Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»
проект по обществознанию (10 класс) на тему
Информационная карта проекта
Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству»
Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области
Руководители проекта: Шукалович Екатерина Петровна, классный руководитель 10б класса, учитель русского языка и литературы, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области
- Цель проекта: расширение и углубление знаний школьников о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации.
- Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2013-2014 учебный год
- Адрес школы: с. Бердюжье, улица Гнаровской, 1, Тюменская область, Бердюжский район, 647440
- Телефон: 8(34554) 21957, 8(34554) 21857
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maou_sosh_s.berdyuzhe_konstitutsiya_rossii_-_put_k_pravovomu_gosudarstva.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье» Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации Номинация: "Проект" Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству» Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области Руководитель проекта: Шукалович Екатерина Петровна, классный руководитель 10б класса, учитель русского языка и литературы, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области 2013 г. |
Информационная карта проекта
Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству»
Цель проекта: расширение и углубление знаний школьников о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации.
Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области
Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2013-2014 учебный год
Руководители проекта: Шукалович Екатерина Петровна, классный руководитель 10б класса, учитель русского языка и литературы, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье», Тюменской области
Адрес школы: с. Бердюжье, улица Гнаровской, 1, Тюменская область, Бердюжский район, 647440
Телефон: 8(34554) 21957, 8(34554) 21857
Информационно-просветительский проект
«Конституция России – путь к правовому государству»
Цель проекта:
расширение и углубление знаний школьников о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации.
Задачи проекта:
- воспитывать уважение к нравственным нормам и ценностям, отраженным в Конституции;
- воспитывать уважение и любовь к своей стране, селу, школе, семье;
- формировать личную заинтересованность судьбой своего народа, своего государства;
- формировать понимание ответственности за свое поведение в обществе;
- формировать умение синтезировать информацию и применять ее в реальных ситуациях;
- формировать навыки работы с нормативными документами, обработки информации в виде компьютерных презентаций.
Основные принципы проекта:
- Сознательность и активность – чёткая постановка цели, задач, их осознание учащимися, побуждение к самооценке, самоконтролю.
- Индивидуальная доступность – дозировка материала в соответствии с возможностями, учёт возрастных особенностей.
- Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе работы.
- Творческое совершенствование учащихся.
Обоснование необходимости проекта:
Конституция РФ, принятая 1 декабря 1993 г., определяет Россию как суверенное социальное светское правовое федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Создание в России правового государства и гражданского общества, укрепление основ демократического политического режима, обеспечение механизма реализации прав человека, зафиксированных во второй главе ныне действующей Конституции РФ, определяется как первоочередная политическая задача в Послании Президента депутатам Федерального Собрания. Это можно считать обеспечением реализации основ конституционного строя РФ, в которых провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; обеспечение достойной жизни и свободного развития человека - главная цель государства, а политическая система в РФ характеризуется открытостью, соревновательностью, политическим плюрализмом и многопартийностью.
Конституция – основной закон государства; акт, обладающий высшей юридической силой.
Российская Федерация - правовое государство. Народ является единственным источником власти, при этом сам для себя определяет основные правила поведения в обществе, на основе которых государственные органы в дальнейшем регулируют все остальные отношения. Для этого население государства принимает конституцию, где закрепляются все права и свободы гражданина.
Данный проект поможет донести до сознания каждого школьника, что он является гражданином своей страны, частичкой того общества, в котором живет; что он может пользоваться всеми права и свободами, что и взрослые люди.
Идеей проекта послужила преамбула Конституции Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознаем себя частью мирового сообщества…»
Организация контроля и механизм реализации проекта:
Общий контроль за исполнением проекта осуществляет администрация и совет школы. Руководителем проекта является классный руководитель. Проект реализуется через теоретические занятия и практическую деятельность: беседы, классные часы, участие в конкурсах, подготовку и оформление выставок.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный. Создание плана реализации проекта, подбор материала.
