации. Англичанин Чад Вара разместил в газете объявление со своим номером телефона и приглашением звонить в любое время суток тем, кому плохо. Ему стали часто звонить. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Два основных принципа работы телефона доверия: конфиденциальность и бесплатность.
Что значит конфиденциальность? Абсолютно правильно: вы не знаете
человека, к которому обращаетесь, и он не знает вас. Если вам удобно, вы можете назваться не своим именем, а выбрать себе псевдоним. Все о чем вы будете говорить с психологом, останется между вами. Более того, в любой момент вы можете повесить трубку.
Телефон доверия работает круглосуточно. Это означает, что если вам плохо, вы можете позвонить в любое время суток. На линии работают профессиональные психологи.
Психолог напоминает участникам об основных принципах работы телефонного консультанта психолога.
-Кстати, кто такой психолог? Чем разговор с психологом отличается от помощи друга или семьи? Психолог – это специалист, с высшим психологическим образованием, к которому можно обратиться за помощью. Работа психолога базируется на основных принципах:
- О конфиденциальности мы уже говорили, все, что вы расскажете психологу, останется между вами;
-Другой принцип работы психолога – не давать оценок. Даже если вы считаете себя виноватыми в чем-то, не довольны собой, психолог не будет осуждать вас и ставить вам оценки за поведение и действия.
-Еще один принцип работы психолога состоит в том, что он не будет давать вам готовые советы, а вместе с вами будет разбираться в ситуации и помогать искать решение.
Психолог обсуждает вместе с участниками, по каким вопросам можно
обращаться на телефон доверия (основные идеи выписываются на лист ).
- Теперь мы поговорим о том, по каким вопросам можно и нужно обращаться на детский телефон доверия? Давайте вы будете называть свои варианты, а я запишу их на листе. Вы можете позвонить на телефон доверия по самым разным вопросам, которые могут касаться ваших отношений с семьей, друзьями, учителями, переживаний, чувств, проблемных ситуаций. Даже если для других ваши проблемы кажутся несущественными, но вы из-за них переживаете, вы можете позвонить на телефон доверия. Возможно, вы не можете поделиться своими переживаниями с близкими людьми (вам может быть неловко, вы боитесь, что вас не поймут). Разговор с психологом по телефону никак не повлияет на ваш статус, отношения с семьей и друзьями.
Упражнение «О чем я молчу»
Цель - самоанализ участниками собственных значимых проблем, осознание
возможности обратиться с ними на Детский телефон доверия, разъяснение сомнений. Психолог предлагает участникам проанализировать значимые для них ситуации, вопросы, переживания, разделив их при этом на три категории:
1. те, которыми можно поделиться с семьей
-Поделюсь с семьей или близкими взрослыми
-Расскажу друзьям
-Не скажу никому
2. те, о которых можно рассказать друзьям;
3. те, о которых участники не будут рассказывать никому.
У каждого из нас есть какие-то проблемы, вопросы, вызывающие беспокойство, сомнения. Некоторыми из этих проблем мы можем поделиться с семьей или с кем-то из близких взрослых. Некоторыми нашими мыслями мы можем поделиться с друзьями, но никогда не расскажем о них семье. Подумайте теперь, есть ли у вас мысли, ситуации, которые вас беспокоят, но вы не решаетесь рассказать о них никому? Запишите, пожалуйста, что у вас получилось. Эта информация конфиденциальная, о ней никто кроме вас не узнает.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствуете, когда у вас серьезная проблема, беспокоящие мысли?
- Всегда ли вы знаете, как эту проблему решить (как перестать беспокоиться)?
- Хотелось бы поделиться своими переживаниями с семьей или друзьями? Как они могут отреагировать?
- Почему не всегда можете поделиться с близкими?
- Что вы чувствуете, когда вас не понимают?
- Допустим, какой-то человек хочет позвонить на телефон доверия и поговорить с психологом, но его что-то останавливает. Что это может быть?
Упражнение «Иду на голос»
Цель – осознание участниками преимуществ разговора с профессиональным консультантом.
Подростки образуют два круга – внешний и внутренний, с одинаковым количеством участников, стоящих друг напротив друга. Участники внешнего круга получают карточки с написанной на них фразой (либо ведущий говорит каждому из подростков по отдельности, что он должен произносить и с какими эмоциями). Участники внутреннего круга получают задание: «Подумайте о проблеме или ситуации, которая вас беспокоит или беспокоила недавно». Теперь подростки, стоящие друг напротив друга, должны обменяться фразами по следующему принципу: тот, кто во внутреннем круге говорит: «У меня проблема», а другой отвечает так, как написано у него на карточке. После этого, по команде ведущего, внутренний круг сдвигается, и процедура повторяется между другой парой и так далее до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. После этого подростки меняются ролями: участники внешнего круга говорят «у меня проблема», а участники внутреннего круга отвечают.
