Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»
проект по обществознанию (10 класс) на тему

 

Информационная карта проекта

 

Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству»

 

Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области

 

Руководители проекта: Шукалович Екатерина Петровна, классный руководитель 10б класса, учитель русского языка и литературы, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области

Цель проекта: расширение и углубление знаний школьников о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации.
 
 
 
Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2013-2014 учебный год
 
 

 

Адрес школы: с. Бердюжье, улица Гнаровской, 1, Тюменская область, Бердюжский район, 647440
 
Телефон: 8(34554) 21957, 8(34554) 21857

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»

Всероссийский конкурс школьных проектов,

посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации

Номинация: "Проект"

Информационно-просветительский проект

«Конституция России – путь к правовому государству»

Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя  

общеобразовательная школа

с.  Бердюжье», Тюменской области

Руководитель проекта:

Шукалович Екатерина Петровна, классный руководитель 10б класса, учитель русского языка и литературы,  МАОУ «Средняя

общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области

2013 г.

Информационная карта проекта

Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству»

   Цель проекта:    расширение и углубление знаний школьников о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации.

  Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя  общеобразовательная школа с.  Бердюжье», Тюменской области

  Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2013-2014 учебный год

  Руководители проекта:  Шукалович Екатерина Петровна, классный руководитель 10б класса, учитель русского языка и литературы,  МАОУ «Средняя  общеобразовательная школа с.  Бердюжье», Тюменской области

  Адрес школы: с. Бердюжье, улица Гнаровской, 1, Тюменская область, Бердюжский район, 647440

  Телефон: 8(34554) 21957,  8(34554) 21857

Информационно-просветительский проект

 «Конституция России – путь к правовому государству»

Цель проекта:

         расширение и углубление знаний школьников о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации.

Задачи проекта:

        

  1. воспитывать уважение к нравственным нормам и ценностям, отраженным в Конституции;
  2. воспитывать уважение и любовь к своей стране, селу, школе, семье;
  3. формировать личную заинтересованность судьбой своего народа, своего государства;
  4. формировать понимание ответственности за свое поведение в обществе;
  5. формировать умение синтезировать информацию и применять ее в реальных ситуациях;
  6. формировать навыки работы с нормативными документами, обработки информации в виде  компьютерных презентаций.

Основные принципы проекта:

  1. Сознательность и активность – чёткая постановка цели, задач, их осознание учащимися, побуждение к самооценке, самоконтролю.
  2. Индивидуальная доступность – дозировка материала в соответствии с возможностями, учёт возрастных особенностей.
  3. Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе работы.
  4. Творческое совершенствование учащихся.

 Обоснование необходимости проекта:

  Конституция РФ, принятая 1 декабря 1993 г., определяет Россию как суверенное  социальное  светское правовое  федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Создание в России правового государства и гражданского общества, укрепление основ демократического политического режима, обеспечение механизма реализации прав человека, зафиксированных во второй главе  ныне действующей Конституции РФ, определяется как первоочередная политическая задача в Послании Президента депутатам Федерального Собрания. Это можно считать обеспечением реализации основ конституционного строя РФ, в которых провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; обеспечение достойной жизни и свободного развития человека - главная цель государства, а политическая система в РФ характеризуется открытостью, соревновательностью, политическим плюрализмом и многопартийностью.

     Конституция – основной закон государства; акт, обладающий высшей юридической силой.

     Российская Федерация - правовое государство. Народ является единственным источником власти, при этом сам для себя определяет основные правила поведения в обществе, на основе которых государственные органы в дальнейшем регулируют все остальные отношения. Для этого население государства принимает конституцию, где закрепляются все права и свободы гражданина.

     Данный проект поможет донести до сознания каждого школьника, что он является гражданином своей страны, частичкой того общества, в котором живет; что он может пользоваться всеми права и свободами, что и взрослые люди.

     Идеей проекта послужила преамбула Конституции Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознаем себя частью мирового сообщества…»

Организация контроля и механизм реализации проекта:

  Общий контроль за исполнением проекта осуществляет администрация и совет школы. Руководителем проекта является классный руководитель. Проект реализуется через теоретические занятия и практическую деятельность: беседы, классные часы, участие в конкурсах, подготовку и оформление выставок.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный. Создание плана реализации проекта, подбор материала.