II этап. Практический. Реализация проекта. Проведение мероприятий, соответствующих теме и возрасту участников.
III этап. Коррекционно-обобщающий. Подведение итогов и подготовка отчёта.
Структура проекта:
- Работа с учащимися:
- реализация в школе проекта, направленного на ознакомление школьников и всех желающих с Конституцией РФ
- разработка и проведение мероприятий по теме проекта;
- создание условий для саморазвития и самореализации личности.
- Работа с родителями:
- информированность родителей о реализации проекта;
- участие родителей в реализации проекта;
- Просветительская работа с педагогическим коллективом:
- информация по реализации проекта на педагогических совещаниях;
- привлечение педагогов к участию в реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
планируемым результатом проекта является убеждённость учащихся в том, что каждый уважающий себя человек должен быть патриотом своей страны, он должен гордиться своей Родиной; он может и должен участвовать в судьбе своей страны; он способен взять на себя ответственность за себя и своих одноклассников, а в будущем за свой народ. Для того чтобы научиться жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет дух всех законов и их предназначение, невозможно стать свободными и ответственными гражданами своей страны.
План – график реализации проекта:
№ | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные | Целевая аудитория, предполагаемое кол-во участников |
1. | Разработка проекта | сентябрь | Шукалович Е.П. Учащиеся 10б класса | 10б класс - 15 |
2. | Беседа «Конституция – основной закон Российской Федерации» | сентябрь | Шукалович Е.П. Баянов Н. | 10б класс - 15 |
3. | - Школьно-муниципальный конкурс рисунков и плакатов "Конституция глазами детей", Я и Конституция моей страны" | до 10 октября | Койпиш Д. | 1-4 кл и их родители - 50 5-7 кл. - 50 8-9 кл. - 20 10-11 кл. - 10 |
4 | Устный журнал «Мы маленькая частички России!» Мультфильм о правах детей на примере истории О.Твиста | октябрь | Васильева Н. Чекунова У. Гущина Ю. Фомина Е. | 1-4 кл. - 250 |
5 | Всемирный день прав ребенка. Турнир знатоков права | 20 ноября | Огарков В., Осколков А., Курилкин М. | 8-9 кл. - 120 |
6. | Информационный классный час с показом презентации «Конституция – основной закон Российской Федерации» | ноябрь | Койпиш Д., Страшкова К., Куприс Л. | 9-10 кл. - 150 |
7. | Классный час «Мы - граждане Российской Федерации» | декабрь | Гущина Ю., Васильева Н. | 5-8 кл. - 300 |
8. | Выставка рисунков и плакатов "Конституция глазами детей", "Я и Конституция моей страны" | ноябрь, декабрь | Койпиш Д., Красницкая Е., Латышенко В. | 1-4 кл. |
9. | Информационно-игровая программа «Знаешь ли ты Конституцию?» | декабрь | Шукалович Е.П. Огарков В., Баянов Н. | 9-11 кл. - 150 |
10. | Отчёт - круглый стол «Итоги реализации проекта» | декабрь | Шукалович Е.П. Учащиеся 10б класса | совет школы - 20 |
Приложение
Классный час
Тема: «Конституция – основной закон Российской Федерации».
Цель: способствовать развитию познавательного интереса учащихся в изучении основного закона Российской Федерации - Конституции .
Задачи:
1. развитие знаний о Конституции, как основном законе страны.
2. воспитание чувства ответственности за свое поведение в обществе.
3. формирование понимания подростками нравственных норм и ценностей, отраженных в Конституции.
4. формирование личной заинтересованности судьбой своего народа, своего государства.
Демонстрации: компьютерная презентация «Конституция – основной закон Российской Федерации»
Ход классного часа.
Распростерлись в дымке синей
Величавые края,-
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!..
А.Прокофьев
Ведущий: Моя страна, моя Родина, мое отечество, мое государство – порой эти словосочетания имеют одно значение. Так может говорить настоящий гражданин, патриот своей страны, у которого чувство любви к Родине порой превосходит чувство страха. Родина, что это?
