Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей
статья по теме
В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekciya_socped.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Прохоровская гимназия»
Выступление на заседании июньской секции логопедов, психологов, социальных педагогов
Тема выступления:
«Организация информационно-просветительской работы
с родителями (законными представителями) несовершеннолетних,
оказание им помощи в воспитании детей»
Подготовила: Борзых И.В.,
социальный педагог 7-11 классов
МОУ «Прохоровская гимназия»
п. Прохоровка
июнь 2011 года
В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания".
С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:
- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
- Формирование у родителей потребности в самообразовании.
- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Социальный педагог в работе с семьей выступает в трех основных качествах:
- консультанта по вопросам воспитания;
- защитника прав ребенка;
- посредника между семьей и другими социальными институтами.
Деятельность социального педагога с семьей включает в себя три основные составляющие социально-педагогической помощи:
- образовательную,
- психологическую,
- посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления: - помощь в обучении, которая направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей; - помощь в воспитании с использованием методов консультирования, создания воспитывающих ситуаций.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает социально-психологическую поддержку (например, в период кратковременного кризиса) и коррекцию межличностных отношений, когда в семье существует психическое насилие над ребенком (запугивание, оскорбление, унижение достоинства ребенка).
Посредническая составляющая социально-педагогической помощи предполагает:
- помощь в организации (например, семейного досуга);
- помощь в информировании (по вопросам социальной защиты);
- помощь в координации (привлечение различных служб для совместного решения проблем конкретной семьи).
Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:
1. Правовое воспитание родителей:
- знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;
- взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;
-индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;
2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).
3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.
Информационно-просветительская работа с родителями:
- выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
- обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов КДН и ЗП;
- организация консультаций специалистов (медицинских работников, педагогов) для родителей;
- посещение на дому детей группы «риска» и неблагополучных семей;
- организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
- проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций;
- лектории;
- семинары;
- педагогические практикумы;
- конференции;
- обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;
- организация курсов по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;
- тренинги;
- ролевые игры;
- практические занятия;
- оформление информационных стендов.
Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями-предметниками, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.
Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.
Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, почти всегда создают реальные сложности в формировании подростков. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику правонарушающего поведения несовершеннолетних. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь подростка. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе.
Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально-значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. Подросток всегда воспринимает в родительской семье определенные образцы поведения.
Среди общих мер профилактики, направленных как на подростков «группы риска», выделяется организацию здорового образа жизни. Как правило, здоровый образ жизни, начинается в семье. Именно в микросреде подростки набирают свой социальный и нравственный опыт, на основе которого затем формируются их взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. Поэтому трудности в поведении и нравственном развитии являются следствием дефектов в системе взаимосвязей и отношений подростков с микросредой.
Выделяются четыре вида «проблемных» семей:
- конфликтующая семья, где родители не ладят друг с другом;
- аморальная семья, где супруги стали объектом общественного осуждения;
- педагогически несостоятельная семья, где взаимоотношения выстроены между членами семьи верно, но способы воспитательного воздействия неправильны;
- асоциальная семья, где отрицается право и мораль, где применяется физическое насилие.
Меры по педагогизации среды должны включать: повышение педагогической культуры родителей; педагогическое руководство воспитанием в семье; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; организация административного, правового и общественного контроля за семьями, уклоняющимися от исполнения своих родительских обязанностей.
Констатируя наличие у подростка отрицательных качеств, родители заявляют о своей беспомощности в их преодолении, об отсутствии знаний, опыта, времени, терпения. Родители часто не осознают причин негативных явлений, не способны анализировать возникающие ситуации.
Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания.
На практике зарекомендовали себя групповые формы работы с родителями. Одной из них является родительский семинар. Основная задача психокоррекции семейного воспитания и развития детей в семье состоит в расширении знаний родителей о психологии воспитания, психологических законах развития подростка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания. Главной «мишенью» формирования родительской культуры становится самосознание родителей, система некритично усвоенных стереотипов воспитания, а также реальные формы взаимоотношений со всеми членами семьи, которые нередко вносятся в общение с подростком и могут нарушать его. На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, в осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.
Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. А именно:
- распределяет участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;
- организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;
- организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализациях групповых и общественных программ;
- отслеживает результаты;
- информирует: комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ; начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.
Работа социального педагога с родителями по формированию гражданственности и патриотизма у детей.
Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Нравственные нормы общества сначала предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемыми родителями. Еще не являясь осознанными, эти нормы усваиваются как единственно возможный способ поведения. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, прежде всего, родителей и учителей, являются главным фактором успешного воспитания детей. Для института семьи важнейшими являются две особые этические ценности: ответственность и доверие.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданина необходимо, чтобы цели, стремления, заботы общества были целями и заботами семьи. Ведь гражданственность – это чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за его безопасность. Ребенок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей ребенок. Затем в классе, кругу сверстников, в общественных организациях подросток получает уроки товарищества. Понятие «мы» для него все больше расширяется. Это естественный процесс расширения отношений ребенка с окружающим миром, если этот процесс «не искажен влиянием среды, недостатками в воспитании». Таким образом, воспитание гражданина в семье означает подготовку растущего человека к выполнению функций хозяина и труженика страны, защитника Родины, к участию в решении текущих и перспективных задач государства, и, в конечном счете – к участию в сознательной и активной деятельности.