II этап. Практический. Реализация проекта. Проведение мероприятий, соответствующих теме и возрасту участников.

III этап. Коррекционно-обобщающий. Подведение итогов и подготовка отчёта.

 

Структура проекта:

  1. Работа с учащимися:
  • реализация в школе проекта, направленного на ознакомление школьников и всех желающих с Конституцией РФ
  •   разработка и проведение мероприятий по теме проекта;
  •   создание условий для саморазвития и самореализации личности.
  1. Работа с родителями:
  • информированность родителей о реализации проекта;
  • участие родителей в реализации проекта;
  1. Просветительская работа с педагогическим коллективом:
  • информация по реализации проекта на педагогических  совещаниях;
  • привлечение педагогов к участию в  реализации проекта.

               Ожидаемые результаты: 

    планируемым результатом проекта является убеждённость учащихся в том, что каждый уважающий себя человек должен быть патриотом своей страны, он должен гордиться своей Родиной; он может и должен участвовать в судьбе своей страны; он способен взять на себя ответственность за себя и своих одноклассников, а в будущем за свой народ. Для того чтобы научиться жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции,  которая определяет дух всех законов и их предназначение, невозможно стать свободными и ответственными гражданами своей страны. 

 

План – график реализации проекта:

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

Целевая аудитория,

предполагаемое кол-во участников

1.

Разработка проекта

сентябрь

Шукалович Е.П.

Учащиеся 10б класса

10б класс  - 15

2.

Беседа «Конституция – основной закон Российской Федерации»

сентябрь

Шукалович Е.П.

Баянов Н.

10б класс  - 15

3.

- Школьно-муниципальный  конкурс рисунков и плакатов "Конституция глазами детей", Я и Конституция моей страны"
- Конкурс рассказов "Мы - граждане РФ", "Конституция РФ: права и обязанности граждан РФ"
- конкурс сочинений "История Конституции - основа демократии России"
- Конкурс ученических проектов "Конституция России - путь к правовому государству"

до 10 октября

Койпиш Д.

1-4 кл и их родители - 50

5-7 кл. - 50

8-9 кл. - 20

10-11 кл. - 10

4

Устный журнал «Мы маленькая частички России!»

Мультфильм о правах детей на примере истории О.Твиста

октябрь

Васильева Н.

Чекунова У.

Гущина Ю.

Фомина Е.

1-4 кл. - 250

5

Всемирный день прав ребенка. Турнир знатоков права

20 ноября

Огарков В.,

Осколков А.,

Курилкин М.
Буровцев А.

8-9 кл. - 120

6.

Информационный классный час с показом презентации «Конституция – основной закон Российской Федерации»

ноябрь

Койпиш Д.,

Страшкова К., Куприс Л.

9-10 кл. - 150

7.

Классный час «Мы - граждане Российской Федерации»

декабрь

Гущина Ю.,

Васильева Н.

5-8 кл. - 300

8.

Выставка рисунков и плакатов "Конституция глазами детей", "Я и Конституция моей страны"

ноябрь,

декабрь

Койпиш Д.,

Красницкая Е., Латышенко В.

1-4 кл.

9.

Информационно-игровая программа

«Знаешь ли ты Конституцию?»

декабрь

Шукалович Е.П.

Огарков В., Баянов Н.

9-11 кл. - 150

10.

Отчёт - круглый стол «Итоги реализации проекта»

декабрь

Шукалович Е.П.

Учащиеся 10б класса

совет школы - 20

Приложение

Классный час

Тема: «Конституция – основной закон Российской Федерации».

Цель: способствовать развитию познавательного интереса учащихся в изучении основного закона Российской Федерации - Конституции .

Задачи:

1. развитие знаний о Конституции, как основном законе страны.

     2. воспитание чувства ответственности за свое поведение в обществе.

3. формирование понимания подростками нравственных норм и ценностей, отраженных в Конституции.

 4. формирование личной заинтересованности судьбой своего народа, своего государства.

Демонстрации: компьютерная презентация «Конституция – основной закон Российской Федерации»

Ход классного часа.

Распростерлись в дымке синей

Величавые края,-

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!..