(Ответы детей)
Ведущий: Итак, Родина – это страна, где ты родился и вырос. Государство, в котором ты живешь. Ты, при этом, являешься гражданином этого государства. А давайте-ка проведем блиц-опрос и вспомним
Блиц-опрос:
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Какой язык является государственным? (Русский)
- Как выглядит флаг России? (Белый, голубой, красный)
- Герб России, какой он? (Двуглавый орел)
- Гимн России. Кто его авторы? (Сл. С. Михалкова, муз. А.Александрова) Звучит Гимн РФ.
- Кто является президентом нашей страны? (Д.М.Медведев)
- Где записаны основные законы России? (Конституция)
Ведущий: Основные государственные законы в России были приняты в 1905 году в ходе провозглашения Манифеста, который позже стал играть роль неписанной конституции.
После революции была принята Конституция РСФСР 1918 года.
Последняя версия Конституции была принята 12 декабря 1993 года.
Ведущий: Что же такое Конституция?
Конституция – это основной свод законов, по которым живет государство. Гражданин этого государства обладает множеством прав и обязанностей. Основные права человека закреплены в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».
Откройте «Конституцию Российской Федерации», стр. 9. обратите внимание, что данная глава состоит из множества статей: с 17 по 64. познакомимся лишь с несколькими из них.
- Ст. 17, пункт 1 - прочитайте, пожалуйста. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и в соответствии с настоящей конституцией». Как вы понимаете выражения «признаются» и «гарантируются»?
Анализ прочитанного.
- Ст. 19 - прочитайте, пожалуйста.
«1. Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства…
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»
Как вы думаете, что означает данная статья?
Мнения участников.
- Ст. 20, пункт 1 - прочитайте, пожалуйста.
«Каждый человек имеет право на жизнь»
Как вы понимаете выражение «право на жизнь»?
Анализ прочитанного
- Ст. 21 п.1 - прочитайте, пожалуйста.
«Достоинство личности охраняется государством»
Как вы думаете, что означает данный пункт?
Мнения участников.
- Ст. 38 - прочитайте, пожалуйста.
«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях»
Как вы думаете, что означает данная статья?
Мнения участников.
- Ст. 43 п.1 - прочитайте, пожалуйста.
«Каждый имеет право на образование»
Как вы думаете, что означает данный пункт?
Мнения участников.
Ведущий: Мы сегодня познакомились лишь с несколькими статьями Конституции Российской Федерации, но уже поняли, что государство не может существовать без основных законов.
Трудно бывает законодателям внести поправки в тот или иной закон. Чтобы почувствовать себя в этой непростой роли, предлагаю подготовить несколько творческих работ.
1. Свод правил и норм поведения в обществе.
2. Законы, которые регулируют поведение подростков.
3. Дополнения, которые вы бы внесли в Конституцию РФ.
Направление работы вы выберите самостоятельно, а мы подведем итоги.
Звучит музыка Гимна Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Большой справочник школьника. 5 – 11 классы. – 11-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2009.
2. Государственная символика России: Метод.рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений. С.И.Козленко. М., 2002
3. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
4. Моя Родина - Россия. М., Просвещение, 2002.
5. Соболева Н.А. Российская государственная символика. М., 2002
Классный час «Мы - граждане Российской Федерации»
Цель:дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Повторить права и обязанности граждан России, закрепленных Конституцией РФ. Содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм, всесторонне развитую личность.
План проведения классного часа
1. Организационный момент:
Сегодня наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше – это день Конституции. Вы познакомитесь с основными понятиями: конституция, флаг, герб, гимн. Узнаете краткую историю создания Конституции в России, права и обязанности гражданина РФ.
2. Основная часть:
А) Что такое КОНСТИТУЦИЯ!
Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция –основа всего текущего законодательства. Действующая конституция принята в 1993 году
Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.
