Создание информационного простанства взаимодействия семьи и школы: новации и инновации при решении социальных проблем ребенка.
электронный образовательный ресурс на тему
Статья о важности создания информационного пространства взаимодействия семьи и школы на примере ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ханова С. В.
социальный педагог высшей категории
ГБОУ школа № 645
Пушкинский район Санкт-Петербурга
Создание информационного пространства
взаимодействия семьи и школы: новации и инновации
при решении социальных проблем ребенка
«Школа - это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения. Надо крепко держать её в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее»
А.Барбюс
Я работаю социальным педагогом в ГБОУ школа № 645 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Школа расположена в новом микрорайоне «Славянка». Это новый перспективный жилой комплекс Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Школа введена в строй 14 апреля 2014 года и состоит из трех корпусов – для начальной школы, старшей школы и спортивно-досугового комплекса. Во дворе находится детская площадка для прогулок, две спортивные площадки для соревнований, спортивный комплекс с искусственным покрытием.
Для проведения занятий во внеурочное время есть актовый зал, библиотека, которые дают ученикам возможность развития творческого потенциала и способностей.
Два спортивных зала, великолепный бассейн, столовая и буфет.
Школа - открытое информационное пространство для взаимодействия семьи и школы. Основной целью информатизации образовательного пространства является создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных. Согласно мониторинга, проведенного среди учащихся и родителей школы, использование ресурсов сайта составляет почти 70%.
В школе создана локальная компьютерная сеть с выделенным сервером и выходом, обеспечивающая доступ к сети Интернет, как в учебных, так и в административных кабинетах.
Основными участниками и пользователями информационной системы являются педагоги, ученики, родители, администрация.
Самые значимые шаги в создании открытого информационного пространства школы являются:
- Сайт школы - единое информационное пространство «Учащийся-
учитель-администратор-родитель-общественность», которое позволяет информировать всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, размещать в Интернете информацию о жизни школы.
На сайте школы имеются разделы воспитательная работа и внеурочная деятельность, медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в которых представлена полная информация о работе школы, начиная от графика работы и заканчивая мероприятиями. Информация доступна для всех желающих, кто хочет узнать новое и интересное о школе, учебе, воспитании и т.д.
На сайте школы размещена информация о городском профилактическом проекте Социальный Марафон «Школа-территория здорового образа жизни», который с 2015-2016 учебном году стартовал в школах Санкт-Петербурга. Наша школа принимает активное участие в данном проекте уже четвертый год. Результаты каждого тура конкурсов выставляется на сайте школы. Важно, что представленная информация должна заинтересовать родителей и школьников разных возрастов, а учащихся младших классов мотивировать к участию в Проекте.
На сайте школы размещены документы, регламентирующие жизнь всех участников образовательного процесса, история школы, всё о процессе обучения.
- С 1 октября 2015 года в учебный процесс ГБОУ школа №645 внедрен электронный журнал. В данном электронном проекте участвует вся школа (с 1 по 11 класс). Родители получили возможность получать информацию о текущей и итоговой успеваемости, посещаемости занятий в школе, домашнее задание своих детей в школе через сеть Интернет. Обеспечена конфиденциальность информации, каждый родитель и ребенок имеют собственный пароль для выхода в личные кабинеты. Благодаря школьной локальной сети, хорошо отслеживается успеваемость и посещаемость учащимися занятий в школе. Сотрудничество с классными руководителями, родителями позволяет быть в курсе всех событий, которые происходят в школе. Возможно, в будущем появятся электронные дневники на учащихся, чтобы родители могли отслеживать поведение своих детей.
- Интернет - проекты. В настоящее время существует множество различных интернет - проектов: вебинары, конкурсы, олимпиады, в которых наша школа принимает активное участие.
На сайте школы располагается информация, для заинтересовавшихся учащихся и их родителей, с целью попробовать свои силы, проверить свои знания, где за выполнение заданий они могут получить баллы. По итогам пройденных заданий профессиональное жюри выбирает победителей.
Школа сегодня является не только местом, где дети получают знания, но и, зачастую, культурным районным центром, который имеет большие воспитательные возможности.
С 1 октября 2015 года работает Отделение дополнительного образования детей в состав, которого входит Школьный спортивный клуб «Комета», воспитанники которого являются победителями региональных, всероссийских, международных соревнований и конкурсов.
В школе организованы спортивные секции, кружки, проводятся консультации, дополнительные занятия по всем предметам. Проводятся классные тематические часы согласно плану воспитательной работы, общешкольные родительские собрания, различные мероприятия.
Главным показателем эффективности работы школы является состояние профилактической деятельности общеобразовательного учреждения, из чего складывается главный критерий показателя воспитанности наших учащихся.
Классным руководителям 1-11 классов было предложено провести диагностику, с целью определения уровня воспитанности учащихся в нашей школе и какие качества личности необходимо выработать в себе, чтобы достичь успеха. 70% учащихся считают, что у них высокий уровень воспитанности, 29 % хороший уровень и только 1% средний уровень.
Низкий уровень воспитанности показал своими поступками один учащийся нашей школы, который не задумывался о последствиях своих действий.
Профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия проводится в школе постоянно. Согласно плану работы в школе по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников, согласно плану работы школы совместно с ОДН ОУУП и ПДН ОМВД.