                    А.Прокофьев                                         

Ведущий: Моя страна, моя Родина, мое отечество, мое государство – порой эти словосочетания имеют одно значение. Так может говорить настоящий гражданин, патриот своей страны, у которого чувство любви к Родине порой превосходит чувство страха. Родина, что это?

(Ответы детей)

Ведущий:  Итак, Родина – это страна, где ты родился и вырос. Государство, в котором ты живешь. Ты, при этом, являешься гражданином этого государства. А давайте-ка проведем блиц-опрос и вспомним

Блиц-опрос:

  • Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
  • Какой язык является государственным? (Русский)
  • Как выглядит флаг России? (Белый, голубой, красный)
  • Герб России, какой он? (Двуглавый орел)
  • Гимн России. Кто его авторы? (Сл. С. Михалкова, муз. А.Александрова)   Звучит Гимн РФ.
  • Кто является президентом нашей страны? (Д.М.Медведев)
  • Где записаны основные законы России? (Конституция)

Ведущий: Основные государственные законы в России были приняты в 1905 году в ходе провозглашения Манифеста, который позже стал играть роль неписанной конституции.

После революции была принята Конституция РСФСР 1918 года.

Последняя версия Конституции была принята 12 декабря 1993 года.  

Ведущий: Что же такое Конституция?

Конституция – это основной свод законов, по которым живет государство. Гражданин этого государства обладает множеством прав и обязанностей. Основные права человека закреплены в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Откройте «Конституцию Российской Федерации», стр. 9. обратите внимание, что данная глава состоит из множества статей: с 17 по 64. познакомимся лишь с несколькими из них.

  1. Ст. 17, пункт 1 -  прочитайте, пожалуйста. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и в соответствии с настоящей конституцией». Как вы понимаете выражения «признаются» и «гарантируются»?

Анализ прочитанного.

  1. Ст. 19 -  прочитайте, пожалуйста.

«1. Все равны перед законом и судом.

2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства…

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»

Как вы думаете, что означает данная статья?

Мнения участников.

  1. Ст. 20, пункт 1 -  прочитайте, пожалуйста.

«Каждый человек имеет право на жизнь»

Как вы понимаете выражение «право на жизнь»?

Анализ прочитанного

  1. Ст. 21 п.1 -  прочитайте, пожалуйста.

«Достоинство личности охраняется государством»

Как вы думаете, что означает данный пункт?

Мнения участников.

  1. Ст. 38 -  прочитайте, пожалуйста.

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях»

Как вы думаете, что означает данная статья?

Мнения участников.

  1. Ст. 43 п.1  -  прочитайте, пожалуйста.

«Каждый имеет право на образование»

Как вы думаете, что означает данный пункт?

Мнения участников.

Ведущий: Мы сегодня познакомились лишь с несколькими статьями Конституции Российской Федерации, но уже поняли, что государство не может существовать без основных законов.

Трудно бывает законодателям внести поправки в тот или иной закон. Чтобы почувствовать себя в этой непростой роли, предлагаю подготовить несколько творческих работ.

1.  Свод правил и норм поведения в обществе.

2.  Законы, которые регулируют поведение подростков.

3.  Дополнения, которые вы бы внесли в Конституцию РФ.

Направление работы вы выберите самостоятельно, а мы подведем итоги.

Звучит музыка Гимна Российской Федерации.

Список использованной литературы

1.  Большой справочник школьника. 5 – 11 классы. – 11-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2009.

      2. Государственная символика России: Метод.рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений. С.И.Козленко. М., 2002

      3. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

      4. Моя Родина  - Россия. М., Просвещение,  2002.

      5. Соболева Н.А. Российская государственная символика. М., 2002

Классный час  «Мы - граждане Российской Федерации»

Цель:дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Повторить права и обязанности граждан  России,  закрепленных Конституцией РФ.  Содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм, всесторонне развитую личность.

План проведения классного часа

1. Организационный момент:

Сегодня наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше – это день Конституции. Вы познакомитесь с основными понятиями: конституция, флаг, герб, гимн. Узнаете краткую историю создания Конституции в России, права и обязанности гражданина РФ.

2. Основная часть:

А) Что такое КОНСТИТУЦИЯ!

Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция –основа всего текущего законодательства. Действующая конституция принята в 1993 году

Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.

Конституция возникла от того, что общество всегда стремилось в процессе государственного и общественного развития к правопорядку и регулировании государственной власти. Конституция демократического государства устанавливает основные права и свобода человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках Конституции.

Б) Из истории создания Конституции

В 18821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства. В котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.

Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.

Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией.

В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.

В) Конституция РФ 12 декабря 19993 г.

Вспомним основные права граждан, закреплённые в Конституции РФ

  • Каждый человек имеет право на свободу слова,
  • Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
  • Каждый человек имеет право на работу
  • Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
  • Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
  • Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества
  • А какие обязанности граждан РФ знаете вы?

Ответы детей.

  • Знакомство со статьями Конституции РФ

Г) Символика государства. Флаг.

В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимн

Флаг России выглядит так: белый цвет- за Отечество, синий цвет- верность, красный цвет - отвага, битва за веру.

Герб

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти –исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.

 Гимн

Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

Первый официальный Государственный Гимн появился  в годы правления Императора Александра 1 и назывался «Молитва Русских».

В 1833 году  в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гмн «Боже, царя храни!» и был до 1917 г.

В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал»

В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь»

После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова:

Россия –священная наша держава,

Россия-любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твоё достоянье не все времена!

Припев: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля!

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая богом – родная земля!

Припев

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

3. Заключение. Ваше мнение о проведённом мероприятии.

Список использованной литературы

  1. Большая Российская Энциклопедия: в 30 т./ Председатель науч. – ред. совета Ю.С.Осипов. Отв. Ред. С.Я.Кравец. т.3.  – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006.
  2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах), Гл.ред. А.М.Прохоров. Изд.3-е М.: «Советская Энциклопедия», 1972.
  3. Большой справочник школьника. 5 – 11 классы. – 11-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2009.
  4. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
  5. Толковый словарь русского языка для школьников. М.: издательство «Евро-пресс» при участии фирмы «Рест», составитель А.Васильев, 2007.

Вопросы к информационно-игровой программе

«Знаешь ли ты Конституцию?» для 9-11 классов

  1. Сколько глав в Конституции РФ?
  2. В какой главе перечислены права и обязанности человека и гражданина?
  3. Назовите 5 прав, которыми могут пользоваться только граждане РФ.
  4. Назовите 5 прав, которыми может пользоваться любой человек на территории РФ.
  5. Что такое референдум? Назовите статьи, в которых упоминается этот термин.
  6. Кто может стать Президентом РФ согласно Конституции РФ? В какой статье Конституции об этом сказано?
  7. Кто по Конституции РФ назначает выборы Президента РФ?
  8. Перечислите вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы РФ.
  9. Сколько всего Конституций было принято в истории нашего государства (укажите годы принятия и названия Конституций)?
  10. Почему Конституцию называют Основным законом страны?
  11. Что обозначает фраза: «РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления? (статья 1)?
  12. Перечислите полномочия Президента РФ согласно Конституции РФ.
  13. Может ли гражданин РФ лишён своего гражданства, и в какой статье Конституции об этом сказано?
  14. Кто осуществляет государственную власть в РФ, и в какой статье об этом сказано?
  15. Каким образом была принята Конституция РФ в 1993 г?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Конституция России - путь к правовому государству"

Проект создан учениками 10 класса к 20-летию Конституции России....

Социальный проект "Конституция РФ - путь к правовому государству"

Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ.  Необходимость появления такого проекта  вызвано следующими обстоятельствами.   Для ка...

Социальный проект «Конституция России – путь к правовому государству» Проект «Это наша земля, и мы за неё в ответе»

Проект направлен на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, формирует навыки правовой культуры, знания об основах конституционного строя ...

Конституция России – путь к правовому государству.

Классный час  на тему "Конституция России-путь к правовому государству"...

Конкурс ученических проектов: «Конституция России – путь к правовому государству»

В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся  предложения по орган...

Конституция России- путь к правовому государству

Данная работа посвящается изучению Конституции России в историческом аспекте. Представлена история становления Российского правового государства. Дается краткий анализ законодательных актов начиная с...