Конституция возникла от того, что общество всегда стремилось в процессе государственного и общественного развития к правопорядку и регулировании государственной власти. Конституция демократического государства устанавливает основные права и свобода человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках Конституции.
Б) Из истории создания Конституции
В 18821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства. В котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.
Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией.
В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.
В) Конституция РФ 12 декабря 19993 г.
Вспомним основные права граждан, закреплённые в Конституции РФ
- Каждый человек имеет право на свободу слова,
- Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
- Каждый человек имеет право на работу
- Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
- Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
- Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества
- А какие обязанности граждан РФ знаете вы?
Ответы детей.
- Знакомство со статьями Конституции РФ
Г) Символика государства. Флаг.
В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимн
Флаг России выглядит так: белый цвет- за Отечество, синий цвет- верность, красный цвет - отвага, битва за веру.
Герб
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.
На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти –исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.
Гимн
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался «Молитва Русских».
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гмн «Боже, царя храни!» и был до 1917 г.
В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал»
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь»
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова:
Россия –священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля!
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая богом – родная земля!
Припев
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
3. Заключение. Ваше мнение о проведённом мероприятии.
Список использованной литературы
- Большая Российская Энциклопедия: в 30 т./ Председатель науч. – ред. совета Ю.С.Осипов. Отв. Ред. С.Я.Кравец. т.3. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006.
- Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах), Гл.ред. А.М.Прохоров. Изд.3-е М.: «Советская Энциклопедия», 1972.
- Большой справочник школьника. 5 – 11 классы. – 11-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2009.
- Конституция Российской Федерации. М., 2003.
- Толковый словарь русского языка для школьников. М.: издательство «Евро-пресс» при участии фирмы «Рест», составитель А.Васильев, 2007.
Вопросы к информационно-игровой программе
«Знаешь ли ты Конституцию?» для 9-11 классов
- Сколько глав в Конституции РФ?
- В какой главе перечислены права и обязанности человека и гражданина?
- Назовите 5 прав, которыми могут пользоваться только граждане РФ.
- Назовите 5 прав, которыми может пользоваться любой человек на территории РФ.
- Что такое референдум? Назовите статьи, в которых упоминается этот термин.
- Кто может стать Президентом РФ согласно Конституции РФ? В какой статье Конституции об этом сказано?
- Кто по Конституции РФ назначает выборы Президента РФ?
- Перечислите вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы РФ.
- Сколько всего Конституций было принято в истории нашего государства (укажите годы принятия и названия Конституций)?
- Почему Конституцию называют Основным законом страны?
- Что обозначает фраза: «РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления? (статья 1)?
- Перечислите полномочия Президента РФ согласно Конституции РФ.
- Может ли гражданин РФ лишён своего гражданства, и в какой статье Конституции об этом сказано?
- Кто осуществляет государственную власть в РФ, и в какой статье об этом сказано?
- Каким образом была принята Конституция РФ в 1993 г?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Конституция России - путь к правовому государству"
Проект создан учениками 10 класса к 20-летию Конституции России....
Социальный проект "Конституция РФ - путь к правовому государству"
Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ. Необходимость появления такого проекта вызвано следующими обстоятельствами. Для ка...
Социальный проект «Конституция России – путь к правовому государству» Проект «Это наша земля, и мы за неё в ответе»
Проект направлен на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, формирует навыки правовой культуры, знания об основах конституционного строя ...
Конституция России – путь к правовому государству.
Классный час на тему "Конституция России-путь к правовому государству"...
Сценарий круглого стола Конституция РФ- путь к правовому государству
Знание законов Конституции РФ...
Конкурс ученических проектов: «Конституция России – путь к правовому государству»
В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся предложения по орган...
Конституция России- путь к правовому государству
Данная работа посвящается изучению Конституции России в историческом аспекте. Представлена история становления Российского правового государства. Дается краткий анализ законодательных актов начиная с...