В школе работают более 120 специалистов различных специальностей. Сложился творчески работающий коллектив педагогов, которые начинают в новой школе свою деятельность с нуля, успешно осваивают новые воспитательные технологии, активно участвуют в инновационной работе.
В школе обучается около 1874 учащихся из различных регионов, различных национальностей. Главной особенностью в школах ЖК «Славянка» является тот факт, что юные жители Славянки родились в семьях кадровых военных, еще недавно выполнявших свой долг по защите Российской Федерации. Это выходцы из военных городков, закрытых гарнизонов, которые видели танки, самолеты, корабли и подводные лодки не только на картинках, как большинство обычных учеников, многие из них уже посещали полковые стрельбища, разбирали оружие и имеют первичные навыки строевой выправки. Эти дети обладают ярко выраженным чувством гордости за своих родителей – защитников Родины, от которых им с материнским молоком передалось чувство патриотизма. Почти 70% составляют дети военнослужащих, которые приехали в новый микрорайон «Славянка», где не хватает школ, детских садов, поликлиник. Родителям приходится искать работу на другом конце города «за тридевять земель».
Несмотря на трудности, большая часть родителей заинтересована в успешном обучении и воспитании своего ребенка, поэтому идут навстречу школе.
Школа является связывающим звеном детей, родителей и педагогов. Основная задача образования - дать возможность каждому ребенку, с учетом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который ему поможет не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Несомненно, практически в каждой школе есть дети, которые требуют себе особенного внимания, им необходим индивидуальный подход. Наша школа не исключение.
Работа по выявлению детей с проблемами поведения и воспитания начинается с составления социального паспорта класса, в котором классный руководитель, после тщательного знакомства с семьями воспитанников, отражает следующие критерии: неполные семьи, неблагополучные, многодетные, малообеспеченные, опекаемые дети, дети-инвалиды, дети, требующие повышенного внимания. Социальные паспорта сдаются заместителю директора по воспитательной работе, который совместно с социальным педагогом составляет общий социальный паспорт школы.
Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.
Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся. Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, привлекая различные службы ведомств и учреждений. Благодаря совместным усилиям специалистов различных ведомств мы можем добиться желаемого результата.
В школе обучается большое количество детей-иностранцев. Это выходцы из Узбекистана, Таджикистана, мигранты из Украины.
Главная проблема, с которой сталкиваются дети - незнание русского языка. Из-за этого они не могут нормально осваивать учебную программу.
В Конвенции по правам детей, сказано, что каждый ребёнок имеет право на бесплатное школьное образование. Наши дети не исключение.
Родителей приглашают на беседу и ставят в известность, что ребенок не справляется с учебной программой, может остаться на повторный год обучения. Предлагают поменять образовательный маршрут, перейти в школу с национальным уклоном.
Из-за полного незнания русского языка их нередко определяют в младшие классы, хотя он по возрасту относится к среднему звену. (Семья Нуровых). В настоящее время мальчик обучается в пятом классе. Учится на удовлетворительно по всем предметам. Родители стараются контролировать успеваемость сына, но не всегда у них всё получается, потому что они сами испытывают трудности в общении на русском языке.
Есть дети, которые в своей речи употребляют нецензурные выражения, незная о том, что они обозначают. И только через совместные встречи, беседы с родителями нам удается разъяснить значение русских слов.
В подавляющем большинстве случаев папы и мамы желают своим детям счастья. Они хотят, чтобы их сыновья и дочери учились в российских школах, получали образование, легально устраивались на работу.
Проблема в том, что многие взрослые боятся лишний раз прийти в госучреждение и проконсультироваться. Они полагают, что их оштрафуют или выдворят из страны. Из-за страха они живут «в тени» и лишний раз опасаются пересекаться с представителями официальных органов
В школе проводится большая работа, связанная с толерантностью по отношению к детям разных национальностей. Проводятся различные мероприятия на сплочение коллектива в классе. Это праздники: «День знаний», «День матери», «Новый год», «День защитников Отечества», «Женский день 8 Марта» и т.д.
Многие жители микрорайона «Славянка» не имеют своего жилья. Им приходится регулярно менять съемные квартиры. Из-за многочисленных переездов ребенок часто отсутствует на занятиях, и если вовремя не проследить посещаемость занятий в школе, это может перерасти в большую проблему. Поэтому связь с родителями необходима в различных обстоятельствах.
Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка.
Создание единого информационного пространства образовательного учреждения является именно тем фактором, который будет определять развитие школы на ближайший период и позволит создать условия для перспективного совершенствования, так как главное условие не само пространство, а его содержание.
Единая информационная среда, её создание и использование призвано улучшить взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса, и как следствие, способствует выполнению миссии школы и реализации её целей.
Совместная работа педагогов и родителей – это партнерская деятельность, направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни. Главный принцип такой деятельности – глубокое уважение и вера в личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка
Сегодня образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...
Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка
Работа касается новых форм работы с детьми с ОВЗ....
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути их решения.
В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы. В. А. Сухомлинский...
Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»
Методический материал -Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»...
Дополнительное образование как форма взаимодействия в решении социальных проблем ребенка
Сегодня образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование....
Доклад на педсовет «Опыт и особенности формирования информационного пространства взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)»
Доклад на педсовет «Опыт и особенности формирования информационного пространства взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)»...