Проблема эффективного взаимодействия социального педагога с родителями является одной из актуальных в его профессиональной деятельности. Взаимодействие социального педагога с семьей должно строиться на следующих принципах:
- доверительность отношений, вера родителей в порядочность, профессионализм педагога;
- личная заинтересованность родителей во взаимодействии, желании лучше познать себя, что поможет лучше понять своих детей;
- проявление искреннего интереса к родителям ребенка со стороны социального педагога, умение активно слушать родителей;
- оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с родителями.
Как показывает практика, установление доверительных, партнерских отношений между социальным педагогом и семьей возможно при условии поэтапного построения взаимодействия.
На первом этапе происходит моделирование общения во время предстоящей деятельности. Моделируются содержание и форма работы с родителями. На данном этапе происходит своеобразная подготовка социального педагога к деловому и личностному взаимодействию с родителями, создание установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку и родителям.
На втором этапе формируются доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Главное на этом этапе – заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.
Задача третьего этапа – формирование у родителей более полного образа ребенка, правильное его восприятие. Это может быть достигнуто, в том числе путем сообщения им информации о ребенке, которая может быть для них неожиданной (он - замечательный товарищ, активно участвует в общественных делах и т.д.).
Четвертый этап предполагает знакомство социального педагога с особенностями семейного воспитания на основе доверительности и возникшей потребности у родителей поделиться со специалистом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка.
Пятый этап - это период совместного с родителями исследования личности ребенка, когда планируется конкретное содержание работы с родителями, определяются формы сотрудничества с учетом возможностей, индивидуальных особенностей родителей.
Условно все формы работы социального педагога по гражданско-патриотическому воспитанию в семье можно разделить на:
- индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);
- групповые (групповые консультации, группы взаимопомощи);
- коллективные (родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, проведение досуговых мероприятий);
- наглядно-информационные (выпуск газет, создание видеоматериалов по вопросам семейного воспитания, выставки творческих работ детей и родителей и др.).
На всех этапах проведения беседы, консультирования - как индивидуальных форм работы - важно создать атмосферу доброжелательности, доверительности. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения родителей. Одним из первых, кто предложил помогать родителям в установлении гармоничных, демократических отношений в семье, был А. Адлер (1870-1937). Его мечтой было создание настоящего сообщества единомышленников (родителей, педагогов, других взрослых), которые бы содействовали воспитанию у детей социальной ответственности. Последователем А. Адлера был Р. Дрейкурс, открывший в 1939 году центр консультирования родителей (Чикаго).
Наряду с индивидуальными формами работы с родителями все чаще используются групповые – тренинги, родительские семинары, групповое консультирование. Организуя групповую работу с родителями, следует помнить, что она не дает быстрых эффективных результатов, так как родительские отношения характеризуются устойчивостью и сопротивлению изменениям. Для социального педагога важно создать условия для сознательной, активной перестройки отношений самими родителями. В рамках групповой работы социальный педагог организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, проводит небольшие ролевые игры. В числе форм работы с родителями: семейные клубы по интересам, родительские лектории, туристические походы (с детьми).
Памятка родителям.
- Практикуйте демократический стиль воспитания, – это поможет установлению контактов.
- Уважайте вашего ребенка, его личное достоинство.
- Хорошо взвешивайте мнение ребенка, умейте слушать и слышать его.
- Признавайте свои ошибки перед детьми.
- Воспринимайте его как равноправного члена семьи.
- Незаметно изучайте своего ребенка.
- Попытайтесь видеть себя глазами подростка.
- Ведущим принципом в общении с ребенком является сотрудничество.
- Наберитесь терпения к поступкам своего ребенка.
- Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в нем положительные успехи.
- Поддерживайте подростка в трудную минуту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уведомление родителей (законных представителей) об ответственности за жизнь и здоровье детей во внеурочное время
Данная памятка напоминает родителям об ответственности за жизнь и здоровье детей во внеурочное время, о недопущении оставления детей без присмотра в любых травмоопасных местах, представляющих угрозу ж...
График консультирования родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями речи
Уважаемые родители! Приглашаю вас на консультации по темам:...
Информационно - просветительская, профилактическая, консультационная работа среди родителей (законных представителей)
Материал консультативной работы с родителями...
Экспресс опросник для родителей (законных представителей) для оценки социально-личностного благополучия ребенка (детей)
Профилактика социально-личностного неблагополучия и выявление лиц "группы риска"...
О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"
О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...
Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»
Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...
Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»
Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...