Примерные варианты фраз:
- У всех проблемы! (с безразличием)
- У меня нет времени! (с раздражением)
- Расскажи, что случилось? (с интересом к собеседнику)
- Опять во что-то вляпался!? (со злостью)
- Сколько можно! (с возмущением)
- Хочешь об этом поговорить? (спокойно)
- Да это все ерунда! А у меня вообще беда! (воодушевленно)
- Ну и что! Подумаешь! (устало)
- Все наладится! Не переживай! (с сочувствием)
- А кому сейчас легко! (нравоучительно)
Вопросы для обсуждения:
- Что чувствовали во время проведения упражнения?
- С кем не хотелось делиться проблемами? Почему?
- С кем-нибудь из участников захотелось поделиться своей проблемой?
- Как, по-вашему, будет вести себя консультант телефона доверия?
- Подведение итогов. Самостоятельный рассказ подростков о телефоне доверия с совместным анализированием.
Проведение 2 этапа анонимного анкетирования.
Цель: Получение обратной связи. Повышение уровня доверия среди подростков к детскому телефону доверия как услуге экстренной психологической помощи.
Психолог: Мы провели много тренингов и занятий по теме : «Телефон доверия», узнали историю его появления, принципы работы, научились начинать разговор с психологом, поняли, что нас всегда выслушают и поймут. Теперь давайте попробуем рассказать самостоятельно , что вы поняли и с какими вопросами будете обращаться по телефону доверия.. А чтобы преодолеть страх перед началом рассказа , проведем специальное упражнение.
Упражнение «Страх – комедия»
Цель: формирование навыка борьбы со страхом в общении.
Психолог: Для начала выберите неприятный случай, страх или травмирующее воспоминание, которые вам бы хотелось нейтрализовать.
1. Вспомните свою ситуацию общения, которая когда-либо вызывала у вас страх.
2. А теперь мысленно представьте себя смотревшим фильм на телефоне или ноутбуке, поместите на экран Вашу ситуацию, включите звук громче. Как только сделаете это, осознайте, что неприятные чувства ослабели.
3. А теперь смотрите со стороны, как вы смотрите этот фильм с вашим участием и слушаете текст о том, что происходило когда-то.
4. А ведь Вы можете управлять этим фильмом. Остановите его. Нажмите кнопку «Пауза». Все замерло. Ощущения тоже стали еще меньше.
5. А теперь можете ускорить изображение. Затем, добавьте какую-то веселую музыку, и Вы увидите забавную комедию.
6. Осознаёте, что неприятных чувств уже нет. А что есть?
7. Вот и все. Если, в будущем, Вам приведется испытывать что-то еще страшное, опять включайте фильм с вашим участием и сделайте все происходящее веселой комедией.
Давайте теперь расскажите нам всем о телефоне доверия, но каждый может за один раз говорить одну фразу. Будем говорить по очереди. Тому, кто расскажет больше всех, будет присвоено знание Знатока.
Проведение 2 этапа анонимного анкетирования.
Анализирование результатов.
Список литературы
- Детский телефон доверия. Методические материалы для проведения информационно- просветительской работы с детьми и родителями / https://cspsid-kirov.ru›assets/mgr/files/01092019 (дата обращения: 19.11.2023).
- Детский телефон доверия: проблемы, решения, перспективы развития: Материалы городской научно-практической конференции. / Под ред. Ю.М. Забродина – М.: МГППУ, 2009. – 182 с.
- Маркеева, М. В. Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы / М. В. Маркеева, А. Е. Чувашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2014. - № 21.1 (80.1). - С. 117-120. - URL: https://moluch.ru/archive/80/13798/ (дата обращения: 19.10.2023).
- Романова Е. С. Работа психолога на телефоне доверия. Методическое пособие. - М.: МГПУ, 2001. – 69 с.
- Федунина Н.Ю., Чурсина Е.А. Образ телефона доверия в России в зеркале прессы и воспоминаниях сотрудников // Консультативная психология и психотерапия. 2010. Том 18. №1. С. 180–199.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей
В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обра...
Информационно-просветительский буклет для родителей по раннему выявлению наркотических веществ у несовершеннолетнего.
Информационно-просветительский буклет для родителей по раннему выявлению наркотических веществ у несовершеннолетнего...
Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»
Информационная карта проекта Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству» Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Берд...
Разработка в номинации информационно- просветительской направленности представлена в виде материала для родительского собрания на тему: «Синдром приобретенного иммунодефицита ( СПИД) – миф или реальность»
Разработка в рамках областного конкурса методических материалов педагогов образовательных организаций Тульской области «Как не допустить беды».Разработка в номинации информационно- просветительской на...
Информационно-просветительское мероприятие медиаторов-ровесников "Информационный марафон. От равного - к равному"
Участники Клуба медиаторов-ровесников предложили проводить информационные мероприятия о СШМ для учащихся в форме информационного марафона, в котором информация о службе медиации представля...
Создание информационного простанства взаимодействия семьи и школы: новации и инновации при решении социальных проблем ребенка.
Статья о важности создания информационного пространства взаимодействия семьи и школы на примере ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга...
Информационно - просветительская, профилактическая, консультационная работа среди родителей (законных представителей)
Материал консультативной работы с родителями...